Слайд 1Лекция 4
Основы научно-исследовательской деятельности
Слайд 2Содержание раздела
1. Определение понятия "наука". История возникновения науки и научной
деятельности как профессии, этапы развития науки. Современная классификация научных исследований.
Фундаментальные, поисковые, прикладные научные исследования, разработки. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИР, ОКР, НИОКР).
2. Научная информация. Основные источники научной информации. Классификация источников научной информации. Виды научных изданий. Виды учебных изданий. Справочно-информационные издания. Библиографические и реферативные издания ВИНИТИ РАН. Периодические издания по физике и техническим наукам. Ресурсы научно-технической информации Elsevier, APS, Springer, Taylor & Francis. Базы данных РИНЦ, Scopus, Web of Science.
3. Научная продукция. Виды, структура научной продукции. Рефераты ка продукция учебно-научной работы. Тезисы докладов и доклады на научных конференциях. Статья в журнале. Квалификационные работы. Дипломная работа бакалавра. Создание научной продукции. Научный текст и научный язык. Использование редакторов текста, формул и графических редакторов при составлении научных работ.
Слайд 3Определения науки
(1) Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на
выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и
познании окружающего мира.
(2) Наука – это результат такой деятельности – система полученных научных знаний.
(3) Наука – это одна из форм общественного сознания, социальный институт. В этом значении она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включает системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.
Вкратце: наука = знания; деятельность; социальный институт
Наука как деятельность = научно-исследовательская деятельность
Слайд 4Цели, задачи, функции науки
Цели: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений
реального мира
Задачи:
- собирание, описание, анализ, обобщение, объяснение фактов;
-
открытие законов движения природы, общества, мышления и познания;
систематизация знаний;
- прогнозирование событий, явлений, процессов;
- определение направлений и форм практического использования полученных знаний.
Функции:
производительная – внедрение в производство результатов исследований, инноваций, новых технологий и изделий; эта функция в настоящее время приобретает особое значение ввиду перехода к экономике знаний;
познавательная – это сама суть науки, ее первостепенная функция;
мировоззренческая – создание научной картины мира;
образовательная – результаты становятся частью содержания образовательного процесса, учебных программ, учебников и т.д.;
прогностическая – предвидение явлений, тенденция развития общества, катаклизмов и т.д.
Слайд 5Этапы развития науки
До-современная (с древних времен до конца XVII в.),
современная (с конца XVII-начала XVIII в. до настоящего времени)
Современная наука
начинается с переходного события – построения фундамента механики Ньютоном (1687 г., «Математические начала натурфилософии»).
XIX в. – появление организационной формы науки, появление лабораторий. Занятие наукой становится профессией. Появление новых областей науки, углубление научных знаний.
Конец XIX - начало XX вв. – начало науки сегодняшнего дня: появление современной картины мира, становление науки производительной силой.
Слайд 6Современная классификация научных исследований
По объекту исследований: естественные
науки (науки о природе); гуманитарные и социальные науки (науки об
обществе); науки о мышлении и познании.
По направлениям:
гуманитарные и социально-экономические (история, философия, экономика, политология, социология, психология, языки и т.д.);
естественно-научные (математика, физика, химия, биология, информатика и т.д.);
технические (механика, материаловедение, электротехника, машиноведение и т.д.).
Отрасли науки по номенклатуре специальностей в РФ: физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные и т.д.) – 25 отраслей.
Слайд 7Деление научных исследований по целям
По целям и
задачам научные исследования делятся на 4 категории:
Фундаментальные – экспериментальные, теоретические
исследования, направленные на получение новых знаний о закономерностях строения, функционирования, движения, развития природы, человека и общества; развитие научных основ, методов и принципов исследований; задача применения результатов не ставится, но предполагается, что результаты когда-то могут найти применение.
Поисковые – увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета, разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей; обоснование перспективных направлений развития техники, экономики, технологий, производства; подготовительный этап перехода к прикладным исследованиям;
Прикладные – исследования, направленные на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач; изготовление моделей, макетов, стендов, экспериментальных образцов новых изделий, оборудования и т.д.
Разработки – исследования, направленные на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
Слайд 8Опытно-конструкторские и опытно-технологические работы
В стадии «разработки» исследовательские работы носят характер
ОКР и ОТР.
ОКР – комплекс работ по разработке конструкторской и
технологической документации на опытный образец продукции, изготовлению и испытаниям опытного образца, опытной партии продукции, которые выполняются по техническому заданию. Выполняются с целью постановки продукции на производство.
ОТР – комплекс работ по созданию технологии производства (изготовления) новых веществ, материалов, технологических процессов и технической документации на них. Цели аналогичны ОКР, но направлены на организацию технологического процесса по изготовлению веществ, материалов.
НИР + ОКР = НИОКР
Слайд 9Основные источники научной информации
Научная информация – средство существования и развития
науки, средство распространения и хранения научных знаний, средство научного общения
ученых.
Основные источники научной информации: издания – документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полученные печатанием, полиграфически оформленные, имеющие выходные сведения.
Виды изданий:
- книжные – монографии, сборники трудов, статей
- периодические – журналы;
- брошюры – авторефераты диссертаций, препринты;
- материалы или тезисы докладов конференций.
Виды неопубликованных документов: научно-технические отчеты (о завершенных НИР, ОКР), диссертации, депонированные рукописи и т.д.
Деление изданий по периодичности: непериодические, периодические.
Деление по целевому назначению: научные, научно-популярные, учебные, справочные, патентные, библиографические и т.д.
Слайд 10Библиографические издания
Служат для получения информации о публикациях в той или
иной области науки.
Библиографические указатели – издания, содержащие упорядоченную (разделенную по
тематикам) совокупность библиографических описаний публикаций (авторы, названия, выходные данные первичных публикаций).
Реферативные журналы ВИНИТИ (РЖ) – издания, в которых в упорядоченном виде публикуются библиографические данные и рефераты публикаций. РЖ ВИНИТИ РАН играли большую роль в развитии науки в СССР и РФ. ВИНИТИ (основан в 1952 г.) – один из крупнейших центров научной информации. Выпускает более 200 тематических выпусков РЖ, объединенных в 24 сводных томов по разделам наук: Математика и вычислительные науки; Физика; Механика; Машиностроение; Металлургия. Сварка и т.д.
Слайд 11Периодические издания (журналы) в области физики твердого тела, материаловедения и
нанотехнологий
Российские:
Физика твердого тела (ФТТ),
Физика металлов и металловедение (ФММ),
Российские нанотехнологии,
Материаловедение,
Металлы,
Письма о материалах и т.д.
Международные:
Acta Materialia,
Scripta Materialia,
Physical Review Letters,
Physical Review B,
Philosophical Magazine …
Слайд 12Современные информационные ресурсы научных издательств
В связи с развитием Интернет и
электронных методов хранения информации все большее распространение получают информационные ресурсы,
содержащие в элеткронном виде библиографические описания, рефераты и полные тексты публикаций, снабженные собственными системами поиска информации.
Наиболее используемыми в области физики, материаловедения, машиностроения ми нанотехнологий являются информационные ресурсы крупнейших научных издательств Elsevier (www.sciencedirect.com), America Physical Society (www.aps.org), Springer (link.springer.com), Taylor & Francis (www.tandfonline.com).
Ресурс Sciencedirect охватывает более 13 млн. публикаций из 2500 научных журналов и более 33000 книг издательства Elsevier. Полнотекстовые статьи доступны (по подписке) начиная с даты основания журналов (например, Acta Materialia-Acta Metallurgica c 1962 г.).
Springelink дает доступ к более чем 3000 журналам и многим книгам издательства Springer. В ресурсе есть переводы многих российских журналов: Physics of the Solid State (ФТТ), Physics of Metals and Metallography (ФММ), J. Experimental and Theoretical Physics (ЖЭТФ)…
APS – сайт Американского физического общества, содержит все разделы журнала Physical Review (Letters, B – Condensed Matter Physics…).
Слайд 13Базы данных научных публикаций
Причины, обусловливающие необходимость баз
данных:
Лавинообразный рост числа журналов, статей, трудность отбора самой важной информации,
необходимой для исследователя по его теме.
Необходимость ранжирования журналов и статей по престижности.
Необходимость оценки эффективности научной работы организаций, ученых со стороны управленцев.
Крупнейшие базы данных: Web of Science, Scopus (международные) и РИНЦ (Россия).
Слайд 14Информация, предоставляемая базами данных
1. Полная информация о каждой публикаций: ФИО
авторов, организации, в которых они работают, название статьи, аннотация, ссылки
на другие публикации, которые приведены в списке использованных источников.
На основе этой информации БД могут предоставлять наукометрическую информацию:
2. Цитируемость конкретного автора: полное число публикаций, количество ссылок на каждую из его публикаций, внесенную в БД, суммарное число ссылок на его работы, индекс Хирша.
3. Показатели эффективности научной работы организаций: количество публикаций, число цитирований.
4. Показатели журналов (рейтинг), в частности, импакт-фактор:
IY = A / B,
B – число статей, опубликованных в журнале в течение 3-х лет, предшествующих году Y (например, 2014, 2015, 2016 для Y = 2017), а А – число ссылок на эти статьи в течение года Y.
Слайд 15Базы данных РИНЦ, Scopus и Web of Science
Scopus – БД,
разработанная издательством Elsevier и принадлежащая ему. Индексирует около 18 тыс.
научных изданий в различных областях науки. Журнал ИПСМ РАН «Письма о материалах» входит в эту БД.
Web of Science (поддерживается компанией Thomson Reuters) индексирует боле 12 тыс. журналов, 148 тыс. материалов конференций. Отличается наиболее высокими требованиями к входящим в систему журналам. Журналом «Письма от материалах» подана заявка на вхождение в эту БД.
РИНЦ – российская национальная система, индексирует более 6 тыс. российских журналов. РИНЦ позволяет оценивать результативность деятельности около 600 тыс. ученых и 11 тыс. научных организаций. Работает на платформе онлайн библиотеки Elibrary.ru.
Задание: Посетить сайт электронной библиотеки elibrary.ru, осуществить поиск по ключевым словам «объемные наноматериалы».
Слайд 16Научная продукция
Результаты научных исследований описываются и оформляются в виде различных
форм научной продукции, чтобы:
создать возможность развития науки путем общения ученых,
работающих в одной области;
сделать результаты частью общественного знания, которая может быть использована на практике.
Устные формы научной продукции: научные доклады на семинарах, конференциях, симпозиумах, конгрессах, при защите квалификационных работ, диссертаций.
Письменные формы научной продукции:
неопубликованные: рефераты, курсовые, дипломные работы, магистерские, кандидатские, докторские диссертации, отчеты о НИР;
опубликованные: тезисы докладов, статьи в журналах, сборниках, книги (монографии).
Слайд 17Реферат
Реферат – это учебная научная работа, выполняемая студентом самостоятельно при
изучении того или иного предмета.
Реферат – письменное изложение одной или
нескольких научных работ, содержания книги или т.п. научной литературы.
Цель реферата – демонстрация знаний по данному предмету, теме или проблеме, навыков анализа научной литературы.
Структурные части реферата: Титульный лист, Введение, Основная часть (должна иметь соответствующее название), Заключение, Список использованной литературы, Приложения.
Требования к реферату: последовательность и логичность изложения. Необходимо писать его своими словами, прочитав и поняв изучаемую литературу.
Слайд 18Тезисы доклада. Доклад на конференции
Для участия в конференции, научные результаты
сначала оформляются в виде тезисов доклада, которые представляются для публикации
организатором конференции.
