Разделы презентаций


Лекция № 2 доц. Пономарева О.Я

Содержание

ПсихологияРазработчик лекции:к.пс.н., доцент О.Я.ПономареваЕкатеринбург 2007

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 2Психология
Разработчик лекции:
к.пс.н., доцент О.Я.Пономарева

Екатеринбург 2007

ПсихологияРазработчик лекции:к.пс.н., доцент О.Я.ПономареваЕкатеринбург 2007

Слайд 3 Модуль 1. Психология как наука и как практическая

деятельность
Лекция 1. Объект и предмет психологии.
Лекция 2. Системный подход

к исследованию психики.
Лекция 3. Способы приобретения психологических знаний.
Изучение теоретической части Модуля 1 даёт знания о
основных категориях и понятиях психологической науки
отраслях психологии и связи с другими науками
структуре психики и системных свойствах человека
развитии психики в филогенезе и формах психического отражения
роли сознания в развитии психики человека и взаимоотношениях сознания и бессознательного
методах изучения психики человека

Екатеринбург 2007

Модуль 1.   Психология как наука и как практическая деятельность Лекция 1. Объект

Слайд 4 Лекция 2. Системный подход к

исследованию психики
Екатеринбург 2007

Лекция 2. Системный подход к        исследованию

Слайд 5 Цели изучения
дать знания теоретических основ об особенностях строения, функционирования

и развития психики человека
формировать целостное представление о психических особенностях человека

и их развитии, как факторах успешности его деятельности
познакомить с основными психологическими школами психологии, изучающими системный подход к человеку

Екатеринбург 2007

Цели изучения   дать знания теоретических основ об особенностях строения, функционирования и развития психики

Слайд 6 План лекции
Системный подход к исследованию психики.

Развитие психики в

филогенезе.

Сознание, как высшая форма развития психики.
Екатеринбург 2007

План лекции   Системный подход к исследованию психики. Развитие психики в филогенезе. Сознание, как

Слайд 7 Содержание

Системный подход к исследованию психики. Комплексное синтетическое человекознание

как основная тенденция развития мировой науки о человеке в XX

веке. От комплексного подхода к исследованию человека (Б.Г. Ананьев) до системного исследования психики (Б.Ф. Ломов). Системные свойства человека: целостность, структурность, иерархичность, функциональность, саморегуляция и самоорганизация, взаимодействие со средой. Уровневая структура психики.
Развитие психики в филогенезе. Понятие филогенеза. Психика как отражение. Формы психического отражения, характеристика психики как идеального, субъективного и активного отражения. Психика как продукт и фактор эволюционного процесса.
Сознание, как высшая форма развития психики.
Структура психики: сознание и бессознательное. Взаимоотношения сознания с бессознательным.





Екатеринбург 2007

Содержание    Системный подход к исследованию психики. Комплексное синтетическое человекознание как основная тенденция

Слайд 8Человек как система
Ананьев Б.Г.
Санкт-Петербургский
государственный
университет

Ломов Б.Ф.
Институт

человека
Российской Академии Наук

Мерлин В.С.
Пермский государственный
педагогический университет

Человек  как  системаАнаньев Б.Г. Санкт-Петербургскийгосударственный университетЛомов Б.Ф. Институт человекаРоссийской Академии НаукМерлин В.С. Пермский государственныйпедагогический университет

Слайд 9Человек как система
Социально-психологические свойства
социальные роли в группе
социальные роли

в социально-исторических общностях (класс, народ)
Индивидуальные психические свойства
- свойства темперамента
-

свойства личности
- опыт
- познавательные процессы
Индивидуальные свойства организма
- биохимические
- общесоматические
- свойства нервной системы

Человек  как  системаСоциально-психологические свойствасоциальные роли в группесоциальные роли в социально-исторических общностях (класс, народ)Индивидуальные психические свойства-

