Разделы презентаций


Лекция №3

Содержание

Мышление – высшая форма познавательной деятельности человека. Оно позволяет отражать окружающую действительность обобщённо, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция №3
Патология мышления (клинические проявления)
Нарушения ассоциативного процесса
Навязчивые расстройства
Сверхценные

идеи

Лекция №3Патология мышления (клинические проявления)Нарушения ассоциативного процесса Навязчивые расстройства Сверхценные идеи

Слайд 2Мышление – высшая форма познавательной деятельности человека. Оно позволяет отражать

окружающую действительность обобщённо, опосредованно и устанавливать связи и отношения между

предметами и явлениями.
Мышление – высшая форма познавательной деятельности человека. Оно позволяет отражать окружающую действительность обобщённо, опосредованно и устанавливать связи

Слайд 3Формы мышления
наглядно-действенное – вид мышления, опирающийся на непосредственно воспринимаемые предметы

в процессе действий с ними.
Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при

помощи логических операций с понятиями (качественно отличает мышление человека от мышления животных: только он использует речь и систему знаков, что значительно повышает познавательные способности).
Формы мышлениянаглядно-действенное – вид мышления, опирающийся на непосредственно воспринимаемые предметы в процессе действий с ними.Словесно-логическое – вид

Слайд 4Мышление включает ряд операций:
сравнение;
анализ;
синтез;
обобщение;
абстракция.

Мышление включает ряд операций: сравнение;анализ;синтез;обобщение;абстракция.

Слайд 5сравнение – с него начинается познание. В ходе этого процесса

субъект обнаруживает тождество и различие между вещами.

сравнение – с него начинается познание. В ходе этого процесса субъект обнаруживает тождество и различие между вещами.

Слайд 6с помощью анализа – сложный объект расчленяется на составляющие его

части или характеристики.

с помощью анализа – сложный объект расчленяется на составляющие его части или характеристики.

Слайд 7синтез – позволяет переходить от частей к целому.
обобщение –

мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным

признакам.


синтез – позволяет переходить от частей к целому. обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их

Слайд 8абстракция – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и

связей предмета и отвлечение от несущественных.

абстракция – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечение от несущественных.

Слайд 9Формы мышления:
а) понятие;
б) суждение;
в) умозаключение.

Формы мышления:а) понятие;б) суждение;в) умозаключение.

Слайд 10Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, отношения предметов или

явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, отношения предметов или явлений, выраженная словом или группой слов.

Слайд 11Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями,

утверждение или отрицание чего-либо.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо.

Слайд 12Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений

делается определённый вывод.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод.

Слайд 13Начальный момент мышления – проблемная ситуация; проблема как правило возникает

там, где у человека есть
а) цель,
б) потребность

в её достижении,
в) недостаточность стандартных средств для её решения.
Начальный момент мышления – проблемная ситуация; проблема как правило возникает там, где у человека есть 	 а)

Слайд 14Главное в мыслительном поиске – возникновение гипотезы, т.е. «проекта» решения.

Она возникает на основании полученной информации, анализа условий и переходит

в план решения.
Без достаточного уровня знаний не может быть создано продуктивной гипотезы.
Главное в мыслительном поиске – возникновение гипотезы, т.е. «проекта» решения. Она возникает на основании полученной информации, анализа

Слайд 15Стадии интеллектуального развития детей (Ж. Пиаже):
Сенсомоторная – от рождения

до 16 – 24 месяцев. К её окончанию «психологическое отделение»

себя от внешнего мира, признание себя, как субъекта действия.
Дооперациональная (18 – 24 мес – 7 лет) – усвоение языка, представление предметов и их образов словами. Эгоцентризм мышления (трудность становления на позицию другого человека, видеть мир «его глазами»).
Стадии интеллектуального развития детей (Ж. Пиаже): Сенсомоторная – от рождения до 16 – 24 месяцев. К её

Слайд 163. Стадия конкретных операций (7 – 12 лет) –

формируются элементарные логические рассуждения относительно объектов и событий. Усвоение представлений

о сохранении числа (6 лет), массы (7 лет) и т.д.
4. Стадия формальных операций (после 12 лет) – способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять прямые и обратные операции в уме. Способность формировать и проверять гипотетические предположения.
3.  Стадия конкретных операций (7 – 12 лет) – формируются элементарные логические рассуждения относительно объектов и

Слайд 17Клинические проявления расстройств мышления
I. Расстройства мышления по форме (связанные с

нарушением динамики протекания мыслительных процессов).
II. Расстройства мышления по содержанию (связанные

в основном с несоответствием содержания мышления реальным связям и отношениям окружающего мира).
Клинические проявления расстройств мышленияI. Расстройства мышления по форме (связанные с нарушением динамики протекания мыслительных процессов).II. Расстройства мышления

Слайд 18Расстройства мышления по форме:
1. Ускорение мышления: увеличение темпа, ускорение

и облегчение возникновения ассоциаций, быстрой сменой целей мышления.
Обычно сочетается с

эйфорией, психомоторным возбуждением. Характерна нарастающая по мере ускорения мышления поверхностность суждений.
При крайних степенях ускорения возникает «скачка идей» (они так быстро сменяют друг друга, что «речь не успевает за мыслями»).
Расстройства мышления по форме: 1. Ускорение мышления: увеличение темпа, ускорение и облегчение возникновения ассоциаций, быстрой сменой целей

Слайд 192. Замедление мышления: уменьшение числа ассоциаций, бедность мыслительной продукции (часто

сочетается с депрессивным настроением, психомоторной заторможенностью).

2. Замедление мышления: уменьшение числа ассоциаций, бедность мыслительной продукции (часто сочетается с депрессивным настроением, психомоторной заторможенностью).

Слайд 203. Патологическая обстоятельность: чрезвычайная вязкость, тугоподвижность мышления. Больные неспособны переключаться

с одной темы на другую, отделять главное от второстепенного; они

застревают на подробностях, старательно описывают частности.
3. Патологическая обстоятельность: чрезвычайная вязкость, тугоподвижность мышления. Больные неспособны переключаться с одной темы на другую, отделять главное

Слайд 214. Бессвязность (инкогерентность) мышления.
Фрагментарность восприятия образов, понятий никак не связанных

между собой.
Мышление хаотично, бессмысленно, речь состоит из набора отдельных слов,

не связанных ни в смысловом, ни в грамматическом отношении.
Больной полностью дезориентирован в происходящем, в месте и времени, лицо выражает растерянность.
4. Бессвязность (инкогерентность) мышления.Фрагментарность восприятия образов, понятий никак не связанных между собой.Мышление хаотично, бессмысленно, речь состоит из

Слайд 225. Резонёрство:
бесплодное рассуждательство, когда «очень много слов, и очень

мало мыслей»; бесплодное мышление, отсутствие целенаправленности:
Больной стремится к пустым

отвлечённым суждениям, лишь косвенно касающимся проблемы и основанных на формальных, выхолощенных ассоциациях.
Часто добавляется неадекватно «претенциозная» позиция личности, высокомерность высказываний при обыденности, незначительности объекта сужденирй.
5. Резонёрство: бесплодное рассуждательство, когда «очень много слов, и очень мало мыслей»; бесплодное мышление, отсутствие целенаправленности: Больной

Слайд 236. Аутистическое мышление. Существует два типа мышления:
1) реалистическое – обращённое

к действительности и управляемое законами логики;
2) аутистическое (впервые описано Блейлером)

– оторванное от реальности, подчинённое аффективной логике. Человек погружается в мир собственных переживаний. В его фантазиях находят удовлетворение аффективные потребности, желания, стремления. Игнорируются законы действительности, мыслительная продукция резко контрастирует с реальным положением вещей.
6. Аутистическое мышление. Существует два типа мышления:	1) реалистическое – обращённое к действительности и управляемое законами логики;	2) аутистическое

Слайд 247. Разорванность мышления – отсутствие смысловой связи между понятиями при

сохранности грамматического строя речи. Имеет место произвольный переход от одного

представления к другому, вне естественных логических связей.
Разорванность мышления отражается в разорванности речи, которая полностью лишена содержания (хотя вследствие сохранности грамматических связей, может казаться внешне упорядоченной). При резко выраженной разорванности речь состоит из беспорядочного набора слов («словесная окрошка»).
7. Разорванность мышления – отсутствие смысловой связи между понятиями при сохранности грамматического строя речи. Имеет место произвольный

Слайд 258. Паралогическое мышление: логические изъяны, ошибочные доказательства, погрешности в аргументации

(т. наз. «кривая логика» – привлечение доводов, не имеющих ничего

общего с исходными посылками).
8. Паралогическое мышление: логические изъяны, ошибочные доказательства, погрешности в аргументации (т. наз. «кривая логика» – привлечение доводов,

Слайд 269. Расплывчатость мышления. Мышление неточное, лишённое целенаправленности, не сопровождающееся, однако,

ускорением течения ассоциаций. Больной никак не может добраться от начала

мысли до желаемой цели.
9. Расплывчатость мышления. Мышление неточное, лишённое целенаправленности, не сопровождающееся, однако, ускорением течения ассоциаций. Больной никак не может

Слайд 2710. закупорка мыслей (шперрунг) – неожиданная остановка, резкий обрыв мысли

до того, как она завершается, внезапная блокада мысли.

10. закупорка мыслей (шперрунг) – неожиданная остановка, резкий обрыв мысли до того, как она завершается, внезапная блокада

Слайд 2811. Символическое мышление – использование сугубо индивидуальных, непонятных окружающим символов

(символика может касаться как отдельных слов, понятий, так и всего

строя мышления). Больной может воспринимать символически и речь окружающих, придавать «особый» смысл самым обыденным вещам («жёлтый цвет обоев – живут непостоянные, склонные к изменам люди» и т.д.).
11. Символическое мышление – использование сугубо индивидуальных, непонятных окружающим символов (символика может касаться как отдельных слов, понятий,

Слайд 2912. Неологизмы – новые слова, создаваемые больным, часто путём

комбинирования слогов разных слов.

12. Неологизмы – новые слова,  создаваемые больным, часто путём комбинирования слогов разных слов.

Слайд 3013. Персеверация мышления (патологическое застревание) –задержка на одних и тех

же представлениях (клинически – повторение, иногда очень длительное одних и

тех же фраз и слов).
13. Персеверация мышления (патологическое застревание) –задержка на одних и тех же представлениях (клинически – повторение, иногда очень

Слайд 3114. Вербигерация
(речевая стереотипия) – бессмысленное, нередко ритмичное

повторение слов, фраз или обрывков.

14. Вербигерация  (речевая стереотипия) – бессмысленное, нередко ритмичное повторение слов, фраз или обрывков.

Слайд 32Расстройства мышления по содержанию
Навязчивые идеи
Сверхценные идеи
Бредовые идеи

Расстройства мышления по содержаниюНавязчивые идеи Сверхценные идеи Бредовые идеи

Слайд 33Навязчивые идеи
– представления, воспоминания, сомнения, страхи, стремления, действия, движения,

насильственно вторгающиеся в психику больного.
При этом он осознаёт их болезненный

характер, относится к ним критически, пытается с ними бороться, противодействовать, но при этом, в большинстве случаев, не может от них избавиться.
Навязчивые идеи – представления, воспоминания, сомнения, страхи, стремления, действия, движения, насильственно вторгающиеся в психику больного.При этом он

Слайд 34Навязчивости делят на две группы:
Отвлечённые навязчивости, не сопровождающиеся выраженной эмоциональной

реакцией.
Образные (чувственные) навязчивости, которые сопровождаются тягостным аффективным содержанием.

Навязчивости делят на две группы:Отвлечённые навязчивости, не сопровождающиеся выраженной эмоциональной реакцией.Образные (чувственные) навязчивости, которые сопровождаются тягостным аффективным

Слайд 35Отвлечённые навязчивости:
а) навязчивое мудрствование – непроизвольное появление совершенно ненужных

мыслей, «умственная жвачка». Их нелепость человек понимает, но избежать не

может.
б) навязчивый счёт – пересчитывание попадающих в поле зрения предметов, произведение в уме арифметических действий и т.п.
в) навязчивое воспроизведение в памяти различных терминов, раскладывание на слоги имён и т.п.
Отвлечённые навязчивости: а) навязчивое мудрствование – непроизвольное появление совершенно ненужных мыслей, «умственная жвачка». Их нелепость человек понимает,

Слайд 36Чувственные (образные) навязчивости:
а) навязчивые воспоминания – навязчивое воспроизведение в

памяти какого-либо неприятного, позорного события; мучительное чувство стыда, раскаяния.
б) контрастные

навязчивые представления – возникновение помимо воли циничных представлений, хульных, кощунственных мыслей, оскорбляющих морально-этические установки человека (например, у религиозных людей – о боге, святых и т.д.).
Чувственные (образные) навязчивости: а) навязчивые воспоминания – навязчивое воспроизведение в памяти какого-либо неприятного, позорного события; мучительное чувство

Слайд 37в) навязчивые влечения (компульсии) – появление вопреки разуму, воле и

чувствам желания совершить какое-либо бессмысленное или опасное действие (ударить прохожего,

выколоть соседу глаза и т.п.).
Навязчивые влечения, как правило, не выполняются. Их возникновение сопровождается страхом, осознанием болезненности, чуждости самого влечения.
в) навязчивые влечения (компульсии) – появление вопреки разуму, воле и чувствам желания совершить какое-либо бессмысленное или опасное

Слайд 38г) навязчивые сомнения – болезненная неуверенность в правильности и законности

выполняемых действий, вопреки воле и разуму больного.
Несмотря на то,

что больной осознаёт необоснованность и болезненный характер своих сомнений, он многократно перепроверяет свои действия (проверяет, закрыл ли воду, газ и т.п.). Многократная проверка не успокаивает больного, сомнения навязчиво возникают вновь и вновь.
г) навязчивые сомнения – болезненная неуверенность в правильности и законности выполняемых действий, вопреки воле и разуму больного.

Слайд 39д) навязчивые страхи (фобии) – интенсивные и мучительно переживаемые страхи

перед самыми разнообразными предметами и явлениями.
Возникают, несмотря на понимание

их необоснованности и попытки с ними справиться.
Виды их чрезвычайно разнообразны: агорафобия, клаустрофобия, мизофобия (боязнь загрязнения), гипсофобия (боязнь высоты) и т.п.
д) навязчивые страхи (фобии) – интенсивные и мучительно переживаемые страхи перед самыми разнообразными предметами и явлениями. Возникают,

Слайд 40е) нозофобии – навязчивые страхи заболеть тем или иным заболеванием

(кардиофобия, канцерофобия, сифилофобия и т.д.), страх умереть от какого-либо заболевания

(танатофобия).
Возникновение страхов обычно сопровождается выраженной вегетативной реакцией (резкое покраснение или побледнение, потливость, сердцебиение, учащённое дыхание).
е) нозофобии – навязчивые страхи заболеть тем или иным заболеванием (кардиофобия, канцерофобия, сифилофобия и т.д.), страх умереть

Слайд 41ж) навязчивые действия, связанные с фобиями, проявляют себя двояко:
1) навязчивые

действия, связанные с фобиями навязчивыми сомнениями или опасениями (ритуалы). Их

выполнение облегчает состояние больного (имеет значение «заклинания», символизирует защиту).
2) навязчивые действия, характеризующиеся непроизвольным выполнением движений, совершаемых чаще автоматически. Эти действия совершаются против желания, вопреки усилиям их сдержать.
ж) навязчивые действия, связанные с фобиями, проявляют себя двояко:1) навязчивые действия, связанные с фобиями навязчивыми сомнениями или

Слайд 42Сверхценные идеи
– идеи, возникающие в связи с реальными обстоятельствами,

но занимающие в сознании доминирующее положение, не соответствующее значению вызвавших

их обстоятельств.
Сверхценные идеи – идеи, возникающие в связи с реальными обстоятельствами, но занимающие в сознании доминирующее положение, не

Слайд 43С.И. характеризуются:
большой эмоциональной насыщенностью,
тенденциозностью, односторонностью мышления,
Игнорированием всего, что

не согласуется со сверхценной идеей.

С.И. характеризуются: большой эмоциональной насыщенностью, тенденциозностью, односторонностью мышления,Игнорированием всего, что не согласуется со сверхценной идеей.

Слайд 44Таким образом может переоцениваться собственная поэтическая, музыкальная, научная одарённость.
Незначительная

новая научная идея может приобретать для больного значение гениального открытия.


Больной все силы посвящает внедрению идеи в жизнью.
Непризнание окружающих расценивает как проявление недоброжелательного отношения, зависти, враждебности.
Таким образом может переоцениваться собственная поэтическая, музыкальная, научная одарённость. Незначительная новая научная идея может приобретать для больного

Слайд 45Отличие сверхценных идей от бреда:
С.И. индуцируются реальными обстоятельствами, в то

время, как бред с самого начала представляет собой искажённое толкование

действительности.
По истечении времени сверхценные образования при благоприятных обстоятельствах могут утрачивать свою интенсивность и исчезать совсем.
Отличие сверхценных идей от бреда:С.И. индуцируются реальными обстоятельствами, в то время, как бред с самого начала представляет

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика