Слайд 1Лекция 3
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОЦЕДУРЕ
1. Понятие стандартизации. Два плана
стандартизации психодиагностических методик.
2. Требования к разработке и использованию психодиагностических методик:
валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
3. Понятие тестовых норм и их виды.
Слайд 2ВОПРОС 1. Понятие стандартизации
Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и
оценки выполнения теста.
Стандартизация рассматривается в двух планах:
1) как выработка
единых требований к процедуре эксперимента
2) как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.
Одним из важных критериев стандартизации методики является выбор критерия по которым следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний, поскольку диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или неуспешности в их выполнении.
Необходимо также располагать некой точкой отчета в тестировании, которая определяется статистическим путем и называется статистической нормой – определенная дозированная мера, позволяющая оценить полученные при диагностировании индивидуальных и групповых данных.
Слайд 3ВОПРОС 1. Понятие стандартизации
При разработке и применении любой точки отсчета
следует обращать особое внимание на выборку испытуемых, на которой проводится
стандартизация диагностической методики. В математической статистике принято различать такие понятия, как генеральная совокупность (популяция) и выборка.
Всякая большая совокупность людей, которую хотелось бы исследовать, или относительно которой собираются делать выводы, называется генеральной совокупностью.
Выборка – это часть или подмножество совокупности. Обычно для исследования из всей популяции выделяют группу людей – выборку стандартизации, – которая реально подвергается тестированию, и с ее помощью оценивается генеральная совокупность.
Чтобы оценки носили достоверный характер, выборка должна быть репрезентативна, т.е. ее вероятностные свойства должны совпадать или быть близкими к свойствам генеральной совокупности.
Слайд 4ВОПРОС 1. Понятие стандартизации
Отбор испытуемых в выборку стандартизации осуществляется следующим
образом:
1) дается определение популяции с выделением в ее структуре переменных,
значимых и малозначимых для изучаемого психического явления (возраст, образование, профессия и т.д.);
2) популяция делится на части в соответствии со значимыми переменными;
3) испытуемые отбираются в случайном порядке (например, по алфавиту, по таблице случайных чисел и т.п.) и пропорционально численности каждой значимой части совокупности.
Объем выборки может варьировать в широких пределах, но ее минимальный порог, необходимый для получения достоверных результатов, – порядка 200 человек.
Слайд 5ВОПРОС 1. Понятие стандартизации
Психодиагностика направлена на измерение какого-либо качества, постановку
диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый
среди других по выраженности изучаемых особенностей.
Выделяют два типа диагноза:
– диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака;
– диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств.
Психологический диагноз – структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств – способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности.
Слайд 6ВОПРОС 2. Требования к разработке и использованию психодиагностических методик
В тестологии
надежность рассматривается как относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при
первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.
Надежность теста – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.
Слайд 7ВОПРОС 2. Требования к разработке и использованию психодиагностических методик
Факторы, которые
снижают точность измерений (надежность):
– нестабильность диагностического теста;
– несовершенство диагностических методик
(небрежно составленная инструкция, разнородные по своему характеру задания, нечеткость сформулированности указаний о предъявлении методики испытуемым и т.д.);
– меняющаяся ситуация обследования (разное время дня проведения эксперимента, разная освещенность помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.д.);
– различия в манере поведения экспериментатора (опытность при применении данной методики способствует разному предъявлению инструкции, разное стимулирование выполнения заданий и т.п.);
– колебания в функциональном состоянии испытуемого (утомленное, в одном случае, и хорошее состояние – в другом);
– элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов.
Слайд 8ВОПРОС 2. Требования к разработке и использованию психодиагностических методик
К.М.Гуревич выделяет
следующие виды надежности:
– надежность самого измерительного инструмента;
– стабильность измеряемого признака;
–
константность, т.е. относительная независимость результатов от личности экспериментатора.
Типы характеристик надежности:
– ретестовая надежность;
– надежность параллельных форм;
– надежность частей теста.
Слайд 9ВОПРОС 2. Требования к разработке и использованию психодиагностических методик
Валидность рассматривается
как понятие, указывающее на то, что тест измеряет и насколько
хорошо он это делает (А.Анастази).
Вопрос о валидности методики решается после того, как установлена достаточная ее надежность, поскольку ненадежная методика не может быть валидной.
Валидность (от англ. valid – действительный, пригодный, имеющий силу) – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и реперезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.
Валидность (обоснованность) инструмента показывает на его способность измерять именно те характеристики объекта, которые нужно измерить.
Валидность теста может быть измерена:
– коэффициентом корреляции между результатами обследования и объективными критериями внешнего проявления того или иного качества (оценками по критерию валидизации);
– посредством показателей в полярных группах по какому-то одному измеряемому свойству.
Слайд 10ВОПРОС 2. Требования к разработке и использованию психодиагностических методик
Т.к. в
понятие валидности входит большое количество разнообразной информации о тесте, то
различные категории этих сведений и способы их получения образуют различные типы валидности:
1. Конструктивная валидность характеризует степень теоретической валидности теста – отражает степень репрезентации исследуемого психологического свойства (конструкта) в результатах теста.
2. Критериальная валидность – комплекс характеристик, включающей валидность текущую и прогностическую и отражающей соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемого явления.
3. Содержательная валидность – один из основных типов валидности, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста по отношению к измеряемой области.
4. Очевидная валидность (лицевая, внешняя) – представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными сведениями о характере использования и целях методики.
Слайд 11ВОПРОС 2. Требования к разработке и использованию психодиагностических методик
Валидность рассматривается
как понятие, указывающее на то, что тест измеряет и насколько
хорошо он это делает (А.Анастази).
Вопрос о валидности методики решается после того, как установлена достаточная ее надежность, поскольку ненадежная методика не может быть валидной.
Валидность (от англ. valid – действительный, пригодный, имеющий силу) – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и реперезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.
Валидность (обоснованность) инструмента показывает на его способность измерять именно те характеристики объекта, которые нужно измерить.
Валидность теста может быть измерена:
– коэффициентом корреляции между результатами обследования и объективными критериями внешнего проявления того или иного качества (оценками по критерию валидизации);
– посредством показателей в полярных группах по какому-то одному измеряемому свойству.
Слайд 12ВОПРОС 3. Понятие тестовых норм и их виды
Стандаритзация диагностической методики,
ориентированной на норму.
Для вычисления статистической нормы применяются:
1) среднее арифметическое X
и стандартное отклонение σ;
2) процентиль – процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которой ниже данного первичного показателя. Процентили указывают на относительное положение индивида в выборке стандартизации, которые можно рассматривать также как ранговые градации, общее число которых равно100. В отличии от ранжирования процентиль предполагает что отчет ведется снизу, поэтому чем ниже процентиль, тем хуже позиция индивида.
Слайд 13ВОПРОС 3. Понятие тестовых норм и их виды
3) социально-психологический норматив
реализуется в совокупности заданий, составляющих тест, т.е. сам тест в
полном его объеме является таким нормативом. В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. Для анализа данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100%-ное выполнение всего теста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 групп:
– наиболее успешные – 10%;
– близкие к успешному –20%;
– средние по успешности– 40%;
– мало успешные – 20%;
– наименее успешные – 10%.
Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий
Слайд 14выводы
Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.
Надежность
теста – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также
устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.
Валидность по своей сути – это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.
Стандаритизация диагностической методики, ориентированной на норму, осуществляется путем ее проведения на большой репрезентативной выборке того типа, для которой данная методика предназначена.