Слайд 10Системные свойства человека
Человек

как

система

Целостность

Саморегуляция и самоорганизация

Иерархичность

Функциональность

Обмен (взаимодействие) со средой


Системные свойства человекаЧеловек как системаЦелостностьСаморегуляция и самоорганизацияИерархичностьФункциональностьОбмен (взаимодействие) со средой

Слайд 11Самоорганизация –
способность системы поддерживать, возрождать и

совершенствовать уровень своей организации при смене внешних и внутренних условий

Самоорганизация –    способность системы поддерживать,  возрождать и совершенствовать уровень своей организации при смене

Слайд 12Саморегуляция Самоорганизация
Устойчивость
Адаптивность
Потребность следовать нормам

Изменчивость
Неадаптивность
Потребность преобразовывать нормы
__________________
Доверие себе
Свобода выбора

Саморегуляция  СамоорганизацияУстойчивостьАдаптивностьПотребность следовать нормамИзменчивостьНеадаптивностьПотребность преобразовывать нормы__________________Доверие себеСвобода выбора

Слайд 13Тесты самопроверки
Автором комплексного подхода к изучению психики человека

является:

Ломов Б.Ф.
Ананьев Б.Г.
Блауберг И.В.
Кузьмин В.П.


Тесты самопроверки  Автором комплексного подхода к изучению психики человека является:Ломов Б.Ф.Ананьев Б.Г.Блауберг И.В.Кузьмин В.П.

Слайд 14Тесты самопроверки
Применение системного подхода к изучению психики человека ввел

...
Б.Г.Ананьев
А.В.Петровский
Б.Ф.Ломов
А.Н.Леонтьев

Тесты самопроверки Применение системного подхода к изучению психики человека ввел ...Б.Г.АнаньевА.В.ПетровскийБ.Ф.ЛомовА.Н.Леонтьев

Слайд 15Тесты самопроверки
Изучением интегрального исследования индивидуальности человека занимался...

Б.Г.Ананьев
В.С.Мерлин
Б.Ф.Ломов
А.Н.Леонтьев

Тесты самопроверки  Изучением интегрального исследования индивидуальности человека занимался...Б.Г.АнаньевВ.С.МерлинБ.Ф.ЛомовА.Н.Леонтьев

Слайд 16Тесты самопроверки
Рассмотрение человека как целостного существа в различных

его проявлениях по отношению к окружающему миру - основное требование

... подхода к изучению развития личности

деятельностного
системного
личностного
поведенческого
Тесты самопроверки  Рассмотрение человека как целостного существа в различных его проявлениях по отношению к окружающему миру

Слайд 17Тесты самопроверки
Психическая активность человека имеет несколько измерений, размерностей, аспектов,

уровней и т.п. согласно ... подходу исследования личности

когнитивному
бихевиористическому
системному
гуманистическому

Тесты самопроверки Психическая активность человека имеет несколько измерений, размерностей, аспектов, уровней и т.п. согласно ... подходу исследования

Слайд 18Тесты самопроверки
По К.К Платонову модель личности включает ...

"автономных подструктур"

5
3
6
4

Тесты самопроверки  По К.К Платонову модель личности включает ...

Слайд 19Развитие психики в филогенезе

Психика как отражение.

Психика как продукт и фактор

эволюционного процесса.

Развитие психики в филогенезеПсихика как отражение.Психика как продукт и фактор эволюционного процесса.

Слайд 20Развитие психики в филогенезе

А).Возникновение психики.

Б).Происхождение человека и возникновение человеческой психики

Развитие психики в филогенезеА).Возникновение психики.Б).Происхождение человека и возникновение человеческой психики

Слайд 21Филогенез -
процесс возникновения и исторического развития психики

животных

А.Н.Лентьев «Проблемы развития психики»

Филогенез -  процесс возникновения и исторического развития психики животных  А.Н.Лентьев «Проблемы развития психики»

Слайд 22А.Н.Леонтьев Проблемы развития психики

2 способа отражения: психическое и допсихическое
Чувствительность –

реакция живого организма не на что-либо полезное или вредное, а

на предшествующее
(сигнальные раздражители)
Зачатки психики связаны с условно-рефлекторной деятельностью
А.Н.Леонтьев  Проблемы развития психики2 способа отражения: психическое и допсихическоеЧувствительность – реакция живого организма не на что-либо

Слайд 23История возникновения человека

История возникновения человека

Слайд 24В филогенезе появляется:

Деятельность
Самосознание
Человек становится субъектом деятельности
Личность

В филогенезе появляется:ДеятельностьСамосознаниеЧеловек становится субъектом деятельностиЛичность

Слайд 25Психология-
это наука, которая занимается изучением психики как отражательной деятельности, связанной

с построением субъективных и идеальных образов, на основе которых происходит

регуляция поведения и деятельности человека
Психология-это наука, которая занимается изучением психики как отражательной деятельности, связанной с построением субъективных и идеальных образов, на

Слайд 26Психика как отражение
Задача 1
Какие из положений, приведенных

ниже, характеризуют психическое отражение, какие - зеркальное отражение?
Активно воздействует на

среду.
Отражает явление только в момент его непосредственного воздействия.
Дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности.
Является фотографией окружающей действительности.
Сигнализирует о жизненно важном для организма.

Психика как отражение Задача 1   Какие из положений, приведенных ниже, характеризуют психическое отражение, какие -

Слайд 27Задача 2.
Какое из утверждений, приведенных ниже, выражает идеалистическое понимание

психики, а какое - материалистическое?
Психическая деятельность не зависит от внешних

причин.
Психическая деятельность – свойство мозга.
Психическая деятельность познаваема только путем самонаблюдения.
Психическая деятельность – отражение объективной действительности.

Задача 2. Какое из утверждений, приведенных ниже, выражает идеалистическое понимание психики, а какое - материалистическое?Психическая деятельность не

Слайд 28Сознание, как высшая форма развития психики.

Структура психики: сознание и бессознательное.


Взаимоотношения сознания с бессознательным.

Сознание, как высшая форма развития психики.Структура психики: сознание и бессознательное. Взаимоотношения сознания с бессознательным.

Слайд 29Источники сознания:
внешний предметный и духовный мир;
социокультурная среда;
духовный мир индивида, его

собственный уникальный опыт жизни и переживаний;
мозг, как макроструктурная природная система

( при этом отношение мозга и содержания сознания- это не отношение причины и следствия, а отношение органа, материального субстрата и его функции)
Источники сознания: внешний предметный и духовный мир;социокультурная среда;духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний;мозг,

Слайд 30Сознание управляет формами поведения, когда
возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не

имеющие очевидного решения;
требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути

движения мысли или телесного органа;
необходимо осознать и найти выход из конфликтной ситуации, которая не может решиться без волевого решения;
требуется принять немедленное решение в неожиданной ситуации, содержащей угрозу

Сознание управляет формами поведения, когдавозникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;требуется преодолеть физическое или психологическое

Слайд 31Сознание -
Высший уровень психического отражения и саморегуляции, обычно считается

присущим только человеку, как общественно-историческому существу
Эмпирически выступает как непрерывно меняющаяся

совокупность чувственных и умственных образов

Сознание - Высший уровень психического отражения и саморегуляции, обычно считается присущим только человеку, как общественно-историческому существуЭмпирически выступает

Слайд 32Психология изучает

Происхождение сознания
Структуру сознания
Функционирование сознания

Психология изучает Происхождение сознанияСтруктуру сознанияФункционирование сознания

Слайд 33Сознание характеризуется
Активностью
Интенциональностью
Способностью к рефлексии, Самонаблюдению
Мотивационно-ценностным характером
Различной степенью ясности


Сознание характеризуетсяАктивностьюИнтенциональностьюСпособностью к рефлексии, СамонаблюдениюМотивационно-ценностным характеромРазличной степенью ясности

Слайд 34Самосознание - это

высший уровень развития сознания –основа формирования умственной активности

и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях

образ себя в

отношении к себе

Самосознание - этовысший уровень развития сознания –основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и

Слайд 35Бессознательное подразделяется на:
разного рода ошибки (оговорки, описки и т.п.);
непроизвольное забывание

событий, предметов, того, что так или иначе связано с отрицательными

переживаниями человека;
сновидения, мечты
галлюцинации
Бессознательное подразделяется на: разного рода ошибки (оговорки, описки и т.п.);непроизвольное забывание событий, предметов, того, что так или

Слайд 36Зигмунд Фрейд(1856-1939) создатель психоанализа
Уровни психической жизни:
Бессознательный
Предсознательный
Сознательный
Компоненты структуры личности :
Оно

Я
Свехр-Я

Зигмунд Фрейд(1856-1939) создатель психоанализа Уровни психической жизни:БессознательныйПредсознательныйСознательный Компоненты структуры личности :Оно Я Свехр-Я

Слайд 37Бессознательное в психике человека
Бессознательные ощущения – равновесия, проприцептивные
Бессознательная память- это

та память, которая связана с долговременной и генетической памятью
Бессознательная мотивация-

влияние на направленность и характер поступков
Бессознательное в психике человекаБессознательные ощущения – равновесия, проприцептивныеБессознательная память- это та память, которая связана с долговременной и

Слайд 38Тесты самопроверки
Стадия развития психики, на которой появляется сознание, характерна

для:
Человека
Животных
Одноклеточных организмов
 Насекомых

Тесты самопроверки Стадия развития психики, на которой появляется сознание, характерна для: Человека Животных Одноклеточных организмов Насекомых

Слайд 39Тесты самопроверки
Впервые понятие "предсознания" ввел - ...
З. Фрейд
К.

Юнг
Л. Выготский
Дж. Уотсон

Тесты самопроверкиВпервые понятие

Слайд 40Тесты самопроверки
... - это форма отражения действительности, в ходе которого

человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с

его переживаниями.
Деятельность
Бессознательное
Сознание
Личность
Поведение
Тесты самопроверки... - это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая

Слайд 41 Выводы
Системный подход к исследованию психики предполагает, что мы рассматриваем

целостного человека, обладающего активностью и являющегося субъектом своей жизни и

деятельности, не случайным образом встраивающегося в окружающую среду
В развитие психики человека в процессе филогенезе особая роль отводится орудиям труда (питекантроп) деятельности (изготовление орудий труда- синантроп), общественному труду (труд сообща - неандерталец), возникновению речи, общению ( появление знаковой системы – слова, неандерталец).
Сознание является как высшей формой развития психики.

Екатеринбург 2007

Выводы  Системный подход к исследованию психики предполагает, что мы рассматриваем целостного человека, обладающего активностью

Слайд 42 Информационное обеспечение лекции
Литература по теме:

Ананьев Б.Г. психология

и проблемы человекознания/Под ред.А.А.Бодалева.-М.:Издаательство «Институт практической психологии», Вороронеж:НПО»МОДЭК», 1996, Глава

1. С.18-49
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
3. Психология: Учебник для педагогических вузов/Под ред. Б.А.Сосновского.-М.:Юрайт-Издат, 2005, Глава 3.С.46-54; Глава 4. С.59-69
4. Пономарева О.Я., Федотова Л.П., Зайнетдинова И.Ф., Таранова О.В.Учебно-методический комплекс «Психология и педагогика», УГТУ-УПИ, 2007.Раздел 1.





.

Екатеринбург 2007

Информационное обеспечение лекции  Литература по теме: Ананьев Б.Г. психология и проблемы человекознания/Под ред.А.А.Бодалева.-М.:Издаательство «Институт

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика