Слайд 1Лекция №3. Стратегический анализ внешней среды компании
д.э.н., профессор кафедры общего
и стратегического менеджмента
Волкова Ирина Олеговна
Слайд 2Уровни стратегического анализа
Труд
Рабочая среда
Поставщики
Контактные Конкуренты
Группы
Гос.эконом. Посредники
Структуры
Клиенты
Политические факторы
Макро - среда
Экономические факторы
Социо-культурные факторы
Технологические факторы
Внутренняя среда
Производство
Маркетинг
Финансы
Организационная структура
Управление персоналом
Слайд 3Место стратегического анализа в процессе стратегического управления
Стратегический анализ
Слайд 5PEST – анализ как инструмент стратегического анализа макро среды
P ---
Policy --- политика
E --- Economy --- экономика
S ---Society --- общество
T
---Technology ---технология
Слайд 6Анализ факторов макросреды организации
Слайд 7Анализ факторов макросреды организации
Политико-правовые факторы должны изучаться в первую очередь
для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов гос.
власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику:
правительственная стабильность;
налоговая политика и законодательство в сфере интересующего бизнеса;
антимонопольное законодательство;
законы по охране природной среды;
регулирование занятости населения;
внешнеэкономическое законодательство;
позиция государства по отношению к иностранному капиталу;
профсоюзы и другие группы давления (политического, экономического и т. п.)
Слайд 8Анализ факторов макросреды организации
Экономические факторы позволяют понять, как формируются и
распределяются ресурсы, что очень даже важно для организации:
динамика валового
национального продукта;
стадия делового цикла;
процентная ставка и курс национальной валюты;
количество денег в обращении;
уровень инфляции;
уровень безработицы;
контроль над ценами и заработной платой;
цены на энергоресурсы;
инвестиционная политика
Слайд 9Анализ факторов макросреды организации
Социокультурные факторы оценивают влияние на бизнес:
демографическая структура
населения;
стиль жизни, обычаи и привычки;
социальная мобильность населения;
Активность потребителей
Слайд 10Анализ факторов макросреды организации
Технологические факторы позволяют вовремя увидеть те возможности,
которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции,
для усовершенствования старой и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. :
Затраты на НИОКР из разных источников;
Защита интеллектуальной собственности;
Государственная политика в области НТП;
Новые продукты (скорость обновления, источники идей)
Слайд 11Варианты воздействия внешнего окружения: возможности и угрозы
Возможности компании:
выход на новые
рынки или сегменты рынка;
расширение производственной линии;
увеличение разнообразия во
взаимосвязанных продуктах;
обновление сопутствующих продуктов;
вертикальная интеграция;
возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
самодовольство среди конкурирующих фирм;
ускорение роста фирм.
ключевые факторы, влияющие на стратегию
Угрозы внешней среды:
возможность появления новых конкурентов;
рост продаж замещающего продукта;
замедление роста рынка; неблагоприятная политика правительства;
возрастающее конкурентное давление;
рецессия и затухание делового цикла;
возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;
изменение потребностей и вкуса потребителей;
неблагоприятные демографические изменения
Слайд 12Матрицы возможностей и угроз
Матрица возможностей
Слайд 13Соотношение понятий: рынок и отрасль, отрасль и конкуренция
Рынок - это
неформальная интегрированная сеть, где продавцы и покупатели взаимодействуют, устанавливая альтернативы,
в соответствии с которыми они будут взаимодействовать в будущем.
Отрасль - это совокупность компаний, производящих и распределяющих аналогичные товары и услуги, конкурирующих на 1 и том же потребительском рынке.
Цель отраслевого анализа - оценка привлекательности отрасли и товарных рынков.
Основные показатели, которые надо учитывать при анализе отрасли:
Реальный и потенциальный размер отрасли;
Перспективы роста и стадии ее жизненного цикла.;
Структура и масштабы конкуренции.;
Структура отраслевых издержек.;
Система сбыта продукции.;
Тенденции развития отрасли.
Ключевые факторы успеха.
Слайд 14Внешний анализ: вопросы
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ РЫНКА!!!!!
Решение об инвестициях (где конкурировать?)
предполагает ответы на следующие вопросы:
Что делать с существующими видами бизнеса:
ликвидировать, «доить», поддерживать или увеличить инвестиции?
Какие направления роста нуждаются в инвестициях?
Что предпочесть: проникновение на рынок, товарное или рыночное расширение?
Насколько целесообразен вход в новые сферы бизнеса?
Выбор стратегий функциональных областей (как конкурировать?) заключается в поиске ответов на вопросы:
Что представляют собой предложения ценности?
В чем состоят ключевые факторы успеха?
Какие активы и компетенции необходимо создавать, усиливать или поддерживать?
Какие функциональные стратегии и программы необходимо осуществить?
Какими должны быть стратегии позиционирования, сегментирования, распределения, построения торговой марки, производства и т. д.?
Слайд 15Структура и движущие силы отрасли
1. Изменения темпов экономического роста в
отрасли.
2. Изменения в составе потребителей и в способах использования
товара.
3. Внедрение новых продуктов.
4. Технологические изменения.
5. Изменения в системе маркетинга.
6. Вход на рынок или выход крупных фирм.
7. Распространение ноу-хау.
8. Возрастающая глобализация отрасли.
9. Изменение структуры затрат и производительности.
10. Переход потребительских предпочтений от диффер. товаров к стандартным (и наоборот).
11. Влияние изменения в законодательстве и в политике правительства.
12. Изменение общественных ценностей, ориентации и образа жизни.
13. Уменьшение влияния факторов неопределенности и риска.
Слайд 17Влияние и неотложность стратегической неопределенности
Объемы мониторинга и анализа стратегической неопределенности
зависят от ее влияния и неотложности.
1. Влияние стратегической неопределенности связано с:
тем,
в какой степени она затрагивает тенденции или события, которые повлияют на существующие или потенциальные СБЕ (стратегические бизнес-единицы);
важностью затрагиваемых СБЕ;
количеством затрагиваемых СБЕ.
2. Неотложность стратегической неопределенности связана с:
вероятностью того, что тенденция будет набирать силу или событие действительно произойдет;
временным интервалом тенденций или событий;
доступным временем реакции по сравнению со временем, необходимым для разработки и внедрения соответствующей стратегии.
Слайд 18Категории стратегических неопределенностей
Слайд 19Цели анализа покупателей (потребителей)
определение статуса покупателя: является ли покупатель конечным
пользователем продукции?
определение сегментов потребителей продукции организации (фирмы)
выявление в
каждом из секторов — мотивов покупателей и их неудовлетворенных потребностей
определение альтернативных товарных рынков
формирование структуры стратегических инвестициях (какой объем денежных вложений будет выделен для каждого рынка)
оценка ценовой чувствительности различных видов продукции организации (фирмы)?
оценка стабильности отношений «производитель—покупатель» в данной отрасли
МЕТОДЫ АНАЛИЗА: КАЧЕСТВЕННЫЕ
Слайд 20Цели анализа конкурентов
оценка уровня конкуренции в отрасли
оценка масштабов конкуренции
оценка темпов
роста других фирм в отрасли в настоящее время
оценка структуры издержек
конкурентов: процент от выручки конкурентов, используемый на рекламу, исследования и разработки
выявление стратегических групп в отрасли
Слайд 21Анализ сильных и слабых сторон конкурента
ИННОВАЦИИ
Техническое превосходство товара или
услуги
Разработки новых товаров
Технологии
Патенты
ПРОИЗВОДСТВО
Структура издержек
Доступ к сырью и материалам
Вертикальная интеграция
Отношение и
мотивация рабочих
Производственные мощности
МЕНЕДЖМЕНТ
Качество менеджмента высшего и среднего звена
Знание бизнеса
Культура
Стратегические цели и планы
Предпринимательский стиль
Система планирования/организации деятельности
Лояльность — текучесть кадров
МАРКЕТИНГ
Репутация товаров
Характеристики/отличия товаров
Узнаваемость торговой марки
Широта товарного ассортимента — технические возможности систем
Ориентация на покупателя
Сегментирование/фокусирование
Дистрибуция
Отношения с розничными торговцами
Навыки рекламы/стимулирования
Торговый персонал
Обслуживание покупателей/поддержка товара
ПОКУПАТЕЛИ
Число и лояльность
Доля рынка
Рост обслуживаемых сегментов
ФИНАНСЫ - ИСТОЧНИКИ КАПИТАЛА
От основной деятельности
От чистых высоколиквидных активов
Слайд 22Методы и инструменты анализа конкуренции
Слайд 231. Угроза проникновения на рынок потенциальных конкурентов
Вероятность появления новых конкурентов
зависит от:
высоты входных барьеров;
ожидаемой реакции действующих на рынке компаний
Слайд 24Входные барьеры:
эффект масштаба;
затраты на переключение;
потребности в капитале для проникновения
на рынок;
доступ к каналам распространения;
доступ к технологиям и ноу-хау компаний,
уже работающих в отрасли
приверженность потребителей торговым маркам и др.
Слайд 252. Власть покупателей
потребителей мало, либо они особенно ценны для поставщика;
велика
вероятность вертикальной интеграции потребителей в отрасль поставщика;
потребители хорошо информированы о
товарах, ценах и издержках поставщика.
потребители могут легко изменить поставщика.
Слайд 263. Власть поставщиков
предложение продукции поставщиков ограничено, а потребители испытывают в
ней острую необходимость;
олигополия в отрасли поставщика (контроль над пр-вом и
ценами);
дешевле покупать, чем производить своими силами;
трудности перехода к другому поставщику;
покупатели поставщика не имеют для него большого значения.
Слайд 274. Угрозы со стороны заменителей товара или услуги
количество достаточно,
цены доступны,
потребительские
свойства удовлетворительны,
переход не сопряжен для потребителей с чрезмерными расходами.
Слайд 285. Конкурентная борьба между традиционными конкурентами
Факторы, которые ведут к росту
интенсивности конкуренции:
Сосуществование сбалансированных конкурентов
Замедление роста спроса на продукцию.
Высокие постоянные
затраты.
Легкость и доступность смены марки.
Существование серьезных препятствий для выхода.
Успешность применения стратегических действий.
Попытки одной или нескольких компаний улучшить свои позиции за счет конкурентов
Большие различия между компаниями-участницами.
Горизонтальная интеграция
Слайд 29Определение привлекательности отрасли
Слайд 30Задачи выделения КФУ
Ключевые факторы успеха (КФУ) - главные определители финансового
и конкурентного успеха в данной отрасли (сегменте) рынка.
Их идентификация
- один из главных приоритетов разработки стратегии.
Они могут служить краеугольными камнями построения стратегии, однако они могут меняться от одного сегмента рынка к другому.
Обычно для отрасли характерны три-четыре таких фактора, а из них один-два наиболее важны, и задачей анализа является их выделение.
Слайд 31Типы ключевых факторов успеха в отрасли
Слайд 32Цепочка создания ценности фирмы
ИНФРАСТРУКТУРА КОМПАНИИ
УПР. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Вспомогательные
виды
деятельности
Основные виды
деятельности
Внутренняя
логистика
Производство
Внешняя
логистика
Маркетинг и
продажи
Сервис
МАРЖА ПРИБЫЛИ
МАРЖА ПРИБЫЛИ
Слайд 33Цепочка создания ценности и ключевые факторы успеха
Слайд 34Сущность карты стратегических групп
Отражает относительные конкурентные позиций фирм, действующих в
отрасли.
Компании в одной стратегической группе могут объединяться по разным
признакам: широте диапазона продуктов, методам использования каналов товародвижения, идентичным технологическим подходам, степени вертикальной интеграции, характеру сервиса и технологического обслуживания, предназначению аналогичных продуктов для аналогичных покупателей, качеству продуктов, ценообразованию.
Конкретный набор признаков выбирается в зависимости от типа отраслевого рынка.
Слайд 35Процедура конструирования карты стратегической группировки
Идентифицируются конкурентные характеристики, которые дифференцируют
фирмы отрасли (цены, качество, география деятельности, степень вертикальной интеграции, диапазон
продуктов и т.д.).
2. Расположение фирм наносится на двухкоординатный график (по парам выбранных характеристик).
3. Отмечаются фирмы, попадающие в одну стратегическую область.
4. Отмечается доля каждой группы в полном объеме продаж отрасли. Размер кругов отражает долю, занимаемую на рынке той или иной стратегической группой.
Слайд 36Правила построения карт стратегических групп
- основные переменные по осям координат
не должны коррелировать между собою,
- эти переменные должны отражать существенные
отличия конкурентов,
- эти переменные должны носить дискретный характер,
- площади обозначений фирм должны отражать их относительную долю продаж в отрасли,
- если существенных переменных больше двух, целесообразно построить несколько карт.