Слайд 1Лекция 6
Теория игр в экономике
Слайд 2Экономические модели, основанные на динамических играх с полной и совершенной
информацией
Слайд 3Рассмотрим 3 типа моделей, в которых применяется метод обратной индукции.
Дуополия
Штакельберга. – это модель несовершенной отраслевой конкуренции с лидирующей фирмой,
которая первой определяет объем выпускаемой на рынок продукции. Зная планы лидера отрасли, другие фирмы определяют объемы собственных выпусков. Такой вид дуополии основан на том, что фирма – лидер имеет возможность прогнозировать ответную реакцию ведомой фирмы или фирм и планировать свой выпуск с учетом этого прогноза.
Слайд 5Имеем симметричную дуополию, кроме порядка ходов.
Ход 1. Фирма 1 выбирает
объем выпуска q1.
Ход 2. Фирма 2, зная выбор фирмы 1,
выбирает объем своего выпуска q2.
Так как игра полная, то фирма 1 может прогнозировать ответную реакцию фирмы 2, стремящейся к максимизации своего выигрыша при известном q1:
Слайд 7Каждой фирме выгодно захватить лидерство в отрасли – борьба за
лидерство ( информационное лидерство- право первым принять решение и объявить
его другому игроку).
Эта ситуация прямо противоположна антагонистической игре, в которой нет РН в чистых стратегиях (никто не хочет объявлять свою стратегию другому, а наоборот, стремится выведать чужую стратегию) – борьба за право быть ведомым.
Слайд 8Сравнение дуополий
Курно:
Штакельберг:
В дуополии Штакельберга выпуск продукции больше, а значит, цена ниже. Потребители только выигрывают от появления фирмы-лидера.
Слайд 92. Корпорация и профсоюзы
В этой модели два участника: профсоюз и
фирма. Предполагается, что первый ход принадлежит профсоюзу, который имеет возможность
диктовать фирме уровень заработной платы W. Зная предложения профсоюза, фирма в качестве хода выбирает уровень занятости L. Профсоюз заинтересован в увеличении заработной платы и занятости. uu(W,L) должна возрастать по обеим переменным. Линия безразличия uu(W,L)=const
и направление роста выигрыша на рисунке
Слайд 10Корпорация и профсоюзы (модель Леонтьева)
Слайд 11Выигрыш фирмы от найма рабочих определяется функцией выпуска
-
Эта функция – вогнутая и возрастающая:
Выигрыш фирмы
равен разности между выпуском продукции и затратами на зарплату рабочим:
При заданном профсоюзом уровне зарплаты W оптимальный ответ фирмы L*(W) определяется условием
максимизации выигрыша по L:
Слайд 16Выводы
Из рисунка видно, что из точки ( L*, W* )
можно сместиться вправо и вниз так, чтобы оказаться ниже линии
безразличия для фирмы и выше линии безразличия для профсоюза. Это означает, что данный механизм переговоров не является эффективным, поскольку он приводит к такому результату, который может быть улучшен одновременно и для профсоюза, и для фирмы за счет некоторого снижения зарплаты при одновременном повышении занятости.
Слайд 173. Последовательные переговоры с дисконтированием
Задача дизайна механизма переговоров возникает в
различных экономических приложениях. Рассмотрим многошаговые последовательные переговоры, в которых затяжка
достижения соглашения ведет к общим потерям.
Допустим, что два игрока пытаются договориться о дележе совместной выгоды, размер которой равен 1. Переговоры проходят периодически.
Слайд 183. Последовательные переговоры с дисконтированием
В начале каждого периода один из
игроков делает предложения по дележу, а другой может либо согласиться
с этим предложением, либо отказаться.
В случае согласия игра заканчивается.
В случае отказа переговоры в данном периоде завершаются, но они возобновятся в следующем периоде, причем право предлагать дележ переходит к другому игроку.
Слайд 193. Последовательные переговоры с дисконтированием
Будем считать, что совместная выгода каждый
период убывает в силу действия коэффициента дисконтирования δ.
Проще всего интерпретировать коэффициент дисконтирования с помощью банковского процента r. Вклад на счету банка за каждый период вырастает в (1+r) раз.
Коэффициент дисконтирования δ = 1/ (1+r) показывает, как уменьшается выигрыш со временем. Долгие переговоры – это упущенная выгода
Слайд 20Последовательные переговоры с дисконтированием
Двухпериодная модель
Слайд 21Дележ (s, 1-s) является параметром модели. Оба игрока знают, что
если два периода переговоров не приведут к соглашению, то произойдет
автоматический дележ (s, 1-s) . Выигрыши игроков проставлены с учетом дисконтирования.
На рисунке изображена схема переговоров, а не игра в развернутой форме. Но для проведения обратной индукции достаточно и схемы. В этой игре есть только одна предфинальная позиция (второй период когда игрок1 может согласиться, либо отказаться).