Слайд 1Лекция № 2
Человек как биосоциальное существо.
Происхождение человека
Слайд 2ПЛАН ТЕМЫ
Понятие человека и его характеристика.
Психика и психические процессы.
Деятельность человека.
Познание.
Слайд 3Бинарная сущность человека
Bio
(природное)
Socio (общественное)
речь
сознание
высшие психические функции
способность к созданию орудий труда
Человек – биосоциальное существо
+
анатомия
физиологические
потребности
инстинкты
Слайд 4От анатомии к социальности
а) прямая походка
б) цепкие руки, подвижные пальцы
в)
взгляд, направленный вперед
г) большой мозг и сложная нервная система
д) сложное
строение гортани, голосовых связок и губ
е) длительная зависимость детей от родителей
ж) пластичность врожденных потребностей, и инстинктов
з) устойчивость сексуального влечения
Слайд 5Человек, индивид, индивидуальность
Человек – принадлежащий к виду Homo sapiens
Индивид –
отдельный представитель биологического вида
Индивидуальность – набор биологических и психических черт,
отличающий личность от всей массы
Слайд 6Теории происхождения человека
Креационизм
Эволюционизм
Божественное происхождение (человек создан богами)
Человек возник в результате
естественной эволюции живой материи
Внеземное происхождение (человек создан инопланетными существами или
является их потомком)
Слайд 7Эволюционная теория происхождения человека
~ 2 млн. лет назад – выделение
рода Homo
400 – 250 тыс. лет назад – появление первых
представителей вида Homo Sapiens
~ 40 тыс. лет назад – появление человека современного типа
Слайд 8Эволюционная теория происхождения
Кроманьонец (Homo sapiens)
Слайд 9Бытие человека
Существование человека во всем многообразии его проявлений
Все то, что
есть
Слайд 10Отличия человека от животных
Изготавливает орудия труда и использует их как
средство производства материальных благ
Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность
Обладает высокоразвитым мозгом,
мышлением и речью
Используют только естественные орудия
Поведение подчинено инстинктам
Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить
Слайд 11Человеческие / животные потребности
не только ест, а ест определенным образом
приготовленную и сервированную пищу
только ест
способствуют развитию
ведут к деградации
Слайд 12Потребности и интересы
Мотив
побудитель
Деятель-
ность
То, что побуждает деятельность человека, ради
чего она совершается
Потребности
Убеждения
Эмоции
Идеалы
Интересы
переживаемая
и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо
для поддержания его организма и развития личности
«Иметь значение важно»1)Условия, обеспечивающие удовлетворения потребностей; 2)это ценности, характерные для определенной группы людей.
Слайд 13I классификация потребностей
Взаимосвязь
Слайд 14Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу)
Первичные,
врожденные
Вторичные,
приобретенные
Слайд 15Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают
Понятие «человек» употребляется для характеристики
всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие
такой общности, как человеческий род
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек
Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей
1.Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества.
2. Личность – как субъект отношений и сознательной деятельности
Слайд 16Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение- система взглядов человека на мир(природа,
общество, человек) в целом; отношение человека к миру
три основные формы
Мифология- форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Философия- особый, научно-теоретический тип мировоззрения,
основано на знании (а не на вере)
Слайд 18Социализация личности
это процесс усвоения индивидом социального опыта общества, к которому
он принадлежит.
Социальный опыт включает в себя:
Нормы
Правила
Ценности
Социальные отношения
Культура труда
Слайд 19Стадии социализации
Адаптация (детская социализация)
Механизмами социализации в детском возрасте выступают психологические
механизмы: имитация, идентификация, стыд и вина.
Слайд 20Стадии социализации
2. Индивидуализация
Формирование идентичности является важнейшей задачей подросткового периода. Также
важную роль в этот период играет развитие моральных норм.
Наступление половой
зрелости – это биологическое событие, юношество – это социальный статус.
Слайд 21Стадии социализации
3. Интеграция
Критериями статуса взрослого человека являются:
Принятие ответственности за себя;
Самостоятельное
принятие решений;
Обретение финансовой независимости.
Слайд 22Стадии социализации
4. Трудовая стадия
Благополучие взрослого человека складывается из шести элементов:
Самоодобрение
Позитивные
отношения с другими людьми
Автономия (личная свобода)
Умение владеть обстановкой
Цель жизни
Непрекращающийся личный
рост
Слайд 23Стадии социализации
5. Послетрудовая стадия
Были предложены две теории для объяснения благополучного
протекания старения:
Теория устранения
Теория активности
Слайд 24Схемы жизненных подъемов и спадов:
Возраст 16 -18 лет. Избавление от
доминирования.
Возраст 18 - 22 года. Уход из родной семьи.
Возраст 22
- 28 лет. Построение реальной жизни.
Возраст 29 - 34 года. Кризис вопросов.
Возраст 35 – 43 года. Кризис безотлагательности.
Возраст 43 – 50 лет. Достигнутая стабильность.
Возраст 50 лет и старше. Умудренность опытом.
Слайд 25Агенты социализации
Первичные агенты социализации: родители, друзья, родственники, соседи, воспитатели, тренеры,
учителя и пр.
Вторичные агенты социализации: социальные институты (армия, политические организации,
СМИ, профессиональные круги и пр.)
Слайд 26Побочные эффекты социализации
Десоциализация – отказ от ранее усвоенных норм и
правил поведения в обществе
Ресоциализация – усвоение новых культурных норм и
ценностей
Слайд 27Отклоняющееся поведение
Это поведение, несоответствующее принятым нормам и правилам, а также
ожиданиям общества
Негативное ОП: нанесение ущерба людям (правонарушение, преступление, алкоголизм, наркомания…)
Позитивное
ОП: опережение привычного хода событий, вызывание у других недоумения (коллекционирование кирпичей и т. п.)
Причины:
врожденная предрасположенность
неблагоприятная социальная среда
политические, экономические кризисы
конфликт между господствующей культурой и субкультурой
Слайд 28Смысл жизни
Под смыслом жизни понимается убеждение,
что жизнь достойна того,
чтобы ее прожить
Это самый глубокий и главный
мотив человеческого существования
Слайд 29Подходы
к пониманию смысла жизни
Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур (341-270
гг. до н. э.)).
Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген
(400-325 гг. до н. э.)).
Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон (336-264 гг. до н. э.)).
Религиозный: самоотверженное служение Богу.
Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант (1724-1804 гг.).
Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.
Слайд 30Психика
Совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и
т.д.)
Свойство высокоорганизованной материи
ОСОБАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПОЯВЛЯЮЩАЯСЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТУПЕНИ
БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Слайд 32Сознание
это продукт эволюции человека,
это свойство высокоорганизованной материи - человеческого
мозга - отражать объективную реальность посредством идеальных образов
Слайд 33Свойства человеческого сознания
субъективность (у сознания всегда есть носитель, оно не
может быть ничьим);
предметность (оно не может быть пустым, бессодержательным);
интенциональностъ (сознание
всегда направлено на какой-нибудь объект, причем эта направленность носит избирательный характер. В одном и том же объекте разные люди отмечают - фиксируют - различные признаки);
объективируемость (о чем действительно думает человек, созерцая объект, мы не можем знать - наша речь не всегда адекватна отражению объекта в человеческом мозге)
Слайд 34ФРЕЙД Зигмунд
(1856—1939)
Зи́гмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud — Зигмунд
Фройд, полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud;
6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор, Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.
Слайд 35Структура психики личности
По Зигмунду Фрейду (1856 – 1939)
Я
ОНО
Сверх-Я
сфера бессознательного, биологические
потребности, вытесненные желания
сознание, помогающее нам контактировать с внешним миром, регулировать
наши действия
культурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека
либидо мортидо
Слайд 36Другие элементы психики
Привычки – приобретенные человеком способы автоматического, неосознанного удовлетворения
потребностей.
Мотивы – осмысленные побудители действий.
Темперамент – тип психического склада человека
(сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).
Воля – способность человека делать что-либо даже вопреки желанию, преодоление препятствий.
Разум – способность рассуждать, мыслить предметы и связывать их.
Слайд 38Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психически свойств, определяющих особенности
отношений и поведения личности.
Слайд 39Черта характера - та или иная особенность личности человека, которая
систематически проявляется в различных видах его деятельности и по которой
можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Слайд 40Черты характера
основные второстепенные
Слайд 41Структура характера
Структура характера обнаруживается в закономерной
зависимости между отдельными его чертами. Закономерно сочетающиеся черты характера образуют
цельную структуру.
Цельный характер - характер, в котором преобладают положительные связи между чертами.
Противоречивый характер (дискордантный) - характер, в котором есть черты, которые противоречат друг другу и обусловливают разные формы поведения в похожих ситуациях.
Слайд 42Стороны в структуре сложившегося характера
Содержание
черты, выражающие направленность личности,
систему отношений к
окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений
Форма
интеллектуальные,
волевые
и эмоциональные черты характера
Слайд 43Формирование характера
Выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от
2-3 до 9 - 10 лет. В это время дети
много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками
Слайд 44Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
доброта-эгоистичность
общительность-замкнутость
отзывчивость-безразличие
Слайд 45Деятельность как способ существования людей
1.«Деятельность— форма психической активности субъекта, заключающаяся
в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».
2.
Деятельность- форма человеческой активности, направленная на преобразование окружающей среды и самого человека
S
О
Д
S
О
S
S
S
Д
Слайд 46Субъект и объект
Субъект - тот, кто осуществляет деятельность
(может быть человек,
группа людей, организация, государственный орган.)
Объект - то, на что
направлена деятельность
(могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)
Слайд 47Структура деятельности
М→Д=Ц+С+∑д=Р
Мотив
То, что представляется в сознании (образ) и ожидается в
результате Д
это предметы труда, орудия труда, технологии, приёмы, способы действий…
Действия
это
итог, продукт деятельности
Слайд 48Виды деятельности (основная классификация)
Д
практическая –преобразование объектов природы и общества
духовная –
связана с изменением сознания людей
познавательная-отражение действительности в художеств. или
научном образе
ценностно-ориентировочная-
+или- отношение людей к окружающему миру; формирование мировоззрения
прогностическая-
планирование и предвидение
материально-производственная
(преобразование природы)
социально-преобразовательная
(преобразование общества)
Слайд 49Задатки и способности
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы.
Способности –
сформировавшиеся на основе задатков индивидуальные качества, которые позволяют успешно заниматься
определенного рода деятельностью.
Слайд 51Творчество – высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое,
никогда ранее не существующее
Механизмы творческой деятельности
Воображение – создание
нового образа
на основе прошлого опыта
Фантазия –
воображение,
характеризующееся
особой силой,
яркостью и
необычностью
Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются
Слайд 54Игра
Форма деятельности в условных ситуациях
Особенности
Двуплановость игры
Направленность не на результат,
а на сам процесс
Осуществляется реальное действие
НО!
Условный характер многих моментов
Слайд 55учение
Процесс приобретения знаний, умений, навыков
Особенности
1.Приобретение знаний происходит стихийно и целенаправленно
3.
Результат: образование-система знаний, умений, навыков; развитие личности
2. Восприятие материала, осмысление,
применение на практике- содержание процесса учения
Слайд 56Труд
Любая сознательная деятельность человека является трудом
Труд – это вид человеческой
деятельности, направленный на достижение практически полезного результата
Слайд 57Общение как деятельность
Процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией
Средства общения
Невербальные (несловесные)
Вербальные
(словесные)
Содержание общения – это ИНФОРМАЦИЯ
Слайд 58Знание — это результат познания. Познанием называют процесс
постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в
опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
Слайд 59Проблема познаваемости
Пессимисты
отрицают
познаваемость
мира
Оптимисты
утверждают,
что мир
принципиально
Познаваем
Скептики
утверждают,
что
познавание
возможно, выражая
сомнение
в достоверности
полученного знания
Слайд 60Процесс познания
Субъект познания
Объект познания
Результат
Познающий человек, наделённый волей и сознанием, или
коллектив
Всё общество
Знание
Познаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее состояние человека
Весь окружающий
мир
Слайд 61Формы знания
Научное – объективное, истинное знание
Донаучное – прототип, предпосылочная база
научного знания
Лженаучное – знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки
Обыденно-практическое –
знание, доставляющее элементарные сведения об окружающей действительности
Ненаучное – разрозненно, несистематизированное знание
Паранаучное – несовместимое с имеющимися научное знание
Антинаучное – знание утопично и сознательно искажающее представления о действительности
Личностное – знание. Являющееся достоянием отдельной личности
Слайд 62Формы познания
Рациональное
(логическое)
Чувственное
Щелкните для перехода…
Слайд 63Формы чувственного познания
Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и
восприятий
Представление
Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений
Восприятие
Элементарное отражение отдельных
сторон и свойств явлений и предметов
Ощущение
Слайд 64Формы рационального познания
Вывод нового знания на основе имеющихся суждений
Умозаключение
Логическая связь
понятий
Суждение
Логически обобщенный образ предмета
Понятие
Слайд 65Основные мыслительные операции
анализ
синтез
сравнение
абстрагирование
обобщение
разложение целого на части
объединение частей в единое целое
сопоставление
ряда явлений и
предметов для
выявления у них
общего или
различий
формирование образов
реальности посредством
отвлечения и
пополнения
переход от единичного к общему
Слайд 66Сенсуализм
на первое место
в процессе познания
ставит чувственную
познавательную
способность
Рационализм
признает основой
познания
и поведения
людей
разум
Слайд 67Эмоции
Аффективная форма проявления моральных чувств
Чувства
Эмоции, но выраженные в соответствующих понятиях
(чувства любви, ненависти и т. д.)
Мотивационная сторона познания
Устойчивость интересов и
целей субъекта познания
Слайд 68Научное знание
Эмпирическое
знание
Теоретическое
знание
Отражает изучаемый объект со стороны, взаимодействуя с
ним непосредственно или с помощью приборов
Имеет дело с логической моделью
изучаемого объекта
Уровни научного познания…
Слайд 69Уровни научного познания
Эмпирический
Теоретический
Формы научного знания
Научный факт
Проблема
Эмпирический
закон
Гипотеза
Теория
Методы научного познания
Наблюдение, измерение, классификация,
систематизация, описание сравнение
Универсальные:
Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование
Единство исторического и логического, формализация
Слайд 70Особенности научного познания
Получение нового для человечества знания
Объективность получаемого знания
Использование специальных
методов познавательной деятельности
Воспроизводимость полученного результата в одних и тех же
условиях, проверяемость знания
Рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность)
Развитость понятийного аппарата (терминология)
Универсальность.
Слайд 74Основные мыслительные операции
анализ
синтез
сравнение
абстрагирование
обобщение
разложение целого на части
объединение частей в единое целое
сопоставление
ряда явлений и
предметов для
выявления у них
общего или
различий
формирование образов
реальности посредством
отвлечения и
пополнения
переход от единичного к общему
Слайд 75Основные отрасли научного познания
Физика
Химия
Биология
Информатика
Генная инженерия
История
Социология
Политология
Филология
Психология
Этика
Слайд 77Социальное знание –
знание об относительно устойчивых и
систематически воспроизводимых
отношениях между народами, классами и т. д.
Гуманитарное знание – знание
познающее человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Слайд 78Социальное познание
Ч
общество
СУБЪЕКТИВИЗМ
Слайд 80КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Изучать в контексте конкретных исторических условий, выделяя общее и
особенное
Изучать общественные явления в многообразных
связях и развитии
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Конкретная
страна, конкретные условия, определённое время
КАК? ПОЧЕМУ? В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО? ПОСЛЕ ЧЕГО?
Слайд 81Познание общества начинается с восприятия социальных фактов
Факт (лат.faktum- сделанное, свершившееся)
– действительное реальное событие или явление; то, что существует, происходит
или происходило
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТЫ от учёного не зависят
НАУЧНЫЕ ФАКТЫ – научные знания, зафиксированные особым способом
Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать !
Слайд 82Сбор социальных фактов
Как учёный обществовед работает с фактами?
Интерпретация
Систематизация и отбор
Толкование,
объяснение, раскрытие смысла (научное понятие, связи, конкретная ситуация )
Оценка факта-собственное
отношение + или –
«НЕ выносить приговор, а понять»
НАУЧНАЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ!!!
Слайд 83Интуиция как источник знания
Интутивизм – течение в философии, видящее в
интуиции единственно достоверное средство познания.
Были случаи, когда сформулированные
результаты «озарений» просуществовали века, прежде чем они получили должное признание, были логически обоснованы и нашли практическое применение. К ним, в частности, относятся предсказание Леонардо да Винчи возможности изготовления летательных аппаратов тяжелее воздуха, формулировка (правда, не совсем ясная), Роджером Бэконом закона постоянства состава и закона паев (кратных отношений) в химии, предвидение Фрэнсисом Бэконом возможности создания судов для подводного плавания и возможности поддержания жизнедеятельности организма при удалении жизненно важных органов.
Слайд 84
Виды интуиции
1) чувственная,
2) интеллектуальная,
3) мистическая.
Слайд 85Истина
Что такое истина?
Истина – соответствие между фактами и высказываниями
об этих фактах. Истина – это свойство высказываний, суждений или
верований.
Слайд 86Истина
Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым
предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека.
Абсолютная истина –
полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент званий, который не может быть опровергнут в будущем.
Слайд 87Истина
Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания,
которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми.
Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины.
Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.
Слайд 88Заблуждение и ложь
Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за
истину.
Первую классификацию заблуждений дал Бэкон под именем
«идолов».
Причину возникновения заблуждений одни философы видят в человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс).
Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.
Слайд 89Что является критерием
(мерилом) истины?
Критерий – (от греч. kriterion –
средство для суждения) –
1) признак, на основании
которого производится оценка, определение или классификация чего-либо;
2) мерило оценки.
Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.
Слайд 90Критерии истины в разных теориях
1) Эмпиризм:
данные чувственного опыта;
2) Рационализм: очевидность, которая достигается путём
интеллектуальной интуиции (Декарт), «врождённые инуиции» (Лейбниц), логическая непротиворечивость теории;
3) Конвенционализм: удобство и простота теории;
При таком подходе вопрос об истинности или ложности наших знаний вообще устраняется.
4) Прагматизм: истина – полезность или работоспособность идеи: «… истинное – это просто выгодное в образе нашего мышления»;
5) Марксизм: критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.
Слайд 91Практика как критерий истины
Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный)
– материальная, целеполагающая деятельность людей.
Слайд 92Функции практики в процессе познания:
1) исходный пункт, источник познания (потребностями практики вызваны к жизни
существующие науки);
2) основа познания (именно благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира);
3) практика является движущей силой развития общества;
4) практика – цель познания (человек познаёт мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности);
5) практика – критерий истинности познания.
Слайд 93Основные виды практики
1) научный эксперимент,
2)
производство материальных благ
3) социально-преобразующая деятельность масс.