Разделы презентаций


Лекция №4. Тема: Возрастные физиологические особенности обмена веществ и энергии

Содержание

В организме человека происходит постоянное обновление клеточных структур, синтезируются и разрушаются различные химические соединенияСовокупность всех химических реакций, протекающих в организме, называется обменом веществ (метаболизмом)В процессе индивидуального развития человека обмен веществ и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция №4. Тема: Возрастные физиологические особенности обмена веществ и энергии

Лекция №4. Тема: Возрастные физиологические особенности обмена веществ и энергии

Слайд 2В организме человека происходит постоянное обновление клеточных структур, синтезируются и

разрушаются различные химические соединения
Совокупность всех химических реакций, протекающих в организме,

называется обменом веществ (метаболизмом)
В процессе индивидуального развития человека обмен веществ и энергии претерпевает ряд количественных и качественных изменений. Прежде всего существенно меняется соотношение между двумя фазами метаболизма: ассимиляцией и диссимиляцией
В организме человека происходит постоянное обновление клеточных структур, синтезируются и разрушаются различные химические соединенияСовокупность всех химических реакций,

Слайд 3Ассимиляция – процесс усвоения организмом питательных веществ, в результате которого

они становятся составной частью живых структур или откладываются в виде

запасов в организме
Диссимиляция – процесс распада органических соединений на простые вещества, в результате которого происходит выделение энергии, необходимой для жизнедеятельности организма
Для жизнедеятельности необходимо поступление в организм из внешней среды белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды
Ассимиляция – процесс усвоения организмом питательных веществ, в результате которого они становятся составной частью живых структур или

Слайд 4Белки, липиды и полисахариды, составляющие большую часть того, что мы

едим, должны расщепляться в меньшие молекулы перед тем, как наши

клетки смогут использовать их – либо как источники энергии, либо как строительные блоки для более крупных молекул
Процесс расщепления сложных молекул на более простые с использованием ферментов называют катаболизмом. Еда, поступающая извне, должна пройти через катаболизм, в отличие от макромолекул внутри наших собственных клеток
Белки, липиды и полисахариды, составляющие большую часть того, что мы едим, должны расщепляться в меньшие молекулы перед

Слайд 5Типичная эукариотическая клетка способна к синтезу около 30000 различных белков,

катализирующих тысячи реакций, в которых образуются сотни метаболитов – многие

задействованы в нескольких метаболических путях
Клетки обладают потрясающей способностью одновременно и экономно осуществлять все эти взаимосвязанные метаболические превращения и получать каждый продукт в строго определённом количестве и в строго определённый момент времени при изменяющихся условиях внешней среды
Типичная эукариотическая клетка способна к синтезу около 30000 различных белков, катализирующих тысячи реакций, в которых образуются сотни

Слайд 6Главными особенностями обмена веществ у детей являются:
- Преобладание процессов ассимиляции

над процессами диссимиляции, что приводит к росту и увеличению массы

тела, дифференцировке тканей
- Высокая интенсивность обменных процессов
- Высокая лабильность метаболических процессов, обусловливающая неустойчивость гомеостаза
- Повышенная потребность в белках для построения новых структур, самообновления, регенерации
- Положительный азотистый баланс
- Высокая подверженность обменных процессов действию повреждающих факторов (гипоксии, нарушениям питания, травмам, болезням, нагрузкам и т.д.)
Главными особенностями обмена веществ у детей являются:- Преобладание процессов ассимиляции над процессами диссимиляции, что приводит к росту

Слайд 7Обмен белков. Особенности обмена белков у детей
Белки (протеины) – главная

составная часть всех органов и тканей организма, с ними тесно

связаны все жизненные процессы
Белки составляют 15-20% общей массы человека (жиры и углеводы вместе – 1-5%; соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4). Белки поступают с пищей и относятся к незаменимым компонентам рациона
Показателем уровня белкового обмена является азотистый баланс, он определяется по результатам сравнения количества азота, поступившего с пищей и выведенного из организма
Азотистое равновесие –
Положительный азотистый баланс –
Отрицательный азотистый баланс –


Обмен белков. Особенности обмена белков у детейБелки (протеины) – главная составная часть всех органов и тканей организма,

Слайд 9Для раннего этапа развития организма характерен положительный азотистый баланс, для

зрелого возраста – азотистое равновесие, а для старости преимущественно –

отрицательный азотистый баланс
В организме ребёнка интенсивно происходят процессы роста и формирования новых клеток и тканей, поэтому потребность в белках у него значительно выше, чем у взрослого
В пересчёте на массу тела в организме грудного ребёнка усваивается вдвое больше белков, чем у взрослого
В зависимости от возраста и массы тела количество белка в рационе ребёнка должно составлять в:
1-3 года – 55 гр.
4-6 лет – 72 гр.
7-9 лет – 89 гр.
10-15 лет – 100-106 гр. (норма взрослого)


Для раннего этапа развития организма характерен положительный азотистый баланс, для зрелого возраста – азотистое равновесие, а для

Слайд 10Белковый оптимум для детей и подростков

Белковый оптимум для детей и подростков

Слайд 11В организме человека содержится примерно 15 кг белков. Количество свободных

аминокислот составляет около 35 г. Ежесуточно в организме распадается до

аминокислот почти 400 г белков и столько же синтезируется. Основным источником белков для человека являются пищевые белки. Суточная норма потребления белков составляет около 100 г. Все 20 аминокислот, которые встречаются в белках, можно разделить на 4 группы:
1) заменимые аминокислоты – аланин, аспарагин, глутаминовая кислота, глутамин, пролин, глицин, серин – синтезируются в необходимых количествах в организме;
2) незаменимые аминокислоты – валин, лейцин, изолейцин, метионин, фенилаланин, триптофан, лизин, треонин – не могут синтезироваться в организме;
3) частично заменимые аминокислоты – гистидин, аргинин - синтезируются в организме очень медленно, в количествах, не покрывающих потребностей организма, особенно в детском возрасте;
4) условно заменимые аминокислоты – цистеин, тирозин – синтезируются из незаменимых аминокислот метионина и фенилаланина, соответственно.
В организме человека содержится примерно 15 кг белков. Количество свободных аминокислот составляет около 35 г. Ежесуточно в

Слайд 12Обмен углеводов. Возрастные особенности обмена углеводов
Углеводы составляют основную часть пищевого

рациона и обеспечивают 50-60% его энергетической ценности. Содержатся углеводы главным

образом в растительных продуктах
В организме человека углеводы могут синтезироваться из аминокислот и жиров, поэтому они не относятся к незаменимым факторам питания. Депонируются углеводы в организме ограниченно и запасы их у человека не велики



Обмен углеводов. Возрастные особенности обмена углеводовУглеводы составляют основную часть пищевого рациона и обеспечивают 50-60% его энергетической ценности.

Слайд 13Основные функции углеводов:
- Энергетическая – при окислении 1 гр. Углеводов

в организме выделяется 4 ккал
- Пластическая – входят в состав

структур многих клеток и тканей, участвуют в синтезе нуклеиновых кислот (в сыворотке крови поддерживается постоянный уровень глюкозы – до 6,0 ммоль/л; гликоген в печени и мышцах; галактоза входит в состав липидов мозга; лактоза содержится в женском молоке и т.д.)
- Регуляторная – участвуют в регуляции кислотно-щелочного равновесия в организме, препятствуют накоплению кетоновых тел при окислении жиров
- Защитная – гиалуроновая кислота препятствует проникновению бактерий через клеточную стенку; глюкуроновая кислота печени соединяется с токсическими веществами, образуя нетоксичные сложные эфиры, растворимые в воде, которые выводятся с мочой; пектины связывают токсины и радионуклиды и выводят их из организма

Основные функции углеводов:- Энергетическая – при окислении 1 гр. Углеводов в организме выделяется 4 ккал- Пластическая –

Слайд 14Углеводы в организме ребёнка выполняют не только энергетическую функцию, но

в виде гликопротеинов и мукополисахаридов играют важную пластическую роль при

создании основного вещества соединительной ткани, клеточных оболочек и др. Обмен углеводов в организме ребёнка характеризуется гораздо большей интенсивностью (в 3-4 раза), чем у взрослого
Характерной особенностью регуляции углеводного обмена детей являются более значительные колебания концентрации глюкозы в крови по сравнению со взрослыми, обусловленные усиленной утилизацией глюкозы растущим организмом и незрелостью поджелудочной железы


Углеводы в организме ребёнка выполняют не только энергетическую функцию, но в виде гликопротеинов и мукополисахаридов играют важную

Слайд 15Содержание глюкозы в плазме крови натощак

Содержание глюкозы в плазме крови натощак

Слайд 16Суточная потребность в углеводах у детей высокая и составляет в

грудном возрасте 10-12 г/кг массы тела, за счёт которых должно

покрываться около 40% всей калорийной потребности ребёнка. В последующие годы количество углеводов, в зависимости от конституционных особенностей ребёнка, колеблется от 8-9 до 12-15 г/кг массы тела в сутки. В этот период за счёт углеводов покрывается уже 50-60% все калорийной потребности
Абсолютное количество углеводов, которое дети должны получать с пищей в сутки, значительно увеличивается с возрастом:
от 1 года до 3 лет – 193 гр.
от 4 до 7 лет – 288 гр.
от 8 до 13 лет – 370 гр.
от 14 до 17 лет – 470 гр.
норма взрослого – 500 гр.


Суточная потребность в углеводах у детей высокая и составляет в грудном возрасте 10-12 г/кг массы тела, за

Слайд 17Возрастные особенности обмена жиров
Жиры, или липиды относятся к основным пищевым

веществам и являются важным компонентом питания
Жиры в организме человека выполняют

следующие основные функции:
- Служат важным источником энергии (при окислении 1 гр. жира образуется 9 ккал, или 37,7 кДж)
- Входят в состав всех клеток и тканей
- Являются растворителями витаминов A, D, E, K
- Поставляют биологически активные вещества (полиненасыщенные жирные кислоты – ПНЖК, стероидные гормоны и др.)
- Создают защитные и термоизоляционные покровы (подкожный жировой слой предохраняет человека от переохлаждения)



Возрастные особенности обмена жировЖиры, или липиды относятся к основным пищевым веществам и являются важным компонентом питанияЖиры в

Слайд 18- Улучшают вкус пищи
- Вызывают чувство длительного насыщения
Жиры могут образовываться

из углеводов и белков, но в полной мере заменяться ими

не могут
Состав жира у новорожденного отличается от материнского
Потребность в жире на 1 кг массы тела составляет: в грудном возрасте – 4-6 гр., 2-6 лет – 3-3,5 гр., 6-10 лет – 2-3 гр., старше 10 лет – 1-3 гр. (норма взрослого)

- Улучшают вкус пищи- Вызывают чувство длительного насыщенияЖиры могут образовываться из углеводов и белков, но в полной

Слайд 19Самостоятельная работа №4
1. Особенности водно-минерального обмена у детей и подростков
2.

Возрастные особенности терморегуляции

Самостоятельная работа №4
1. Значение опорно-двигательного аппарата
2. Общий обзор

скелета человека. Основные отделы скелета
3. Виды костей, их функции и связь со строением. Химический состав, физические свойства костей и их соединения
4. Нарушения опорно-двигательного аппарата
5. Мышцы туловища. Функции, строение мышц, их виды. Развитие мышц в разные периоды онтогенеза. Сила и работа мышц
6. Роль движений в физическом и психическом развитии детей и подростков
7. Развитие двигательной активности и координации движений

Самостоятельная работа №41. Особенности водно-минерального обмена у детей и подростков2. Возрастные особенности терморегуляцииСамостоятельная работа №41. Значение опорно-двигательного

Слайд 20Спасибо за внимание и работу!

Спасибо за внимание  и  работу!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика