Слайд 1Импрессионизм
Это новое направление в искусстве конца 19-начала 20 века. От
французского слова impression – «впечатление». Сначала оно возникло в живописи.
Художники, работая на открытом воздухе, старались отразить в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира, добиваясь ощущения растворенности предметов в сверкающем солнечном свете, вибрации воздуха. Все это порождало светлую, трепетную живопись. Первая выставка импрессионистов состоялась в Париже в 1874 году.
Слайд 2
Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»
Слайд 3Особенности импрессионизма
Одну и ту же картину писали много раз.
Изображали предмет
в разном состоянии (утром, днем, вечером, в туман, дождь, в
солнечном свете).
Они работали на пленере (на открытом воздухе).
Применяли особую технику мазка.
Изображали мимолетность, мгновенность впечатления. Они работали на пленере (на открытом воздухе).
Клод Моне
«Собор в Руане» «Собор в Руане»
Слайд 5Ренуар «На качелях»
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»
Слайд 7Клод Ашиль Дебюсси
(1862-1918)
Родился 22 августа 1862 года
в Сен-Жермен-ан-Ле
(пригород Парижа) в семье мелкого торговца - владельца небольшой посудной фаянсовой лавки. Когда Клоду исполнилось два года, его отец продал свой магазинчик, и вся семья переехала в Париж. Юный Клод в 8 лет начал брать первые уроки фортепиано; в возрасте десяти лет, Клод поступил в Парижскую консерваторию
Слайд 8Летом в возрасте 18-20 лет Дебюсси работал домашним пианистом Н.
Ф. фон Мекк (покровительницы Петра Ильича Чайковского) и учителем музыки ее
детей; вместе с семьей фон Мекк путешествовал по Европе и провел некоторое время в России, где проникся симпатией к музыке композиторов «Могучей кучки» (но не Чайковского).
Слайд 9Парижскую консерваторию Клод окончил в 1884 году. Он получил Римскую
премию
Постепенно известность молодого музыканта росла. Большую роль сыграло его сочинение
для оркестра «Прелюдия к «Послеполуденному отдыху Фавна». Успехи был огромный. Два дня подряд исполнение «Фавна» шло в большом зале, а не в камерной обстановке.
Слайд 10В 1901 году Клод впервые выступил как музыкальный критик
Дебюсси был
большим почитателем русской музыки. Он не упустил шанс съездить в
Россию. В 1913 году он выступил в Москве и Петербурге со своими собственными произведениями. Клод написал три симфонических эскиза «Море
Слайд 11Он написал 12 прелюдий для фортепиано. Когда началась первая мировая
война, Клод не подходил к роялю вовсе. Он говорил, что
сейчас не до этого. Однако в 1914 году он пишет «Героическую колыбельную», а через год – «Рождество детей, которые лишились крова». Вскоре у Клода созрел план написать шесть сонат для разных инструментов. Однако этот план сбылся не до конца. Он завершил только три сонаты, которые воскресили классический дух
Слайд 12В 1915 году обострилась его болезнь, что начала прогрессировать в
начале войны. Будучи тяжело больным, Клод Дебюсси дописал третью сонату
и находил изредка в себе силы выступить на публике. Еще он создал эскизы «Оды в честь Франции». Этим он подчеркнул свою любовь к родине и патриотизм. В 1918 году композитор скончался.
Слайд 13Как исполнять музыку импрессионистов
Вполголоса
Шепотом
В колорите печального и
холодного пейзажа
Напевая
Как воспоминания об ушедшем
В серых тонах
В розовом свете
Как лунные блики
Слайд 14Триптих «Ноктюрны»
Триптих – это серия из трех пьес.
«Облака» –
это первая пьеса.
«Празднества» – это вторая пьеса.
«Сирены» – это третья
пьеса.
Слайд 15Первая пьеса триптиха «Облака»
Нет тяжелой меди.
Звучат только струнные
и деревянные духовые.
Английский рожок исполняет тему облаков.
Слайд 16Вторая пьеса триптиха – «Празднества»
Движение.
Пляшущий ритм атмосферы со
взрывами внезапного света.
Праздник, смешение музыки со светящейся пылью.
Разноцветная
толпа, мерцающие огни, фейерверк.
Ренуар
«Бал в Муллен де ля Галетт»
Слайд 17Третья пьеса триптиха – «Сирены»
Для оркестра с женским хором
Сирены –
это полу-женщины, полу-птицы, которые своим волшебным, неземным пением заманивали мореплавателей
в древней Элладе (Греции). Путешественники гибли на прибрежных рифах.
Поет женский хор с закрытыми ртами. Слов нет, одни звуки, рожденные игрой волн, парящие в воздухе, исчезающие, едва возникнув, и снова возрождающиеся.
Намек на мелодию, как мазки на полотнах импрессионистов.
Это море и его бесчисленные ритмы.
Слайд 18Термины
Ноктюрн («ночной») – небольшая пьеса лирического характера.
Триптих – это серия
из трех пьес, трех картин, трех новелл, объединенные одной идеей,
одним характером.
Импрессионизм – направление европейской живописи конца 19 века, заключающееся в передаче общего впечатления, которое производят краски предметов и фигур при различном освещении, избегая всяких подробностей в рисунке.
Слайд 19Музыкальная живопись Дебюсси
«Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе» -
фортепианная пьеса.
«Что видел западный ветер», «Феи прелестные танцовщицы», «Затонувший собор»,
«Шаги на снегу», «Снег танцует», «Девушка с волосами цвета льна» - все это фортепианные прелюдии.
В симфонической музыке – тембры и краски за счет различных инструментов.
У Дебюсси в фортепианной музыке – за счет своеобразных, необычных сочетаний звуков, прозрачных аккордов, кружевных гармоний.
Слайд 20Пьер Огюст Ренуар «Большие бульвары»
Слайд 21Известные импрессионисты
Живопись
Клод Моне
Эдуард Мане
Огюст Ренуар
Эдгар Дега
Борисов-Мусатов
Музыка
Клод Дебюсси
Морис Равель
Игорь Федорович
Стравинский