Разделы презентаций


Лекция 2. Зарождение психологических знаний в Древней Греции

Содержание

Появляются первые философские системы, авторы которых берут за первооснову мира тот или иной вид материи: воду (Фалес),- неопределенное бесконечное вещество "алейрон" (Анаксимандр), - воздух (Анаксимен), -огонь (Гераклит).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 2. Зарождение психологических знаний в Древней Греции

Лекция 2.  Зарождение психологических знаний в  Древней Греции

Слайд 2Появляются первые философские системы, авторы которых берут за первооснову мира

тот или иной вид материи:
воду (Фалес),
- неопределенное бесконечное вещество

"алейрон" (Анаксимандр),
- воздух (Анаксимен),
-огонь (Гераклит).
Появляются первые философские системы, авторы которых берут за первооснову мира тот или иной вид материи: воду (Фалес),-

Слайд 3ВЗГЛЯДЫ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО
Анимизм.
В родовом обществе господствовало мифологическое представление

о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сврехъестественным двойником

– душой (или многими душами).
Такой взгляд называется анимизмом (от лат. "анима" – душа). Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ.
ВЗГЛЯДЫ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГОАнимизм. В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь

Слайд 4Анимизм – вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов

(душ) как особых "агентов" или "призраков", которые покидают человеческое тело

с последним дыханием (например, по мнению философа и математика Пифагора) и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений.
Анимизм – вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых

Слайд 5Гилозоизм
Гераклит: душа как "искорка Логоса". Гилозоисту Гераклиту (конец VI –

начало V века до н.э.) космос представлялся в виде "вечно

живого огня", а душа ("психея") – в виде его искорки.
Таким образом, душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос.
ГилозоизмГераклит: душа как

Слайд 6С именем Гераклита связано выделение нескольких ступеней в процессе познания

окружающего мира. Он отделил деятельность органов чувств (ощущения) от разума,

он дал описание результатов познавательной активности человека, доказывая, что ощущения дают "темное", мало дифференцированное знание, в то время как результатом мыслительной деятельности является "светлое", отчетливое знание.
С именем Гераклита связано выделение нескольких ступеней в процессе познания окружающего мира. Он отделил деятельность органов чувств

Слайд 7Геркалит впервые указал на разницу между душой взрослого человека и

ребенка, так как, с его точки зрения, по мере взросления

душа становится все более "сухой и горячей". Степень влажности души влияет на ее познавательные способности: «сухое сияние – душа мудрейшая и наилучшая».
Геркалит впервые указал на разницу между душой взрослого человека и ребенка, так как, с его точки зрения,

Слайд 8Термин "Логос", введенный Гераклитом.

Демокрит: душа – поток огненных атомов.

Идея

Гераклита о том, что от закона Логоса зависит ход вещей,

получила развитие у Демокрита (ок. 460-370 гг. до н.э.).

Термин

Слайд 9Основу теории Демокрита составляет концепция, согласно которой весь мир состоит

из мельчайших, невидимых глазом частиц – атомов. Атомы отличаются друг

от друга формой, порядком и поворотом. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу.
После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа.
Основу теории Демокрита составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц – атомов.

Слайд 10у Демокрита существует две ступени в познавательном процессе – ощущения

и мышление.

При этом он подчеркивал, что мышление дает нам

больше знаний, чем ощущения.
у Демокрита существует две ступени в познавательном процессе – ощущения и мышление. При этом он подчеркивал, что

Слайд 11Демокрит также ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов.
Первичные

– это те качества, которые действительно существуют в предметах (вес,

поверхность, гладкая или шероховатая, форма).
Вторичные качества – цвет, запах, вкус.
Демокрит также ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов. Первичные – это те качества, которые действительно существуют

Слайд 12Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей.
Такой подход носит название

детерминизма.

Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей.Такой подход носит название детерминизма.

Слайд 13Гиппократ: учение о темпераментах.
Школа Гиппократа (ок. 460-377 гг. до

н.э.), известная нам по так называемому "Гиппократову сборнику", рассматривала жизнь

как изменяющийся процесс.
Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, Гиппократ заменял учением о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная).
Гиппократ: учение о темпераментах. Школа Гиппократа (ок. 460-377 гг. до н.э.), известная нам по так называемому

Слайд 14Алкмеон: мозг – орган души. Гуморальная направленность мышления древнегреческих медиков

вовсе не означала, что они игнорировали строение органов, специально предназначенных

для выполнения психических функций. Издавна на Востоке и в Греции конкурировали между собой две теории "сердце-центрическая" и "мозго-центрическая" .

Алкмеон: мозг – орган души. Гуморальная направленность мышления древнегреческих медиков вовсе не означала, что они игнорировали строение

Слайд 15Учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что

была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга.
Ощущения, по Алкмеону,

– исходный пункт всей познавательной работы. "Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)".

Учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта прямая зависимость ощущений от строения

Слайд 16Анаксагор: "ум" как начало вещей.
"Человек, – говорил Анаксагор, –

является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки".

Выходило, что не разум определяет преимущества человека, но его телесная организация определяет высшее психическое качество – разумность.
Анаксагор:

Слайд 17Софисты: учителя мудрости.
Детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических рассуждений,

строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами.


Софисты: учителя мудрости. Детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью

Слайд 18Сократ: познай самого себя.
Смысл деятельности Сократа (диалектика" – нахождение

истины с помощью беседы) состоял в том, чтобы с помощью

определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ (сократический метод) и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов.
Сократ: познай самого себя. Смысл деятельности Сократа (диалектика

Слайд 19Платон: душа и царство идей.
Согласно воззрениям Пифагорейской школы (об

основателе которой нет достоверных сведений) мироздание имеет не вещественную, а

арифметически-геометрическую структуру. Во всем существующем царит гармония, имеющая числовое выражение.
Платон: душа и царство идей. Согласно воззрениям Пифагорейской школы (об основателе которой нет достоверных сведений) мироздание имеет

Слайд 20Платон считал память, как и ощущения, пассивным процессом и противопоставлял

их мышлению, подчеркивая его активный характер. Активность мышления обеспечивается его

связью с речью, о чем говорил еще Сократ.
Платон считал память, как и ощущения, пассивным процессом и противопоставлял их мышлению, подчеркивая его активный характер. Активность

Слайд 21Платон впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней

речи и активность мышления.
Он также впервые представил душу не

как целостную организацию, но как определенную структуру, которая испытывает давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, которые не всегда воз можно примирить с помощью разума.
Платон впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активность мышления. Он также впервые

Слайд 22Аристотель: душа – способ организации тела.
Аристотель разграничил теоретический и

практический разум. Принципом такого разграничения послужило различие между функциями мышления.


Поступок сопряжен с аффектом. Каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее.
Аристотель: душа – способ организации тела. Аристотель разграничил теоретический и практический разум. Принципом такого разграничения послужило различие

Слайд 23Аристотель впервые заговорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических

методов с уровнем психического развития ребенка. Он предложил периодизацию, основой

которой явилась выделенная им структура души.
Аристотель впервые заговорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка. Он

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика