Слайд 1ЛЕКЦИЯ
Формирование
эмоциональной
картины мира
Слайд 4Вопросы, вызывающие затруднения у школьников
Какие чувства отражает эмоциональный строй стихотворения?
Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения?
Охарактеризуйте внутренний мир
лирического героя.
Опишите эмоциональное состояние рассказчика.
Как различные поэтические приемы помогают поэту передать ведущее настроение этого стихотворения?
Чем обусловлена грустная тональность фрагмента?
Докажите, что стихотворение можно отнести к жанру элегии.
В чем драматизм звучания любовной темы в этом стихотворении?
Слайд 5стыд
радость
укор
печаль
злорадство
восторг
восхищение
радость, веселье
смущение
страх
ужас
гордость
«полуулыбка-полуплач»
отчаяние
Слайд 7Павел Корин. Опять провалился
Слайд 8 обогащение словаря
уточнение словаря
а) наполнение содержанием тех слов, которые
усвоены обучающимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения
в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т. п.;
б) усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
в) усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;
г) усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
активизация словаря
устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный.
4 линии словарной работы в школе
Слайд 9 В школьном возрасте особенно ощутимо влияние языка на формирующиеся
концепты и понятия (например, сленг сужает восприятие мира во всей
его полноте).
От богатства и гибкости словаря подростка зависит не только способность к успешному общению, но и развитие эмоциональной сферы, и правильная интерпретация произведений литературы.
На что влияет
активный словарный запас?
Слайд 10Подумайте, УМЕЕМ ЛИ МЫ
1) проинформировать о своих чувствах,
2) поделиться своими
чувствами,
3) проанализировать свои чувства,
4) излить свои чувства,
5) узнать о чувствах
адресата,
6) проанализировать чувства адресата,
7) проинформировать о чувствах третьего лица/лиц,
8) узнать о чувствах третьего лица/лиц,
9) призвать адресата к действию для избавления от чувства,
10) призвать адресата к действию для получения чувства.
Слайд 11Языковая картина мира
- исторически сложившаяся в обыденном сознании данного коллектива
и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ
концептуализации действительности.
Слайд 12Важным моментом картины мира является то, вокруг чего она возводится,
что является ее смысловым центром.
Религиозная картина мира в центр
ставит соотношение небесного и земного, сферу человеческого и сферу божественного.
Главная тема философской картины мира – соотношение человека и мира, взятое во всех аспектах: онтологическом, гносеологическом, ценностном, деятельностном.
Научная картина мира – это система знаний, полученных в различных науках, это обобщѐнный образ мира, включающий представление о природе, обществе и человеке. Или (в узком значении) научная картина мира – совокупность и система знаний в отдельной науке, в которой фиксируется целостное видение предмета данной науки, которое формируется на определенном этапе ее развития.
Слайд 13Эмоциональная языковая картина мира
- сложное структурно-смысловое образование, сформированное вербализованными
эмоциональными представлениями, эмоциональными понятиями, эмоциональными концептами.
Эмоциональная языковая картина мира
формируется в результате оценочной деятельности сознания при ментальном освоении действительности.
Слайд 14 ФИЛОСОФЫ О ЯЗЫКЕ
«Наш мир никогда не бывает
лучше нашей речи»
Владимир Бибихин.
Слово и событие.
«Границы моего мира определены границами моего языка»
Людвиг Витгенштейн.
Логико-философский трактат.
Слайд 15ПСИХОЛОГИ О ЯЗЫКЕ
… Речь, являясь
средством общения, становится одновременно и механизмом интеллектуальной деятельности, позволяющим выполнять
операции отвлечения и обобщения и создающим основу категориального мышления.
А. Р. Лурия. Основы нейропсихологии
Слайд 16ФИЛОЛОГИ О ЯЗЫКЕ
В. фон Гумбольдт
(1767 – 1835): О различении строения человеческих языков и его
влиянии на духовное развитие человечества.
Слайд 17Проблема классификации эмоций
Эмотиология – наука о вербализации, выражении
и коммуникации эмоций.
Лингвисты называют различные количества лексических
единиц, обозначающих эмоции : от двух-трех десятков слов до сотни. (Почему?)
Среди психологов нет однозначного мнения по окончательному каталогу (инвентарю) эмоций человека: называют от 6 до 5000 эмоций человека.
(Почему?)
Слайд 18Эволюционная теория происхождения эмоций
Эмоции появились в процессе эволюции живых существ
как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к
условиям его жизни.
Слайд 19Чарльз Дарвин «Выражение эмоций у человека и животных», 1872
Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, мимика,
есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.
Слайд 21Базисные (первичные) эмоции
Базальные эмоции (греч. basis – основа и лат.
emovere – возбуждать, волновать) представлены минимальным набором, на основе которого
могут формироваться все другие эмоциональные процессы и состояния.
Именно эти эмоции фиксируются при электрической стимуляции различных подкорковых зон мозга.
Разные авторы называют различное число базисных эмоций - от 2 до 10.
Слайд 22Базисные (первичные) эмоции
Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и
специфической мимики.
Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое
переживание, которое осознается человеком.
Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Слайд 23Базисные (первичные) эмоции
базовые эмоции универсальны и узнаваемы во всех этнокультурах,
но различаются по своим
формам проявления.
Слайд 24Базисные (первичные) эмоции
Пол Экман (США, ХХ век) на основе изучения
лицевой экспрессии выделяет шесть базисных эмоций:
гнев,
страх,
отвращение,
удивление,
печаль
радость.
(по Р. Плутчику)
гордость (гнев + радость)
любовь (радость
+ принятие)
любопытство (удивление + принятие)
скромность (страх + принятие)
Бенедикт Спиноза
(1632-1677)
Бенедикт Спиноза
(1632-1677)
Слайд 33Сложные (вторичные) эмоции
Возможность соединения эмоций объясняет возникновение сложных чувств из
более простых. Так, сострадание, по Р. Декарту - соединение печали
и любви (Декарт Р. Страсти души.).
Ревность, согласно Б. Спинозе, состоит одновременно из любви и ненависти к любимому лицу и зависти к тому, кого он любит.
Слайд 34ОПРЕДЕЛИТЕ ЧУВСТВА:
Неприятное ощущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое
может погубить нас или причинить нам неприятность (Аристотель) – …
СТРАХ
Некоторого рода печаль при виде бедствия, которое … постигает человека, этого не заслуживающего, [бедствия], которое могло бы постигнуть нас самих… и, притом, когда оно оказывается близким (Аристотель) –
СОСТРАДАНИЕ
Желание кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него, а не ради самого себя, и старание по мере сил доставлять ему эти блага (Аристотель) -
ЛЮБОВЬ
Слайд 35Определение любви святого апостола Павла:
“Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,
не превозносится, не гордится,
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается,
не мыслит зла,
Не радуется неправде, а сорадуется истине;
Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит” (1 Кор. 13, 4—7).
Слайд 36ОПРЕДЕЛИТЕ ЧУВСТВА:
Смущение по поводу зол, которые, как представляется, влекут за
собой бесчестье (Аристотель) - …
СТЫД
Скорбь о благополучии ближнего (Василий Великий) - ...
ЗАВИСТЬ
Жалость к себе, соединенная с претензией к другому (лингвист Анна Зализняк) - …
ОБИДА
Смесь страха и уважения (В.Даль) - …
БЛАГОГОВЕНИЕ
Слайд 37ОПРЕДЕЛИТЕ ЧУВСТВА:
Чувство дискомфорта, возникающее при столкновении в сознании логически противоречивых
знаний об одном и том же предмете (Л.Фестингер, ам. психолог)
-
УДИВЛЕНИЕ
Смесь удивления и чего-то прекрасного (один из школьников) - …
ВОСХИЩЕНИЕ
Чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения,душевного радушного участия, доброжелательности (Энциклопедический словарь по педагогике и психологии) - ...
УМИЛЕНИЕ
Слайд 38Из ученических работ:
Безразличие + лень = ……
АПАТИЯ
Удивление + страх =…………….
ТРЕПЕТ
Спокойствие + счастье = ………
УМИРОТВОРЕНИЕ
Влечение + уважение = ……………….
ВЛЮБЛЁННОСТЬ
Слайд 39 Гордость - горделивость, гордыня, высокомерие, заносчивость, надменность, кичливость, претенциозность, спесь,
тщеславие, чванство, самолюбие, обидчивость, амбиция, гонор, самомнение; высокомудрие, высокомыслие, высокоумие.
Прот. Скромность, Смирение.
Гордость считает за собою достоинства; надменность основана на самонадеянности; высокомерие — на властолюбии;
кичливость — гордость ума;
чванство — гордость знати, богатства;
тщеславие — суетность, страсть к похвалам, спесь — глупое самодовольствие, ставящее себе в заслугу сан, чин, внешние знаки отличия, богатство, высокий род свой и проч. (Даль).
Слайд 40Пары ЭМОЦИЙ
Роберт Плутчик (США, ХХ век) выделяет восемь базисных эмоций,
деля их на четыре пары.
Каждая пара связана с определенным действием:
1)
разрушение (гнев) - защита (страх);
2) принятие (одобрение) - отвержение (отвращение);
3) воспроизведение (радость) - лишение (уныние);
4) исследование (ожидание) - ориентация (удивление).
Слайд 41Эмоции на основе личных потребностей
Верхняя грань –
положительные
Нижняя грань –
отрицательные
Левая грань –
предвосхищающие
Правая грань –
констатирующие
Передняя грань –
направленные на себя
Задняя грань –
направленные на объект
(по В.О. Леонтьеву)
Слайд 42Фундаментальные эмоции
(по К. Изарду)
1. Интерес (возбуждение)
2. Удовольствие (радость)
3. Удивление
4. Горе (страдание)
5. Гнев (ярость)
6. Отвращение (омерзение)
7. Презрение (пренебрежение)
8. Страх (ужас)
9. Стыд (застенчивость)
10. Вина (раскаяние)
Слайд 43 Удивление – когнитивный диссонанс
При столкновении в сознании логически противоречивых
знаний об одном и том же явлении, событии, объекте возникает
чувство дискомфорта.
Несоответствие между двумя когнитивными элементами (когнициями) — мыслями, опытом, информацией, при котором отрицание одного элемента вытекает из существования другого, и связанное с этим несоответствием ощущение дискомфорта.
Каковы способы устранения или сглаживания этих противоречий?
(Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. — СПб., 1999 (Festinger L. А., 1957)).
Слайд 44 Когнитивный диссонанс
О.Э. Мандельштам:
«Неужели я настоящий
И действительно смерть придет?»
«Когда
б не смерть, так никогда бы
Мне не узнать, что я
живу».
Слайд 45Стыд и вина
Стыд и вина выполняют регулятивную функцию в социуме.
Они являются
важнейшим, сформированным культурой внутренним механизмом, контролирующим соблюдение человеком нравственных норм.
Слайд 46Стыд и вина
Стыд затрагивает центральную идентичность человека,
его целостность, вина – его действие.
(Стыд – чувство, что ты плохой, а вина – что ты сделал что-то плохое).
Чувство стыда формируется в раннем возрасте, с момента осознания им, что он – отдельный человек, который нуждается в родительской любви и принятии и может это потерять. Чувство вины появляется в более позднем возрасте, когда ребенок осознает, что у него есть социальные обязанности, поэтому ради любви близких он должен сдерживать свои эгоистические, агрессивные и сексуальные чувства.
Человек, испытывающий стыд и человек, испытывающий вину, по-разному переживают провал и неудачу. Неудачу стыдящийся человек ощущает как жизненный провал, он чувствует себя неадекватным всему роду человеческому, не способным реализовать свои жизненные задачи, не соответствующим своим ожиданиям. Чаще всего это отражение родительских ожиданий.
Виновные чувствуют ошибку не в бытии, а в действии. Их неудача состоит в их собственных обязательствах перед собой и другими.
Слайд 47 Стыд и совесть одинаково личные переживания, здесь и речи нет об осуждении
со стороны.
Социальная связь чести и духовная связь совести складывались постепенно.
Им предшествовали формулы
честь и слава, стыд и срам.
В обоих случаях имеются в виду личное переживание (стыд, честь) и оценка его со стороны окружающих (срам, слава).
(В.В. Колесов. Честь и совесть. Язык и ментальность. СПб., 2004).
Слайд 48Объясните, как вы понимаете:
Два главных
корня в каждой душе - извечные Страх и Стыд.
И
каждый Страх, побеждающий Стыд, людей, как свиней, скопит.
Два главных корня в каждой душе среди неглавных корней.
И каждый,
Стыдом побеждающий Страх,
хранит молоко матерей.
Ф.Искандер. Баллада об украденном козле
Слайд 49ОБИДА
Старец Зосима – Фёдору Павловичу
Карамазову:
«Лгущий себе самому прежде всех и обидеться может.
Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, - знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большего удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной... Да встаньте же. сядьте, прошу вас очень, ведь все это тоже ложные жесты...
- Блаженный человек! Дайте ручку поцеловать, - подскочил Федор Павлович и быстро чмокнул старца в худенькую его руку. - Именно, именно приятно обидеться. Это вы так хорошо сказали, что я и не слыхал еще. Именно, именно я-то всю жизнь и обижался до приятности, для эстетики обижался, ибо не токмо приятно, но и красиво иной раз обиженным быть…
Слайд 50ЗАДАНИЕ на дом:
Напишите сочинение
«И тогда мне стало стыдно…»
«Я очень огорчился,
когда узнал…»
«И вот тогда я испытал гордость…»
«В тот миг я
ликовал…»
Слайд 52Вербализация эмоций
Чтобы адекватно выражать собственные эмоции и понимать эмоции других,
с точки зрения механизмов речи необходимо
1) количественное накопление в
памяти лексического багажа;
2) развитие навыка мгновенного включения точного слова в речевой контекст.
Слайд 54ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ
Постройте «лестницу настроений»: расположите эмоции по степени усиления
(от нейтральной к самой сильной)
РАДОСТЬ, БЛАЖЕНСТВО, ВООДУШЕВЛЕНИЕ, ОЖИВЛЕНИЕ, ВОСТОРГ,
ВОСХИЩЕНИЕ, СЧАСТЬЕ, ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ, УДОВОЛЬСТВИЕ, ВЕСЕЛЬЕ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ, ЛИКОВАНИЕ
Слайд 55ЛЕСЕНКА РАДОСТИ
БЕЗРАЗЛИЧИЕ,
ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ,
ОЖИВЛЕНИЕ,
ВООДУШЕВЛЕНИЕ,
УДОВОЛЬСТВИЕ,
ВЕСЕЛЬЕ,
РАДОСТЬ,
ВОСХИЩЕНИЕ,
ВОСТОРГ,
ЛИКОВАНИЕ,
СЧАСТЬЕ,
БЛАЖЕНСТВО
Слайд 56ПЕЧАЛЬ, ГОРЕ, РАВНОДУШИЕ, ГРУСТЬ, РАСТЕРЯННОСТЬ, ОТЧАЯНИЕ, ОГОРЧЕНИЕ, СТРАДАНИЕ, СКУКА, ТОСКА,
ПОДАВЛЕННОСТЬ, УНЫНИЕ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ
Постройте «лестницу настроений»: расположите эмоции по степени
усиления (от нейтральной к самой сильной)
Слайд 57ЛЕСЕНКА ГРУСТИ
РАВНОДУШИЕ,
СКУКА,
РАСТЕРЯННОСТЬ,
ОГОРЧЕНИЕ,
ГРУСТЬ,
ПОДАВЛЕННОСТЬ,
ПЕЧАЛЬ,
ТОСКА,
СТРАДАНИЕ,
ГОРЕ,
ОТЧАЯНИЕ,
УНЫНИЕ
Слайд 58Интересный факт!
Во всех языках слов с отрицательной оценочной семантикой больше,
чем с положительной, но употребляются они значительно реже, чем последние
Негативность,
превалируя в лексиконе, уступает позитивности в употреблении и синтагматическом комбинировании.
Но положительные эмоции выражаются всеми народами более однообразно и диффузно, чем отрицательные, которые всегда конкретны, отчётливы и многообразны.
Слайд 59Варианты задания
«Лестница эмоций»
ВОЛНЕНИЕ,
ПАНИКА, ИСПУГ, БЕСПОКОЙСТВО, ТРЕВОГА, УЖАС, СТРАХ, СМЯТЕНИЕ, РАСТЕРЯННОСТЬ, ОПАСЕНИЕ, ТРЕПЕТ,
ОЦЕПЕНЕНИЕ, НАСТОРОЖЕННОСТЬ,БОЯЗНЬ
Слайд 60Варианты задания
«Лестница эмоций»
изумление,
ошеломление, недоумение, удивление, растерянность, замешательство, потрясение
Слайд 61Варианты задания
«Лестница эмоций»
Брезгливость, неприятие,
отвращение, гадливость, нелюбовь, ненависть, неприязнь,
омерзение, презрение, немилость, нерасположение
Гнев, раздражение, недовольство, бешенство, досада, исступление, запальчивость,
злость, негодование, неудовольствие, озлобление, остервенение, ярость
Слайд 62Тоска — …стесненье духа, томленье души, мучительная грусть; душевная тревога,
беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь (В.
И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, 1863).
Тоска — 1. Душевное томление, тревога в соединении с грустью, унынием.
2. Безл. сказ. О скуке, унынии, царящих где-либо (Словарь совр. русс. литер. языка / под ред. Г. А. Качевской, Е. Н. Толикиной. Т. 15. М., 1963).
Тоска — тяжёлое гнетущее чувство, душевная тревога, томление в соединении с грустью;
уныние — тягостное, подавленное душевное состояние, исполненное безразличия к окружающему;
меланхолия, хандра — мрачное, тоскливое настроение, сопровождающееся раздражительностью, стремлением к уединению, состояние, когда всё представляется в мрачном, безотрадном свете… <…> кручина (Словарь синонимов русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. М., 2000).
Слайд 63ЗАДАНИЕ на дом:
Нарисуйте «кардиограмму» своих эмоций, которые вы испытали за
вчерашний день.
По горизонтальной оси – время (в часах), когда
вы пережили то или иное чувство,
по вертикальной – интенсивность этого чувства.
Кардиограмма эмоций
блаженство
счастье
ликование
восторг
веселье
радость
удовольствие
воодушевление
интерес
оживление
безразличие 8.00
12.00 16.00 20.00 22.00
скука
растерянность
огорчение
грусть
подавленность
печаль
тоска
горе
отчаяние
уныние
Слайд 66ЗАДАНИЕ на дом:
Представьте, что вы пишете автобиографическую повесть в стиле
Л.Н. Толстого. Расскажите о событиях одного своего дня, анализируя свои
чувства.
Используйте вышеприведенные названия эмоций (можно образовывать от них наречия, глаголы, прилагательные: радость – радостно – радовался – радостный), а также фразеологизмы.
Слайд 67ЗАДАНИЕ на дом:
Создайте «кардиограмму эмоций» литературного персонажа (лирического героя) прокомментируйте
её.
Слайд 72«Цветовое выражение» чувств
Покраснеть от …
Порозоветь от …
Побагроветь от …
Просиять от…
Побледнеть
от …
Побелеть от …
Позеленеть от …
Пожелтеть от …
Посинеть от …
Почернеть
от …
Стать серым от …
Слайд 73«Цветовое выражение» чувств
Некоторые слова для справок:
гнев, обида, стыд, досада,
ярость, страх, радость, горе, ужас, боль, тоска, зависть, удовольствие, усталость,
злость, смущение, холод, крик, счастье.
Слайд 75«Почувствуйте чувство!»:
И далеко кто-то, из леса за деревней, громко крикнул:
—
Максим, ты где?
— В земле! — глухо отозвался пень-голова.
Никита обернулся,
чтобы бежать к матери в поле, но упал. Он занемог от …; ноги его стали теперь, как чужие люди, и не слушались его. Тогда он пополз на животе, словно был еще маленький и не мог ходить.
(Андрей Платонов. «Никита» ).
Слайд 76«Почувствуйте чувство!»:
Около полуночи пошевелилась опять простыня у соседней кровати... Алеша,
который накануне этому радовался, теперь закрыл глаза... он боялся увидеть
Чернушку! … его мучила. Он вспомнил, что еще вчера ввечеру так уверительно говорил Чернушке, что непременно исправится, - и вместо того... Что он ей теперь скажет?
(Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»).
Слайд 77«Почувствуйте чувство!»:
Герасим … вдруг почувствовал, как будто его дергают за
полу; он весь затрепетал, однако не поднял головы, даже зажмурился;
но вот опять его дернули, сильнее прежнего; он вскочил... перед ним, с обрывком на шее, вертелась Муму. Протяжный крик … вырвался из его безмолвной груди; он схватил Муму, стиснул ее в своих объятьях; она в одно мгновенье облизала ему нос, глаза, усы и бороду... Он постоял, подумал, осторожно слез с сенника, оглянулся и, удостоверившись, что никто его не увидит, благополучно пробрался в свою каморку
(Иван Сергеевич Тургенев. «Муму» ).
Слайд 78Перескажите, что чувствует герой:
Изобразить чувство, которое я испытывал в то
время, очень трудно. Я знал, что он страшно вспыльчив, что
в эту минуту в его груди кипит бешенство... Что он со мной сделает? -- швырнет... изломает; но мне теперь кажется, что я боялся не этого... Даже в эту страшную минуту я любил этого человека, но вместе с тем инстинктивно чувствовал, что вот сейчас он бешеным насилием разобьет мою любовь вдребезги, что затем, пока я буду жить, в его руках и после, навсегда, навсегда в моем сердце вспыхнет та же пламенная ненависть, которая мелькнула для меня в его мрачных глазах. Теперь я совсем перестал бояться; в моей груди защекотало что-то вроде задорного, дерзкого вызова... Кажется, я ждал и желал, чтобы катастрофа, наконец, разразилась. Если так... пусть... тем лучше, да, тем лучше... тем лучше...
(В.Г.Короленко. В дурном обществе)
Слайд 79ЗАДАНИЕ: Определите, какое чувство названо у Льва Толстого. Вставьте его
вместо пропуска (Л.Н.Толстой. «Детство»)
Слайд 84Настроение автора
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
Отрывок из рассказа Д.Мамина-Сибиряка «Волшебник». Вопрос: «Какое
настроение создается в этом тексте? С помощью каких слов это
достигается?».
2. Прочитайте фрагмент романа И.Шмелева “Лето Господне”. Какое настроение передает в нем автор? Выпишите из текста словосочетания, которые передают праздничное настроение.
Слайд 85Настроение автора
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
Перечитайте в рассказе «Бежин луг» пейзажи и
определите, какие ощущения и чувства
они у вас вызвали. Отметьте художественные
средства, которые помогли автору добиться
такого эффекта. Результаты работы запишите.
Запишите, как меняются чувства Оксаны, когда она узнаёт об исчезновении Вакулы.
Слайд 86Настроение автора
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
Перечитайте фрагмент, в котором повествователь рассказывает о
том, как Герасим ухаживал за Муму, когда принёс её домой.
Выпишите из текста в две колонки словосочетания с глаголами, обозначающими действия Герасима, а также слова, описывающие его внутреннее состояние, переживания.
2. Письменно ответьте на вопрос: «Какие чувства Герасима скрывались за его действиями?»
Слайд 87Настроение автора
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
Перечитайте фрагмент, в котором рассказывается, как Герасим
обнаружил пропажу Муму. Выпишите словосочетания с глаголами, обозначающими действия Герасима,
рядом запишите слова и выражения, которые передают его душевное состояние. Определите, какие чувства скрываются за действиями героя.
(Обратите внимание, что об одном переживании может свидетельствовать несколько действий. В этом случае словосочетания с глаголами
нужно объединить в группы.) Запишите свои размышл, переживания.
Слайд 88Настроение автора
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
1. Прочитайте стихотворение С.А. Есенина “С добрым
утром!”. Какое настроение оно создает?
2. Прочитайте стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога»
и «Бесы» и подумайте, одинаково ли настроение их героев, схожи ли идеи этих произведений».
Слайд 89Настроение героя
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
Перечитайте сон Светланы. Выпишите из этого эпизода,
что вызывает у Светланы смену настроения (можно выписать цитаты), и
укажите рядом, какие чувства испытывает Светлана в эти моменты. Сколько раз и как изменилось состояние героини? В связи с чем и почему это происходило? Ответы запишите в тетради.
Например:
«Я с тобой, моя краса…» – надежда
«Ни полслова ей в ответ…» – разочарование
Слайд 90Настроение героя
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
И.С.Тургенев. «Ася»
Понаблюдайте и зафиксируйте в таблице, каким
было первоначальное состояние души Н.Н. и изменения, которые происходят в
настроении и переживаниях господина Н.Н. Что становится причинами этих изменений? Как выявленные вами взаимосвязи помогают понять характер и качества героя?
Слайд 91Настроение героя
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
И.А.Бунин. «Тёмные аллеи»
Понаблюдайте и запишите в
тетрадь, как меняется в рассказе «Тёмные аллеи» настроение каждого героя.
Чем вызваны эти изменения?
Николай Алексеевич
________________________________________________________________________________________
Надежда
________________________________________________________________________________________
Слайд 92Настроение героя
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
Н.В.Гоголь. «Портрет»
Составьте план, передающий стадии внутренних изменений
художника Чарткова.
2. Переходя от одного фрагмента к другому в соответствии
с этим планом, понаблюдайте за жизнью ума и за жизнью таланта художника Чарткова. Запишите, какие открытия вы сделали.
3. Продолжите работу с планом. Определите содержание эмоциональной жизни художника Чарткова на каждой стадии изменений. Составьте цитатный план.
4. Сопоставьте результаты выполнения заданий 1, 2 и 3. Как связаны мысли, способности к творчеству (талант) и эмоции художника Чарткова? Напишите в тетрадях для сочинений рассуждение на тему «Сложности внутренней жизни художника Чарткова».
Слайд 93Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
—
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор,
ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
А.С.ПУШКИН (1829)
Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения?
Слайд 94Что открываем:
К. С. Горбачевич. Словарь эпитетов русского литературного языка — СПб.: Норинт,
2000. http://epithets.academic.ru
А. Зеленецкий. Эпитеты литературной русской речи — Москва, 1913.
Г.
И. Кустова. Словарь русской идиоматики. Сочетания слов со значением высокой степени.
http://enc-dic.com/idiom/
Слайд 97
Июль
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают
тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате
крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой. <1956>
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Слайд 100 МОЛИТВА
В минуту жизни трудную
Теснится
ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В
созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
Какими
чувствами
наполнено
стихотворение?
Слайд 101ЧУВСТВО. Психическое состояние человека, его душевное переживание; любовь. О силе,
глубине, новизне чувства; о степени осознанности, определенности переживания. Безотчетное, безрассудное,
безудержное, безумное, бессмысленное, бесформенное, бешеное, большое, буйное, бурное, великое, вечное, властное, внезапное, врожденное, всеобъемлющее, всепобеждающее, всепожирающее, всепокоряющее, глубинное, глубокое, глухое, голое, горячее, двойственное, действенное, жаркое, жгучее, живое, запоздалое, заскорузлое, застарелое, затаенное, захватывающее, знакомое, кипучее, клокочущее, легкое, мгновенное, мимолетное, минутное, могучее, молодое, мощное (разг.), невесомое, невольное, невыразимое, незнакомое, неизъяснимое, неистовое, ненасытное, необъяснимое, необъятное, необыкновенное, необычайное, необычное, неодолимое, неопределенное, неосознанное, неохладевающее, непонятное, непостижимое, непреодолимое, неукротимое, неясное, новое, огненное, огромное, острое, остылое, ответное, пламенное, подсознательное, полусознательное, порывистое, постоянное, приподнятое, противоречивые, прочное, пылкое, развитое, робкое, самозабвенное, свежее, сдержанное, серьезное, сильное, скрытое, слепое, сложное, смутное, сокровенное, стихийное, странное, страстное, тайное, темное, труднообъяснимое, тупое, увядшее, угасшее, усталое, цельное, широкое, юное, яркое, яростное, ясное.
Слайд 102 МОЛИТВА
В минуту жизни трудную
Теснится
ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В
созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
(ЛКЗ Мишатиной Н.Л.)
Глухой, терпкий, мутный; море, наплыв,бацилла, горечь; навалиться, нахлынуть, брать, испариться
Летучий, светлый, звонкий; чаша, потоки, всходы, всплеск; брызнуть, бурлить, испариться; пить, распирать от, черпать, зарумяниться от
Леденящий, вязкий, липкий; оковы, в объятиях; сковывать, разрастаться, вцепляться; дрожать от, цепенеть от
Кипящий, выплеснувшийся; прилив, взрыв, волна; переполнять, бурлить, вскипать; потемнеть от, сверкать от, ощетиниться от
Горячий, светлый; крушение, жар, капелька; зажигать, гореть, светиться от, сиять от
страх; радость; гнев; любовь; печаль(тоска);
Слайд 104МЕТАФОРЫ ЭМОЦИЙ
В их основе лежат аналогии: с жидким, текучим
веществом (страсти кипят, прилив чувств, хлебнуть горя, испить чашу страдания,
волна нежности), с огнем (гореть желанием, любовный пыл, пламя любви, огонь желания), с воздушной стихией (буря страстей, вихрь, шквал, порыв чувств, чувства обуревают), с болезнью, отравой (лихорадка любви, переболеть любовью, зависть отравляет душу), с живым существом (чувства рождаются, живут, говорят, умирают, пробуждаются) и др.
Слайд 105Допишите сравнения, развернув их метафорический образ:
Тоска глухая, как…
Радость звонкая, как…
Страх
леденящий, как…
Гнев кипящий, как…
Любовь горячая, как…
Обида жгучая, как…
Восторг звонкий, как…
(ЛКЗ Мишатиной Н.Л)
Слайд 106МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ЧУВСТВ КАК ФАНТАЗИЙНО-ИГРОВАЯ ФОРМА ДУХОВНОГО ТВОРЧЕСТВА (5-6
КЛАССЫ) (по Н.Л.Мишатиной)
Обида похожа на черничный сок – пролил, и
никогда до конца не отстирается.
Обидевшись, человек сворачивается, как еж, и встречает мир острыми иголками.
Обида как лабиринт. Ты совершенно один, ты растерян, заперт в своей душевной боли, но ты ищешь свет, ищешь выход.
Я слушаю водопад одиночества.
В подвалах зависти темно, страшно и нет выхода.
Радость – это чувство, которое заводит двигатель веселья, открывает все клапаны счастья, подключает провода удовольствия, заправляет бак энергии и двигает поршни мечты.
Слайд 107Составьте свой
МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЧУВСТВА (состояния)
радость, обида, гнев, стыд,
восторг, страх, жалость,одиночество, дружба, любовь
Слайд 108Воспользуйтесь метафорами
огонь, луч, пожар, жжение
воздух, простор, ветер, дым,
полёт, запах
море, река, ручей, болото, напиток
ущелье, гора,
лабиринт,
холод, мороз, лёд
Слайд 109Игра: Отгадайте чувство, названное в мировой литературе
…Нам гладит щеки
(ЧТО?) с изнанки утюгом… (А.Вознесенский)
В душе блеснула (ЧТО?), как искры
яркие на снежном хрустале… (П.Вяземский)
На их главу клеймо (ЧЕГО?) я положу и обреку проклятью… (П.Вяземский)
Огонь (ЧЕГО?) - огонь живительный… (Е.Баратынский)
Холодный (ЧТО?) по жилам пробегает и жизнь и теплоту в них леденит (В,Шекспир)
Как рано (ЧЕГО?) привлек я взор кровавый… (А.Пушкин)
Соломинкой в хлеву блестит (ЧТО?) (П.Верлен)
Горло сжала (ЧТО?) тебе обручем острым своим (Аполлинер)
Разве ты не понимаешь сам, как непрочно комнатное (ЧТО?), наглухо закрытое ветрам? (Ю.Друнина)
Еще (ЧТО?) тянет с блюдца невыспавшееся дитя, а мне уж не на кого дуться, и я один на всех путях (О.Мандельштам).
Слова для справки: обида, зависть, стыд, радость, любовь, страх, презрение, счастье, надежда, тоска
Слайд 110Фразеология переживаний
Глаза на лоб полезли, волосы стали
дыбом, душа болит, челюсть отвисла, мороз по коже дерет, сердце
кровью обливается, совесть мучает, мурашки бегают по спине, кошки на сердце скребут, сердце замирает, душа в пятки уходит, в голове не укладывается, дух захватывает, кровь стынет в жилах; сгореть от стыда, дрожать, как осиновый лист, ушам (глазам) не верить, сидеть как на иголках, наложить в штаны, принимать близко к сердцу, сквозь землю провалиться, не находить себе места, лишиться дара речи; ни жив ни мертв, как громом поражен
Слайд 111ЗАДАНИЕ:
1. Сгруппируйте данные фразеологизмы по значению:
Тревога. Страх. Стыд. Сострадание.
Удивление. Другое чувство (укажите какое).
2. Составьте рассказ о себе, используя
максимальное количество фразеологизмов.
Слайд 113ЗАДАНИЕ: расположите по порядку (история девиантного подростка)
Сесть в калошу; отбиться
от рук; заблудиться в трёх соснах; повесить нос; уйти в
свою скорлупу.
Слайд 114Эмоции в фольклоре
Счастье на крыльях, несчастье на костылях.
Нет лучше веселья
сердечной радости.
От радости голова вскружилась, дух сперся.
Огорченный песен не
слушает.
Горе - что море: не переплыть, не вылакать.
Жить грустно, а умирать тошно.
Что червь в орехе, то печаль в сердце. День меркнет ночью, а человек печалью. С печали не мрут, а сохнут.
С тоски вольного свету не видишь.
Слайд 115Эмоции в русской классике
«Безмерность моих слов –
лишь слабая тень безмерности моих чувств».
(М.И.Цветаева)
Слайд 116Дайте определения междометиям:
ОХ!
АХ!
ЭХ!
УХ!
Слайд 117Марина Цветаева, черновая тетрадь, 1924.
Ох: - когда трудно, томно, или
после усилия.
Ах: - неожиданность, изумление, новизна, восторг.
Эх: - не везёт,
не даётся, птица – из рук, мог бы - да…
NB! На всякое ОХ есть АХ - и на всякое АХ - ЭХ!
Слайд 118Марина Цветаева
Емче органа и звонче бубна
Молвь - и одна для
всех:
Ох, когда трудно, и ах, когда чудно,
А не дается -
эх!
Ах с Эмпиреев и ох вдоль пахот,
И повинись, поэт,
Что ничего кроме этих ахов,
Охов,- у Музы нет.
Наинасыщеннейшая рифма
Недр, наинизший тон.
Так, перед вспыхнувшей Суламифью -
Ахнувший Соломон.
Ах: разрывающееся сердце,
Слог, на котором мрут.
Ах, это занавес - вдруг - разверстый.
Ох: ломовой хомут.
Словоискатель, словесный хахаль,
Слов неприкрытый кран,
Эх, слуханул бы разок - как ахал
В ночь половецкий стан!
И пригибался, и зверем прядал...
В мхах, в звуковом меху:
Ах - да ведь это ж цыганский табор
- Весь!- и с луной вверху!
Се жеребец, на аршин ощерясь,
Ржет, предвкушая бег.
Се, напоровшись на конский череп,
Песнь заказал Олег -
Пушкину. И - раскалясь в полете -
В прабогатырских тьмах -
Неодолимые возгласы плоти:
Ох!- эх!- ах!
Слайд 119Омономичность междометий
Укажите,какие чувства или побуждения выражает междометие «Ах!» в каждом
предложении
1. «Ах! Упал, убился!» (А.С.Грибоедов)
2.«Ах! нет, надеждами я
мало избалован» (А.С.Грибоедов)
3. «Ах ты, обжора! Ах, злодей!» - тут повар Ваську укоряет»
4. «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло»
5. «Ах! песнею моей прощальной Та песня первая была» (Н.А.Некрасов)
Слайд 120Когда я встречаюсь с ненавистью ко мне…
Когда я встречаюсь в
жизни с настоящею ненавистью ко мне, то во мне просыпается
прежде всего ……………………………., потом ............. и ощущение …………………., а вслед за тем я испытываю настойчивое желание уйти от своего ненавистника, исчезнуть с его глаз, никогда больше с ним не встречаться и ничего о нем не знать. …Его ненависть есть не только его несчастье, но и мое,
Слайд 121Когда я встречаюсь с ненавистью ко мне…
Когда я встречаюсь в
жизни с настоящею ненавистью ко мне, то во мне просыпается
прежде всего чувство большого несчастья, потом огорчение и ощущение своего бессилия, а вслед за тем я испытываю настойчивое желание уйти от своего ненавистника, исчезнуть с его глаз, никогда больше с ним не встречаться и ничего о нем не знать. …Его ненависть есть не только его несчастье, но и мое,
Слайд 122Когда я встречаюсь с ненавистью ко мне…
От
его ненависти страдает не только он, ненавидящий, но и я
– ненавидимый. Он уже унижен своим состоянием, его человеческое достоинство уже пострадало от его ненависти; теперь это унижение должно захватить и меня. На это я не могу дать согласия. Я должен взяться за это дело, выяснить его, преодолеть его и постараться преобразить и облагородить эту больную страсть. В духовном эфире мира образовалась рана; надо исцелить и зарастить ее. (И.А.Ильин. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»)
Слайд 123Отчего плакали у Толстого?
Когда одетое, обмытое тело лежало в гробу
на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали.
Николушка
плакал от ….
Графиня и Соня плакали от … и о том, что ….
Старый граф плакал о том, что ….
Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от …; они плакали от ….
Слайд 124Отчего плакали?
Когда одетое, обмытое тело лежало в
гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все
плакали.
Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце.
Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше.
Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг.
Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.
Слайд 125Бунин
* * *
Плакала ночью вдова:
Нежно любила ребёнка, но умер ребёнок.
Плакал
и старец-сосед, прижимая к глазам рукава,
Звёзды светили, и плакал в
закуте козлёнок.
Плакала мать по ночам.
Плачущий ночью к слезам побуждает другого:
Звёзды слезами текут с небосклона ночного,
Плачет Господь, рукава прижимая к очам.
10.03.1914
Слайд 126Контент-анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А. Фета
статистика эмоциональных концептов:
Ф.И. Тютчев
употребляет лексему счастье всего 4 раза. Фет – 64.
робко – 9 и 1
(Фет и Тютчев);
дивный – 8 и 1
(Тютчев и Фет);
ужасный – 9 и 3
(Тютчев и Фет).
Слайд 127Контент-анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А. Фета
Концепт «сочувствие»
Фет предпочитает лексему участие (7), а Тютчев –существительное сочувствие (6), значимость которой усиливается за
счет использования однокоренных слов сочувственный (6), сочувственно (2) и сочувственно-глубокий (1).
Для обоих авторов внимание к другому человеку приобретает особую значимость: А.А. Фет ставит его в один ряд с такими ценностями, как любовь и забота: Любовь, участие, забота Моим очам дрожали в ней («С какой я негою желанья»); а Ф.И. Тютчев сравнивает с милостью, даром: Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, – И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать («Нам не дано предугадать…»).
Сочувствие в произведениях Ф. Тютчева представляется как сильное, остро ощущаемое и активно проявляющееся эмоциональное состояние: Недаром русские ты помнил звуки И их сберег с сочувствием живым ; Живым сочувствием привета С недостижимой высоты, О, не смущай, молю, поэта!
В то же время оно может быть и безотчетным, стихийным (слепое сочувствие). Сочувствие воспринимается как награда, которой можно удостоить кого-либо (почтить сочувствием), сочувствием можно привести в состояние замешательства (смущать сочувствием), а в отдельных случаях оно даже нуждается в признании: Как оправдать сочувствие к тому, Кто отстоял и спас России целость («Его светлости князю А.А. Суворову»).
Слайд 128ЗАДАНИЕ на дом:
Составьте
Словарь языка эмоций русских писателей
Слайд 129Слово о полку Игореве. 1186-1187
Вступление
Игорь «истягну умь крепостию своею и
поостри сердца своего мужеством, наполнився ратнаго духа, наведе своя храбрыя
полкы на землю Половецькую за землю Руськую».
Слайд 130Слово о полку Игореве.
Финал второго боя
Что ми шумить, что
ми звонить далече рано пред зорями? Игорь полкы заворочает: жаль
бо ему мила брата Всеволода. Бишася день, бишася другый; третьяго дни к полуднию падоша стязи Игоревы.
Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы; ту кроваваго вина не доста; ту пир докончаша храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую. Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось..
Слайд 131Слово о полку Игореве.
Плач жён русских
А Игорева храбраго плъку
не кресити!
За нимъ кликну Карна, и Жля поскочи по Руской
земли, смагу людемъ мычючи въ пламяне розе.
Жены руския въсплакашась, аркучи:
"Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити,ни думою сдумати, ни очима съглядати!»
А Игорева храброго полку уже не воскресить! Запричитало по нем горе, и стенанье пронеслось по Русской земле, огонь сея из пламенного рога. Жены русские восплакались, говоря: "Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслить, ни думою сдумать, ни очами приворожить…!"
Слайд 132Слово о полку Игореве.
Золотое слово Святослава
Тогда великий Святослав изронил
золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О сыны мои,
Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкую землю мечами кровавить, а себе славы искать: без чести для себя ведь вы одолели, без чести для себя кровь поганую пролили. Храбрые сердца ваши из харалуга крепкого скованы, в отваге закалены. Что же сотворили вы моей серебряной седине!...»
Слайд 133Слово о полку Игореве.
Финал. Возвращение Игоря из плена
Солнце светится
на небесе - Игорь князь в Руской земли. Девици поют
на Дунаи, вьются голоси чрез море до Киева. Игорь едет по Боричеву к святей богородици Пирогощей. Страны ради, гради весели.
Слайд 134УДИВЛЕНИЕ
Приближаясь к желтому домику, так давно соблазнявшему его воображение и
наконец купленному им за порядочную сумму, старый гробовщик чувствовал с
удивлением, что сердце его не радовалось (А.С.Пушкин. Гробовщик)
Слайд 135ОГОРЧЕНИЕ
У Грушницкого растрепанная прическа и отчаянный вид; он, кажется, в
самом деле огорчен, особенно самолюбие его оскорблено; но ведь есть
же люди, в которых даже отчаяние забавно!.. (М.Ю.Лермонтов)
Бабушка крепко держала меня за руку и серьезно, но вопросительно посматривала на присутствующих …Я был бы очень огорчен, если бы Сережа видел меня в то время, как я, сморщившись от стыда, напрасно пытался вырвать свою руку…(Л.Н.Толстой)
Слайд 136ГРУСТЬ
Мало-помалу она приучилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и
все грустила, напевала свои песни вполголоса, так что, бывало, и
мне становилось грустно, когда слушал ее из соседней комнаты. (М.Ю.Лермонтов)
Скажи: которая Татьяна?"
- Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана…(А.С.Пушкин)
Когда все собрались в гостиной около круглого стола, чтобы в последний раз провести несколько минут вместе, мне и в голову не приходило, какая грустная минута предстоит нам. …- Все-таки грустно! - сказала maman дрожащим от слез голосом. (Л.Н.Толстой)
Слайд 137ПЕЧАЛЬ
Старик нахмурил брови... он был печален и сердит, хотя старался
скрыть это. - Забыть! - проворчал он, -
я-то не забыл ничего... Ну, да бог с вами!.. Не так я думал с вами встретиться... (М.Ю.Лермонтов)
Прочтя печальное посланье,
Евгений тотчас на свиданье
Стремглав по почте поскакал (А.С.Пушкин)
Может быть, отлетая к миру лучшему, ее прекрасная душа с грустью оглянулась на тот, в котором она оставляла нас; она увидела мою печаль, сжалилась над нею и на крыльях любви, с небесною улыбкою сожаления, спустилась на землю, чтобы утешить и благословить меня. (Л.Н.Толстой)
Слайд 138ГОРЕ (ГОРЕСТЬ)
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она. (А.С.Пушкин).
Вспоминая теперь
свои впечатления, я нахожу, что только одна эта минута самозабвения
была настоящим горем. (Л.Н.Толстой).
Тщеславие есть чувство самое несообразное с истинною горестью, вместе с тем чувство это так крепко привито к натуре человека, что очень редко даже самое сильное горе изгоняет его. (Л.Н.Толстой).
Слайд 139ВЕСЕЛЬЕ
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь
поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила (А.С.Пушкин)
…и весело было
слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика. (М.Ю.Лермонтов)
После обеда я, в самом веселом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке…(Л.Н.Толстой)
Слайд 140РАДОСТЬ
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не
жаль… (А.С.Пушкин)
Печорин?.. Ах, Боже мой!.. да не служил ли он
на Кавказе?.. - воскликнул Максим Максимыч, дернув меня за рукав. У него в глазах сверкала радость. (М.Ю.Лермонтов)
Когда кадриль кончилась, Сонечка сказала мне "merci" с таким милым выражением, как будто я действительно заслужил ее благодарность. Я был в восторге, не помнил себя от радости и сам не мог узнать себя: откуда взялись у меня смелость, уверенность и даже дерзость? (Л.Н.Толстой)
Слайд 141ВОСТОРГ
Я так живо изобразил мою нежность, мои беспокойства, восторги; я
в таком выгодном свете выставил ее поступки, характер, что она
(Вера) поневоле должна была простить мне мое кокетство с княжной. (М.Ю.Лермонтов)
Долго еще находился Гриша в этом положении религиозного восторга и импровизировал молитвы. (Л.Н.Толстой)
Слайд 142БЛАЖЕНСТВО
…а я, клянусь тебе, я, прислушиваясь к твоему голосу,
чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не
могут заменить его. (М.Ю.Лермонтов)
И все зачем?.. Чтоб в цвете лет,
Едва взглянув на божий свет,
При звучном ропоте дубрав
Блаженство вольности познав…(М.Ю.Лермонтов. Мцыри)
Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, все вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его. Блажен избравший себе из всех прекраснейшую страсть; растет и десятерится с каждым часом и минутой безмерное его блаженство, и входит он глубже и глубже в бесконечный рай своей души.(Н.В.Гоголь, «М.Д.», 1 гл.)
Слайд 143Страх (Р.Рильке. «Записки Мальте Лауридса Бригге»)
Я лежу в постели у
себя на пятом этаже, и день мой, не перебиваемый ничем,
похож на циферблат без стрелок. Все затерянные в детстве страхи тут как тут.
Страх, что крошечная шерстинка, торчащая из одеяла, – твердая, твердая и острая, как стальная игла; страх, что пуговка на моей ночной рубашке больше моей головы – огромная, тяжелая; страх, что хлебная крошка, упав с моей кроватки, стеклянно расколется, и давящая тоска оттого, что с ней вместе расколется всё – всё и навеки; страх, что оборванный край вскрытого письма прячет запретное, чего никому нельзя видеть, и невообразимо важное, для чего во всей комнате нет надежного места; страх, что я проглочу во сне выпавший из печи уголек; страх, что спятившее число пойдет разрастаться у меня в мозгу и уже перестанет там умещаться; страх, что я лежу на граните, на сером граните; страх, что я буду кричать, к моей двери сбегутся, ее взломают; страх, что я выдам себя, выболтаю свои страхи, и страх, что я слова не смогу из себя выдавить, ведь словами их не передашь – и еще страхи… страхи. Вот я молил о детстве, оно и вернулось ко мне, и я чувствую, что оно такое же тяжкое, как прежде, и не к чему было взрослеть.
Слайд 144ЗАДАНИЕ на дом:
Напишите сочинение-эссе
«Моё удовольствие»
(Моё наслаждение»,
«Моё счастье»).
или:
«Мой
самый страшный страх»
Слайд 145Сгруппируйте существительные
Радость, удовольствие, счастье, наслаждение
Что можно испытать или омрачить,
а что
получить, извлечь, доставить? Почему?
Для русской языковой картины мира характерно противопоставление
«высокого» и «низкого», «небесного» и «земного», «внутреннего» и «внешнего» - с отчётливым предпочтением первого.
(Ср.: истина и правда; долг и обязанность; добро и благо)
См.: А.А.Зализняк, И.Б.Левонтина, А.Д. Шмелёв. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005.
Слайд 146Эссе
Эссе – жанр, находящийся на пересечении литературы, публицистики, науки.
Эссе (франц. «essey»
– опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы,
сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь [Советский энциклопедический словарь, 1987].
В эссе соединяются:
бытийная достоверность, идущая от документа,
мыслительная обобщенность, идущая от философии,
образная конкретность и пластичность, идущая от литературы.
Эссе - частью признание, как дневник, частью рассуждение, как статья, частью повествование, как рассказ.
Эссе только тогда остается собой, когда непрестанно пересекает границы других жанров. [Эссеизм как метод (М. Эпштейн. Эссеистика как нулевая дисциплина// М.Эпштейн. Знак пробела. М., 2004)].
Слайд 147Эссе
Т. В. Адорно в работе "Эссе как форма" трактует эссе
как форму "негативной диалектики";
его назначение - демонстрировать относительность любых
абсолютов, расщеплять все политические и культурные "сплошности", релятивизировать значение слов, лишая их словарной всеобщности и застывшей пропагандистской оценочности.
Действительно, с момента своего зарождения у Монтеня эссеистика стала методом критической рефлексии о нравах, которые лишались своей нормативности, вступая в контакт с испытующим, вопрошающим индивидуальным сознанием.
Слайд 148 Проснуться без будильника…
Счастье, по-моему, физиологично. Оно
накрывает неожиданно и сильно в самых непредсказуемых ситуациях. Именно поэтому
я его сторожу не только в постели и за столом, но в кино или в бане, на закате или в море, среди людей или зверей. Однако естественная среда обитания для счастья – сон. Во сне мы вновь срастаемся в столь цельную личность, что ее даже Фрейд не разделит. Конечно, и во сне мы страдаем от кошмаров, зато иногда нам снится ветер, свет, Бог, любовь, а еще – как мы летаем. Предпочитая спать, я обхожусь без будильника и никогда не тороплюсь просыпаться, ибо между сном и явью есть такая секунда, когда мир уже есть, а тебя еще нет. Вот тогда, спросонок, на меня накатывает чистый восторг бытия, которое ты еще не успел назвать привычными и пустыми словами.
АЛЕКСАНДР ГЕНИС
Слайд 149Перекусить до того, как готовить…
Поход за
покупками далеко не всегда похож на рекламный ролик. Очереди в
кассу, мелкие деньги не вытряхиваются из кармана, пластиковые ручки пакетов режут ладони… Нет, самая блаженная минута – сгрузить добытую провизию на кухне. И вот продукты лежат в беспорядке, как ноты еще не написанной симфонии. Вкусные ароматы масла, творога, трав, овощей… Но соблазнительнее всего – и тут устоять невозможно – запах свежего хлеба. Отломить хрустящую корочку, а к ней, конечно же, чуть-чуть масла и кусочек сыра – просто попробовать. Ну и ломтик колбасы. И полглотка вина – только для вкуса – и еще кусочек хлеба. Теперь можно браться за дело. А пока в духовке доходит жаркое – еще ломтик колбасы с соленым огурчиком – хорошо ли он хрустит... Маленький пир наедине с собой.
СЕРЖ ЖОНКУР
Слайд 150Завести кошку…
Жить с кошкой под одной крышей – значит постигать
счастье свободы. Разорители помоек, потрошители диванов, душители канареек, кошки не
запрещают себе ничего и не страшатся ничьего осуждения. Они знают, кто они есть, и всегда об этом помнят. Даже раскормленный обитатель хозяйского кресла, лентяй и гурман, всегда остается красивым и вольным зверем, который сам по себе. И это – урок жизни. А еще кошка – это грелка, успокоительное, отрада для глаз и руки. Фантазии у кошки больше, чем у самого одаренного писателя. На что она смотрит – нам не постичь, и в этом наслаждение от ее компании: словно можно войти в мир, о котором мы ничего не узнаем, кроме того, что он существует – здесь, в этой маленькой пушистой голове и зеленых глазах.
ДОМИНИК МЕНАР
Слайд 151 Написать маме…
Поиск искренности. Написать в новогодней открытке:
«Мама, я тебя люблю» – не хватает никаких сил. Тогда
начинаешь их искать. Медленно, практически на ощупь. Как в переполненном вагоне метро ищешь место, куда поставить ногу. Осторожно. Стараясь не смотреть в глаза своему отражению, у которого на груди надпись «Не прислоняться». Словно предупреждение. Но ты все равно прислоняешься. Стоишь почти на одной ноге и ждешь, когда между вами откроется дверь. Чтобы шагнуть друг в друга. Ощутить себя целым. Потом останавливаешься у колонны, вынимаешь открытку – помялась уже – и пишешь: «Я люблю тебя, мама». Кривым почерком. Потому что стоя неудобно писать.
АНДРЕЙ ГЕЛАСИМОВ