Слайд 1Лекция №1
Сущность понятия «инновация»
Innovate – латинское слово, т.е. обновление, улучшение
Innovation
- англ. яз.
В русском переводе, имеет три значения: инновация, нововведение,
новшество
Синонимы: инновация и нововведение
Слайд 2Понятие «инновация» впервые появилось в XIX в. в исследованиях культурологов
.
Означало введение некоторых элементов одной культуры в другую
В Толковом
словаре В. Даля слово «новшество» также имеет культурный смысл: «введенье новизны, новых обычаев, порядков»; при этом добавлено бытовавшее выражение: «не всякое нововведение полезно».
Слайд 3Инновация- это нововведение в области техники, технологии, организации труда или
управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта.
Традиционно
инновация характеризуется как конечный результат внедрения новшества с целью максимизации прибыли и получения других экономических, социальных, экологических, научно- технических или иных эффектов.
Слайд 4 В отличие от инновации
Новшество (новация)- это оформленный результат
фундаментальных,
прикладных исследований,
экспериментальных работ в какой либо сфере.
Новшества могут
оформляться в виде:
открытий
изобретений
патентов
товарных знаков
рационализаторских предложений
документации на новый или усовершенствованный процесс, организационной, производственной ли другой структуры
ноухау
результатов научных. маркетинговых и других видов исследований
Слайд 5В мировой экономической литературе «инновация» определяется, как превращение потенциального научно-технического
прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях
Слайд 6Таблица 1. Трактовка категории «инновация» с позиций различных теорий
Слайд 9Первая – инновация приравнивается с чем-то новым (нововведением или новшеством).
Вторая - инновация рассматривается как процесс создания новой продукции или
технологии, как что-то новое в сфере экономики и управления производством.
Третья - инновация характеризуется как процесс внедрения в производство новых подходов и элементов, намного отличных от предшествующих.
Слайд 10В 1909г. В. Зомбарт в большой статье «Капиталистический предприниматель» обосновал
концепцию предпринимателя как инноватора.
Вернер Зомбарт (1863-1941,78 лет), немецкий экономист,
историк, социолог, философ, является представителем исторической школы экономической мысли.
Слайд 11Движущей силой общества В. Зомбарт полагал предпринимателя-капиталиста. При этом он
различал три типа предпринимателей:
промышленник,
купец
финансист.
«Русская душа и
немецкий дух, объединившись, заново перестроят мир» (Вернер Зомбарт)
Слайд 12«Капиталистический предприниматель должен быть:
толковым т.е. быстро схватывать, понимать, быть острым
в суждении, основательным в обдумывании и одарённым надёжным «чутьём существенного»,
которое позволяет ему узнавать верный момент.
умным т.е. способным «узнать свет и людей». Уверенным в суждении о людях, уверенным в обращении с ними; уверенным в оценке любого положения вещей; хорошо знать слабостями и пороками своих окружающих.
одарённым т.е. богатым «идеями», «выдумками», обладать фантазией
Зомбарт заключил следующее: основная функция предпринимателя, состоящая в том, чтобы ради извлечения прибыли выпускать на рынок технические новинки, побуждает его не довольствоваться получением нового, а стремиться распространить это новое как можно шире.
Слайд 13Закон «О науке и государственной научной технической политики» ФЗ №127
в ред. от 21.07.2011 №254 ФЗ Статья 2, Глава 1
Общие положения.
Слайд 14На современном этапе инновации должны быть присущи такие свойства как
новизна, способность быстрой реализации на рынке, применимость в любой сфере
деятельности человека и способность приносить экономический и другие виды эффекта.
Слайд 15После Великой депрессии начала 1930-х среди менеджеров США, а затем
и других развитых капиталистических стран становится популярным словосочетание «инновационная политика
фирмы»- как символ квалификации предпринимателя или менеджера, его способности вывести фирму из депрессии.
Слайд 16В 60-70-х прошлого столетия на Западе получили широкий размах исследования
инноваций, осуществляемых фирмами.
1.Фирма как создатель инновации, ее чувствительность к инновациям
и зависимость этой чувствительности от организационных структур и методов управления.
2. Маркетинг, или поведение фирмы на рынке, факторы риска, методы прогнозирования успеха инноваций, экономические показатели отдельных стадий и нововведения в целом.
3. Государственная политика в отношении инновационной деятельности фирмы, помогающая их конкурентоспособности на международном рынке.
Совокупность этих областей исследований получила название «инноватика».
Слайд 17По глубине производимых изменений выделяют следующие классы инноваций.
1. Модифицирующие (инкрементальные)
инновации – ведут к незначительным улучшениям в областях конечного продукта,
процессов, процедур, жизненного цикла. Позволяют, например, немного быстрее и дешевле добиться немного лучших результатов.
Слайд 182. Улучшающие (дистинктивные) инновации – обеспечивают значительные преимущества и улучшения,
но не базируются на принципиально новых технологиях и подходах.
3. Прорывные
инновации – базируются на фундаментально новых технологиях и подходах. Позволяют выполнять ранее недоступные функции или известные функции, но новым способом, резко превосходящим старый.
Слайд 194. Интегрирующие инновации – используют комбинацию первых трех классов инноваций.
Интегрирующие инновации обеспечивают реализацию заключительного этапа инновационного процесса: реализацию "под
ключ" пользующихся спросом на рынке наукоемких сложных товаро- и услугообразующих систем за счет оптимальной интеграции уже проверенных практикой научно-технических достижений (знаний, технологий, оборудования и др.).