Слайд 1Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
ЛЕКЦИЯ 4
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
4.1. Становление управления как
науки
4.2. Подход к управлению, основанный на
выделении научных школ
4.3.
Процессный подход
4.4. Системный подход
4.5. Ситуационный подход
Слайд 2Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
4.1. СТАНОВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
КАК НАУКИ
Практика управления стара как мир,
но возникновение менеджмента как научной дисциплины обычно связывают с зарождением
капитализма.
В 1911 г. американский ученый Ф. Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления», чем положил начало признанию управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Слайд 3Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Становление управления как науки было ответом на потребности развития
экономики.
Успехи в теории управления зависели от других, связанных с
управлением наук,
в частности экономики, математики, кибернетики, психологии и социологии.
Эти науки помогали ученым находить новые подходы к управлению.
Слайд 4Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Наиболее признанными являются четыре
основных подхода, которые обеспечили
существенное
развитие
теории и практики управления:
1.
Подход,
основанный
на выделении
различных школ
управления
(включает
четыре школы).
2.
Процессный подход
(рассматривает
управление как
непрерывную серию
взаимосвязанных
управленческих
функций).
Слайд 5Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
3.
Системный подход
(он пытается
рассмотреть
организацию и
внешнюю среду,
в
которой она
функционирует,
как целое).
4.
Ситуационный подход
(основывается на том,
что пригодность
различных методов
управления
определяется
ситуацией).
Слайд 6Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
4.2. ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ,
ОСНОВАННЫЙ НА
ВЫДЕЛЕНИИ
НАУЧНЫХ ШКОЛ
Менеджмент как научная дисциплина за столетний период прошел
несколько этапов эволюционного развития.
Каждый этап представлял особую научную школу.
Слайд 7Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Обычно выделяют четыре школы:
1) школу научного
управления;
2) классическую
(административную)
школу управления;
4)
школу
количественных
методов.
3) школу человеческих
отношений и школу
поведенческих наук;
Слайд 8Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
1. Школа научного управления
(1885 – 1920 гг.).
Эта школа
сформировалась и получила широкую известность
в начале ХХ века.
Она
связана с именами Ф. Тейлора, Франка и Лилии Гилберт,
Г. Ганнта.
Слайд 9Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Основные принципы
научного управления данной школы:
2) абсолютное следование
разработанным стандартам;
1)
разработка оптимальных методов
осуществления работы на базе изучения
затрат времени,
движений, усилий и т.п.;
Слайд 10Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
3) подбор, обучение и расстановка
рабочих на те рабочие
места, где они
могут дать наибольшую пользу;
4) оплата по результатам
труда;
5) выделение управленческих функций
в отдельную сферу профессиональной
деятельности;
6) поддержание дружеских отношений между
рабочими и менеджерами.
Слайд 11Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Данное учение базировалось на механистическом понимании человека, его места
в организации и сущности его деятельности.
Основатель этой школы Ф.
Тейлор пытался найти ответ на вопрос: как сделать так, чтобы рабочий работал как машина?
Слайд 12Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Целью школы было создание универсальных принципов и методов успешного
управления организацией.
Основные представители школы –
А. Файоль, М. Вебер.
2. Классическая
(административная) школа управления
(1920 – 1950 гг.)
Слайд 13Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Функционирование любой
организации Файоль сводил к
следующим видам деятельности:
1)
технической
(производство);
2) коммерческой
(закупка и сбыт);
4) бухгалтерской
(деятельность по учету,
анализу, статистике);
5) административной
(деятельность
по упра-
влению организацией);
3) финансовой (поиск
и оптимальное исполь-
зование капитала);
6) функции защиты
жизни и собственности
людей.
Слайд 14Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Каждый из этих видов деятельности нуждался в
управлении, предполагающем
осуществление
общих функций:
1) планирования;
2) организации;
3) координации;
5) контроля.
4) мотивации;
Таким образом,
Файоль оказался основателем процессного подхода к управлению организацией, которое рассматривалось им как серия повторяющихся взаимосвязанных действий.
Слайд 15Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Файоль сформулировал 14 принципов
административного управления:
1) разделение
труда;
6) подчинение
частных
интересов общим;
2) власть –
ответственность;
3) дисциплина;
4) единство
распорядительства;
5) единство
руководства;
Слайд 16Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
9) иерархия;
10) порядок;
13) инициатива;
12) постоянство
состава персонала;
11) справедливость;
14) единение
персонала.
8)
централизация;
7) вознаграждение
персонала;
Эти принципы сохраняют свое значение
и в настоящее
время.
Слайд 17Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Завершением административной школы менеджмента стала теория бюрократиче-ского построения и
управления организа-цией немецкого ученого М. Вебера.
М. Вебер искал ответ на
вопрос:
что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина?
Ответ на данный вопрос он видел в разработке правил и процедур поведения людей в любой ситуации, прав и обязан-ностей каждого работника.
Слайд 18Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Модель рациональной бюрократической
организации, какой её видел М.Вебер,
характеризуется следующими признаками:
1) разделение труда
на базе
функциональной
специализации;
2) хорошо определен-
ная иерархическая
система распреде-
ления
власти;
4) система правил и
процедур поведения
в конкретных
ситуациях;
3) система правил и
норм, определяющих
права и обязанности
работников;
Слайд 19Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
5) прием в организа-
цию и продвижение по
служебной лестнице
на основе
компетентности;
7)
управление административной
деятельностью на основе
письменных инструкций.
6) внутренняя система
отношений на
фор-
мальных началах –
как взаимодействие
между должностями,
а не личностями;
Данная модель оказалась непригодной для современной рыночной экономики, так как сковывает свободу действий менеджеров при быстроменяющейся внешней среде.
Слайд 20Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Э. Мэйо
М.Фоллетт
А. Маслоу
3. Школа человеческих отношений
(1930 – 1950
гг.)
и школа поведенческих наук (с 1950 г.)
Видные представители школы:
Слайд 21Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Сущность школы
человеческих отношений:
1) люди в основном
мотивируются социаль-
ными потребностями и
ощущают собственную
индивидуальность
благодаря своим
отношениям с другими
людьми;
2) в
результате
промышленной револю-
ции работа потеряла
привлекательность,
поэтому удовлетворение
человек должен искать
в социальных
взаимоотношениях;
Слайд 22Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
3) люди более
отзывчивы к социаль-
ному влиянию группы
равных им
людей,
чем к побуждениям и
мерам контроля,
исходящих от
руководства;
4) работник
откликается
на распоряжения
руководителя, если
руководитель может
удовлетворить
социальные нужды
своих подчиненных
Слайд 23Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Школа человеческих отношений внесла
в прежние концепции менеджмента
следующие поправки:
1) увеличение
внимания
к социальным
потребностям человека;
3) отказ от акцента на
иерархичность власти
и призыв
к участию
работников
в управлении;
4) улучшение рабочих
мест путем снижения
отрицательных
последствий
сверхспециализации.
2) возрастающее
признание
неформальных
отношений;
Слайд 24Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Поведенческие науки
и
сделали изучение поведения человека на рабочем
месте строго научным.
психология
социология
Школа человеческих отношений делала основной упор на коллектив.
Поэтому к началу пятидесятых годов ХХ столетия в дополнение к ней сформировались поведенческие концепции, направленные на изучение и развитие индивидуальных возможностей и способностей отдельных работников.
Слайд 25Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Представители данного направления:
М. Грегор,
Ф. Герцберг,
П. Друкер,
Р. Лайкерт.
Школа науки о
поведении значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись прежде всего
на методах налаживания межличностных отношений, мотивации, лидерстве, коммуникации
в организации.
Слайд 26Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
также
внесли определенный вклад в теорию управления.
Математика,
кибернетика,
статистика
Сущность этой
школы:
1) исследование операций
и применение математи-
ческих моделей к решению
операционных проблем
организации;
2) математические
мето-
ды и модели позволяют
объективно справиться и
описывать различные
факторы (переменные) и
отношения между ними.
4. Школа количественных методов (с 1950 г.)
В настоящее время количественные методы управления
получают новое развитие в связи с широким использованием компьютеров.
Слайд 27Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
4.3. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД
1) плани-
рование;
3) моти-
вацию;
4) кон-
троль.
2) органи-
зацию;
Процессный подход впервые
был предложен А. Файолем,
который считал, что существует пять исходных функций.
По
его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
Другие авторы утверждают, что процесс управления включает четыре функции:
Слайд 28Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Планирование - это процесс определения целей
и путей их
достижения.
Планирование охватывает различные уровни органи-
зации и может быть долгосрочным (стратегическим)
или
краткосрочным.
Реализация планов требует организации, которая представляет следующую функцию управления.
Организация (как функция управления) - это процесс распределения работы среди сотрудников и групп сотрудников и координация их деятельности.
Слайд 29Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Задача
заключается в
том, чтобы члены организации хорошо выполняли порученную им работу.
- это процесс создания у членов
организации внутреннего побуждения к действиям
для достижения целей организации.
Мотивация
- это постоянная проверка того, как
данная организация осуществляет свои цели,
и корректировка её действий.
Контроль
Слайд 30Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Сущность процессного подхода состоит в том, что он рассматривает
управление как непрерывную серию взаимосвязан-ных управленческих функций.
Рассмотренные выше четыре функции
управления – планирование, организация, мотивация и контроль – имеют две общие характеристики – все они требуют принятия решений и коммуникации.
Слайд 31Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
коммуникации и принятие решений
часто называют связующими процессами,
так как они связывают все четыре управлен-ческие функции в единый
процесс.
Процесс управления – это взаимосвязь четырех функций, которые объединены связующими процессами коммуникаций и принятия решений
Слайд 32Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Управление организацией как процесс
Связующие процессы:
- коммуникации
- принятие решений.
Слайд 33Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
4.4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Усиление взаимосвязанности и переплетение
всех сторон деятельности
организации:
производственной,
финансовой,
маркетинговой,
социальной
привело к формированию в середине
ХХ столетия так называемого
системного
подхода к управлению.
Слайд 34Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
В соответствии с ним элементы, составляющие содержание управленческой
деятельности, все без исключения друг с другом связаны, оказывают друг
на друга как непосредствен-ное, так и опосредованное воздействие.
В результате изменения в одном из них неизбежно обусловливают изменения в остальных, а в конечном результате – во всей организации.
Это требует комплексного решения любых её проблем:
больших и малых, простых и сложных, текущих и перспективных.
Слайд 35Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
1) применение
теории систем
в менеджменте;
2) способ мышления
менеджеров по отно-
шению к
организации
и управлению.
Системный подход - это
Чтобы понять что системный подход помогает
руководителю более эффективно достигать целей организации, необходимо определить что такое система.
Слайд 36Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое.
Все
организации являются социотехническими системами, так как в них наряду с
техникой работа-ют люди. Точно также как и в биологическом орга-низме, в организации все её части взаимосвязаны.
Системный подход предполагает рассмотрение организации в виде открытой системы, которая характеризуется взаимодействием с внешней средой.
Слайд 37Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Входы
Преобразования
Выходы
Информация
Материалы
Капитал
Трудовые
ресурсы
Обработка и
преобразования
входов
Продукция
Прибыль
Социальная
ответственность
Доля рынка
Рост
Удовлетворен-
ность
работников
Системный подход рассматривает организацию и
внеш-нюю среду в которой она функционирует, как целое.
Модель организации как
открытой системы
Слайд 38Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Представители системного подхода
Ч. Бернард, П. Друкер во главу
угла ставили цели организации.
Лишь после их выработки утверждали они,
можно определять её функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления.
В 1980-е гг. одной из наиболее популярных теорий в рамках системного подхода стала концепция «7-S», разработанная Э. Атосом и др.
Слайд 39Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
«7-S» - это семь взаимосвязанных переменных,
названия которых в
английском языке начинаются
с буквы «S»:
1) «стратегия»,
6) «организационные
ценности»,
2) «структура»,
3) «система
управления»,
5)
«квалификация
сотрудников»,
4) «персонал»,
7) «стиль
управления».
Изменения в одной переменной через систему связей
оказывают влияние на состояние остальных, поэтому поддержание баланса и гармонии между ними составляет главную задачу современного менеджмента.
Слайд 40Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
4.5. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Центральный момент ситуационного подхода – ситуация.
Ситуация –
это конкретный набор обстоятельств, влияющих на организацию в данное время.
Слайд 41Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Ситуационный подход к управлению организацией основывается на ситуа-ционных различиях
(переменных) между организациями и внутри самих организаций. К сожалению невозможно
определить все переменные, влияющие на организацию. На практике менеджеры могут рассматривать только те факторы, которые наиболее значимы для организации. Их обычно подразделяют на внутренние и внешние.
Слайд 42Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Ситуационный подход, разработанных в конце 60-х гг. пытается увязать
конкретные приёмы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того,
чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход как и системный, приме-ним при управлении любой организацией.
Ситуационный подход предполагает что, хотя общий процесс управления одинаков, специфи-ческие конкретные подходы и приемы, которые должен использовать руководитель могут значительно различаться и зависят от конкретной ситуации.
Слайд 43Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Для использования ситуационного подхода
в управлении руководитель должен:
1) освоить
средства
профессионального
управления, которые
доказали свою
эффективность
в разных
ситуациях;
2) уметь правильно
интерпретировать
ситуацию и
определять
значимые переменные
ситуации, влияющие
на эффективность
организации;
Слайд 44Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
3) научиться
предвидеть
вероятные
положительные
и отрицательные
последствия принима-
емых решений (для
конкретной
ситуации);
4) уметь увязывать
конкретные приемы
с конкретными ситуация-
ми,обеспечивая достиже-
ние целей
организации
самым эффективным
путем в сложившихся
обстоятельствах.
Слайд 45Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
1. Возникновение менеджмента как научной дисциплины обычно связывают с
зарождением капитализма.
По мере развития экономики и связанных с управлением
наук формировались разные взгляды на сущность, содержание, принципы и методы управления.
Наиболее признанными являются четыре основных подхода, которые обеспечили существенное развитие теории и практики управления: 1) подход, основанный на выделении различных школ управления; 2) процессный подход;
3) системный подход; 4) ситуационный подход.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
Слайд 46Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
2. Школы управления формировались в процессе эволюционного развития экономики.
Обычно выделяют четыре школы:
1) научного управления;
2) классическую (административную)
школу;
3) школу человеческих отно-шений, включая школу
поведенческих наук;
4) школу количественных методов.
3. Основатель школы управления Ф. Тейлор пытался найти ответ на вопрос: как сделать так, чтобы рабочий работал как машина? Наоборот. Основатели классической (административной) школы А. Файоль и
М. Вебер пытались разработать принципы, методы, инструкции и т.п. и добиться тогою чтобы вся организация работала как машина.
Слайд 47Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
Школа человеческих отношений делала основной упор на
коллектив, на увеличение внимания социальным потребностям работников. Школа науки о
поведении сконцентрировала внимание на методах налаживания межличност-ных отношений, мотивации, лидерстве, изучении индивидуальных способностей отдельных работников.
Школа количественных методов базировалась: на достижениях таких наук как математика, кибернетика, статистика; на использовании математических методов и моделей при подготовке управленческих решений.
Слайд 48Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
4. Сущность процессного подхода состоит в том, что он
рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций:
1) плани-рование;
2) организацию;
3) мотивацию;
4) контроль.
При этом коммуникации и принятые решения рассматриваются как связующие процессы, которые связывают все четыре управленческие функции в единый процесс.
Слайд 49Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
5. Системный подход к управлению исходит из того, что
все стороны деятельности организации (производственная, финансовая, социальная и т.п.) связаны
друг с другом.
Поэтому изменения в одной из них неизбежно обуславливает изменения во всей организации. Это требует комплексного решения любых проблем организации.
Системный подход предполагает, что организация
и внешняя среда, в которой она функционирует, должны рассматриваться как единое целое.
Слайд 50Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
6. Ситуационный подход к управлению организацией основывается на ситуационных
различиях между организациями и внутри самих организаций.
Ситуационный
подход предполагает, что для достижения целей организации более эффективно руководитель должен учитывать конкретную ситуацию и выбирать наиболее подходящие для данной ситуации методы и приемы решения тех или иных проблем.
Слайд 51Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 4
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.– 3-е
изд. – М.: Гардарики, 2000.-528 с.
2. Менеджмент: Учебник для
вузов /Под ред. М.М. Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 343 с.
3. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. –М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001.
– 439 с.
ЛИТЕРАТУРА