Разделы презентаций


Методология проектной и исследовательской деятельности

Содержание

Похолков Юрий ПетровичДоктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФПрезидент Ассоциации инженерного образования России, руководитель УНЦ ОТВПО ТПУСпециалист в области организации и технологии высшего профессионального образования, в области материаловедения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методология проектной и исследовательской деятельности
Похолков Ю.П., Червач М.Ю.

Методология проектной и исследовательской деятельностиПохолков Ю.П., Червач М.Ю.

Слайд 2Похолков Юрий Петрович
Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и

техники РФ
Президент Ассоциации инженерного образования России, руководитель УНЦ ОТВПО ТПУ
Специалист

в области организации и технологии высшего профессионального образования, в области материаловедения и электротехники
Ректор Томского политехнического университета (1990 – 2008)
Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1998г.)
Лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2011 г.)
Научный руководитель системных проектов «Технические университеты России» (1993 г.), «Инновационный академический университет» (2004 г.), «Томск – центр образования, науки и инноваций мирового класса» (2009 г.).
Имеет более 300 научных публикаций, из них более 70 с индексацией в WoS/Scopus

2

Похолков Юрий ПетровичДоктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФПрезидент Ассоциации инженерного образования России, руководитель

Слайд 3Червач Мария Юрьевна
Магистр менеджмента по направлению «Менеджмент в научно-образовательной сфере»
Аспирант,

менеджер УНЦ ОТВПО ТПУ
Участник научно-исследовательских проектов ТПУ в области инженерного

образования, международных проектов в рамках программы Tempus Евросоюза
Имеет 14 научных публикаций, из них 11 с индексацией в WoS/Scopus

3

Червач Мария ЮрьевнаМагистр менеджмента по направлению «Менеджмент в научно-образовательной сфере»Аспирант, менеджер УНЦ ОТВПО ТПУУчастник научно-исследовательских проектов ТПУ

Слайд 4Дисциплина «Методология проектной и исследовательской деятельности»

Объем: 72 часа
Лекции: 16

ч
Практики: 16 ч
Самостоятельная работа студентов: 40 ч


Форма отчетности: зачет (презентация

командного проекта)

4

Дисциплина  «Методология проектной и исследовательской деятельности»Объем: 72 часа Лекции: 16 чПрактики: 16 чСамостоятельная работа студентов: 40

Слайд 5Образовательные технологии

Лекции
Экспертные семинары
Проектно-организованное
обучение



Эти образовательные технологии обеспечивают:
Вовлеченность
Междисциплинарность
Коммуникативность
Практико-ориентированность
Результативность
5

Образовательные технологииЛекцииЭкспертные семинарыПроектно-организованное обучениеЭти образовательные технологии обеспечивают:ВовлеченностьМеждисциплинарностьКоммуникативностьПрактико-ориентированностьРезультативность5

Слайд 6Содержание дисциплины: лекции
Введение (проблемная ситуация, проектно-организованное обучение)
Экспертная оценка уровня подготовки

выпускников бакалавриата ТПУ к проектной и исследовательской деятельности: экспертный семинар


Продолжение семинара
Принципы проектной и исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность
Проектная деятельность – Методология управления проектами
Программно-целевой метод управления проектами
Привлечение финансирования

6

Содержание дисциплины: лекцииВведение (проблемная ситуация, проектно-организованное обучение)Экспертная оценка уровня подготовки выпускников бакалавриата ТПУ к проектной и исследовательской

Слайд 7Содержание дисциплины: практики

Проектно-организованное обучение: выполнение групповых командных проектов
Тип проектов: междисциплинарные
Темы

проектов: предложенные преподавателями или студентами
Группа: согласно расписанию практик
Подгруппы: по 5-6

человек
Форма отчетности: презентация группового проекта (перед комиссией)

7

Содержание дисциплины: практикиПроектно-организованное обучение: выполнение групповых командных проектовТип проектов: междисциплинарныеТемы проектов: предложенные преподавателями или студентамиГруппа: согласно расписанию

Слайд 8Лекция 1. Введение
8

Лекция 1. Введение8

Слайд 9Проблемная ситуация
Мировые тенденции в высшем образовании (глобальные вызовы)
Системный взгляд

на проблемную ситуацию в высшем профессиональном образовании
Состояние инженерного образования и

инженерного дела в России
Уровень подготовки российских инженеров
Совершенствование инженерного образования
Инициатива CDIO (проектный подход)

9

Проблемная ситуацияМировые тенденции в высшем образовании (глобальные вызовы) Системный взгляд на проблемную ситуацию в высшем профессиональном образованииСостояние

Слайд 10Мировые тенденции в высшем образовании
Повышение открытости и глобальности образования
Сокращение гос.

финансирования
Массовизация высшего образования
Изменение ценностей и запросов студентов
Изменение требуемых компетенций
Внедрение новых

технологий
Ориентация на студента в образовательных технологиях
Изменение требований к университетам

10

Мировые тенденции  в высшем образовании Повышение открытости и глобальности образованияСокращение гос. финансированияМассовизация высшего образованияИзменение ценностей и

Слайд 11Проблемы*
11
* По мнению ректоров EU

Проблемы* 11* По мнению ректоров EU

Слайд 12Вызовы внешней среды для образовательного сообщества*
Технологическая и информационная революция
Несовершенство законодательной

базы
Болонский процесс. Переход на уровневое образование
Несовершенство управления инженерным

образованием
Вхождение в ВТО (усиление конкуренции)
Рыночные подходы к образовательной среде
Падение престижа инженерных специальностей
Падение уровня школьной подготовки по естественным наукам и математике
*Россия

12

Вызовы внешней среды  для образовательного сообщества*Технологическая и информационная революцияНесовершенство законодательной базы Болонский процесс. Переход на уровневое

Слайд 13Проблемы
«Нефтяная игла»
(топливно-энергетический комплекс, энергетика, энергосбережение, атомная энергия, возобновляемые источники энергии,

машиностроение и материаловедение)
Недостаточное количество специалистов, обладающих инновационным мышлением, лидерскими и

организационными способностями, как в бизнесе, так и в инженерном деле
«Утечка мозгов»; отсутствие системы формирования, концентрации, сохранения и развития интеллектуального потенциала
Противоречие между качеством подготовки специалистов и состоянием инженерного дела в России

13

Проблемы«Нефтяная игла»(топливно-энергетический комплекс, энергетика, энергосбережение, атомная энергия, возобновляемые источники энергии, машиностроение и материаловедение)Недостаточное количество специалистов, обладающих инновационным

Слайд 14Модели (типы) университетов
Современный*:
- Классический
- Технический
- Национальный
- Федеральный
- Опорный
- Корпоративный
- Инновационный
-

Предпринимательский
- Исследовательский
* в России

Будущий**:
- открытый
- объективный
- привлекательный
- безграничный
- сетевой
-

интерактивный
- решающий проблемы
- креативный

** в мире (World Bank Group)

14

Модели (типы) университетовСовременный*:- Классический- Технический- Национальный- Федеральный- Опорный- Корпоративный- Инновационный- Предпринимательский- Исследовательский* в России Будущий**:- открытый- объективный-

Слайд 15Тренды развития университетских кампусов
Гибкий и эффективный кампус
Коммерческий кампус (университет экономики

и бизнеса, Вена)
Междисциплинарный кампус (MIT, Стэнфорд, Манчестер)
Виртуальный кампус (Ноттингем, Каталония,

ООН, Баварии, …)

15

Тренды развития  университетских кампусовГибкий и эффективный кампусКоммерческий кампус (университет экономики и бизнеса, Вена)Междисциплинарный кампус (MIT, Стэнфорд,

Слайд 16Системный взгляд на проблемную ситуацию*
*В инженерном образовании
16
Структура и содержание формирования

профессионала
Системное видение проблемной ситуации в инженерном деле и инженерном образовании

России
Системный взгляд  на проблемную ситуацию**В инженерном образовании16Структура и содержание формирования профессионалаСистемное видение проблемной ситуации в инженерном

Слайд 17

Структура и содержание формирования профессионала
17

Структура и содержание формирования профессионала17

Слайд 18Системное видение проблемной ситуации в инженерном деле и инженерном образовании

России
18

Системное видение проблемной ситуации  в инженерном деле и  инженерном образовании России18

Слайд 19Степень связи инженерного дела в России с состоянием инженерного образования
19

Степень связи инженерного дела в России с состоянием инженерного образования19

Слайд 20Сравнительная оценка состояния инженерного дела и инженерного образования в России

экспертами
20

Сравнительная оценка состояния  инженерного дела и инженерного образования в России экспертами20

Слайд 21Оценка уровня подготовки инженеров
21

Оценка уровня  подготовки инженеров 21

Слайд 22Основные недостатки выпускников вузов (мнение работодателей и кадровых агентств) Московский регион
чрезвычайно

низкая эффективность и производительность инженерного труда у выпускников,отсутствие знаний, навыков

и опыта использования высокопроизводительных интегрированных средств компьютерного сетевого проектирования (CALS-технологии);
незнание бизнес-процессов и особенностей российской бизнес-среды в целом;
отсутствие навыков делового общения, ведения переговоров, недостаток коммуникативных, презентационных способностей;
недостаточный уровень языковой подготовки;
не владение методами нелинейной физики и нелинейной динамики развития сложных систем(синергетики), фрактальных представлений;
завышенные требования и амбиции, не соответствующие уровню подготовки, неспособность оценить свою стоимость на рынке.

22

Основные недостатки выпускников вузов  (мнение работодателей и кадровых агентств) Московский региончрезвычайно низкая эффективность и производительность инженерного

Слайд 23Чего не хватает молодым специалистам? Крупные и средние компании Москвы, С.-Петербурга,

Екатеринбурга, Н. Новгорода, Челябинска
профессиональные навыки,
незнание законов и методов творческого

решения инженерных задач
низкая мотивация выпускников,
недостаточная нацеленность на профессиональное развитие и карьерный рост.
неготовность молодых специалистов к командной работе,
неумение преподнести себя и результаты своего труда в профессиональной среде.

23

Чего не хватает молодым специалистам? Крупные и средние компании Москвы, С.-Петербурга, Екатеринбурга, Н. Новгорода, Челябинскапрофессиональные навыки, незнание

Слайд 24Признаки критического состояния инженерного образования в России
Низкий престиж инженерного образования

среди школьников
Старая материально-техническая база ВУЗов
Разрыв между инженерным образованием и

производством
Старение кадрового состава и низкая мотивация молодых НПС
Низкая активность в НИРС
Несоответствие ГОС мировым требованиям
Редкое использование практико-ориентированных технологий обучения


24

Признаки критического состояния  инженерного образования в РоссииНизкий престиж инженерного образования среди школьников Старая материально-техническая база ВУЗовРазрыв

Слайд 25Использование компетентностного подхода при проектировании и реализации инженерных образовательных программ
Использование

практико-ориентированных проектно-организованных образовательных технологий, развитие инициативы CDIO
Формирование новых и исключительных

компетенций
Использование потенциала промышленности при подготовке инженеров
Подготовка специалистов с учетом их способностей и наклонностей
Обучение работе в команде
Обучение управлению

Совершенствование инженерного образования России

25

Использование компетентностного подхода при проектировании и реализации инженерных образовательных программИспользование практико-ориентированных проектно-организованных образовательных технологий, развитие инициативы CDIOФормирование

Слайд 26Инициатива CDIO
Conceive – Design – Implement – Operate
Задумай - Спроектируй

- Реализуй – Управляй



26
Инициаторы, хроника
Видение
Стандарты

Распространение
Гипотеза

Инициатива CDIOConceive – Design – Implement – OperateЗадумай - Спроектируй - Реализуй – Управляй26Инициаторы, хроникаВидениеСтандартыРаспространениеГипотеза

Слайд 27CDIO: Инициаторы, хроника Задумай - Спроектируй - Реализуй – Управляй

Университеты - инициаторы:
Массачусетский технологический университет (США)
Технологический университет Чалмерса (Швеция)
Линкёпингский университет

(Швеция)
Королевский технологический институт (Швеция)

2000 – 2004 гг.: Формулирование Концепции и Стандартов
2001г.: Первая версия CDIO Syllabus (Учебный план)
2004г.: Первая версия Стандартов CDIO

27

CDIO: Инициаторы, хроника Задумай - Спроектируй - Реализуй – Управляй  Университеты - инициаторы:Массачусетский технологический университет (США)Технологический

Слайд 28Видение CDIO
Образование, которое подчеркивает инженерные основы, изложенные в контексте жизненного

цикла реальных систем, процессов и продуктов в соответствии с моделью


«Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй».

Наполненность студенческими проектно-конструкторскими проектами

Интеграция обучения профессиональным навыкам с работой в команде и коммуникацией

Преобладание активного обучения и обучения, основанного на опыте

Обеспечение качества и постоянное совершенствование для достижения более высоких целей, чем только аккредитация

28

Видение CDIOОбразование, которое подчеркивает инженерные основы, изложенные в контексте жизненного цикла реальных систем, процессов и продуктов в

Слайд 29Стандарты CDIO
CDIO как контекст инженерного образования
Результаты обучения CDIO*
Интегрированный учебный план
Введение

в инженерную деятельность
Опыт ведения проектно-внедренческой деятельности
Рабочее пространство для инженерной деятельности
Интегрированное

обучение
Активные методы обучения
Совершенствование CDIO-компетенций преподавателей
Совершенствование педагогических компетенций преподавателей
Оценка обучения
Оценка программы

29

Стандарты CDIOCDIO как контекст инженерного образованияРезультаты обучения CDIO*Интегрированный учебный планВведение в инженерную деятельностьОпыт ведения проектно-внедренческой деятельностиРабочее пространство

Слайд 30Стандарты CDIO
30

Стандарты CDIO30

Слайд 31 Университеты-члены CDIO - Россия
Астраханский государственный университет (АГУ)
Донской государственный технический

университет (ДГТУ)
Казанский федеральный университет (КФУ)
Московский авиационный институт (МАИ)
Московский государственный технический

университет им. Баумана (МГТУ)
Московский физико-технический институт (ФМТИ)
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Орловский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
аэрокосмического приборостроения (ГУАП)
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Сибирский федеральный университет (СФУ)
Сколковский институт науки и техники (Сколтех)
Сургутский государственный университет (СурГУ)
Томский государственный университет систем управления и
радиоэлектроники (ТУСУР)
Томский политехнический университет (ТПУ)
Уральский федеральный университет

Количество членов CDIO во всем мире: 150

31

Университеты-члены CDIO  - Россия Астраханский государственный университет (АГУ)Донской государственный технический университет (ДГТУ)Казанский федеральный университет (КФУ)Московский

Слайд 32 Приоритетный проект Минобрнауки «Вузы как центры пространства создания инноваций»*





реализовываться проектно-организованные образовательные программы инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического профилей и

отдельные программы естественно-научного и гуманитарного профилей, предполагающие командное выполнение проектов полного жизненного цикла.

32

*Паспорт проекта утвержден 25 октября 2016 г.

В субъектах РФ обеспечить функционирование не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, на базе которых должны:

Приоритетный проект Минобрнауки  «Вузы как центры пространства  создания инноваций»* — реализовываться проектно-организованные образовательные программы

Слайд 33 Проектно-ориентированная образовательная программа
основывается на реализации:

проблемно-ориентированного
практико-ориентированного
проектно-организованного обучения,

предполагающего

индивидуальное

и /или командное выполнение студентами проектов полного жизненного цикла (Стандарты

CDIO)

33

Проектно-ориентированная  образовательная программа   основывается на реализации:проблемно-ориентированногопрактико-ориентированного проектно-организованного обучения, предполагающегоиндивидуальное и /или командное выполнение

Слайд 34 Гипотеза
Реализация проектно-организованных
образовательных программ приведет:

к подготовке специалистов и выполнению реальных

инновационных проектов, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность экономики регионов и

страны;

к трансформации вузов в центры инновационного, технологического и социального развития регионов и страны.

34

Гипотеза Реализация проектно-организованныхобразовательных программ приведет:к подготовке специалистов и выполнению реальных инновационных проектов, обеспечивающих устойчивое развитие и

Слайд 35Цель курса «Методология проектной и исследовательской деятельности»

Развить у обучающихся определенный

набор компетенций, необходимых для научно-исследовательской и профессиональной деятельности, реализуемой в

форме проектов, в том числе для подготовки магистерской диссертации.

35

Цель курса  «Методология проектной и исследовательской деятельности»Развить у обучающихся определенный набор компетенций, необходимых для научно-исследовательской и

Слайд 36Формируемые компетенции

Способность мыслить критически, системно и конструктивно (анализ);
Способность видеть

противоречия, выявлять и формулировать проблемы;
Способность обосновать актуальность проведения исследований,

проекта;
Способность выбрать и чётко сформулировать цель работы и методы (инструменты) её достижения (синтез);
Способность оценить ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
Способность планировать достижение цели проекта;
Способность описать предполагаемые результаты;
Способность оценить социальные последствия реализации результатов работы;
Способность работать в команде, коммуникативные навыки и умения.

36

Формируемые компетенцииСпособность мыслить критически, системно и конструктивно (анализ); Способность видеть противоречия, выявлять и формулировать проблемы; Способность обосновать

Слайд 37Определения
Методология – учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

Методология

– это программа (алгоритм), набор приёмов и способов того, как

достичь желаемой практической цели.

Методология – это совокупность наиболее общих принципов решения сложных практических задач о методах исследования

37

ОпределенияМетодология – учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.Методология – это программа (алгоритм), набор приёмов и

Слайд 38Определение-допущение

Методология проектной и исследовательской деятельности:

совокупность принципов, подходов, методов и

инструментов планирования, организации, управления и контроля, используемых при проведении исследовательских

и проектных работ.

38

Определение-допущениеМетодология проектной и исследовательской деятельности: совокупность принципов, подходов, методов и инструментов планирования, организации, управления и контроля, используемых

Слайд 39Структура методологии

В методологии можно выделить следующую структуру:
36

Структура методологииВ методологии можно выделить следующую структуру:36

Слайд 40Проектная деятельность

Деятельность, направленная на решение конкретной проблемы и на достижение

запланированного результата, предполагающая этапы планирования, организации, управления и контроля.


*

Существуют также исследовательские проекты


40

Проектная деятельностьДеятельность, направленная на решение конкретной проблемы и на достижение запланированного результата, предполагающая этапы планирования, организации, управления

Слайд 41Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
Исследовательская деятельность – деятельность, связанная

с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, и предполагающая наличие основных

этапов, характерных для исследования в научной сфере:
Этапы исследовательской деятельности:
постановка проблемы,
изучение теории,
определение предмета, объекта и гипотезы,
подбор методик исследования и практическое овладение ими,
сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
научный комментарий,
собственные выводы.

41

Исследовательская деятельностьИсследовательская деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением,

Слайд 42Принципы проектной и исследовательской деятельности
Системости (системы, подсистемы, междисциплинарные проекты…)
Заинтересованности (актуальность,

интересы стейкхолдеров, мотивы, стимулы, HR...)
Целенаправленности
Прозрачности (PR, коммуникации; закрытые проекты, коммерческая

тайна, интеллектуальная собственность)
Ответственности (профессиональная, социальная, экологическая)
Ресурсообеспеченности (виды ресурсов, управление ресурсами, поиск финансирования)
Управляемости (время, пространство, рабочие пакеты, диаграмма Ганта, сетевые графики…)
Результативности (критерии, реализация…)

42

Принципы проектной и исследовательской деятельностиСистемости (системы, подсистемы, междисциплинарные проекты…)Заинтересованности (актуальность, интересы стейкхолдеров, мотивы, стимулы, HR...)ЦеленаправленностиПрозрачности (PR, коммуникации;

Слайд 43Анкетирование
43

Анкетирование43

Слайд 44Информация по курсу

Информация по курсу
(рабочие тетради, лекции, материалы
для

самоподготовки)
будет размещаться на Яндекс.Диске
по ссылке:
https://yadi.sk/d/15jwUf_j3WlXeg
44

Информация по курсуИнформация по курсу (рабочие тетради, лекции, материалы для самоподготовки) будет размещаться на Яндекс.Диске по ссылке:https://yadi.sk/d/15jwUf_j3WlXeg

Слайд 45Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Слайд 46введение системы сопоставимых документов о высшем образовании, введение единой формы

приложения к диплому;
переход к двухуровневой (бакалавр – магистр) системе высшего

профессионального образования;
введение сопоставимой системы зачетных единиц трудоёмкости дисциплин в качестве средства, способствующего академической мобильности студентов;
содействие академической мобильности студентов, преподавателей и исследователей;
сотрудничество в обеспечении качества европейского образования;
повышение престижа европейского образования.

В 1999 году 29 европейских стран подписывают Болонскую декларацию:

В настоящее время Болонский процесс объединяет 44 страны.

Вызовы постиндустриального образования и Болонский процесс:

45

введение системы сопоставимых документов о высшем образовании, введение единой формы приложения к диплому;переход к двухуровневой (бакалавр –

Слайд 47Ответы на вызовы внешней среды
Совершенствование системы управления вузом, подготовка вузовских

менеджеров нового поколения
Использование системного подхода и программно-целевого метода при

планировании и реализации Комплексных Программ Развития вуза
Переход на уровневую подготовку. Внедрение практико-ориентированных образовательных технологий
Участие в совершенствовании законодательной базы
Активное использование системы международной общественно-профессиональной аккредитации ОП и сертификации инженерных квалификаций для обеспечения высокого качества подготовки специалистов
Формирование новой корпоративной культуры, фандрайзинг
Содействие повышению качества подготовки абитуриентов
Развитие академической мобильности, распространение передового опыта, проведение методологических семинаров

46

Ответы на вызовы внешней средыСовершенствование системы управления вузом, подготовка вузовских менеджеров нового поколения Использование системного подхода и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика