Слайд 1Лекция 2.1 Деловые переговоры.
Учебные вопросы:
Подготовка к переговорам.
Проведение переговоров.
Анализ итогов
переговоров.
Национальные стили ведения переговоров.
Слайд 21 вопрос. Подготовка к переговорам.
Деловые переговоры – форма делового
общения между собеседниками, которые обладают необходимыми полномочиями от своих организаций
(учреждений, фирм и т.д.) для установления деловых отношений, заключения договоров, разрешения спорных вопросов или выработки конструктивного подхода к их решению.
Слайд 3Отличительные черты:
имеют более официальный, конкретный характер;
предусматривают подписание документов, определяющих взаимные
обязательства сторон (договоров, контрактов и т. д.);
предполагают наличие несовпадающих или
даже противоположных интересов, которые имеются у сторон, и требуют от участников умения достигать разумного соглашения.
Слайд 4Характер деловых переговоров определяются их целями, которыми чаще всего выступают:
проблемы,
представляющие взаимный интерес;
координация действий для уточнения средств выполнения ранее достигнутых
соглашений;
сглаживание возникших противоречий, конфликтных ситуаций;
налаживание контактов и организация взаимоотношения с партнерами и т.д.
Слайд 5Этапы эффективных переговоров
1
2
3
Слайд 6Этапы эффективных переговоров
Самоподготовка
Клиент
Предложение
1
70% успеха
Слайд 7 Подготовка
Проанализируйте ситуацию:
интересы сторон
варианты решения
2. Поставьте цель
3. Продумайте стратегию
достижения:
оптимальное решение
ваши аргументы в его пользу
рейтинг альтернатив
Слайд 9Постановка цели переговоров
Выражена позитивным языком (без частички «не»).
Измерима и доказуема
(Что? Сколько? Когда?).
Достижима.
Вклад в долгосрочную стратегию отношений.
Слайд 10Содержание (Что)
Круг вопросов для переговоров
Пространство переговоров
Информация об участниках
Список своих вопросов
Список их вопросов
Источники силы
Ход переговоров (Как)
Командой или в одиночку
Роли в
команде
Повестка
Место/ Время
Стиль/ Стратегия
Вспомогательные материалы
Контрольный лист
Слайд 11Информация
Анализ доступной информации
Какую информацию необходимо собрать
Что Вы
не будете раскрывать
Какую информацию другая сторона
попытается вытянуть из Вас
Подготовка к переговорам
Слайд 12Список вопросов и ответов
Список вопросов требующих ответов
другой стороны
Подготовленные ответы на предполагаемые
вопросы другой стороны
Подготовка к переговорам
Слайд 13Список вопросов для обсуждения
Вопросы для обсуждения
Ваши потребности
и интересы
“Их” интересы и потребности
Подготовка к переговорам
Слайд 14ПРОФЕССИОНАЛЫ НЕ ДЕЛАЮТ ЦЕННОЙ УСТУПКИ ОППОНЕНТАМ ДО НАЧАЛА ПЕРЕГОВОРОВ
…
ОНИ ГОТОВЯТСЯ !
Слайд 15 Что позволяет избежать хорошая подготовка к переговорам?
стресс
проигрыш
неуверенность
заторможенность в принятии решения
Слайд 16Этапы эффективных переговоров
Установление контакта
Выяснение позиции
Презентация возможности
Отработка возражений
Создание договоренностей
2
Слайд 172 вопрос. Проведение переговоров.
Установление контакта
(последовательность Вашей речи)
Приветствие
Малый разговор
Закрепление ожиданий
Формулировка позиций
Мост
для дальнейшей коммуникации
Слайд 18Переговоры
– это коммуникация, направленная на убеждение, целью которой является
получение согласия и последующего действия контрагента в соответствии с соглашением.
–
это процесс, в ходе которого стороны продвигаются с их первоначально противоположных позиций в положение, когда может быть достигнуто соглашение.
Два блока:
Согласятся ли они? (коммуникация и убеждение)
На каких условиях они согласятся? (торг)
Слайд 19 Проведение переговоров
Установление контакта
(последовательность Вашей речи)
Цель
Удерживать интригу
Сформировать интерес
Включить внимание
Слайд 20 Проведение переговоров
Выяснение позиции
Явные
Скрытые
Выявить
Сформировать
Слайд 21Что люди хотят на самом деле?
Позиции
Внешнее проявление интересов, один из
способов их реализации
“Хочу именно это”
Интересы
Истинная причина, соответствует потребностям человека
“Почему хочу?”
Важно
различать позиции и интересы сторон, которые бывают скрыты за позициями. Позиции - это то, чего стороны хотят добиться в ходе переговоров.
Интересы, лежащие в основе позиций, указывают на то, почему стороны хотят добиться того, о чем заявляют.
Если позиции достаточно ясно формулируются участниками, то обнаружить интересы, стоящие за той или иной позицией, гораздо сложнее.
Слайд 22ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ( ВОСПРИЯТИЕ )
ФАКТЫ
ПОЗИЦИИ
ИНТЕРЕСЫ
Слайд 23Выяснение позиции
Искусство задавать вопросы
Вопрос привязка.
Альтернативные вопросы.
Закрытые вопросы.
Открытые вопросы.
Вопрос – вовлечение.
Переключающие
вопросы.
Слайд 24Эффективные вопросы:
Открытые вопросы:
Кто, Что, Где, Когда, Как, Почему
Помогают получить
информацию
Помогают выйти из ситуации тупика
Показывают, что вас интересует мнение другой
стороны доверие и желание сотрудничать
Косвенные вопросы:
Вы могли бы рассказать мне (чуть больше) о …
дипломатичны, вежливы доверие
Слайд 25Менее эффективные вопросы:
Закрытые вопросы: Вы думаете, что…?
Дают возможность сказать НЕТ
Альтернативные
вопросы: Вы думаете, что… или… ?
Слегка подталкивают собеседника к ожидаемому
ответу
Исключают все другие возможности
Слайд 26Закрытые Открытые вопросы
Вы пробовали найти
другое решение?
На ваш взгляд, как было бы лучше организовать отчётность?
Вы
уверены, что это так?
Это важно для вас?
Вы хотите, чтобы мы предоставляли вам еженедельные отчёты?
Как вы пробовали решить эту проблему?
Подскажите, откуда эта информация?
Почему это важно для вас?
Слайд 27Эффективная последовательность вопросов
Слайд 28Вопрос
Слушаем
Реагируем
Следующий вопрос
Как вовлекать людей:
Слайд 29 Проведение встречи
Презентация возможности
3 компонента презентации
Х
П
В
характеристика
преимущества
выгода
Слайд 30НЕ ТО, ЧТО ГОВОРИТСЯ, А ТО, ЧТО
УСЛЫШАНО.
НЕ ТО, ЧТО ПОКАЗЫВАЕТСЯ,
А ТО, ЧТО
УВИДЕНО.
НЕ ТО, ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ, А ТО, ЧТО
ПОНЯТО.
Восприятие
Слайд 31Делайте ВЫГОДЫ очевидными.
Говорите о них
Слайд 32Основывайте свои предложения на потребностях и интересах оппонента.
Поставьте себя на
место собеседника
2. Используйте критерии собеседника
3. Покажите ВЫГОДУ для другой стороны
Слайд 33Как показывать ВЫГОДУ:
Для вас это значит, что …
Это увеличит ваши
…
Это позволит вам …
Это сэкономит вам …
Это сократит/увеличит ваши …
Это
создаст благоприятные условия для вашего …
Благодаря этому вы получите…
Это приведёт вас к …
Слайд 34
Лично я люблю клубнику со сливками, а
рыба любит червяков, когда я иду на рыбалку, чтобы поймать рыбу, я
думаю не о том, что я люблю, а о том, что любит рыба.
Д. Карнеги
Слайд 35Присоединение к мнению
Позитивная эмоциональная реакция, принятие:
Хорошая мысль!
Согласитесь с той
частью идеи, которая для вас приемлема:
Согласен, что скорость в
этом процессе очень важна.
Добавьте свою мысль:
Кроме этого нам, нам ещё нужно чтобы решение было простым, а этот вариант быстрый при этом сложно реализуемый. Как насчёт …
Слайд 36Способ не согласиться с предложением:
Присоединение
Понимаю, о чём вы говорите …
Я
понимаю, почему вы так думаете …
Это была бы неплохая идея
для…
Действительно, соглашусь, что …
Я понимаю важность …
Ведение
… и …
… и при этом …
… с другой стороны …
… также …
… однако …
… но …
Слайд 37методы ведения деловых переговоров
жесткий подход – стороны изначально занимают излишне
жесткую позицию, изменить которую намерены лишь в крайних случаях; такой
метод редко бывает эффективен, он создает благоприятную почву для уловок, ведет к напряженности и иногда – к разрыву отношений; жесткое доминирование ведет к конфронтации сторон.
позиционный торг – стороны занимают позиции, которые затем уступаются в некоторой последовательности; такой метод тоже малопродуктивен, характеризуется непредсказуемостью результатов, большими затратами времени, возможностью ухудшения отношений с партнерами;
мягкий подход – стороны занимают дружелюбные позиции, избегают споров и конфликтов, но в то же время не идут на бесконечные уступки в ущерб себе;
принципиальные переговоры, или переговоры по существу – наиболее эффективный метод достижения соглашения между договаривающимися сторонами;
Слайд 38или переговоры «по существу», предполагают объективную оценку каждой позиции и
вынесение согласованного решения, направленного на максимальное удовлетворение интересов сторон во
имя общего дела.
Их эффективность достигается при условии реализации следующих положений:
• Разделите личностные мотивы и деловые интересы.
• Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях.
• Прежде чем решить, что делать, выделите круг возможностей.
• Настаивайте на том, чтобы результаты были соотнесены с объективными критериями и нормами.
«Принципиальные» переговоры
Слайд 39Другая классификация
вариационный метод, который предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
в чем заключается идеальное решение поставленной проблемы, от каких аспектов
идеального решения можно отказаться, какие аргументы необходимы для ответа на вопросы партнера, какие предложения партнера следует обязательно отклонить;
метод интеграции, который предназначен для того, чтобы убедить партнера в необходимости оценивать проблематику переговоров с учетом общности взаимосвязей и вытекающих отсюда потребностей взаимовыгодного сотрудничества;
компромиссный метод, при котором согласие достигается за счет того, что партнеры после неудавшейся попытки договориться между собой с учетом новых соображений частично отходят от своих требований взаимно уступая друг другу.
Слайд 40 Успешная переговорная технология: метод конструктивных переговоров или Гарвардский метод
Метод
предлагает применять жесткий подход к рассмотрению существа дела, и мягкий
подход к отношениям между участниками переговоров.
Он категорически исключает манипулирование и грубое использование фактора преимущественного положения какого-либо участника.
Конструктивные переговоры дают возможность быть справедливым, и одновременно защищают от возможной недобросовестности других участников.
Слайд 41Принципы конструктивных переговоров
На практике это правило означает, что участники должны
воевать не друг с другом, а все вместе – с
проблемой.
Ценность проблемы вызывает всегда сильные эмоции, вынуждает участников занимать противоположные позиции и отстаивать их, проявляя беспощадность к другой стороне, что ухудшает ситуацию, воспринимается как оскорбление и не дает возможность выработать устраивающее все стороны решение.
Выход– не начинать войну друг с другом за принятие своей позиции, а всем вместе обратить внимание на общую проблему.
Слайд 42Принципы конструктивных переговоров
Позиция – это сформулированные, выраженные словесно и эмоционально
требования одной из сторон
Интересы- это преобладающие в данный момент потребности
и опасения, которые мотивируют людей к определенным действиям.
Интересы прячутся за позициями, то есть выраженными требованиями, но ориентироваться надо на интересы!
Слайд 43Переход от позиций к интересам
Переход от обсуждения позиций к обсуждению
интересов невозможно сделать моментально, эмоции участников обычно делают невозможным переход
к объективному, спокойному обсуждению.
Даже полезно сначала дать высказаться участникам, «выпустить пар». Однако после этого все равно придется перейти от субъективного и эмоционального подхода к объективному и эмоционально нейтральному.
Для того, чтобы подобный переход состоялся, необходимо пройти ряд промежуточных ступеней.
Например, анализ позиций участников, затем – корректировка позиций, постепенное понимание других участников – хотя понимание не означает согласие, но оно сокращает зону конфликта.
Самому надо избавиться от излишней подозрительности, от негативного настроя. Нужно отказаться от обвинений, и говорить о проблеме отстраненно от упоминания конкретных людей или организации, с которыми идет разговор.
Слайд 44Принципы конструктивных переговоров
Необходимо заинтересовать другую сторону в конечном результате, мотивировать
их к достижению согласия. Этому будет служить то понимание партнера,
которое должно выработаться в результате предварительного анализа и в процессе ведения переговоров.
При этом процесс выработки общего решения должен быть совместным, все стороны должны быть вовлечены в него.
Свои интересы также надо убедительно разъяснять и аргументировать.
Предложения должны соответствовать не только своим интересам, но и интересам и ценностям другой стороны.
Необходимо несколько взаимовыгодных вариантов
Очень важно на этом этапе концентрироваться на будущем, на предложении такого решения, которое позволит достичь необходимой цели в будущем, а не на прошлом.
Слайд 45Принципы конструктивных переговоров
Четвертый принцип Гарвардского метода
Примеры объективных и справедливых критериев:
-
рыночная стоимость;
- существующий прецедент;
- научная независимая оценка;
- профессиональные стандарты;
- эффективность;
-
расходы;
- моральные стандарты;
- равноправие сторон;
- взаимная выгода.
Слайд 46 Важные Правила Торга
Никогда не принимайте
первое предложение
Всегда дорого отдавайте уступки
Никогда не предлагайте первым основную
уступку
Всегда оставляйте пространство для маневра
Делайте уступки постепенно и неохотно
Не давайте ничего взамен, если не просят
Не давайте многое за малое
Обесценивайте уступки другой стороны
Не делайте 80% уступок за 20% времени
Не защищайте свою позицию, а влияйте и убеждайте
Делайте записи и суммируйте достигнутое
Слайд 47Настойчивость
Волевое качество личности, умение добиваться поставленной цели, преодолевая внешние и
внутренние трудности
Слайд 48Как только вы встанете на нашу точку зрения, мы с
вами полностью согласимся.
Моше Даян
Слайд 49
“...Идеальный переговорщик должен обладать быстрым умом, но неограниченным терпением, уметь
притворяться, но не лгать, вызывать доверие, не доверяя другим, быть
скромным, но напористым, обладать шармом, не поддаваясь чарам других людей…”
Ф.Чарльз Икл
Личные качества.
Слайд 50НЕДОСТАТКИ В СТРАТЕГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ
«Холодный запуск»
Партнер вступает
в переговоры, не обдумав в достаточной степени их необходимость и цель, а также сложности и возможные последствия.
В этом случае за ним лишь «ответный ход», то есть он будет реагировать, а не действовать, не от него будет исходить инициатива.
«Отсутствие программы» У партнера нет четкого плана действий в пределах максимальных и минимальных требований.
Разумнее вести переговоры, имея в голове или на бумаге различные варианты действий.
«Главное, чтобы меня это устраивало!» Партнер настолько выпячивает собственные интересы, что представители другой стороны не видят для себя никаких преимуществ.
Подобные несовпадения интересов, зачастую вызываемые узковедомственными или просто эгоистичными соображениями, блокируют собеседника, отбивают у него охоту вести переговоры вообще.
НЕДОСТАТКИ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Слайд 511. Воспринимать друг друга вне контекста «друзья-противники»
9. Не устанавливать
на переговорах «нижней границы»
7. Сосредоточиться на выгодах, а не
на позициях
2. Видеть цель переговоров в разумном решении, полученном быстро и в полном согласии
10. Продумать возможность взаимной выгоды
11. Представить множество вариантов на выбор, а решение принять позже
5. Действовать независимо от доверия или недоверия
3. Отделять споры между людьми от решаемых задач
4. Лучше быть мягким с людьми и жестким к проблеме
8. Настаивать на использовании объективных критериев
6. Изучать интересы сторон
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЕДЕНИЮ
ПЕРЕГОВОРОВ
«ПЕРЕГОВОРЫ – ЭТО НЕ МЕСТО ДЛЯ ПОРЫВОВ, ЭТО МЕСТО ДЛЯ ДИПЛОМАТИИ» (Французская пословица)
13. Стараться достичь результата, основанного на нормах, которые зависят от воли сторон
12. Рассуждать и прислушиваться к доводам, уступать принципам, а не нажиму
Слайд 52Этапы эффективных переговоров
Анализ встречи
Самоанализ
Планирование
3
Слайд 533 вопрос. Анализ итогов переговоров.
Самоанализ
Что получилось отлично?
Что необходимо улучшить?
Слайд 54Анализ встречи
Насколько достигнута цель переговоров?
Что помогло в достижении?
Что мешало?
Чем я
помог собеседнику?
Слайд 55Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей
Преследует следующие цели:
-сравнение целей
переговоров с их результатами,
-определение мер и действий, вытекающих из результатов
переговоров,
-деловые, личные и организационные выводы для будущих переговоров или продолжения проводившихся.
Слайд 56Способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений
Для оценки успешности переговоров
можно использовать ряд критериев:
степень решения проблемы. Достигнутое в ходе переговорного
процесса соглашение есть свидетельство того или иного решения проблемы.
2. субъективные оценки переговоров и их результатов. Переговоры увенчались успехом, если обе стороны удовлетворены их итогами и расценивают достигнутое соглашение как справедливое решение проблемы.
выполнение условий соглашения. Даже самый блестящий результат переговоров заметно потускнеет, если возникнут проблемы с выполнением взятых на себя сторонами обязательств.
Поэтому наилучший способ обеспечить долговременный эффект переговоров — включение в соглашение плана по его реализации. Важно, чтобы в нем четко оговаривалось, что необходимо сделать, к какому сроку, чьими силами.
Слайд 573 этап. Анализ итогов встречи
Всего два действия
Слайд 58Этапы эффективных переговоров
Самоподготовка
Клиент
Предложение
1
Установление контакта
Выяснение позиции
Презентация возможности
Отработка возражений
Создание договоренностей
Анализ
встречи
Самоанализ
Планирование
2
3
Слайд 604 вопрос. Национальные стили ведения переговоров
Слайд 61АМЕРИКАНСКИЙ СТИЛЬ
Основные особенности:
высокий профессионализм участников,
стремление обсудить общие подходы и детали
выполнения,
следование своим правилам,
быстрое реагирование
на новую информацию,
настойчивые попытки
реализовать свои
цели,
предпочтение торгового стиля
переговоров
Слайд 62Американский стиль: рекомендации
1
2
3
Слайд 63АНГЛИЙСКИЙ СТИЛЬ
Основные особенности:
прагматический подход к делу,
умение избегать конфликтных ситуаций,
соблюдение ритуала
делового
общения,
большое значение
имеет длительность
взаимоотношений
с партнерами.
Слайд 64Английский стиль: рекомендации
1
2
3
4
5
Слайд 65ФРАНЦУЗСКИЙ СТИЛЬ
Основные особенности
предпочтение коллективных обсуждений проблемы,
необходимость предварительных договоренностей,
ориентация на логические
доказательства и общие принципы,
сочетание достаточно жесткого стиля переговоров и форм
вежливого, учтивого поведения
Слайд 66Французский стиль: рекомендации
1
2
Слайд 67НЕМЕЦКИЙ СТИЛЬ
Основные особенности
педантичность и расчетливость,
тщательная проработка своей позиции и последовательное
обсуждение вопросов,
пунктуальность и
строгая регламентация
поведения,
требование соблюдать
все пункты достигнутых
соглашений
Слайд 68Немецкий стиль: рекомендации
1
2
3
4
Слайд 69ЯПОНСКИЙ СТИЛЬ
Основные особенности
на большие уступки отвечают также
большими уступками со
своей стороны
стараются избегать столкновения позиций
к обсуждению проблемы и
принятию решения
привлекается большой
круг лиц
точность
в процессе переговоров и
в выполнении обязательств
всегда внимательно
выслушивают собеседника
Слайд 71КИТАЙСКИЙ СТИЛЬ
Основные особенности
четкое разграничение всех этапов переговоров,
определение статусов участников на
начальном этапе и ориентация на участников с более высоким статусом,
уступки
делают
в конце переговоров,
в процессе переговоров
могут оказывать
разные формы давления,
большое значение имеет
выполнение
договоренностей.
Слайд 72Китайский стиль: рекомендации
1
2
3
Слайд 73В настоящее время все большую значимость приобретают проблемы межкультурной деловой
коммуникации.
Быстрые темпы интернационализации экономики, ее глобализация, новые электронные средства
коммуникации приводят к значительному расширению международных контактов, появлению большого количества совместных
проектов, тесным взаимодействиям между представителями деловых кругов разных стран и континентов.
При деловом общении представители разных культур действуют в соответствии со своими культурными нормами и национальным менталитетом.
Знание и понимание этнокультурных особенностей участников делового общения является важнейшим условием повышения его эффективности, плодотворного решения возникающих проблем.
Слайд 74Типы деловых культур
моноактивные культуры (американцы, англичане, немцы, шведы…)
Моноактивными исследователь называет культуры, в которых принято планировать
свою жизнь, составлять расписание, организовывать деятельность в определенной последовательности, занимаясь только одним делом в данный момент.
Представители этих культур считают, что при линейной организации труда можно действовать более эффективно и добиться значительно больших результатов.
Основным способом коммуникации с представителями моноактивной культуры является диалог.
Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию.
Слайд 75 полиактивные культуры (итальянцы, латиноамериканцы, арабы…)
Это – общительные, подвижные народы,
которые привыкли делать множество дел одновременно, нередко не доводя их
до конца. Они планируют очередность дел не по расписанию, а по степени относительной привлекательности, значимости того или иного мероприятия в данный момент.
Полиактивных людей не очень заботит пунктуальность. Они считают, что реальность важнее, чем распорядок, устанавливаемый человеком, поэтому легко перестраиваются и часто меняют последовательность выполнении работ.
В полиактивной культуре, как и в моноактивной, основным способом коммуникации является диалог.
Когда вместе приходится работать людям, принадлежащим разным культурам, моноактивной и полиактивной, между ними может возникнуть взаимное непонимание, раздражение, что порой приводит к конфликтам, если одна из сторон не приспособится к другой.
Слайд 76реактивные культуры (японцы, китайцы, турки, финны…)
Их представители
придают наибольшее значение вежливости и уважению. Они предпочитают молча и
спокойно слушать собеседника, осторожно реагируя на предложения другой стороны. Представителей этой культуры считают лучшими в мире слушателями.
Они организуют свою деятельность не по строгому и неизменному плану, а в зависимости от обстоятельств, реагируя на происходящие изменения. Практически они никогда не прерывают говорящего, а выслушав, не торопятся с ответом, не высказывают определенного мнения, пытаются прояснить намерения и ожидания говорящего.
В реактивных культурах предпочтительным способом общения является следующий: монолог – пауза – размышление – монолог. Представители реактивной культуры часто выражают свои мысли с недомолвками, считая, что слушатель остальное дополнит сам, редко используют имена, что придает дискуссии безличный, неопределенный характер.
В процессе делового общения носители реактивной культуры нередко прибегают к излюбленной тактике – умалению своих достоинств. Кроме того, они прекрасно владеют искусством невербальной коммуникации, редко бывают агрессивными и не стремятся к лидерству.
Слайд 77Россия представляет собой чрезвычайно сложный поликультурный исторический феномен.
Основную
типологическую особенность российской культуры составляет ее бинарный характер.
Как подчеркивают
многие исследователи, Россия - это страна великих контрастов, любой тезис относительно ее истории и культуры
имеет и антитезис.
К национальным особенностям русских специалисты относят склонность к коллективизму, самопожертвованию, терпение, упорство, неравномерный ритм работы, способность в критический момент мобилизоваться и напрячь все силы, неуважительное отношение к закону.
Многие отмечают, что в основном это очень теплые, душевные люди,
отзывчивые на добро и любовь.