Разделы презентаций


Лекция 3 Тема: Правовая антропология и аксиология и личность

Предметом правовой антропологии является изучение одного из предельных (внеюридических) оснований права – антропологических его оснований. И в этой связи под правовой антропологией подразумевают философское учение о праве как способе человеческого существования.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 3


Тема: Правовая антропология и аксиология и личность юриста.

План:


1.Введение
2.Понятие и предмет правовой антропологии.
3.

Соотношение природы человека и права.
4. Понятие и предмет правовой аксиологии. Право как ценность и его функциональная специфика.
5. Основополагающие правовые ценности и формы их бытия. Универсальное и культурно-особенное в ценностном измерении права.
Лекция 3Тема: Правовая антропология и аксиология и личность юриста.План:       1.Введение2.Понятие и

Слайд 2Предметом правовой антропологии является изучение одного из предельных (внеюридических) оснований

права – антропологических его оснований. И в этой связи под

правовой антропологией подразумевают философское учение о праве как способе человеческого существования.

Один из основоположников правовой антропологии - Гуго Гроций.
Выделял в природе человека такую склонность как влечение
к общежитию, не зависящее от идеи пользы:
«Все, что соответствует сущности человека является моральным,
а то, что поддерживает мирное и стройное общежитие людей,
– правомерным»
Поскольку же такое стремление к общежитию является склонностью, заложенной в человеческой природе, то и идея права является идеей моральной – как одно из проявлений сущности человека.

Таким образом, правовая антропология указывает на основания права в человеческом бытии. Поэтому правовой антропологией считают философское учение о способе и структуре бытия человека как субъекта права.

Понятие и предмет правовой антропологии

Предметом правовой антропологии является изучение одного из предельных (внеюридических) оснований права – антропологических его оснований. И в

Слайд 3Соотношение природы человека и права
«Образ человека» и «образ права» в

истории философии права
По мнению Т. Гоббса, человек – это абстрактный

индивид (равный таким же абстрактным индивидам), который руководствуется исключительно своими интересами. В этом смысле любой человек – эгоист. Необходимость согласования своих интересов с интересами иных членов сообщества, т.е. правопорядка как совокупности общих для всех людей норм поведения, он осознает лишь под влиянием страха перед насилием со стороны таких же индивидов, и этот страх оправдывает неотвратимую силу государства как аппарата насилия, соединяющего индивидов в одно целое.

У Ж.-Ж. Руссо индивид руководствуется мотивом личного благоразумия, стремлением к самосохранению и счастью. Индивид уже предпочитает правопорядок, подчиняясь осознанию опасности, которая ему угрожает со стороны самой государственности. К соблюдению общих правовых норм индивидов принуждает не только государство, но и оно само принуждается к этому надындивидуальной негосударственной волей – волей народа. Воля народа становится выше любой законности.

Соотношение природы человека и права«Образ человека» и «образ права» в истории философии праваПо мнению Т. Гоббса, человек

Слайд 4 Исходным пунктом философии права И. Канта является учение о

человеке как существе, принципиально способном стать «господином себе самому» и

потому не нуждающемуся во внешней опеке при осуществлении ценностно-нормативного выбора. Этот человек не разумный эгоист, а моральное существо. Автономия (нормативная независимость), или способность «быть господином себе самому», выступает исходным и основным смысловым моментом права. И хотя это всего лишь идеальное свойство человека, но оно полагается как природное (естественное) и тем самым задает критерий правомерности решений власти. В социальном плане морально автономный индивид характеризуется как субъект, который способен по праву противостоять воздействию любой чужой воли, возведенной в закон. В этой связи, индивиду, принявшие порознь решение жить в соответствии с категорическим императивом, делают возможным и право, и любые соглашения на основе взаимной выгоды.
Исходным пунктом философии права И. Канта является учение о человеке как существе, принципиально способном стать «господином

Слайд 5В правовой антропологии выделяют два ключевых вопроса: 1) что является

главным фактором человеческого существования: конфликт или кооперация? и 2) что

первостепенно для человеческого общежития: счастье или свобода? Это вопросы о способе и цели существования человека.

Правовая антропология определяет роль человека в системе права как субъекта, но не просто как субъекта права с точки зрения юридической теории, а субъекта в философском смысле, когда на первый план выходит собственная рефлексивная деятельность человека, не вытесненная объективированными формами существования юридического смысла в положительном праве (законодательстве).

Право в антропологическом измерении определяется как способ человеческого взаимодействия (сосуществования), возможный благодаря человеческой способности быть автономным субъектом, признающим таким же, – равным себе, субъектом любого другого человека.

В правовой антропологии выделяют два ключевых вопроса: 1) что является главным фактором человеческого существования: конфликт или кооперация?

Слайд 6Понятие и предмет правовой аксиологии. Право как ценность и его

функциональная специфика


Под правовой аксиологией подразумевают философское учение о правовых ценностях

и их роли в обеспечении правового способа человеческого существования. Ее предмет – изучение одного из предельных (внеюридических) оснований права – аксиологических его оснований.


Право представляет собой инструментальную ценность, т.е. способ разрешать противоречия в различных сферах человеческого бытия.

Собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности и большая свобода для саморазвития как человека и общества, так и регулирования субъект-объектных правоотношений.

Понятие и предмет правовой аксиологии. Право как ценность и его функциональная спецификаПод правовой аксиологией подразумевают философское учение

Слайд 7Значимым является вопрос о месте права как ценности в классификации

ценностей вообще.
Традиционно ценности делятся на

предметные и духовные. Право является духовной ценностью наряду с такими ценностями, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические), мировоззренческие, научные ценности. Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые отвечают потребностям субъектов и объектов права в урегулировании отношений между ними, определяя пределы дозволенного и необходимого в их развитии, действиях и поступках. Итак, основной и специфической функцией правовых ценностей является регулятивная.
Правовые ценности в значительной мере предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка, нормального функционирования общества, тем самым они составляют важный элемент системы социального управления. В этой связи они являются деонтическими ценностями, т.е. имеют явно выраженный предписывающий характер, закрепляются формально и сохраняются государством и его органами. Как деонтические ценности, они отличаются и другой функциональной особенностью – имеют вероятностный характер. Это связано с возможностью сознательного, волевого выбора социальными субъектами объективно существующих в действительности поведенческих вариантов.
Значимым является вопрос о месте права как ценности в классификации ценностей вообще.     Традиционно

Слайд 8Основополагающие правовые ценности и формы их бытия. Универсальное и культурно-особенное

в ценностном измерении права.

Право в своем аксиологическом измерении выступает как

специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т.д.) форм долженствования и ценностных форм.
Благодаря ценностной природе права снимается момент безразличия в поведении правового субъекта и формируются дозволения, запреты и долженствования.
Формы воплощения правовых ценностей статус ценностей в праве приобретают различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, выступают как идеальное обоснование норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.
Некоторые социальные ценности приобретают значение принципов права: свобода, равенство, справедливость, порядок, безопасность.



Основополагающие правовые ценности и формы их бытия. Универсальное и культурно-особенное в ценностном измерении права.Право в своем аксиологическом

Слайд 9К числу общественных правовых ценностей и идеалов относятся те, которые

выработаны общественным и правовым сознанием. Они присутствуют в правовом сознании

в виде обобщенных представлений о справедливости, свободе, равенстве в различных сферах социальной жизни.
Предметно-воплощенные правовые ценности. Правовые идеалы закрепляются в нормативных актах, конституциях и законодательных актах, а реализуются в системе правовых отношений – в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов права, в правовых процедурах и механизмах, закрепляющих нормы и законодательные положения в культуре. Эти ценности в соответствии с изменившимися ценностными идеалами переоцениваются.
Личностные (или экзистенциальные) правовые ценности являются идеальными представлениями о благах, правах и пределах стремлений, связанных со склонностями и желаниями личности, и выступают в известной степени как авторитетные и обязательные установки ее сознания.
К числу общественных правовых ценностей и идеалов относятся те, которые выработаны общественным и правовым сознанием. Они присутствуют

Слайд 10Важной проблемой правовой аксиологии является соотношение универсального и культурно-особенного в

ценностном измерении права. Ее решение предполагает выделение двух основных позиций:
1.

Универсалистско-либеральная, утверждающая, что идея права универсальна, она едина для всех культур (И. Кант, Дж. Роулз); в крайнем варианте эта позиция приводит к дифференциации народов на цивилизованные, которые освоили эту идею, и нецивилизованные, отстающие в своем развитии, которыми эта идея должна быть освоена.
2. Партикулярно-коммунитаристская, исходящая из принципа множественности и разнородности культур и их стремления сберечь и защитить свою идентичность, утверждающая, что идея права не универсальна и характерна лишь для западной культуры, другим же культурам она чужда.
Вторая из указанных позиций пользуется ныне особым вниманием. Ее сторонники утверждают, что каждая культура самоценна, а потому надо дать возможность жить внутри своей культуры и сделать все ради сохранения такой экологии культуры. Однако защита своеобразия иногда оборачивается лишением прав на свободу инокультурных элементов социума, в частности мигрантов, вынужденных в поисках лучшей жизни покидать Родину.
Представляется, что все же ближе к истине умеренно-либеральная позиция, которая, с одной стороны, отстаивает универсальность самой идеи права, а с другой стороны, не отрицает необходимости учета культурно-исторической специфики, однако относит эту специфику не к месту возникновения идеи права, а к проблеме ее обоснования. Согласно этого подхода право – это единый рациональный фундамент, ибо его сутью является свобода.
Важной проблемой правовой аксиологии является соотношение универсального и культурно-особенного в ценностном измерении права. Ее решение предполагает выделение

Слайд 11В России через религиозно-экзистенциальное оправдание права общественной мыслью найден способ

включения идеи права в контекст духовной культуры, отечественного мировоззрения, открывший

путь для развития народного правосознания. Опыт синтезирования цивилизационно-универсального и культурно-специфического в правосознании важно учитывать при обновлении правовой культуры в контексте разрешения проблем становления правовой государственности и гражданского общества.
В России через религиозно-экзистенциальное оправдание права общественной мыслью найден способ включения идеи права в контекст духовной культуры,

Слайд 12Выводы

1. Правовой антропологией считают философское учение о способе и структуре

бытия человека как субъекта права.
2. Правовая аксиология – это философское

учение о правовых ценностях и их роли в обеспечении правового способа человеческого существования. Ее предмет – исследование такого предельного, внеюридического основания права как аксиологическое, что предполагает изучение правовых ценностей, оценку явлений правовой сферы и т.д.
3. Собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности и большая свобода для саморазвития как человека и общества, так и регулирования экоправовых отношений.
4. Формы бытия правовых ценностей: общественные правовые целевые ценности и идеалы; предметно-воплощенные правовые ценности; личностные (или экзистенциальные) правовые ценности.
5. Для функционирования в рамках определенной культуры право обязано быть признано в качестве такого, что имеет значение (смысл) и ценность, т.е. оправданно. На этот процесс влияют специфические черты национального менталитета и определенная система ценностей.
Выводы1. Правовой антропологией считают философское учение о способе и структуре бытия человека как субъекта права.2. Правовая аксиология

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика