Слайд 1Лекция 7. Аудит и контроллинг персонала
Слайд 2План:
7.1 Сущность, цели, задачи и технология организации аудита персонала
7.2 Сущность,
цели, задачи и функции контроллинга персонала
7.3 Содержательная структура контроллинга
7.4 Роль
контроллинга в организации, кадровом планировании, создании информационной системы, проведении исследований эффективности планов, ведении системы кадровой информации, составлении отчетов по кадрам
7.5 Модель контроллинга персонала
Слайд 37.1 Сущность, цели, задачи и технология организации аудита персонала
В сегодняшней
ситуации практически любой вид бизнеса испытывает воздействие серьезной конкуренции. Для
того чтобы выжить и преуспеть в своей деятельности организациям необходимо оставаться конкурентоспособными в этой новой среде. Сохранение компетентности возможно только через непрерывное развитие человеческих ресурсов. Потенциальным механизмом этого роста является аудит (оценка) деятельности сотрудника, оценка должна носить постоянный и всесторонний характер. Поскольку эффективная система аудита персонала оценивает достижения сотрудника и служит основой создания планов развития отдельных лиц и коллективов, она ставит новые задачи и цели для дальнейшего пребывания и функционирования человека в организации.
Аудит персонала - это система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации.
Аудит персонала включает в себя целый ряд мероприятий, направленных на анализ квалифицированности сотрудников.
Слайд 4Цель аудита персонала - является оценка эффективности и производительности деятельности
персонала как одного из важнейших факторов, обеспечивающих прибыльность организации.
Задачи аудита
персонала:
определить соответствие организационного и кадрового потенциала целям и стратегии развития организации;
выявить соответствие деятельности персонала и структуру управления организации существующей нормативно-правовой базе;
определить эффективность работы с персоналом по решению задач, стоящих перед персоналом организации, ее руководством, отдельными структурными подразделениями;
выявить причины возникающих в организации социальных проблем и определить возможные пути их разрешения или снижения негативного воздействия.
Слайд 5Аудит может осуществляться на:
1) Стратегическом уровне (проводится оценка на уровне
высшего руководства).
2) Управленческом уровне (оценка производится на уровне линейных руководителей).
3)
Тактическом уровне (оценка осуществляется на уровне службы управления персоналом).
В аудите персонала используются типичные для управленческого аудита инструменты. Каждый инструмент исследования обеспечивает частичные понимание действий управления персоналом фирмы. Это:
o Интервью
o Анкетные опросы и обзоры
o Анализ официальных документов
o Внешняя информация
o Эксперименты в области управления персоналом
Слайд 6Классификация типов аудита персонала
Слайд 7Продолжение таблицы «Классификация типов аудита персонала»
Слайд 8Для выработки и обоснования рекомендаций в ходе аудиторской проверки должны
быть изучены не только количественные и качественные характеристики персонала, но
и весь спектр функций управления персоналом, посредством которых достигается обеспечение интересов организации
Основные параметры аудита по функциям управления персоналом
Слайд 12Этапы проведения аудита персонала:
1. Подготовительный. На этом этапе определяются цели
аудита, осуществляется подбор персонала для проведения аудиторской проверки, разрабатываются внутриорганизационные
документы (приказ, распоряжение), определяются сроки, задачи, исполнители и участники проверки, проводится инструктаж исполнителей и участников, разрабатывается план сбора, предоставления и программы рассмотрения анализируемой информации.
2. Этап сбора информации. В процессе сбора информации проводится мониторинг персонала, проверяется документация и отчетность, проводятся наблюдение, опросы, анкетирование, беседы, осуществляется предварительная обработка статистических данных. Компьютерная техника и современные информационные технологии позволяют ускорить и качественно оформить эти процедуры.
3. Этап обработки и анализа информации. Полученная информация обрабатывается и формализуется в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, а потом по разработанному алгоритму осуществляются анализ и оценка данных о деятельности персонала путем сравнения с другими аналогичными организациями или научно обоснованными нормами.
4. Заключительный этап. На этом этапе готовится отчет о результатах аудиторской проверки, формулируются выводы и рекомендации по рационализации труда персонала и совершенствованию службы персонала организации.
Слайд 137.2 Сущность, цели, задачи и функции контроллинга персонала
В современных экономических
условиях, характеризующихся усилением конкуренции, усложнением производства и инновационным развитием, все
большее значение придается вопросам, связанным с персоналом организации. При этом в последние десятилетия с возрастанием понимания роли человека в процессе производства растет внимание к встраиванию в систему организации функционирования предприятий тех элементов (механизмов), которые обеспечивают взаимосвязанное совершенствование социальных, экономических и технологических аспектов деятельности предприятий (организаций). Это нашло отражение в формировании особого направления в деятельности организаций, называемого контроллинг (от англ. to control — контролировать, управлять). В наиболее общем виде контроллинг — это система управления достижением целей предприятия.
Слайд 14Контроллинг персонала - система внутрифирменного планирования и контроля в сфере
персонала, которая помогает преобразовывать стратегические установки в плановые величины и
конкретные мероприятия, а также формировать основные положения по управлению персоналом.
Необходимость появления в системе управления современных предприятий функции контроллинга специалисты объясняют рядом факторов:
рост важности прогнозирования и смещение приоритета от контроля прошлого к анализу будущего;
повышение нестабильности внешней среды, выдвигающее дополнительные требования к системе управления предприятием;
необходимость увеличения скорости реакции на изменения внешней среды и повышения гибкости управления предприятием;
необходимость непрерывного отслеживания изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;
потребность в продуманной системе действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций.
Слайд 15Виды контроллинга персонала:
1. Стратегический
2. Оперативный
3.Количественный
4.Качественный
Слайд 167.3 Содержательная структура контроллинга
Установление целей - это определение качественных и
количественных целей предприятия, а также выбор критериев, позволяющих проводить оценку
степени достижения поставленных целей.
Планирование - превращение целей предприятия в прогнозы и планы. Сначала выполняется анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей, а затем на основании этого разрабатывают стратегию предприятия и план.
Оперативный управленческий учет - отражение всего процесса финансово - хозяйственной деятельности предприятия по реализации плана. Он отличается принципиально от бухгалтерского учета и ориентирован на информационные потребности руководителей предприятия и его структурных подразделений, на поддержку принятия управленческих решений.
Слайд 17Система информационных потоков - важнейший элемент системы контроллинга на предприятии.
Сам процесс управления рассматривается как процесс преобразования информации: управленческие воздействия
- это информация особого рода. Управлять, не владея информацией, сегодня невозможно. Одна иззадач контроллинга - информационная поддержка управления, решить ее можно только при условии четкого и слаженного функционирования системы информационных потоков на предприятии.
Мониторинг - отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах деятельности предприятия за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с практически достигнутыми. На основании сравнения делают выводы о сильных и слабых сторонах предприятия, а также о благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий.
Контроль - Контроллинг не тождественен контролю: контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в процессе деятельности предприятия, а контроллинг нацелен на перспективу, выполняя определенные контрольные функции.
Слайд 18Анализ - Анализировать можно и прошлое, и настоящее, и будущее.
Анализ прошлого направлен на оценку результатов прошлой деятельности предприятия (выявление
сопутствующих и препятствующих достижению цели факторов). Анализ настоящего помогает определить состояние предприятия в данный момент времени. А анализ будущего оценивает: сможет ли предприятие добиться поставленных целей, какие возможности перед ним в будущем, каким рискам оно может подвергнуться. Эти виды анализа проводятся в рамках системы контроллинга.
Рекомендации для принятия управленческих решений - С учетом сложившейся ситуации, а также будущих возможностей и опасностей, контроллинг определяет, какие альтернативные действия есть у предприятия в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с точки зрения возможности достижения целей предприятия. Используя полученные рекомендации, руководитель может осмысленно и целенаправленно принимать решения.
Слайд 197.4 Роль контроллинга в организации, кадровом планировании, создании информационной системы,
проведении исследований эффективности планов, ведении системы кадровой информации, составлении отчетов
по кадрам
Для эффективного управления трудом необходимо сформировать систему оперативного учета и анализа кадров, отражающую в конкретный момент деятельности действительное положение за определенный промежуток времени на всех уровнях управления на предприятиях. Получаемая с ее помощью информация позволит периодически оценивать тенденции изменения состава кадров на предприятии; разрабатывать научно обоснованные и комплексные прогнозы и планы потребности в кадрах и на этой основе формировать кадровую работу, согласующуюся с планами социального развития каждого предприятия.
При этом кадровый контроллинг следует понимать как сквозную функцию, которая вносит вклад в планирование, контроль, управление и информационное обеспечение всех кадрово-экономических мероприятий.
Слайд 20Важнейшими целями кадрового контроллинга являются:
поддержка кадрового планирования;
обеспечение гарантии надежности и
повышение качества информации о персонале;
обеспечение координации в рамках функциональных подсистем
системы управления персоналом, а также по отношению к другим функциональным подсистемам организации;
повышение гибкости в управлении персоналом посредством своевременного выявления недостатков и рисков для кадровой работы.
В то же время, при формировании системы контроллинга необходимо помнить, что кадровый контроллинг определяется как стратегический инструмент планирования и управления, как основанное на планировании интегративное оценочное мышление и основа для оценки решений кадровой политики, в особенности для оценки экономических и социальных последствий.
Слайд 21Постоянный процесс кадрового контроллинга вносит существенный вклад в достижение целей
предприятия, связанных с качеством продукции и услуг, их количеством, затратами
ресурсов и временем на производство. Соответственно, кадровый контроллинг отражает последствия экономических мер, принимаемых в сфере труда и трудовых отношений и уточняет тем самым значение социальных и экономических целей для лиц, ответственных за принятие решений.
Таким образом, кадровый контроллинг описывает и одновременно управляет кадровой политикой, трудовыми отношениями и экономическими процессами.
Слайд 22Наименование задач
Создание системы кадрового планирования и контроля: - выбор
метода и процедур; - определение порядка проведения планирования; - разработка
основных требований по составлению плана и контроля за ним; - определение внешних и внутренних предпосылок план
Создание кадровой информационной системы: - определение потребности в информации; - участие в создании информационной системы о рабочих местах; - участие в создании системы оценки кадров; - создание информационной системы для учета внешних и внутренних изменений, имеющих значение для планирования; - иерархический анализ потребности в информации; - определение получателей информации
Координация кадрового планирования: - подготовка заданий по планированию; - проведение обсуждения плана с руководителями экономических служб; - проверка выполнения заданий, установленных кадровым планом; - обобщение отдельных планов в отраслевые планы; - согласование кадрового планирования с другими планами организации; - проведение контроля выполнения планов; - предложение мер по устранению отклонений от планов
Слайд 23Проведение исследований эффективности планов
Выполнение функций кадрового аудита: - проверка
применения в управлении персоналом, методов, моделей и процессов с точки
зрения их экономической эффективности; - проверка способности руководителей правильно использовать инструменты кадрового управления; - проведение внутренних и внешних сравнительных оценок эффективности работы с кадрами организации
Введение системы кадровой информации
Составление отчетов по кадрам: - Учет и анализ трудовых ресурсов; - Выявление потребности в новых кадрах; - Отслеживание текучести кадров
Детальный перечень задач кадрового контроллинга
Слайд 247.5 Модель контроллинга персонала
Основные этапы формирования модели кадрового контроллинга в
организации
Слайд 25Продолжение таблицы «Основные этапы формирования модели кадрового контроллинга в организации»
Слайд 26Продолжение таблицы «Основные этапы формирования модели кадрового контроллинга в организации»
Слайд 27Продолжение таблицы «Основные этапы формирования модели кадрового контроллинга в организации»
Слайд 28Вопросы для самоконтроля:
1) Раскройте сущность и цели аудита персонала.
2) В
чем заключается технология организации аудита персонала?
3) Определите сущность, цели, задачи
и функции контроллинга персонала.
4) Охарактеризуйте структуру контроллинга персонала.
5) Каковы основные этапы формирования модели контроллинга персонала в организации.