Тезисы – концентрированное изложение научного материала, который будет представлен в докладе на конференции. Излагаются очень кратко (как правило, на 1 странице) цель, мотивация выполненного исследования, использованные методы, наиболее существенные результаты. Из тезисов участники получают предварительную информацию о докладе.
Тезисы = что и зачем исследовалось (постановка задач) + как изучалось (методы) + какие результаты получены + выводы
Устный доклад содержит ту же информацию, что и тезисы, но в более развернутом виде и с учетом устного характера информации. Доклад составляется с учетом ограничения по времени (для студенческих докладов, как правило, 10 мин. на сам доклад и ответы на вопросы).
Стендовый доклад оформляется в виде плаката форматом А1 или А0, в котором приведены: название, информация об авторах, научные результаты с иллюстрациями. Содержит минимум слов. Два требования: 1) должен притягивать внимание участников; 2) должен давать возможность докладчику, используя приведенные материалы, подробно рассказать о работе.
Стендовый доклад статья !
Слайд 19Литература по теме
Гречников Ф.В., Каргин В.Р. Основы научных исследований.
Самара, 2015.
Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. М., 2012.
Кузнецов
И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. М.: Дашков и К, 2006. - 460 с.
Бурда А.Г. Основы научно-исследовательской деятельности. Краснодар, 2015.
Методические рекомендации Минобрнауки РФ для подготовки заявок на формирование тематики и объемов финансирования в рамках мероприятий Федеральной целевой программы"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России" на 2007 - 2013 годы.
Слайд 20Лекция 4 +
Статья – основная форма научных публикаций. Квалификационные работы.
Научный язык
Слайд 21Понятие о научной статье
Статья – это научная продукция (произведение), оформленная
для публикации в научном сборнике или журнале и содержащая информацию
о свежих, как правило, только что полученных научных результатах.
Статья – наиболее распространенная форме научной публикации.
Мотивация написания статей: стремление сделать научные результаты общественным достоянием, установление их приоритета, признание научной общественности, демонстрация своей квалификации.
Объем статьи определяется требованиями журнала. Как правило, он может составлять от 5 до 20 страниц машинописного текста.
Статья содержит описание новых результатов, полученных авторами в процессе исследований по конкретной, достаточно узкой теме, относящейся к актуальному направлению научных исследований.
Слайд 22Структура статьи
Название. Должно быть конкретным, достаточно коротким, точно соответствовать содержанию
статьи. В нем должны отсутствовать формальные, не носящие смысловой нагрузки
слова: «К вопросу, изучение, исследование и т.п.»
Ф.И.О. авторов, названия организаций, где они работают, электронный адрес автора, ответственного за переписку.
Аннотация. Объем: от 2-3 строк до 200-250 слов (по требованиям журнала). Вкратце излагаются предмет и методы исследования, основные результаты и выводы. Публикуется в базах данных, в которых журнал индексируется (РИНЦ, Web of Science, Scopus и т.д.), поэтому должна давать полное общее представление о работе.
Ключевые слова (около 5). По ним поисковые системы позволяют искать публикации, посвященные той или иной теме.
Собственно текст статьи: Введение, Методики исследования (расчетов, эксперимента) или описание модели и т.п., Результаты, Обсуждение результатов, Заключение (или Выводы), Литература (Список использованных источников).
Слайд 23Требования к частям текста статьи
Во введении обосновывается актуальность темы исследования,
дается обзор современного состояния (что уже сделано, что предстоит решить)
с приведением ссылок на ключевые и свежие публикации, их критическим анализом, показывается необходимость прведенного исследования, формулируются цель и постановка задачи.
Методика, модель: описываются все основные черты предлагаемого подхода, методы исследования, используемые материалы и т.п.
Полученные результаты описываются предельно ясно, с приведением необходимых иллюстраций. Не следует перегружать текст несущественными деталями, не содержащими дополнительной информации иллюстрациями.
В обсуждении полученные результаты сравниваются с ранее существовавшими результатами, показывается, что нового они добавляют в пониманиерассматриваемой проблемы, какие новые вопросы они ставят, какие очередные исследования могут быть проведены и т.д.
На основе результатов и их обсуждения делаются выводы. Эта часть – не одно и то же, что аннотация. В аннотации вкратце описывается все содержание, а в заключении – только выводы, которые конкретно следуют из результатов.
Слайд 24Квалификационные научные работы
К квалификационным научным работам относятся научные работы, написанные
и представленные для подтверждения квалификации: дипломная работа бакалавра, магистерская диссертация,
кандидатская и докторская диссертация.
Бакалавр, магистр – академические степени, отражают не научный, а образовательный уровень выпускника вуза, поэтому ВКР для этих степеней в кроне отличаются от диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Дипломная работа бакалавра должна содержать элементы научного исследования, а магистерская диссертация – самостоятельная научно-исследовательская работа, то есть ее содержание составляет новый материал, включающий описание новых фактов, явлений, закономерностей или обобщение ранее известных положений с других позиций или в новом аспекте.
Основа дипломной работы закладывается НИРС, выполняемой во все годы обучения, поэтому следует приступать к НИРС как можно раньше, на 2-м или хотя бы на 3-м курсе.
Слайд 25Научный текст и научный язык
Стиль письменной речи, используемый в научных
публикациях – формально-логическое изложение материала. Научный язык – это рассуждения,
целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования.
Научный язык = точность, смысловая законченность, целостность и связность.
Последовательное развитие мысли: «вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, действительно, итак и т.д.»
Выражение противоречивых отношений: «однако, между тем, в то время как, тем не менее…»
Причинно-следственные отношения: «следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме тог, к тому же…»
Переход от одной мысли к другой: «прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на и т.д.»
Подведение итогов, выводов: «итак, таким образом, следовательно, в заключение следует отметить (отметим), подводя итог…»
Средства связи: «данный, этот, такой, указанный, названный…»
Используются безэмоциональные слова (не «повыше или высочайший», а «более, наиболее высокий»
Слайд 26Использование безличного повествования
Стиль научной письменной речи – безличный монолог, изложение
ведется от 3-го лица. Форма 1-го лица употребляется редко, «Я,
ты» не употребляется вообще. Местоимения «мы» также следует избегать.
Примеры:
Неправильно:
Я провел исследование влияния параметров воздействия ультразвука на прочность нанокристаллов никеля
Не рекомендуется:
Мы провели исследование влияния параметров воздействия ультразвука на прочность нанокристаллов никеля
Правильно:
Было проведено исследование влияния параметров воздействия ультразвука на прочность нанокристаллов никеля
Научный язык вырабатывается при написании отчетов по лабораторным работам, рефератов, курсовых и дипломных работ, тезисов докладов.
Слайд 27Использование компьютерных программ при подготовке научных работ
Для представления по назначению
научная продукция должна быть оформлена с помощью редактора текста (TEX,
LATEX, Microsoft Word, Libre Office, Open Office).
Научный документ по физике, техническим наукам содержит: текст кириллицей с символами латинского и греческого алфавитов, таблицы, формулы, графики, рисунки, который собраны в одном файле.
1. Набор текста в редакторе. Отдельные символы латинского и греческого алфавита вставляются как текст соответствующего шрифта, другие символы вставляются как «символ», простые уравнения типа c=a/b, d=ab набираются как текст.
2. Сложные уравнения набираются редактором уравнений. Небольшие уравнения, не нуждающиеся в нумерации, набираются с как часть текста, а большие и все нумерованные уравнения набираются отдельной строкой.
3. Таблицы набираются с использованием команды меню «вставить-таблица».
4. Относительно простые рисунки, чертежи выполняются средствами Word. Более сложные рисунки, графики, фотографии лучше вставлять командой меню «вставка-рисунок» из графических файлов, в которых они сохранены (форматы JPG, TIFF). При этом разрешение этих графических файлов должно быть достаточным, но не избыточным, чтобы не перегружать документ. Журналы, в дополнение к вставленным в Word рисункам. требуют оригинальные файлы в форматах JPG или TIFF.