Слайд 1Лекция, функции, виды, типы
методические аспекты подготовки и проведения лекции
Слайд 2План
Содержание понятия.
Функции лекции и виды лекции.
Методика проектирования лекции.
Требования к проведению
лекции: 2 подхода.
Основные умения лектора и типичные ошибки.
Причины страха и
волнения на лекции.
Слайд 3Содержание понятия
Лекция - метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение
системы идей в определённой области. voluntary.ru › Словарь терминов по
общей и социальной педагогике
Лекция (от лат. lectio - чтение) - вид публичного выступления, в ходе которого специалист в результате живого взаимодействия с аудиторией раскрывает систему представлений о предмете или явлении. www.vocable.ru › Радченко И.А. Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз. – 2004
ЛЕКЦИЯ (от лат. lectio — чтение), систематич., последовательное, монологич. изложение учителем (преподавателем, лектором) уч. материала, как правило теоретич. характера. didacts.ru › Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова. - 1993
Слайд 4Исторический аспект
Лекция V-III веках до н.э. в Древней Греции (
Эсхин, Демосфен, Горгий) - как основы риторики (красноречия), искусство спора
(диалектика, полемика) и доказательства (эвристика).
Сократ: диалектический диалог.
Аристотель: научное обоснование ораторского искусства, определив его назначение как “возможность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета” (“Риторика” и “Поэтика”)
Лекция ХIII века – это чтение с комментариями (“lectio” от лат. – чтение). Основой академического красноречия.
Лекция ХVII-ХVIII – просветительская. Лектор- пропагандист научных знаний. В России появляется форма публичной лекции (Ломоносов, Сеченов, Менделеев, Лобачевский и др.).
Слайд 5Роль и сущность современных психологических лекций
“Умственная изощренность + идейная убежденность
– действенность, доступность, ясность, выразительность.
Простота, основанная на естественности речи, выражении
в ней авторского “я”.
Преобладание той или иной направленности, зависящее от типа аудитории и цели лекции (специальная, обучающая, научно-популярная лекции)
Изменение речевого стиля лекции в зависимости от жанра лекции и ее основного содержания.
Учет уровня подготовленности слушателей, их интересов, возраста, социального и национального состав.
Слайд 6Функции лекции
Информационная. Преподаватель на лекциях сообщает учебный материал, который отсутствует
в имеющихся учебных пособиях, но с его точки зрения является
необходимым.
Систематизирующая. Новые знания сообщаются на лекции в систематизированном виде, в форме обзора. Преподаватель сообщает студентам, на какие темы, разделы, фрагменты, понятия им следует обратить особое внимание при чтении учебника.
Разъясняющая. Разъяснение наиболее трудных вопросов, понятий, разделов учебного курса.
Развивающая - стимулирование мыслительной деятельности студентов.
Слайд 7Виды лекций
Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете
и ориентирует студента в системе работы по данному курсу.
Лекция-информация.
Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.
Обзорная лекция — это систематизация научных знаний.
Проблемная лекция. Новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Слайд 8Виды лекций
Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами
ТСО или аудиовидеотехники (видео-лекция), комментирование просматриваемых визуальных материалов.
Бинарная лекция —
это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей.
Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации.
Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут.
Лекция-консультация . Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу.
Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика, СПб, «Питер», 2006 г., с. 103-104.
Слайд 9Схема поэтапной подготовки лекции:
1. Аналитический этап – проблемный анализ темы; формулировка
основных вопросов; поиск ответов на основные вопросы в теории. Итог:
теоретическая концепция лекции.
2. Стратегический этап – определение «образа» аудитории; формулировка целевой установки; определение задачи сверхзадачи; формулировка тезиса и рекламного заголовка. Итог: рабочий тезис и рекламный заголовок лекции.
3. Тактический этап – отбор фактов, аргументов, иллюстраций; выбор способов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность слушателей; выбор средств, привлекающих внимание и интерес на разных этапах; разработка композиции лекции. Итог: общий план и композиция лекции.
Слайд 10Схема поэтапной подготовки лекции:
4. Редакционный этап – вычитка (исправление неверно и
неточно использованных слов, выражений); замена выражений, свойственных письменной речи, формами
устной речи; разъяснение сложных терминов и понятий, избавление от лишних слов, повторов, неблагозвучных сочетаний; поиск наиболее ярких, действенных слов и выражений; очистка текста от речевых штампов. Итог: отредактированный, произнесенный вслух текст лекции.
Слайд 11Схема поэтапной подготовки лекции:
5. Рабочий (аудиторный) этап – ориентация в конкретной
аудитории и корректировка тактики лекции в соответствии с реальной ситуацией;
произнесение лекции, установление контакта со слушателями; изменение тактики в процессе самоконтроля и в результате «обратной связи» со слушателями. Итог: прочитанная лекция.
6. Контрольно-итоговый этап – самоанализ (уяснение причин достоинств и недочетов, удач и неудач); изучение и анализ мнений слушателей; совершенствование текста лекции с учетом результатов итогового контроля. Итог: отредактированный текст и рабочий план лекции.
Слайд 12Методика проектирования лекции
формулировка темы и цели лекции;
выбор типа лекции;
выделение
основных ключевых понятий;
построение плана;
отбор содержания и составление конспекта;
выбор средств включения
студентов в лекцию (вопросы, тесты, задания, задачи);
подбор средств, обеспечивающих достижение целей лекции
Слайд 13Ключевые моменты лекции
Начало и конец лекции
Организация материала
Стиль
изложения
Выбор уровня трудности содержания и изложения материала.
Постановка вопросов по
содержанию лекции
Приведение примеров
Проверка понимания материала студентами
Конспектирование материала лекции студентами.
Слайд 14Рекомендации
подбор литературы по проблеме; число источников не более 3-4.
предварительное прочтение,
стремление пропустить полученную информацию через свое собственное понимание;
выработка собственной позиции
по теме лекции с выделением 1-2 центральных идей, которые вы разделяете и хотели бы донести до слушателей;
закрыв глаза, представить аудиторию: как одеты, о чем говорят, чем интересуются;
представив себя одним из слушателей, продумать, что бы вас интересовало, какого поведения вы ждете от лектора, какие вопросы вы могли бы ему задать.
начинайте писать план лекции «своими словами»: просто, доходчиво, без сложной терминологии, ориентируясь на своих слушателей и их запросы.
Слайд 15Способы активизации мыслительной деятельности
1. Истолкование новых явлений с точки зрения установления
причинно-следственных связей с уже известными.
2. Проекция проблемной ситуации на аудиторию. Деловая
игра «что делать, если…».
3. Анализ фактов и явлений действительности, предположений, гипотез, мнений.
4. Вопросно-ответная форма лекции.
5. Риторические вопросы (дискуссии).
6. Использование визуальных и аудиальных средств (видеофильмы, диапозитивы).
7. Прием «разорванных частей» - тема искусственно расчленяется. А в ходе лекции приводится в систему.
8. Прием «провокация», заявление чего то, что вызывает несогласие аудитории.
9. Проведение самостоятельной мыслительной деятельности с использованием раздаточного материала.
10. Мозговой штурм – «свежие идеи – самое ценное сырье».
Слайд 16Типы воспроизведения лекции
1. Речь написана и заучена наизусть.
2. Речь сказана
экспромтом.
3. Речь сказана с предварительной подготовкой, но без записи и
без заучивания.
4. Речь написана полностью и прочитана по рукописи.
Слайд 20Требования к проведению лекции: 2 подхода
1. Традиционный подход.
2. Гуманистический подход.
Слайд 21Традиционный подход
- высокая посещаемость лекции студентами, их внешняя активность
на лекции (внимательное слушание, ведение конспекта, дисциплинированность студентов и т.п.);
-
своевременное начало и окончание лекции, достаточное количество материала для лекции, темп ее чтения;
- соответствие темы календарно-тематическому плану, рациональное использование времени на лекции, логика изложения материала;
- использование преподавателем разнообразных методов обучения, различного оборудования и технических средств обучения;
Слайд 22Гуманистический подход
- удовлетворенность студентов содержанием и формами лекции;
- наиболее интересные,
запоминающиеся фрагменты лекции;
- какой учебный материал больше всего заинтересовал студентов;
-
насколько содержание и формы обучения лекции повлияли на личностное и профессиональное развитие будущих специалистов;
- какие фрагменты лекции, методы, на взгляд преподавателя, были удачными;
- какие возможности обучения студентов на лекции упущены или не полностью использованы;
- наличие оригинальных подходов к обучению и развитию студентов, использование инновационных методов и приемов на лекции.
Слайд 23Требования (критерии оценки) к лекции
научность и информативность,
доказательность и аргументированность,
наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров
эмоциональные формы изложения,
постановка вопросов
на размышление;
четкая структура и логика раскрытия излагаемых вопросов;
методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;
изложение доступным и ясным языком,
разъяснение вновь вводимых терминов и названий;
использование аудиовизуальных дидактических материалов.
Слайд 24Схема анализа лекции (Е.М. Муравьев и А.Е. Богоявленская)
1. Оптимальность
выбора темы лекции, ее цели, ведущих идей, основных понятий.
2. Оценка
оптимальности содержания материала лекции:
- рациональность логики изложения;
- полнота раскрытия темы;
- выделение главных мыслей, ведущих понятий;
- воспитательная, практическая направленность и развивающее влияние материала.
3. Приемы мобилизации внимания, интереса учащихся, стимуляция их познавательной активности:
- актуализация темы, ее практическая значимость; » четкость структуры и плана лекции;
- эмоциональность и проблемный характер изложения материала; в создание ситуаций новизны, занимательности и т.д.;
- использование презентаций;
- осуществление межпредметных связей;
4. Умения, формируемые у учащихся в процессе лекции, и степень их сформированности.
5. Характер взаимодействия преподавателя и студентов, способы осуществления обратной связи.
6. Методика закрепления, характер вопросов и заданий, вынесенных на закрепление.
7. Манера поведения и характер общения преподавателя и студентов.
8. Качество и объем итоговых выводов, анализ проделанной работы, планируемый и достигнутый уровень усвоения знаний.
Слайд 25Причины снижения интереса к лекции
Слайд 26Основные умения лектора
Умение создавать собственный текст .
Ориентация лекции на определённых
слушателей.
Гибкость мышления и речи, умение перестраивать материал, дополнять его, изменять
композицию лекции.
Наличие контакта со слушателями на основе взаимодействия.
Умение говорить правильно, руководствуясь нормами речи, создавая эмоциональный настрой слушателей.
Умение правильно спланировать материал:
a) общее планирование – отбор и компонование материала с предварительной ориентацией на определённую аудиторию;
b) корректировочное планирование – в аудитории;
c) перепланирование – в процессе лекции с поправкой на восприятие;
d) моментальное или экспромтное – при ответах на вопросы слушателей;
Слайд 27Типичные ошибки психолога – лектора
1. Частое употребление сложной психологической терминологии.
значительно усложняется понимание слушателями текста лекции;
боязнь задавать вопросы, чтобы не
прослыть некомпетентным;
детальное разъяснение терминов увеличивает время лекции, делает ее тяжеловесной;
Слайд 28Типичные ошибки психолога – лектора
2. Демонстрация манеры ученого – психолога
(слегка отстраненная и суховатая манера).
рекомендации:
разнообразить лекцию множеством практических примеров,
эмоционально окрашенных личным участием;
использовать уместно умный и тонкий юмор, шутливые примеры «от противного»;
держаться на лекции не строго и отстраненно, а предельно естественно;
если в аудитории наблюдается усталость или отсутствие интереса, полезно задать следующие вопросы: «Интересно ли вам то, что я говорю?», «Вы хотели бы что-то дополнить?»;
Слайд 29Типичные ошибки психолога – лектора
3.Демонстрация психологического высокомерия -задает ощутимую дистанцию
отчужденности между слушателями и психологом-лектором.
4.Демонстрация менторской позиции (позиции руководителя, наставника,
поучающего воспитателя).
5.Чтение лекций в описательной манере, отсутствие технологии.
Слайд 30Типичные ошибки психолога – лектора
6. Неэффективная организация лекционного материала.
необходимо научиться
свободно говорить с аудиторией;
перед аудиторией желательно стоять, а не сидеть;
необходимо
стремиться держать постоянный психологический контакт с аудиторией: смотреть в глаза, улыбаться, задавать наводящие вопросы, выслушивать их мнения, высказывать свою точку зрения;
не следует делать лекцию слишком длинной; продолжительность лекции не более одного часа.
Слайд 31Причины страха и сверхволнения
недостаток опыта чтения лекций;
индивидуальные особенности лектора: застенчивость,
робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе;
неверие в то, что слушателем
будет интересно;
личный опыт провала лекции;
чрезмерное погружение в свои переживания.
Слайд 32Рекомендации:
Если ваше волнение связано со слушателями:
при чтении лекций выберите доброжелательного
слушателя и говорите как бы только для него (главное –
научиться смотреть ему глаза);
как только почувствуете, что между вами и вашим доброжелательным слушателем возник контакт, переведите глаза на его соседа, установите глазной контакт с ним;
старайтесь научиться смотреть на слушателей открыто и дружелюбно, видеть их живые глаза;
научитесь также открыто улыбаться аудитории и получать ответные улыбки из зала.
Слайд 33Рекомендации
Если волнение связано с самим собой:
перед чтением лекции «разогрейтесь»: поговорите
с кем-то из слушателей, походите медленным шагом по аудитории;
нарабатывайте опыт
чтения лекций: больше и чаще выступайте, задавайте вопросы, участвуйте в коллективных дискуссиях;
путем проб и ошибок найдите свой оптимум: ваше внутреннее состояние, при котором вы достигаете успеха;
представьте себя актером и сыграйте роль блестяще.
сохраняйте уверенный вид
выступайте в полной готовности
Слайд 34Литература
Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика, СПб, «Питер», 2006
г., с. 103-104.
Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. –
М.: ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М., Гардарики, 2003.
Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 250 с.
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – 192 с.
Слайд 35МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ ЛЕКЦИИ
I. Тема лекции. Обоснование выбора темы.
1) Определение места и
значения темы в системе целого курса (контекст).
2) Отбор библиографии по теме
(литература для преподавателя, литература, рекомендуемая студентам).
II. Формы организации лекции.
1) Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).
2) Цель лекции (замысел, основная идея лекций, объединяющая все предметное содержание).
3) Задачи лекции, реализующие основной замысел: а) состав и последовательность задач; б) характер задач: информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные; в) средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи); г)эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.
Слайд 36МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ ЛЕКЦИИ
4) Организационная форма лекции: а) монологическое высказывание; б)
монолог с опорой на аудиовизуальные средства;
в) монолог с элементами эвристической
беседы; г) эвристическая беседа; д) диалог-дискуссия (двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме).
III. Содержание лекций.
1) План и конспект содержания лекции.
2) Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. (выделить на полях конспекта).
IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции.
1) Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).
2) Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).
3) Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимика — интонация, громкость, темп, ритм, паузы).
Слайд 37Требования (критерии оценки) к лекции
функции и цели лекции
научность и информативность,
доказательность и аргументированность,
наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров
эмоциональные формы
изложения,
постановка вопросов на размышление;
четкая структура и логика раскрытия излагаемых вопросов;
методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;
изложение доступным и ясным языком,
разъяснение вновь вводимых терминов и названий;
использование аудиовизуальных дидактических материалов.
Слайд 38Схема анализа лекции (Е.М. Муравьев и А.Е. Богоявленская)
1. Оптимальность
выбора темы лекции, ее цели, ведущих идей, основных понятий.
2. Оценка
оптимальности содержания материала лекции:
- рациональность логики изложения;
- полнота раскрытия темы;
- выделение главных мыслей, ведущих понятий;
- воспитательная, практическая направленность и развивающее влияние материала.
3. Приемы мобилизации внимания, интереса учащихся, стимуляция их познавательной активности:
- актуализация темы, ее практическая значимость; четкость структуры и плана лекции;
- эмоциональность и проблемный характер изложения материала; в создание ситуаций новизны, занимательности и т.д.;
- использование презентаций;
- осуществление межпредметных связей;
4. Умения, формируемые у учащихся в процессе лекции, и степень их сформированности.
5. Характер взаимодействия преподавателя и студентов, способы осуществления обратной связи.
6. Методика закрепления, характер вопросов и заданий, вынесенных на закрепление.
7. Манера поведения и характер общения преподавателя и студентов.
8. Качество и объем итоговых выводов, анализ проделанной работы, планируемый и достигнутый уровень усвоения знаний.