Разделы презентаций


Лекция № 1 Тема Введение в дисциплину История России План 1. История как

Содержание

История России : учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция № 1

Тема «Введение в дисциплину
«История России»

План
1. История как

наука и учебная дисциплина.
2. Методология и методы исторической науки
3. Источники

и историография курса.
Лекция № 1Тема «Введение в дисциплину «История России»План1. История как наука и учебная дисциплина.2. Методология и методы

Слайд 2
История России : учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.

Георгиева, Т.А. Сивохина ; Московский государственный университет им. М. В.

Ломоносова, Исторический факультет. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2015. - 680 с.;
[Электронный ресурс]: URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251745 (17.08.2016). – С. 3-6.

История России : учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина ; Московский государственный университет

Слайд 3Список рекомендованной литературы:
1. Орлов А. С. И др. Основы курса

истории России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. –

М.: Проспект, 2015.
2. История России: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014.
3. Карамзин Н. М. История Государства Российского. – М., 1995.
4. Ключевский В. О. Курс лекций по русской истории. – М., 2004.
5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М., 2000.
Список рекомендованной литературы:1. Орлов А. С. И др. Основы курса истории России: учебник. – 2-е изд., перераб.

Слайд 4
Что такое ИСТОРИЯ?

Что такое ИСТОРИЯ?

Слайд 5История (от греч. historia – рассказ о прошлом) – наука,

изучающая прошлое человечества во всем его многообразии на основе исторических

источников. Является одной из древнейших наук.
История (от греч. historia – рассказ о прошлом) – наука, изучающая прошлое человечества во всем его многообразии

Слайд 6Под этим термином так же понимается:

1. Всякий процесс развития в

природе и обществе (история мироздания; история материков, океанов, природы; история

отдельных наук, прошлое человечества).

2. Система наук изучающая прошлое человеческого общества.

Под этим термином так же понимается:1. Всякий процесс развития в природе и обществе (история мироздания; история материков,

Слайд 7Отец истории -греческий историк Геродот жил в V в. до

н. э.


Отец истории -греческий историк Геродот жил в V в. до н. э.

Слайд 8Фукидид 
(ок. 460 - 400 до н. э.) крупнейший древнегреческий историк,

основатель исторической науки, автор
«Истории Пелопоннесской войны».

Фукидид (ок. 460 - 400 до н. э.) крупнейший древнегреческий историк, основатель исторической науки, автор «Истории Пелопоннесской войны».

Слайд 9В древней Греции история
была искусством.


Богиня Клио.

В древней Греции история была искусством. Богиня Клио.

Слайд 10История изучает весь ход развития человеческого общества во всей его

конкретности и многообразии с целью понимания его настоящего и перспектив

в будущем.

История изучает весь ход развития человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания его

Слайд 11К. Маркс говорил: «Историческое незнание есть невежество, а невежество, это

динамическая сила, которая может привести к необратимым процессам».

К. Маркс говорил: «Историческое незнание есть невежество, а невежество, это динамическая сила, которая может привести к необратимым

Слайд 12 В процессе развития исторической науки сформировались несколько её частей.


Среди них выделяют :
всемирная или всеобщая история
- история

первобытного мира,
- история древнего мира,
- история средних веков;
- новая история;
- новейшая история;
- история отдельных стран.

В процессе развития исторической науки сформировались несколько её частей. Среди них выделяют : всемирная или всеобщая

Слайд 13История России – часть всемирной истории.

История России – часть всемирной истории.

Слайд 14
Президент России призвал тщательно и объективно изучать историю, чтобы знать,

как выстроить будущее.
«Этот предмет надо изучать, тщательно и объективно оценивать

историю, и тогда нам будет понятно, как нужно действовать для того, чтобы построить будущее".

Президент России призвал тщательно и объективно изучать историю, чтобы знать, как выстроить будущее.«Этот предмет надо изучать, тщательно

Слайд 15.
Объект истории - человеческое общество вцелом.
Предмет истории –

процесс развития человеческого общества
Объект истории России- российское общество.
Предмет истории

России– процесс создания и развития российского государства

.Объект истории  - человеческое общество вцелом. Предмет истории – процесс развития человеческого обществаОбъект истории  России-

Слайд 16Исторические источники делят на 6 групп:
1. Письменные источники (эпиграфические памятники,

т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити

- тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).
2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.).
3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.
4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.)
5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена.

6 Кино-фото документы.



Все вещественные источники принято называть артефактами.
Исторические источники делят на 6 групп: 1. Письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле,

Слайд 17Основные задачи истории
- развитие интереса и воспитание уважения к отечественному

и культурному и научному наследию, его сохранению;
- знание движущих

сил и закономерностей исторического процесса;
-места человека в историческом процессе; политической организации общества;
- определение роли личностного фактора в истории;
-ознакомление с особенностями эволюции российской государственности;
- определение места и роли России во всемирно- историческом процессе;
- формировать на материалах отечественной истории гражданина, патриота страны, готового отстаивать ее суверенитет.
- развитие умения логически мыслить, вести научные дискуссии;
Основные задачи истории- развитие интереса и воспитание уважения к отечественному и культурному и научному  наследию, его

Слайд 18Функции истории :

мировоззренческая,
познавательная,
практически-политическая,
воспитательная,
социальная.

Функции истории : мировоззренческая, познавательная, практически-политическая, воспитательная, социальная.

Слайд 19Выделяют исторические отрасли:

История экономики,
история политики,
историю государства и права,


история искусств,
История культуры и т.д.

Выделяют исторические отрасли:История экономики, история политики, историю государства и права, история искусств,История культуры и т.д.

Слайд 20Вспомогательные исторические дисциплины – историография, палеография, сфрагистика, нумизматика, историческая библиография,

геральдика, генеалогия, хронология, дипломатика, эпиграфия, топонимика, метрология .

Вспомогательные исторические дисциплины – историография, палеография, сфрагистика, нумизматика, историческая библиография, геральдика, генеалогия, хронология, дипломатика, эпиграфия, топонимика, метрология

Слайд 21
2. Методология исторической науки, принципы, методы, системы периодизации.

Методология истории

- это система принципов и методов исторического познания.

В

историческом познании были выработаны материалистический и идеалистический подходы.

Идеалисты идеализирует роль личности в историческом процессе, а
материалисты считают, что деятельность человека зависит от уровня развития общества, развитии материальных благ, производительных сил от изменений в обществе.
2. Методология исторической науки, принципы, методы, системы периодизации. Методология истории - это система принципов и методов исторического

Слайд 22Научные категории:

- Историческое движение – время идет только вперед;
- Историческое

пространство - совокупность природных, географических, политических, культурных процессов протекающих на

определенной территории;
- Теория изучения - логическая схема, объясняющая исторические факты).
Исторический факт - реальное событие прошлого.
Научные категории:- Историческое движение – время идет только вперед;- Историческое пространство - совокупность природных, географических, политических, культурных

Слайд 23Выделяют теории исторического процесса:
- религиозно-историческая – предметом изучения является движение

Человека к богу, связь человека с высшим разумом;
- всемирно-историческая

теория - общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага. Согласно этой теории все народы проходят через одни и те же стадии прогресса;
локально-историческая, предмет изучения которой локальные цивилизации.
Марксистская, историко-материалистическая концепция. Конечной причиной и решающей движущей силой всех исторических процессов является труд, производство, способ производства, исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами ) и т.д.

Выделяют теории исторического процесса:- религиозно-историческая – предметом изучения является движение Человека к богу, связь  человека с

Слайд 24Принципы и методы изучения истории.

Принцип - это правило,

которое нужно соблюдать при изучении всех явлений и событий истории.

Основные

принципы :
историзма,
объективности,
социального подхода,
альтернативности.
Принципы и методы изучения истории.  Принцип - это правило, которое нужно соблюдать при изучении всех явлений

Слайд 25Методология изучения истории.

История использует свои специфические методы познания.
Метод

- путь к построению знания по истории через конкретные явления

(исторические факты).
Научный метод - система принципов и методов добывания знаний о прошлом с целью реконструкции исторического процесса и его закономерностей.
Методология изучения истории. История использует свои специфические методы познания. Метод - путь к построению знания по истории

Слайд 26К общенаучным методам относятся:
общие приемы (обобщение, анализ, синтез, абстракция, сравнение,

моделирование, индукция, дедукция и др.);
методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент);
методы

теоретического исследования (идеализация, формализация, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, аксиоматический, методы восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, исторический, логический и др.).
К общенаучным методам относятся:общие приемы (обобщение, анализ, синтез, абстракция, сравнение, моделирование, индукция, дедукция и др.);методы эмпирического исследования

Слайд 27Собственно исторические методы исследования.

Хронологически-проблемный изучает последовательность исторических событий, предусматривает изучение и исследование истории по

периодам или эпохам, а внутри них – по проблемам
Ретроспективный

метод - раскрытие исторической реальности, деятельности исторических личностей, явлений на основе причинно-следственных связей закономерностей исторического развития.
Синхронный метод позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных регионах мира.
Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути (тенденции) общественного развития
Собственно исторические методы исследования.Хронологически-проблемный изучает последовательность исторических событий, предусматривает изучение и исследование истории по периодам или эпохам, а внутри них –

Слайд 28Периодизация истории - особого рода систематизация, которая заключается в условном

делении исторического процесса на определенные исторические периоды.

Периодизация истории - особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определенные исторические периоды.

Слайд 29Греческий поэт Гесиод,
выделил 5 периодов.

божественный,

золотой,

серебряный,

медный,

железный.

Греческий поэт Гесиод, выделил 5 периодов.божественный,золотой, серебряный, медный,железный.

Слайд 33Подходы к изучению истории:

Религиозный / теологический

Естественно-научный / натуралистический подход 

Социально-экономический

/ формационный подход 

Культурно-исторический / цивилизационный подход

Подходы к изучению истории:Религиозный / теологический Естественно-научный / натуралистический подход Социально-экономический / формационный подход Культурно-исторический / цивилизационный подход

Слайд 34Николай Яковлевич Данилевский 

(1822-1885) 

русский социолог,
 культуролог, 
публицист и
 естествоиспытатель; Славянофил,
 геополитик, основатель цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; Славянофил, геополитик, основатель цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.

Слайд 353. Источники и историография курса.
Исторические источники - это все, то,

что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое

человеческого общества, т. е. все то, что было ранее создано человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде памятников материальной культуры, предметов быта, нравов, обычаев, языка.
 Исторический источник – это памятники, которые дают информацию о человеческой деятельности в прошлом.
3. Источники и историография курса.Исторические источники - это все, то, что непосредственно отражает исторический процесс и дает

Слайд 36Виды исторических источников:

1) вещественные (изучают прошлое человеческого общества по остаткам

памятников, материальной культуры (здания, предметы труда, обихода). Особенно важны для

изучения истории первобытного общества, древнего мира, средневековья;
этнографические (исследуют быт, нравы, обычаи, традиции) народов мира;
3) устные (мифы, легенды, баллады, былины)
4) лингвистические (данные о развитии языка);
5) письменные источники - рукописные и печатные издания.
Виды исторических источников:1) вещественные (изучают прошлое человеческого общества по остаткам памятников, материальной культуры (здания, предметы труда, обихода).

Слайд 37Василий Никитич Тати́щев 
1686 - 1750

Василий Никитич Тати́щев 1686 - 1750

Слайд 38Отечественная историография

Этапы развития.

Первый (с X по XVII

вв.) - процесс накопления исторических знаний.

Второй этап (XVIII в.) начало

превращения исторических знаний в науку.

Третий этап (XIX – начало XX вв.) расцвет отечественной исторической науки.

Четвертый этап (1917-1991 гг.) развитие советской исторической науки.

Пятый этап, начиная с 1991 года, современный период развития российской исторической науки.






Отечественная историография Этапы развития. Первый (с X по XVII вв.) - процесс накопления исторических знаний.Второй этап (XVIII

Слайд 39Государственные символы России - установленные федеральным конституционным законом, отличительные

знаки государства. Герб, гимн и флаг.

Государственные символы  России - установленные федеральным конституционным законом, отличительные знаки государства. Герб, гимн и флаг.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика