Слайд 1ЛЕКЦИЯ 9.
Преподаватель: к. п. н., доцент Мартынова А.В.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Слайд 2»»»
Младший школьный возраст - период впитывания, усвоения, накопления знаний.
Познавательное развитие младшего школьника
Слайд 3Интенсивное сенсорное развитие в дошкольном возрасте обеспечивает достаточный для обучения
уровень восприятия.
Слайд 4Особенность детского восприятия - это синкретизм, а также высокая эмоциональность.
Слайд 5
Обучение требует развития произвольности и осмысленности восприятия, ориентировки на эталон.
Методика развития восприятия заключается в формировании сенсорных эталонов и в
развитии действий восприятия.
Слайд 6Развитие восприятия как познавательного процесса предполагает овладение процедурой наблюдения.
Перед
взрослыми стоит задача обучения младших школьников операциям анализа, сравнения свойств
предметов, выделения существенного и выражения его в слове.
Слайд 7Особенности внимания
В начале обучения внимание у детей непроизвольное.
Развитию произвольного
внимания способствует четкая организация действия ребенка с использованием образца, а
также действий самоконтроля.
Слайд 8С возрастом мнемическая деятельность становится более произвольной и осмысленной.
Особенности
памяти
Слайд 9В развитии памяти выделяются
2 направления:
формирование приемов осмысленного запоминания;
формирование
приемов воспроизведения, распределенного во времени, приемов самоконтроля за результатами запоминания.
Слайд 10Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность, и
ребенок приходит к пониманию необходимости заставить свою память работать на
себя.
Слайд 11Мыслительные операции младших школьников отличаются рядом особенностей.
В процессе школьного
обучения мышление преобразуется в теоретическое, дискурсивное, в основе которого лежит
оперирование понятиями.
Формирование этих понятий в младшем школьном возрасте только начинается и получит свое распространение в более старшем возрасте.
Слайд 12Обучение направлено на развитие произвольной, развернутой, планируемой речи.
Слайд 13В целом в начальной школе развитие речи идет по пяти
направлениям:
звуко-ритмическому,
интонационному,
овладения грамматическим строем,
овладения лексикой,
осознания своей речевой
деятельности.
При этом активно развивается коммуникативная функция речи.
Слайд 14Характерной особенностью при создании образов воображения является опора на конкретные
предметы, которая вытесняется опорой на слово, позднее появляется опора на
внутренний план, мысль.
Особенности воображения
Слайд 15Воображение младших школьников – воссоздающее.
Слайд 16Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте
Приход ребенка в
школу связан с перестройкой всех систем его отношений с окружающим
миром. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная.
Слайд 17Согласно
Д.Б. Эльконину,
учебная деятельность включает учебную задачу, учебные действия,
действие контроля, действие оценки.
Слайд 18Учебная деятельность формирует у детей умение подчинять свою работу обязательным
для всех правилам, умение регулировать свое поведение.
Слайд 19Необходимым условием развивающего воздействия учебной деятельности на младших школьников является
мотивация достижения успеха.
Слайд 20Личностное развитие младшего школьника
К семилетнему возрасту, дети имеют достаточно выраженные
потребности:
в игре,
в движениях,
во внешних впечатлениях,
в познании нового,
в самооценке,
в одобрении взрослых.
Слайд 21Уровень личностного развития определяется и психическими новообразованиями, выступающими как проявления
взрослости.
Слайд 22произвольность психических процессов и действий;
внутренний план действий (проявляющийся в умении
планировать и выполнять действия «про себя»);
соподчинение мотивов деятельности (как доминирование
мотива «надо» над мотивом «хочу»;
рефлексия;
самосознание (как проявление новой внутренней позиции школьника) и его продукт - самооценка.
Слайд 23В ученическом классе могут быть выделены дети с устойчивой адекватной,
завышенной и заниженной самооценками.
Слайд 24Самооценка зависит от успеха, которого ребенок добивается в совместной со
сверстниками деятельности
Слайд 25Динамика общения в младшем школьном возрасте
Специфическими чертами общения младших школьников
со взрослыми являются
подчинение поведения и действий ребенка определенным нормам
и правилам;
опора не на наличную ситуацию, а на все то содержание, которое задает ее контекст;
понимание позиции взрослого и условного смысла его вопросов
Слайд 26Общение со сверстниками
Взаимоотношения младших школьников во многом определяются учителем через
организацию учебной деятельности.
Слайд 27Эмоционально-волевое развитие
Ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь
комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание.
Слайд 28Общая тенденция развития чувств - их большая осознанность и сдержанность.