Слайд 1Лекция 2.
Зарождение психологических знаний в
Древней Греции
Слайд 2Появляются первые философские системы, авторы которых берут за первооснову мира
тот или иной вид материи:
воду (Фалес),
- неопределенное бесконечное вещество
"алейрон" (Анаксимандр),
- воздух (Анаксимен),
-огонь (Гераклит).
Слайд 3ВЗГЛЯДЫ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО
Анимизм.
В родовом обществе господствовало мифологическое представление
о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сврехъестественным двойником
– душой (или многими душами).
Такой взгляд называется анимизмом (от лат. "анима" – душа). Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ.
Слайд 4Анимизм – вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов
(душ) как особых "агентов" или "призраков", которые покидают человеческое тело
с последним дыханием (например, по мнению философа и математика Пифагора) и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений.
Слайд 5Гилозоизм
Гераклит: душа как "искорка Логоса". Гилозоисту Гераклиту (конец VI –
начало V века до н.э.) космос представлялся в виде "вечно
живого огня", а душа ("психея") – в виде его искорки.
Таким образом, душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос.
Слайд 6С именем Гераклита связано выделение нескольких ступеней в процессе познания
окружающего мира. Он отделил деятельность органов чувств (ощущения) от разума,
он дал описание результатов познавательной активности человека, доказывая, что ощущения дают "темное", мало дифференцированное знание, в то время как результатом мыслительной деятельности является "светлое", отчетливое знание.
Слайд 7Геркалит впервые указал на разницу между душой взрослого человека и
ребенка, так как, с его точки зрения, по мере взросления
душа становится все более "сухой и горячей". Степень влажности души влияет на ее познавательные способности: «сухое сияние – душа мудрейшая и наилучшая».
Слайд 8Термин "Логос", введенный Гераклитом.
Демокрит: душа – поток огненных атомов.
Идея
Гераклита о том, что от закона Логоса зависит ход вещей,
получила развитие у Демокрита (ок. 460-370 гг. до н.э.).
Слайд 9Основу теории Демокрита составляет концепция, согласно которой весь мир состоит
из мельчайших, невидимых глазом частиц – атомов. Атомы отличаются друг
от друга формой, порядком и поворотом. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу.
После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа.
Слайд 10у Демокрита существует две ступени в познавательном процессе – ощущения
и мышление.
При этом он подчеркивал, что мышление дает нам
больше знаний, чем ощущения.
Слайд 11Демокрит также ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов.
Первичные
– это те качества, которые действительно существуют в предметах (вес,
поверхность, гладкая или шероховатая, форма).
Вторичные качества – цвет, запах, вкус.
Слайд 12Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей.
Такой подход носит название
детерминизма.
Слайд 13Гиппократ: учение о темпераментах.
Школа Гиппократа (ок. 460-377 гг. до
н.э.), известная нам по так называемому "Гиппократову сборнику", рассматривала жизнь
как изменяющийся процесс.
Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, Гиппократ заменял учением о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная).
Слайд 14Алкмеон: мозг – орган души. Гуморальная направленность мышления древнегреческих медиков
вовсе не означала, что они игнорировали строение органов, специально предназначенных
для выполнения психических функций. Издавна на Востоке и в Греции конкурировали между собой две теории "сердце-центрическая" и "мозго-центрическая" .
Слайд 15Учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что
была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга.
Ощущения, по Алкмеону,
– исходный пункт всей познавательной работы. "Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)".
Слайд 16Анаксагор: "ум" как начало вещей.
"Человек, – говорил Анаксагор, –
является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки".
Выходило, что не разум определяет преимущества человека, но его телесная организация определяет высшее психическое качество – разумность.
Слайд 17Софисты: учителя мудрости.
Детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических рассуждений,
строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами.
Слайд 18Сократ: познай самого себя.
Смысл деятельности Сократа (диалектика" – нахождение
истины с помощью беседы) состоял в том, чтобы с помощью
определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ (сократический метод) и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов.
Слайд 19Платон: душа и царство идей.
Согласно воззрениям Пифагорейской школы (об
основателе которой нет достоверных сведений) мироздание имеет не вещественную, а
арифметически-геометрическую структуру. Во всем существующем царит гармония, имеющая числовое выражение.
Слайд 20Платон считал память, как и ощущения, пассивным процессом и противопоставлял
их мышлению, подчеркивая его активный характер. Активность мышления обеспечивается его
связью с речью, о чем говорил еще Сократ.
Слайд 21Платон впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней
речи и активность мышления.
Он также впервые представил душу не
как целостную организацию, но как определенную структуру, которая испытывает давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, которые не всегда воз можно примирить с помощью разума.
Слайд 22Аристотель: душа – способ организации тела.
Аристотель разграничил теоретический и
практический разум. Принципом такого разграничения послужило различие между функциями мышления.
Поступок сопряжен с аффектом. Каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее.
Слайд 23Аристотель впервые заговорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических
методов с уровнем психического развития ребенка. Он предложил периодизацию, основой
которой явилась выделенная им структура души.