Разделы презентаций


Лекция 2. Средние века и Новое время: история культур и международных отношений

Содержание

1. Мир в Средние века: история культур и международных отношений1.1. Специфика истории культур и международных отношений в Средние века1.2. Особенности культуры Византии1.3. Особенности культуры Арабского халифата1.4. Особенности и эволюция культуры средневековой

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 2. Средние века и Новое время: история культур и

международных отношений
Мир в Средние века: история культур и международных отношений
Мир

в переход от Средних веков к Новому времени: история культур и международных отношений
Мир в Новое время: история культур и международных отношений
Лекция 2. Средние века и Новое время: история культур и международных отношенийМир в Средние века: история культур

Слайд 21. Мир в Средние века: история культур и международных отношений
1.1.

Специфика истории культур и международных отношений в Средние века
1.2. Особенности

культуры Византии
1.3. Особенности культуры Арабского халифата
1.4. Особенности и эволюция культуры средневековой Европы
1.5. Особенности культуры средневековой Японии
1.6. Особенности международных отношений в Средние века
1. Мир в Средние века: история культур и международных отношений1.1. Специфика истории культур и международных отношений в

Слайд 31.1. Специфика истории культур и международных отношений в Средние века.

Для истории культур и международных отношений в Средние века характерно

доминирование религиозного фактора. Религия влияла на все основные сферы культурного пространства и потому вопросы о соотношении ортодоксии и ереси, порочности и святости волновали всех людей эпохи Средневековья. Принадлежность к обществу приверженцев определенной религии в Средние века с большой долей вероятности определяла, с одной стороны, потенциальных союзников, с другой стороны, вероятных противников в международной политике.
1.1. Специфика истории культур и международных отношений в Средние века. Для истории культур и международных отношений в

Слайд 41.2. Особенности культуры Византии. В культуре Византийской империи преобладают православные

смыслы (до середины XI века христианская церковь была единой, затем

раскололась на восточную (центр в православной Византии) и западную (центр в католическом Риме)), не вытесняя из неё светское начало, основанное на рецепции античного наследия. Византийская культура религиозна и основные смыслы её живописи несут содержание, трансцендентное земной реальности. «Христос Пантократор» – и судья и сын Божий, а «Георгий Победоносец» – не только воин, но Добро, побеждающее Зло.
1.2. Особенности культуры Византии. В культуре Византийской империи преобладают православные смыслы (до середины XI века христианская церковь

Слайд 5Искусство Византии (особенно это заметно в её мозаике) прославляло власть

христианского императора, считавшегося наместником Бога на Земле, в Византии даже

трон императора был двойным, на пустое сиденье вместо Христа был крест. Византийское общество включало в себя множество народов. Но хотя культура Византии – это синтез разных традиций, она всегда оставалась преимущественно религиозной (хотя в IV-VI вв. на неё оказывало сильное влияние античное наследие, а в XIV-XV вв. в её литературе высказывались отдельные гуманистические идеи).
Искусство Византии (особенно это заметно в её мозаике) прославляло власть христианского императора, считавшегося наместником Бога на Земле,

Слайд 61.3. Особенности культуры Арабского халифата. Для мусульманской культуры (и другой

любой средневековой культуры) присущи дидактизм, символизм и теоцентризм. Одной из

её характерных черт можно считать акцент на образ пророка Мухаммеда – на его видения и слова, деяния и образ жизни. Важной особенностью мусульманской культуры является акцент на веру в единого Бога – Аллаха, которого нельзя позитивно охарактеризовать или изобразить. Борьба против политеизма привела к тому, что в исламском искусстве (как и в искусстве евреев - иудаистов) нельзя изображать живые существа и предметы, отбрасывающие тень.
1.3. Особенности культуры Арабского халифата. Для мусульманской культуры (и другой любой средневековой культуры) присущи дидактизм, символизм и

Слайд 7В исламской культуре большое значение придается идентичности человека как члена

общины правоверных мусульман – уммы. Интеграция и поддержание единства уммы

– одна из задач каждого субъекта исламской культуры. Одним из концептов мусульманской культуры является харам – всё действия, которые чужды исламскому правоверию и праведному образу жизни. Противоположностью харама является халяль – действия, одобряемые исламской этикой. Исламская этика отражена в шариате - своде правил поведения благочестивого мусульманина.
В исламской культуре большое значение придается идентичности человека как члена общины правоверных мусульман – уммы. Интеграция и

Слайд 81.4. Особенности и эволюция культуры средневековой Европы. Изучение культур средневековой

Европы нужно начинать с их базовых символов, все они христианские

– святой, церковь, Святое писание, распятие Христа. Культуры средневековой Европы были интегрированы рядом католических символов и в первую очередь символом римского первосвященника (папы) – как викария (наместника) Христа на Земле.
1.4. Особенности и эволюция культуры средневековой Европы.  Изучение культур средневековой Европы нужно начинать с их базовых

Слайд 9Соотношение религиозного и светского начал в культурах средневековой христианской Европы

– символизирует рыцарь: светский феодал и защитник христианской веры от

еретиков и иноверцев. Многие из важнейших символов культур средневековой христианской Европы были связаны с событиями из жизни Христа, значимыми для всего человечества, например, с его воскресением после смерти и его Страшным Судом над душами людей (потому эсхатологизм – ожидание этого Суда и одновременно страх перед ним – характерная черта культур средневековой христианской Европы).
Соотношение религиозного и светского начал в культурах средневековой христианской Европы – символизирует рыцарь: светский феодал и защитник

Слайд 10Эволюция искусства средневековой Европы прошла период становления, эпоху романского стиля

и эпоху готического стиля. В период становления искусство средневековой Европы

синтезировало античные традиции, вкусы варварских народов и христианские мотивы. Архитектура и живопись эпохи романского стиля (X-XII вв.) символизируют придавленность и поражённость души человека грехом и смертностью (замок слева). Архитектура и живопись эпохи готического стиля (XIII-XV вв.) символизируют надежду человека на очищение души от грехов и посмертное воскрешение тела, а также устремлённость душ верующих к небу - обители Бога и раю (собор справа).
Эволюция искусства средневековой Европы прошла период становления, эпоху романского стиля и эпоху готического стиля. В период становления

Слайд 111.5. Особенности культуры средневековой Японии. В культуре средневековой Японии главные

смыслы связаны с традициями и религиями, причём японцы могли одновременно

почитать несколько религий (в зависимости от их жизненной ситуации). Несмотря на культурное влияние Китая (из него в Японию пришли буддизм, даосизм, конфуцианство), от японской культуры неотъемлем синтоизм, которому присущ культ предков, почитание природы, спокойное отношение к смерти (свидетельство тому - тории – священные врата бытия в синтоизме и бусидо – кодекс чести, воспитывающей готовность умереть).
1.5. Особенности культуры средневековой Японии. В культуре средневековой Японии главные смыслы связаны с традициями и религиями, причём

Слайд 12Для культуры средневековой Японии характерно спокойное любование красотой мира и

вещей, их надо созерцать. Культура средневековой Японии воспитывает подчинённость этикету,

сдержанность выражения эмоций (типичен образ гейши) и емкость формулировок мыслей. В культуре средневековой Японии возникла особая форма буддизма – дзен-буддизм. В дзен-буддизме особое внимание уделяется медитации, которой буддист может достичь нирваны (освобождения от страданий) путем внезапного прозрения. Для этого создан сад камней в Рёандзи.
Для культуры средневековой Японии характерно спокойное любование красотой мира и вещей, их надо созерцать. Культура средневековой Японии

Слайд 131.6. Особенности международных отношений в Средние века. В Средние века

международные отношения предопределялись двумя особенными факторами: феодальными спорами (один из

них привёл к Столетней войне (1337-1453 гг.) между Англией и Францией), религиозными отношениями (так, стремление католической церкви расширить сферу своего политического влияния (особенно после раскола христианской церкви на католическую и православную (1054 г.)) отразилась в крестовых походах (против политеистов, мусульман и даже православных христиан, а также в Тридцатилетней войне (1618-1648 гг., католиков с протестантами в Центральной Европе)).
1.6. Особенности международных отношений в Средние века. В Средние века международные отношения предопределялись двумя особенными факторами: феодальными

Слайд 14В Средневековье были нередки и попытки создания мировых империй (так,

в VII-IX вв. её предприняли арабы, а в XIII в.

- монголо-татары). Уникальна роль в международных отношениях европейских торговых республик – Генуи и Венеции. В позднем Средневековье появился новый вид внешнеполитической экспансии – колониализм (завоевание испанцами и португальцами стран Центральной (в том числе державы ацтеков) и Южной Америки (в частности, империи инков) в XVI в.).
В Средневековье были нередки и попытки создания мировых империй (так, в VII-IX вв. её предприняли арабы, а

Слайд 152. Мир в переход от Средних веков к Новому времени:

история культур и международных отношений
2.1. Специфика перехода от Средних веков

к Новому времени
2.2. Эпоха Возрождения в истории культур Европы
2.3. Реформация и Просвещение в истории культур Европы
2.4. Первая и вторая научно-техническая революция в истории культур Европы
2.5. Эволюция культур Европы в переход от Средних веков к Новому времени и история мировых культур
2.6. Колониальная экспансия стран Европы в переход от Средних веков к Новому времени и международные отношения

2. Мир в переход от Средних веков к Новому времени: история культур и международных отношений2.1. Специфика перехода

Слайд 162.1. Специфика перехода от Средних веков к Новому времени –

процесса, длившегося в разных странах с XVII по XIX вв.

– заключается в трансформации феодального общества в капиталистический социум в самых развитых странах мира, которая сопровождалась превращением ряда сфер культуры (литературы, искусства) из преимущественно элитарных в более массовые, а также превращением совокупности локальных международных отношений во всемирную историю. Таким образом, во время этого периода пока ещё средневековые культуры стран Востока могли сосуществовать с культурами Европы Нового времени.
2.1. Специфика перехода от Средних веков к Новому времени – процесса, длившегося в разных странах с XVII

Слайд 172.2. Эпоха Возрождения в истории культур Европы. Возрождение (Ренессанс) (XIV-XVI

вв. в Италии, XV-XVII вв. в ряде других стран Европы)

– это эпоха, когда в европейских культурах возрождается интерес к античному пониманию гармонии, красоты, человека и природы, при сохранении влияния христианства. Культурам эпохи Возрождения присущи антропоцентризм (человек становится главным объектом рефлексии) и гуманизм (удовлетворение потребностей и защита интересов человека приоритетны), синтез античного реализма и христианского символизма в живописи (Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)», Тициана Вечеллио «Святой Себастьян»).
2.2. Эпоха Возрождения в истории культур Европы. Возрождение (Ренессанс) (XIV-XVI вв. в Италии, XV-XVII вв. в ряде

Слайд 182.3. Реформация и Просвещение в истории культур Европы. Усилению роли

светского начала в культурах Европы содействовала Реформация – начатое М.

Лютером (слева) движение за свободу интерпретации Библии и пропаганды религиозных убеждений (так возник протестантизм) и движение за Просвещение (распространение светских знаний среди людей, связанное с культом разума (Д. Дидро (в центре)) и критикой религиозной нетерпимости (Вольтер (справа))). Под влиянием Реформации и Просвещения культуры Европы первыми в мире преодолевают средневековую специфику и входят в Новое время.
2.3. Реформация и Просвещение в истории культур Европы. Усилению роли светского начала в культурах Европы содействовала Реформация

Слайд 192.4. Первая и вторая научно-техническая революция в истории культур Европы.

Успехи науки и техники XVI-XVII вв. (например, появились ртутный барометр,

телескоп, микроскоп, печатный станок) нацеливали европейцев на переход от пассивного созерцания мира к преобразовательной деятельности в нём (Ф. Бэкон тогда заявил, что «знание - сила»). Этот скачок - первая научно-техническая революция. Новые достижения науки и техники стран Европы на рубеже XVIII – XIX вв. (в частности, появление механической прялки, парохода и паровоза) привели ко второй научно-технической революции, вызвав в них промышленные перевороты (замене мануфактур на фабрики).
2.4. Первая и вторая научно-техническая революция в истории культур Европы. Успехи науки и техники XVI-XVII вв. (например,

Слайд 20Ранее в культурах Европы были популярны стили, чуждые обыденности (в

живописи - величественный классицизм (Ж. Давид «Клятва Горациев», слева вверху),

пышное барокко (Р. Веласкес «Менины», слева внизу), игривое рококо (Ф. Буше «Купание Дианы», справа вверху), нежный сентиментализм (Т. Гейснсборо «Портрет четы Эндрюс», справа внизу).
Ранее в культурах Европы были популярны стили, чуждые обыденности (в живописи - величественный классицизм (Ж. Давид «Клятва

Слайд 21Успехи индустриализации в странах Европы придали актуальности осмыслению труда и

быта, и тем самым критического реализма (Г. Курбе «Дробильщики камня»,

слева вверху). Индустриализация содействовала формированию романтизма – стиля, воспевающего борьбу за свободу (Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ», слева внизу), подвиги (Т. Жерико «Офицер конных егерей, идущий в атаку», в центре), приключения (Э. Делакруа «Охота на львов в Марокко», справа), мир грёз и фантастики, - всё, что чуждо буржуазной обыденности.
Успехи индустриализации в странах Европы придали актуальности осмыслению труда и быта, и тем самым критического реализма (Г.

Слайд 222.5. Эволюция культур Европы в переход от Средних веков к

Новому времени и история мировых культур. В период перехода от

Средних веков к Новому времени европейская культура (посредством походов отрядов колонизаторов, экспедиций учёных, проповедей христианских миссионеров) всё больше распространяется в странах Америки, Африки, Азии, в Австралии и на отдельных островах. Особенно это касается территорий, вошедших в состав колониальных империй: европейцы, жившие в колониях, стремились к привычному им образу жизни и тем содействовали рецепции местным населением элементов своей культуры.
2.5. Эволюция культур Европы в переход от Средних веков к Новому времени и история мировых культур. В

Слайд 232.6. Колониальная экспансия стран Европы в переход от Средних веков

к Новому времени и международные отношения. В период перехода от

Средних веков к Новому времени всё больше государств Европы начинают принимать участие в колониальной экспансии, ранее успешно начатой Испанией и Португалией. Возникают и разрастаются колониальные империи Англии (была наибольшей по размеру), Нидерландов, Франции. Между участниками колониальной экспансии шло соперничество, нередко приводящее к войнам, в том числе в Европе (такова Война за испанское наследство (1701-1714 гг.) и Семилетняя война (1756-1763 гг.), начавшаяся с англо-французского спора).
2.6. Колониальная экспансия стран Европы в переход от Средних веков к Новому времени и международные отношения. В

Слайд 243. Мир в конце эпохи Нового времени: история культур и

международных отношений
3.1. Особенности истории культур и международных отношений в

конце Нового времени
3.2. Становление массового общества и культуры Европы
3.3. Авангардизм в культуре Европы
3.4. Специфика международных отношений в конце Нового времени
3. Мир в конце эпохи Нового времени: история культур и международных отношений 3.1. Особенности истории культур и

Слайд 253.1. Особенности истории культур и международных отношений в конце Нового

времени. Конец Нового времени (1868-1918 гг.) – период, в течение

которого впервые в истории шел диалог все развитых культур Запада и Востока. Китай и Япония, ранее пытавшиеся вести политику культурной самоизоляции, отказались от неё во имя заимствования идей, технологий и научных открытий стран Запада (тогда это страны Западной Европы и США), и в повлияли на культуры этих стран (в частности, на живопись импрессиониста К. Моне («Мостик под дождём»)).
3.1. Особенности истории культур и международных отношений в конце Нового времени. Конец Нового времени (1868-1918 гг.) –

Слайд 26В конце Нового времени уже почти все мир стал единым

культурным пространством. Лейтмотивами международных отношений того времени является противостояние между

колониальными державами, а также попытки пока ещё независимых государств сохранить свой суверенитет. Важным фактором международных отношений того времени является появление оружия большой разрушительной силы – химического оружия, пулемётов, танков и самолётов – и первые попытки договориться о правилах ведения боевых действий (Гаагская конференция (1899 г.)).
В конце Нового времени уже почти все мир стал единым культурным пространством. Лейтмотивами международных отношений того времени

Слайд 273.2. Становление массового общества и культуры Европы. Становление массового общества

в Европе вело к созданию произведений, насаждающих вкусы и интересы

обывателей. Это вызывало протесты в формах критицизма реалистов (обличение рутины (О. Домье «Вагон третьего класса»)), эскейпизма романтиков (призывы к бегству от общества в созерцание природы, приключения, экзотику, фантастику (К. Фридрих «Мужчина и женщина, созерцающие Луну»)), декадентского культа девиантности (Г. Редон «Улыбающийся паук»).
3.2. Становление массового общества и культуры Европы. Становление массового общества в Европе вело к созданию произведений, насаждающих

Слайд 28Декадентство с его апологией свободы отдельной личности (в том числе

от морали и религии) описало ужас одиночества, ждущий всех неординарных

(не вписавшихся в массовое общество) личностей, толкающий их к саморазрушению (П. Пикассо «Любительница абсента») и к безумию (Г. Мунк «Крик»). Декадентство в противовес жизнелюбию х буржуа испытывало интерес к смерти, ко всему странному, трагическому и демоническому (Г. Климт «Смерть и жизнь»).
Декадентство с его апологией свободы отдельной личности (в том числе от морали и религии) описало ужас одиночества,

Слайд 293.3. Авангардизм в культуре Европы. Новаторов в литературе и искусстве

конца Нового времени – противников массового общества – называют авангардистами.

Приверженцы авангардизма стремились освободиться от традиционного стремления к точному отображению видимой реальности. Одни из них (фовисты) экспериментировали с цветом (А. Дерен «Мост в Чаринг-Кросс»), другие (пуантилисты) – с точечной живописью (в частности, Ж. Сёра «Пудрящаяся девушка»).
3.3. Авангардизм в культуре Европы. Новаторов в литературе и искусстве конца Нового времени – противников массового общества

Слайд 30У сторонников авангардизма неприятие реализма проявляется и в отказе от

стандартной передачи содержания произведений. На картине кубиста Ж. Брака «Девушка»

цельной девушки нет, на полотне импрессиониста О. Ренуара «Пейзаж на берегу Сены» пейзаж непривычно размыт.
У сторонников авангардизма неприятие реализма проявляется и в отказе от стандартной передачи содержания произведений. На картине кубиста

Слайд 31Как авангардизм, так и декадентство выступают против всего, что связано

со стремлением отобразить окружающую действительность (и потому критикуют реализм). Для

произведений декадентов характерно увлечение мистикой, особенно демонической и мрачной (Г. штук «Инферно»), авангардисты если испытывают интерес к мистике, то как к средству, содействующему их творческим исканиям (П. Гоген «Желтый Христос»). В понимании цели к творчества между декадентами и авангардистами тоже нет единства: для декадентов – это в основном вызов традиции, авангардисты же стремятся к новаторству.
Как авангардизм, так и декадентство выступают против всего, что связано со стремлением отобразить окружающую действительность (и потому

Слайд 323.4. Специфика международных отношений в конце Нового времени. Международные отношения

в конце Нового времени (1868-1918 гг.) имели ряд особенностей: сближение

крупных колониальных держав – Англии и Франции (в 1907 г. они вместе с Россией заключили военный союз - Антанту), экспансия новых колониальных держав – Германии и Японии, рост конфронтации в Европе между Англией и Францией, с одной стороны, и Австро-Венгрией и Германией, с другой стороны.
3.4. Специфика международных отношений в конце Нового времени. Международные отношения в конце Нового времени (1868-1918 гг.) имели

Слайд 33Всё это стало основными политическими причинами начала первой мировой войны

(1914-1918 гг.), которой противостояли страны Антанты (к ним присоединились Греция,

Италия, Китай, Сербия, США, Япония и др.) и Тройственного союза (Австро-Венгрии и Германии, 1915 г. с ними в союзе была Италия, к ним присоединились Болгария и Османская империя). Победили страны Антанты. Война оказалась неожиданно долгой и кровавой, она ввергла часть населения Европы в отчаянье и скепсис по поводу всех европейских ценностей Нового времени.
Всё это стало основными политическими причинами начала первой мировой войны (1914-1918 гг.), которой противостояли страны Антанты (к

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика