Слайд 2Психология
Разработчик лекции:
к.пс.н., доцент О.Я.Пономарева
Екатеринбург 2007
Слайд 3
Модуль 1.
Психология как наука и как практическая
деятельность
Лекция 1. Объект и предмет психологии.
Лекция 2. Системный подход
к исследованию психики.
Лекция 3. Способы приобретения психологических знаний.
Изучение теоретической части Модуля 1 даёт знания о
основных категориях и понятиях психологической науки
отраслях психологии и связи с другими науками
структуре психики и системных свойствах человека
развитии психики в филогенезе и формах психического отражения
роли сознания в развитии психики человека и взаимоотношениях сознания и бессознательного
методах изучения психики человека
Екатеринбург 2007
Слайд 4
Лекция 2. Системный подход к
исследованию психики
Екатеринбург 2007
Слайд 5
Цели изучения
дать знания теоретических основ об особенностях строения, функционирования
и развития психики человека
формировать целостное представление о психических особенностях человека
и их развитии, как факторах успешности его деятельности
познакомить с основными психологическими школами психологии, изучающими системный подход к человеку
Екатеринбург 2007
Слайд 6
План лекции
Системный подход к исследованию психики.
Развитие психики в
филогенезе.
Сознание, как высшая форма развития психики.
Екатеринбург 2007
Слайд 7
Содержание
Системный подход к исследованию психики. Комплексное синтетическое человекознание
как основная тенденция развития мировой науки о человеке в XX
веке. От комплексного подхода к исследованию человека (Б.Г. Ананьев) до системного исследования психики (Б.Ф. Ломов). Системные свойства человека: целостность, структурность, иерархичность, функциональность, саморегуляция и самоорганизация, взаимодействие со средой. Уровневая структура психики.
Развитие психики в филогенезе. Понятие филогенеза. Психика как отражение. Формы психического отражения, характеристика психики как идеального, субъективного и активного отражения. Психика как продукт и фактор эволюционного процесса.
Сознание, как высшая форма развития психики.
Структура психики: сознание и бессознательное. Взаимоотношения сознания с бессознательным.
Екатеринбург 2007
Слайд 8Человек как система
Ананьев Б.Г.
Санкт-Петербургский
государственный
университет
Ломов Б.Ф.
Институт
человека
Российской Академии Наук
Мерлин В.С.
Пермский государственный
педагогический университет
Слайд 9Человек как система
Социально-психологические свойства
социальные роли в группе
социальные роли
в социально-исторических общностях (класс, народ)
Индивидуальные психические свойства
- свойства темперамента
-
свойства личности
- опыт
- познавательные процессы
Индивидуальные свойства организма
- биохимические
- общесоматические
- свойства нервной системы
Слайд 10Системные свойства человека
Человек
как
система
Целостность
Саморегуляция и самоорганизация
Иерархичность
Функциональность
Обмен (взаимодействие) со средой
Слайд 11Самоорганизация –
способность системы поддерживать, возрождать и
совершенствовать уровень своей организации при смене внешних и внутренних условий
Слайд 12Саморегуляция Самоорганизация
Устойчивость
Адаптивность
Потребность следовать нормам
Изменчивость
Неадаптивность
Потребность преобразовывать нормы
__________________
Доверие себе
Свобода выбора
Слайд 13Тесты самопроверки
Автором комплексного подхода к изучению психики человека
является:
Ломов Б.Ф.
Ананьев Б.Г.
Блауберг И.В.
Кузьмин В.П.
Слайд 14Тесты самопроверки
Применение системного подхода к изучению психики человека ввел
...
Б.Г.Ананьев
А.В.Петровский
Б.Ф.Ломов
А.Н.Леонтьев
Слайд 15Тесты самопроверки
Изучением интегрального исследования индивидуальности человека занимался...
Б.Г.Ананьев
В.С.Мерлин
Б.Ф.Ломов
А.Н.Леонтьев
Слайд 16Тесты самопроверки
Рассмотрение человека как целостного существа в различных
его проявлениях по отношению к окружающему миру - основное требование
... подхода к изучению развития личности
деятельностного
системного
личностного
поведенческого
Слайд 17Тесты самопроверки
Психическая активность человека имеет несколько измерений, размерностей, аспектов,
уровней и т.п. согласно ... подходу исследования личности
когнитивному
бихевиористическому
системному
гуманистическому
Слайд 18Тесты самопроверки
По К.К Платонову модель личности включает ...
"автономных подструктур"
5
3
6
4
Слайд 19Развитие психики в филогенезе
Психика как отражение.
Психика как продукт и фактор
эволюционного процесса.
Слайд 20Развитие психики в филогенезе
А).Возникновение психики.
Б).Происхождение человека и возникновение человеческой психики
Слайд 21Филогенез -
процесс возникновения и исторического развития психики
животных
А.Н.Лентьев «Проблемы развития психики»
Слайд 22А.Н.Леонтьев
Проблемы развития психики
2 способа отражения: психическое и допсихическое
Чувствительность –
реакция живого организма не на что-либо полезное или вредное, а
на предшествующее
(сигнальные раздражители)
Зачатки психики связаны с условно-рефлекторной деятельностью
Слайд 24В филогенезе появляется:
Деятельность
Самосознание
Человек становится субъектом деятельности
Личность
Слайд 25Психология-
это наука, которая занимается изучением психики как отражательной деятельности, связанной
с построением субъективных и идеальных образов, на основе которых происходит
регуляция поведения и деятельности человека
Слайд 26Психика как отражение
Задача 1
Какие из положений, приведенных
ниже, характеризуют психическое отражение, какие - зеркальное отражение?
Активно воздействует на
среду.
Отражает явление только в момент его непосредственного воздействия.
Дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности.
Является фотографией окружающей действительности.
Сигнализирует о жизненно важном для организма.
Слайд 27Задача 2.
Какое из утверждений, приведенных ниже, выражает идеалистическое понимание
психики, а какое - материалистическое?
Психическая деятельность не зависит от внешних
причин.
Психическая деятельность – свойство мозга.
Психическая деятельность познаваема только путем самонаблюдения.
Психическая деятельность – отражение объективной действительности.
Слайд 28Сознание, как высшая форма развития психики.
Структура психики: сознание и бессознательное.
Взаимоотношения сознания с бессознательным.
Слайд 29Источники сознания:
внешний предметный и духовный мир;
социокультурная среда;
духовный мир индивида, его
собственный уникальный опыт жизни и переживаний;
мозг, как макроструктурная природная система
( при этом отношение мозга и содержания сознания- это не отношение причины и следствия, а отношение органа, материального субстрата и его функции)
Слайд 30Сознание управляет формами поведения, когда
возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не
имеющие очевидного решения;
требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути
движения мысли или телесного органа;
необходимо осознать и найти выход из конфликтной ситуации, которая не может решиться без волевого решения;
требуется принять немедленное решение в неожиданной ситуации, содержащей угрозу
Слайд 31Сознание -
Высший уровень психического отражения и саморегуляции, обычно считается
присущим только человеку, как общественно-историческому существу
Эмпирически выступает как непрерывно меняющаяся
совокупность чувственных и умственных образов
Слайд 32Психология изучает
Происхождение сознания
Структуру сознания
Функционирование сознания
Слайд 33Сознание характеризуется
Активностью
Интенциональностью
Способностью к рефлексии, Самонаблюдению
Мотивационно-ценностным характером
Различной степенью ясности
Слайд 34Самосознание - это
высший уровень развития сознания –основа формирования умственной активности
и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях
образ себя в
отношении к себе
Слайд 35Бессознательное подразделяется на:
разного рода ошибки (оговорки, описки и т.п.);
непроизвольное забывание
событий, предметов, того, что так или иначе связано с отрицательными
переживаниями человека;
сновидения, мечты
галлюцинации
Слайд 36Зигмунд Фрейд(1856-1939) создатель психоанализа
Уровни психической жизни:
Бессознательный
Предсознательный
Сознательный
Компоненты структуры личности :
Оно
Я
Свехр-Я
Слайд 37Бессознательное в психике человека
Бессознательные ощущения – равновесия, проприцептивные
Бессознательная память- это
та память, которая связана с долговременной и генетической памятью
Бессознательная мотивация-
влияние на направленность и характер поступков
Слайд 38Тесты самопроверки
Стадия развития психики, на которой появляется сознание, характерна
для:
Человека
Животных
Одноклеточных организмов
Насекомых
Слайд 39Тесты самопроверки
Впервые понятие "предсознания" ввел - ...
З. Фрейд
К.
Юнг
Л. Выготский
Дж. Уотсон
Слайд 40Тесты самопроверки
... - это форма отражения действительности, в ходе которого
человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с
его переживаниями.
Деятельность
Бессознательное
Сознание
Личность
Поведение
Слайд 41
Выводы
Системный подход к исследованию психики предполагает, что мы рассматриваем
целостного человека, обладающего активностью и являющегося субъектом своей жизни и
деятельности, не случайным образом встраивающегося в окружающую среду
В развитие психики человека в процессе филогенезе особая роль отводится орудиям труда (питекантроп) деятельности (изготовление орудий труда- синантроп), общественному труду (труд сообща - неандерталец), возникновению речи, общению ( появление знаковой системы – слова, неандерталец).
Сознание является как высшей формой развития психики.
Екатеринбург 2007
Слайд 42
Информационное обеспечение лекции
Литература по теме:
Ананьев Б.Г. психология
и проблемы человекознания/Под ред.А.А.Бодалева.-М.:Издаательство «Институт практической психологии», Вороронеж:НПО»МОДЭК», 1996, Глава
1. С.18-49
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
3. Психология: Учебник для педагогических вузов/Под ред. Б.А.Сосновского.-М.:Юрайт-Издат, 2005, Глава 3.С.46-54; Глава 4. С.59-69
4. Пономарева О.Я., Федотова Л.П., Зайнетдинова И.Ф., Таранова О.В.Учебно-методический комплекс «Психология и педагогика», УГТУ-УПИ, 2007.Раздел 1.
.
Екатеринбург 2007