Слайд 1Развитие философско-психологического знания в академических центрах: Санкт-Петербургской Академии наук, Академическом
университете, Московском университете.
Слайд 2Императорские Санкт-Петербуржские Академия наук и Университет.
Слайд 3Вместе с Академией учреждались гимназия и университет.
Здесь философии уделялось
серьёзное внимание. Преподавались курсы «Руководство во всю Философию», «Введение в
философию»
Однако устав 1747 года требовал от профессоров философии, чтобы те не учили ничему противному православной вере. Профессоры должны были представлять в канцелярию конспекты своих лекций.
Слайд 4Философское общество при Санкт-Петербургском университете возникло 123 года назад. У
его истоков стояли такие авторитетные ученые как А.И Веденский, В.С.Соловьев,
Э.Л.Радлов, В.М.Бехтерев, Н.Г.Дебольский и др.
Общество ставило своей целью развитие и распространение философских знаний.
Впервые годы существования общества, деятельностью его членов, в основном, являлась подготовка и чтение научных докладов по различным философским дисциплинам
В обществе не было собственного печатного органа, поэтому лишь несколько докладов было напечатано в известных тогда научных журналах, таких как: "Вестник Европы", "Мир Божий", "Журнал Министерства народного просвещения" и др.
Слайд 5Во второй половине 18 века статус понижжен до училища, заведение
переживало упадок, а вмести с ним и философия.
С 1755г. Начал
работу Московский университет. В нем стала преподаваться Академическая философия. Московская философия несколько отличалась от петербуржской. Московская не была так сильно связана с естественными науками.
Слайд 7Первоначально психология как самостоятельная дисциплина в университетах не преподавалась. Психологические
главы включались в читаемые на философском факультете философские курсы логики,
метафизики, моральной философии.
В Московском университете Философские курсы преподавали сначала профессор философии из Тюбингена И.Г.Фромманн (в течение1756-1764 гг.), а затем русские профессора математик и философ Д.С.Аничков (1733-1788) и его ученик А.М.Брянцев (1749-1821).
Слайд 8Константи́н Дми́триевич Каве́лин -русский историк, государствовед, психолог, социолог и публицист.
Слайд 9В 1844-48 гг. на кафедре российского законодательства юридического факультета Московского
университета работал известный историк, правовед и психолог К.Д.Кавелин (1818-1885). Занимаясь
историей и правоведением, пришел к выводу о том, что для понимания истории необходимо изучение духовной жизни народа. Хотя наиболее целостно его психологический взгляды представлены в трудах «Задачи психологии» (1872) и «Задачи этики» (1884-86)
Слайд 10При Московском университете в это же время создается Психологическое общество.
Его учредителями и первыми членами стали профессора университета. 28 января
1884 г. они обратились в Совет Московского университета с прошением о ходатайстве его перед Министерством Народного просвещения об учреждении при Московском университете научного психологического общества. «Психология,- писали они в этом прошении,- справедливо признается общей основой всех философских наук и многих дисциплин, выходящих из сферы философии в тесном смысле.
Слайд 11Психологическое общество стало центром философской жизни России. Оно относится к
числу важнейших событий в развитии психологической мысли в университете. Число
его членов непрерывно увеличивалось. Его членами были философы и психологи: Н.Я.Грот, Вл.Соловьев, Л.М.Лопатин (председатель общества в 1889-1920 гг.), С.Н. и Е.Н.Трубецкие, И.А.Ильин (последний председатель общества в 1920-1922-гг.), Г.И.Челпанов и др.
Слайд 12В конце 1898 г. было достигнуто соглашение между Санкт-Петербургским университетом
и редакции журнала "Вопросы философии и психологии", выпускавшимся Московским психологическим
обществом, относительно печатания в этом журнале материалов Философского общества и содействия его в издании.
Слайд 13Начиная с 1899 года журнал выходил под двумя грифами, я
так как оба общества принимали «дружное участие» и вместе способствовали
«содержательности и успеху» общего органа русского философско-психологического знания.