Разделы презентаций


Лекция 6. Оппортунистическое поведение в государственных закупках

Содержание

В качестве резюме: основные задачи заказчика* По статье Anne Yvrande-Billon

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 6. Оппортунистическое поведение в государственных закупках
Мария Валентиновна Островная

Moscow, Russia,

April 29, 2016

Лекция 6. Оппортунистическое поведение в государственных закупках Мария Валентиновна ОстровнаяMoscow, Russia, April 29, 2016

Слайд 2В качестве резюме: основные задачи заказчика
* По статье Anne Yvrande-Billon

В качестве резюме: основные задачи заказчика* По статье Anne Yvrande-Billon

Слайд 3Основные задачи заказчика
Этап 1
Как специфицировать товар, чтобы:
Предотвратить неблагоприятный отбор


Избежать вымогательства в будущем
Стимулировать участие добросовестных поставщиков

Основные задачи заказчикаЭтап 1 Как специфицировать товар, чтобы:Предотвратить неблагоприятный отбор Избежать вымогательства в будущемСтимулировать участие добросовестных поставщиков

Слайд 4Основные задачи заказчика
Этап 1
Как специфицировать товар, чтобы:
Предотвратить неблагоприятный отбор


Избежать вымогательства в будущем
Стимулировать участие добросовестных поставщиков
Этап 2
Как обеспечить

конкуренцию?
Основные задачи заказчикаЭтап 1 Как специфицировать товар, чтобы:Предотвратить неблагоприятный отбор Избежать вымогательства в будущемСтимулировать участие добросовестных поставщиковЭтап

Слайд 5Основные задачи заказчика
Этап 1
Как специфицировать товар, чтобы:
Предотвратить неблагоприятный отбор


Избежать вымогательства в будущем
Стимулировать участие добросовестных поставщиков
Этап 2
Как обеспечить

конкуренцию?

Этап 3
Как добиться исполнения контракта?

Основные задачи заказчикаЭтап 1 Как специфицировать товар, чтобы:Предотвратить неблагоприятный отбор Избежать вымогательства в будущемСтимулировать участие добросовестных поставщиковЭтап

Слайд 6Лекции 7-8. Причины неэффективности государственных закупок: низкая конкуренция
Мария Валентиновна Островная

Moscow,

Russia, April 22, 2016

Лекции 7-8. Причины неэффективности государственных закупок: низкая конкуренция  Мария Валентиновна ОстровнаяMoscow, Russia, April 22, 2016

Слайд 7(Не)эффективность государственных закупок
Что понимается под эффективностью?
Максимизация общественного благосостояния
Получение value for

money
Аллокационная эффективность
Минимальные издержки заказчика
etc.

Теория vs практика


(Не)эффективность государственных закупокЧто понимается под эффективностью?Максимизация общественного благосостоянияПолучение value for moneyАллокационная эффективностьМинимальные издержки заказчикаetc.Теория vs практика

Слайд 8Причины неэффективности
Низкая конкуренция
Горизонтальный сговор
Коррупция


Причины неэффективностиНизкая конкуренцияГоризонтальный сговор Коррупция

Слайд 9Причины неэффективности
Низкая конкуренция
Горизонтальный сговор
Коррупция


Причины неэффективностиНизкая конкуренцияГоризонтальный сговор Коррупция

Слайд 10В этой лекции:
Как можно измерить конкуренцию в государственных закупках?
Как конкуренция

в государственных закупках связана с:
выбранной процедурой закупки,
издержками участия,
требованиями заказчика
и структурой

частного рынка?
Какие способы повышения конкуренции существуют и всегда ли нужно ее стимулировать?
В этой лекции:Как можно измерить конкуренцию в государственных закупках?Как конкуренция в государственных закупках связана с:выбранной процедурой закупки,издержками

Слайд 11Что такое конкуренция?

Что такое конкуренция?

Слайд 12Что такое конкуренция?
«Невидимая рука» рынка (А. Смит)

Конкуренция как противоположность монополизации

рынка

Совершенная и несовершенная конкуренция






Что такое конкуренция?«Невидимая рука» рынка (А. Смит)Конкуренция как противоположность монополизации рынкаСовершенная и несовершенная конкуренция

Слайд 13Как обычно измеряют конкуренцию?
Индекс Лернера (1934)


монопольная власть компании

Индекс Херфиндаля-Хиршмана


степень

концентрации рынка
с 1982 г. – показатель допустимости слияний и поглощений

в рамках «антитрестовского» законодательства в США


Как обычно измеряют конкуренцию?Индекс Лернера (1934)монопольная власть компанииИндекс Херфиндаля-Хиршмана степень концентрации рынкас 1982 г. – показатель допустимости

Слайд 14Измерение конкуренции в госзакупках
Цель - отразить реальное соперничество компаний на

торгах
чем выше конкуренция, тем ближе ставки компаний к их частным

оценкам

Требования к показателям
Объективность
Отсутствие двойственной интерпретации
Простота сбора


Измерение конкуренции в госзакупкахЦель - отразить реальное соперничество компаний на торгахчем выше конкуренция, тем ближе ставки компаний

Слайд 15Используемые показатели конкуренции
В одном аукционе:
Число заявок (поданных/ допущенных/ активных)
Продолжительность проведения

аукционов
Ставки (число/ разброс)
Цена контракта («скидка»/ отношение между итоговой и рыночной

ценами)

В серии аукционов:
Число победителей аукционов
Очередность победы
HHI

Всегда ли эти показатели отражают конкуренцию?

Используемые показатели конкуренцииВ одном аукционе:Число заявок (поданных/ допущенных/ активных)Продолжительность проведения аукционовСтавки (число/ разброс)Цена контракта («скидка»/ отношение между

Слайд 16Конкуренция в госзакупках ЕС
Source: “Public procurement in Europe. Cost and

effectiveness”, PwC for European Comission
5,9

Конкуренция в госзакупках ЕСSource: “Public procurement in Europe. Cost and effectiveness”, PwC for European Comission5,9

Слайд 17Конкуренция в российских госзакупках
Источник: Доклад о результатах мониторинга применения Закона

№ 44-ФЗ в 2015 г.

Конкуренция в российских госзакупкахИсточник: Доклад о результатах мониторинга применения Закона № 44-ФЗ в 2015 г.

Слайд 18Конкуренция в российских госзакупках
Источник: Доклад о результатах мониторинга применения Закона

№ 44-ФЗ в 2015 г.

Конкуренция в российских госзакупкахИсточник: Доклад о результатах мониторинга применения Закона № 44-ФЗ в 2015 г.

Слайд 19Конкуренция в российских госзакупках
Источник: Доклад о результатах мониторинга применения Закона

№ 44-ФЗ в 2015 г.
Объем контрактов, заключенных с единственным поставщиком:
2014

г.: 970.9 млрд. руб. (17.6%)
2015 г.: 1141.6 млрд. руб. (21.7%)
Конкуренция в российских госзакупкахИсточник: Доклад о результатах мониторинга применения Закона № 44-ФЗ в 2015 г.Объем контрактов, заключенных

Слайд 20Конкуренция в российских госзакупках
Источник: Доклад о результатах мониторинга применения Закона

№ 44-ФЗ в 2015 г.

Конкуренция в российских госзакупкахИсточник: Доклад о результатах мониторинга применения Закона № 44-ФЗ в 2015 г.

Слайд 21Связь процедуры закупки и конкуренции
Закупки медицинских материалов (Kjerstad, 2005)

Данные:
216 контрактов,

заключенных в Норвегии в 1997-1999 гг.
15% - переговоры
85% - аукционы
Заказчики

– 24 государственные больницы

Результаты:
В аукционах участвовало больше компаний, чем в переговорах
А цены различались несущественно





Связь процедуры закупки и конкуренцииЗакупки медицинских материалов (Kjerstad, 2005)Данные:216 контрактов, заключенных в Норвегии в 1997-1999 гг.15% -

Слайд 22Связь процедуры закупки и конкуренции (2)
Beauty contest для распределения радиочастот

3G в Швеции (Andersson et al. , 2005)

Критерии выбора победителей
Первый

этап - соответствие требованиям
Financial capacity (enough capital),
Technical feasibility,
Commercial feasibility (business & market plan)
Второй этап
Оценка охвата сети и качества передачи данных









Связь процедуры закупки и конкуренции (2)Beauty contest для распределения радиочастот 3G в Швеции (Andersson et al. ,

Слайд 23Связь процедуры закупки и конкуренции (2)
Beauty contest для распределения радиочастот

3G в Швеции (Andersson et al. , 2005)

Сравнение с результатами

аукциона в Великобритании






Связь процедуры закупки и конкуренции (2)Beauty contest для распределения радиочастот 3G в Швеции (Andersson et al. ,

Слайд 24Издержки участия: определение
Отражают временные, трудовые, материальные затраты, которые необходимо понести

агенту для участия в процедуре закупки

Издержки участия: определениеОтражают временные, трудовые, материальные затраты, которые необходимо понести агенту для участия в процедуре закупки

Слайд 25Модели эндогенного участия в аукционах
Базовые модели
Селективное участие [Samuelson, 1985]
Неселективное участие

[Levin, Smith, 1994]

Последующие модели
Kjerstad, Vagstad, 2000; Li, Zheng, 2009; Roberts,

Sweeting, 2010; Krasnokutskaya, Seim, 2011 и др.

Важный вывод: снижение издержек участия не всегда снижает цену контракта
Модели эндогенного участия в аукционахБазовые моделиСелективное участие [Samuelson, 1985]Неселективное участие [Levin, Smith, 1994]Последующие моделиKjerstad, Vagstad, 2000; Li,

Слайд 26Издержки участия: определение
Отражают временные, трудовые, материальные затраты, которые необходимо понести

агенту для участия в процедуре закупки

Например, для участия в электронном

аукционе в России компания должна:
Получить электронно-цифровую подпись
Пройти процедуру аккредитации на ЭТП
Открыть счет для подачи обеспечения заявки
Изучить требования заказчика
Подать заявку на участие (2 части)
И, наконец, принять участие в аукционе!

Издержки участия: определениеОтражают временные, трудовые, материальные затраты, которые необходимо понести агенту для участия в процедуре закупкиНапример, для

Слайд 27От чего зависит размер издержек участия?
Процедура закупки

Государственное регулирование в экономике:

сложность правил и их изменения
Коррупция
Оппортунизм компаний
Оппортунизм третьей стороны (Moszoro

& Spiller)

Характеристики предмета закупки
Сложность товара и издержки измерения
Неопределенность

Характеристики компании
Размер
Техническая оснащенность
Участие в прошлом: learning-by-doing


От чего зависит размер издержек участия?Процедура закупкиГосударственное регулирование в экономике: сложность правил и их измененияКоррупция Оппортунизм компанийОппортунизм

Слайд 28Издержки участия в разных процедурах в ЕС
Source: “Public procurement in

Europe. Cost and effectiveness”, PwC for European Comission

Издержки участия в разных процедурах в ЕСSource: “Public procurement in Europe. Cost and effectiveness”, PwC for European

Слайд 29Процедуры и участие в российских госзакупках
Источник: Доклад о результатах мониторинга

применения Закона № 44-ФЗ в 2015 г.

Процедуры и участие в российских госзакупкахИсточник: Доклад о результатах мониторинга применения Закона № 44-ФЗ в 2015 г.

Слайд 30Требования заказчика и конкуренция
Пример государственных закупок бензина










Заказчик «подгоняет» условия контракта

под одну компанию => ограничивает участие остальных
Источник: OpenStreetMap, Нижний Новгород,

Россия
Требования заказчика и конкуренцияПример государственных закупок бензинаЗаказчик «подгоняет» условия контракта под одну компанию => ограничивает участие остальныхИсточник:

Слайд 31Частный рынок и конкуренция в госзакупках
Структура частного рынок, влияет на

результаты госзакупок:
Чем меньше компаний на рынке, тем
меньше потенциальных участников

в госзакупках
большей информации друг о друге они обладают
=> ниже конкуренция в госзакупках



Частный рынок и конкуренция в госзакупкахСтруктура частного рынок, влияет на результаты госзакупок:Чем меньше компаний на рынке, тем

Слайд 32Частный рынок и конкуренция в госзакупках
Рынок автомобильного топлива в 11

регионах России (Бальсевич, Подколзина, 2013)





Частный рынок и конкуренция в госзакупкахРынок автомобильного топлива в 11 регионах России (Бальсевич, Подколзина, 2013)

Слайд 33Частный рынок и конкуренция в госзакупках
Рынок автомобильного топлива в 11

регионах России (Бальсевич, Подколзина, 2013)





Частный рынок и конкуренция в госзакупкахРынок автомобильного топлива в 11 регионах России (Бальсевич, Подколзина, 2013)

Слайд 34Частный рынок и конкуренция в госзакупках
Рынок автомобильного топлива в 11

регионах России (Бальсевич, Подколзина, 2013)





Частный рынок и конкуренция в госзакупкахРынок автомобильного топлива в 11 регионах России (Бальсевич, Подколзина, 2013)

Слайд 35Частный рынок и конкуренция в госзакупках
Рынок автомобильного топлива в 11

регионах России (Бальсевич, Подколзина, 2013)





Частный рынок и конкуренция в госзакупкахРынок автомобильного топлива в 11 регионах России (Бальсевич, Подколзина, 2013)

Слайд 36Частный рынок и конкуренция в госзакупках
Рынок автомобильного топлива в 11

регионах России (Бальсевич, Подколзина, 2013)

Регрессионный анализ (OLS, IV)

Результаты:
Цены госконтрактов значимо

выше в регионах с компаниями-монополистами (>50% рынка), чем в других регионах
Цены госконтрактов тем ниже, чем больше компаний на частном региональном рынке



Частный рынок и конкуренция в госзакупкахРынок автомобильного топлива в 11 регионах России (Бальсевич, Подколзина, 2013)Регрессионный анализ (OLS,

Слайд 37Как стимулировать конкуренцию в госзакупках?
Возможные способы:
Повышение прозрачности госзакупок
Снижение издержек участия
Адаптация

процедур к ситуации на частном рынке

Как стимулировать конкуренцию в госзакупках?Возможные способы:Повышение прозрачности госзакупокСнижение издержек участияАдаптация процедур к ситуации на частном рынке

Слайд 38Как стимулировать конкуренцию в госзакупках?
Возможные способы:
Повышение прозрачности госзакупок
Снижение издержек участия
Адаптация

процедур к ситуации на частном рынке

Всегда ли привлечение большего числа

компаний выгодно заказчику?
А снижение цены контракта?
Как стимулировать конкуренцию в госзакупках?Возможные способы:Повышение прозрачности госзакупокСнижение издержек участияАдаптация процедур к ситуации на частном рынкеВсегда ли

Слайд 39Выводы
Конкуренция в госзакупках помогает выявить истинные частные оценки компаний-участников
Конкуренция зависит

от процедуры закупки, издержек участия компаний, требований заказчика и структуры

частного рынка
Существует трейд-офф между привлечением большего числа компаний и исполнением контракта
Хищническое поведение на торгах
Больше – не значит лучше
ВыводыКонкуренция в госзакупках помогает выявить истинные частные оценки компаний-участниковКонкуренция зависит от процедуры закупки, издержек участия компаний, требований

Слайд 40Выводы
Конкуренция в госзакупках помогает выявить истинные частные оценки компаний-участников
Конкуренция зависит

от процедуры закупки, издержек участия компаний, требований заказчика и структуры

частного рынка
Существует трейд-офф между привлечением большего числа компаний и исполнением контракта
Хищническое поведение на торгах
Больше – не значит лучше

горизонтальный сговор

ВыводыКонкуренция в госзакупках помогает выявить истинные частные оценки компаний-участниковКонкуренция зависит от процедуры закупки, издержек участия компаний, требований

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика