Разделы презентаций


Лекция №9 - Система охлаждения ДВС

Содержание

Мощностные, ресурсные и экономические показатели поршневых ДВС зависят от температурного режима, имеется оптимальный диапазон температур 90…105°С, при котором двигатель развивает максимальную мощность, а расход топлива минимален.В результате сгорания рабочей смеси в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция №9 - Система охлаждения ДВС

Лекция №9 -  Система охлаждения ДВС

Слайд 2Мощностные, ресурсные и экономические показатели поршневых ДВС зависят от температурного

режима, имеется оптимальный диапазон температур 90…105°С, при котором двигатель развивает

максимальную мощность, а расход топлива минимален.
В результате сгорания рабочей смеси в цилиндрах выделяется большое количество тепла, вызывающее интенсивный нагрев деталей двигателя. Перегрев стенок цилиндров и камер сгорания, поршней и клапанов, т.е. работа двигателя при повышенном тепловом режиме, приводит к следующим основным отрицательным явлениям: вязкость смазочного масла уменьшается, в связи с чем оно плохо удерживается в зазорах трущихся пар, что приводит к увеличению износов и снижению срока службы; коэффициент наполнения цилиндра уменьшается, что приводит к снижению мощности; возрастает опасность детонации из-за преждевременного воспламенения рабочей смеси; возможно заклинивание поршня в гильзе.

Назначение и основные требования

Мощностные, ресурсные и экономические показатели поршневых ДВС зависят от температурного режима, имеется оптимальный диапазон температур 90…105°С, при

Слайд 3Переохлаждение двигателя, т.е. работа при пониженном тепловом режиме, также приводит

к ряду отрицательных явлений: смазка загустевает, силы трения возрастают, износы

повышаются, мощность снижается; условия смесеобразования ухудшаются, поэтому расход топлива увеличивается; происходит конденсация паров топлива в камере сгорания и разжижение масла в картере; в дизелях переохлаждение двигателя приводит к засмолению поршневых колец.
Для обеспечения работы двигателя в наиболее благоприятном, оптимальном, тепловом диапазоне необходимо 25…30% тепла, выделяющегося при сгорании топлива, принудительно отводить в окружающую среду. Для этой цели служит система охлаждения.
В автотракторных двигателях внутреннего сгорания применяются два типа систем охлаждения – жидкостная и воздушная.
Переохлаждение двигателя, т.е. работа при пониженном тепловом режиме, также приводит к ряду отрицательных явлений: смазка загустевает, силы

Слайд 4При воздушной системе охлаждения оребренные наружные поверхности блока цилиндров и

головки омываются мощным потоком воздуха, создаваемым вентилятором, т.е. отводимое тепло

передается непосредственно окружающей среде.

Двигатель Porsche 911 Carrera 4

При воздушной системе охлаждения оребренные наружные поверхности блока цилиндров и головки омываются мощным потоком воздуха, создаваемым вентилятором,

Слайд 5Температурные особенности моторов-«воздушников» можно отнести не к минусам, а к

плюсам. Из-за меньшей теплоемкости и теплопроводности воздух не может так

быстро отобрать тепло, как вода или антифриз. Но с другой стороны разница температур между стенками цилиндров и забортным воздухом больше, чем между теми же стенками и циркулирующей в системе охлаждающей жидкостью. Поэтому тепловой режим «воздушника» меньше зависит от погоды – то есть вероятность перегрева двигателя-«с водяным охлаждением» даже с самым большим радиатором в жару намного выше.
Преимущество «воздушника» – в три-четыре раза более быстрый прогрев после холодного пуска. Отсюда – и экономия топлива, и продление ресурса, и лучшая экология, и, наконец, удобство для водителя. Только у самых сложных «жидкостных» моторов образца 2010-х годов, имеющих три контура системы охлаждения, получается достигнуть подобных показателей прогрева.

Схемы систем воздушного охлаждения

Температурные особенности моторов-«воздушников» можно отнести не к минусам, а к плюсам. Из-за меньшей теплоемкости и теплопроводности воздух

Слайд 6В двигателях с жидкостной системой охлаждения тепло от нагретых деталей

передается промежуточному теплоносителю – охлаждающей жидкости.
В зависимости от факторов,

вызывающих циркуляцию охлаждающей жидкости, различают три вида жидкостного охлаждения: термосифонную, смешанную и принудительную. В термосифонной системе циркуляция теплоносителя основана на разности удельных масс жидкости, нагретой в водяной рубашке и охлажденной в радиаторе. В смешанной системе термосифонная циркуляция усиливается центробежным насосом. В принудительной системе циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется исключительно за счет работы центробежного насоса, приводимого от коленчатого вала двигателя.
Наибольшее применение в автотракторных двигателях получила принудительная система, т.к. благодаря интенсивной циркуляции охлаждающей жидкости емкость системы в этом случае невелика.
Жидкостные системы охлаждения могут быть открытые и закрытые. В открытой системе охлаждающая жидкость постоянно соединяется через пароотводящую трубку с атмосферой.

Схема жидкостных систем охлаждения:
а) термосифонная система;
б) с принудительной циркуляцией жидкости;
в) смешанная, или комбинированная система

В двигателях с жидкостной системой охлаждения тепло от нагретых деталей передается промежуточному теплоносителю – охлаждающей жидкости. В

Слайд 7Общее устройство и принцип действия жидкостной системы охлаждения. На рис.

показана схема жидкостной системы охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости

(воды).
Водяная рубашка блока цилиндров 11 и головки блока 10, радиатор и патрубки через заливную горловину заполнены водой. Вода омывает стенки цилиндров и камер сгорания работающего двигателя и, нагреваясь, охлаждает их. Центробежный водяной насос 3 нагнетает воду в рубашку блока цилиндров, из которой нагретая вода поступает в рубашку головки блока и затем по верхнему патрубку 7 вытесняется в радиатор. Охлажденная в радиаторе вода по нижнему патрубку 15 возвращается к насосу 30 .
Общее устройство и принцип действия жидкостной системы охлаждения. На рис. показана схема жидкостной системы охлаждения с принудительной

Слайд 8Циркуляция жидкости в зависимости от теплового состояния двигателя изменяется с

помощью термостата 9. При температуре охлаждающей жидкости ниже 70…75°С основной

клапан термостата закрыт. В этом случае жидкость не поступает в радиатор (циркулирует по малому контуру через патрубок 8), что способствует быстрому прогреву двигателя до оптимального теплового режима. При нагревании термочувствительного элемента термостата до 70…75°С основной клапан термостата начинает открываться и пропускает воду в радиатор, где она охлаждается. Полностью термостат открывается при 83…90°С. С этого момента вода циркулирует по радиаторному (большому) контуру. Температурный режим двигателя регулируется также с помощью поворотных заслонок жалюзи 1, путем изменения воздушного потока, создаваемого вентилятором 4 и проходящего через радиатор.
Циркуляция жидкости в зависимости от теплового состояния двигателя изменяется с помощью термостата 9. При температуре охлаждающей жидкости

Слайд 9Циркуляция жидкости в системе охлаждения осуществляют по двум кругам:
1. Малый

круг — жидкость циркулирует при пуске холодного двигателя, обеспечивая его

быстрый прогрев.
2.Большой круг — движение циркулирует при прогретом двигателе.

Схема системы охлаждения двигателя а) малый круг циркуляции б) большой круг циркуляции 1 - радиатор; 2 - патрубок для циркуляции охлаждающей жидкости; 3 - расширительный бачок; 4 - термостат; 5 - водяной насос; 6 - рубашка охлаждения блока цилиндров; 7 - рубашка охлаждения головки блока; 8 - радиатор отопителя с электровентилятором; 9 - кран радиатора отопителя; 10 - пробка для слива охлаждающей жидкости из блока; 11 - пробка для слива охлаждающей жидкости из радиатора; 12 - вентилятор

Циркуляция жидкости в системе охлаждения осуществляют по двум кругам:1. Малый круг — жидкость циркулирует при пуске холодного

Слайд 10В последние годы наиболее эффективным и рациональным способом автоматического регулирования

температурного режима охлаждения является изменение производительности самого вентилятора. Опытные данные

показывают, что при работе грузового автомобиля с полной нагрузкой при температуре окружающего воздуха в диапазоне от - 1 до + 27°С фактический расход воздуха, необходимый для поддержания оптимального теплового режима двигателя, составляет в среднем около 40% производительности вентилятора. Поэтому применение автоматического управления вентилятором позволяет повысить эксплуатационную экономичность двигателя на 5…7%.
В последние годы наиболее эффективным и рациональным способом автоматического регулирования температурного режима охлаждения является изменение производительности самого

Слайд 11В пробке заливной горловины радиатора установлен паровоздушный клапан, который соединяет

систему охлаждения с атмосферой при повышении избыточного давления до 0,1

МПа или возникновения разрежения свыше 0,013 МПа.
Вода из системы охлаждения сливается через сливные краники, установленные на нижнем патрубке и в нижней части рубашки блока цилиндров.

14 – сливной краник;
15 – нижний патрубок;
16 – нижний бачок радиатора

В пробке заливной горловины радиатора установлен паровоздушный клапан, который соединяет систему охлаждения с атмосферой при повышении избыточного

Слайд 12Водяная рубашка двигателя образована двойными стенками головки и блока цилиндра.

У большинства двигателей вода подводится в верхнюю часть водяной рубашки,

где размещена водораспределительная труба, что позволяет более интенсивно охлаждать наиболее нагреваемые участки двигателей и обеспечивать сравнительно одинаковые температурные условия по всей высоте цилиндров.
Водяная рубашка двигателя образована двойными стенками головки и блока цилиндра. У большинства двигателей вода подводится в верхнюю

Слайд 13Радиатор. По устройству сердцевины радиаторы разделяются на две группы: с

водяными трубками (трубчатые) и с воздушными трубками (сотовые). Преобладающее применение

получили трубчатые радиаторы с медными или латунными оребренными трубками. Перепад температур воды при входе и выходе из радиатора при принудительной циркуляции составляет 5…10°С.

Виды сердцевин радиаторов

Радиатор. По устройству сердцевины радиаторы разделяются на две группы: с водяными трубками (трубчатые) и с воздушными трубками

Слайд 14Паровоздушный клапан служит для сообщения закрытой системы охлаждения с атмосферой.

Представляет собой сочетание двух клапанов – парового и воздушного. Паровой

клапан открывается при давлении более 0,120…0,135 МПа (на некоторых моделях при 0,2 МПа) и перепускает пар в атмосферу.
Повышенное давление в системе позволяет повысить температуру кипения воды до 105…108°С и, следовательно, уменьшить парообразование. Если давление в системе находится в пределах от 0,120…0,135 МПа до 0,095…0,098 МПа, оба клапана закрыты.
Воздушный клапан открывается при давлении ниже 0,095…0,098 МПа и соединяет систему с атмосферой. Этим трубки радиатора предохраняются от деформации при охлаждении двигателя, когда в системе охлаждения создается вакуум.
Паровоздушный клапан служит для сообщения закрытой системы охлаждения с атмосферой. Представляет собой сочетание двух клапанов – парового

Слайд 15Вентилятор. Служит для усиления потока воздуха, проходящего через сердцевину радиатора.

Большое распространение получили четырех- и шести лопастные вентиляторы со штампованными

лопастями. В последнее время используются пластиковые, а также еще и сдвоенные. Привод выполняется обычно клиноременной передачей, и реже – шестеренчатой.
В последнее время распространение получает привод вентилятора от электродвигателя. Преимуществом такого привода является независимость частоты вращения вентилятора от частоты вращения коленчатого вала двигателя и возможность обеспечения различного потока воздуха в зависимости от степени нагрева двигателя и даже при заглушенном двигателе (равномерное его охлаждение после длительной работы).
Вентилятор. Служит для усиления потока воздуха, проходящего через сердцевину радиатора. Большое распространение получили четырех- и шести лопастные

Слайд 16Водяной насос. В водяной системе охлаждения применяются одноступенчатые центробежные насосы

низкого давления. Они конструктивно просты, имеют небольшие габаритные размеры, обеспечивают

высокую производительность.
Принцип действие насоса заключается в следующем вращающаяся крыльчатка 2 отбрасывает поступающую воду из всасывающего канала 3 к стенкам корпуса 1, и она по подводящему каналу направляется в водораспределительный канал 4 блока цилиндров. Нагнетательный канал расширяется в направлении вращения крыльчатки, скорость проходящей по каналу воды снижается, а давление повышается.
Конструктивное исполнение и привод насоса зависят от его расположения. При нижнем расположении насос выполняется в самостоятельном агрегате, а привод его осуществляется шестеренчатой передачей.
При верхнем расположении насос конструктивно объединяется с вентилятором, имеет общий с вентилятором вал, а привод осуществляется клиноременной передачей. Верхнее расположение насоса имеет ряд преимуществ: меньшее число сальниковых уплотнений, меньшие масса и потери мощности на привод.
Водяной насос. В водяной системе охлаждения применяются одноступенчатые центробежные насосы низкого давления. Они конструктивно просты, имеют небольшие

Слайд 17Термостат. Этот прибор предназначается для автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости

и ускорения прогрева двигателя в период пуска. Регулирование осуществляется изменением

сечения для прохода жидкости, поступающей из водяной рубашки в радиатор. Термостаты бывают с жидким наполнителем (рис. 18, б) (сильфонные) и твердым наполнителем (рис. 18, а) (термоклапаны). Последние применяются в закрытых жидкостных системах охлаждения, когда избыточное давление сопоставляет 0,1 МПа и более.
В качестве заполнителя термостата с твердым наполнителем используется церезин. Принцип работы такого термостата заключается в следующем: при температуре 70…85 С церезин плавится и, расширяясь, перемещает основной клапан 1 (рис. 18, а) в сторону открытия, охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. При снижении температуры церезин затвердевает и уменьшается в объеме, при этом под действием возвратной пружины 6 основной клапан 1 закрывается, а вода через боковой клапан направляется в водяной насос, т. е. циркулирует по малому кругу.
Термостат. Этот прибор предназначается для автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости и ускорения прогрева двигателя в период пуска.

Слайд 18Шторки радиатора. Регулирование интенсивности воздушного потока, проходящего через радиатор, осуществляется

поворачивающимися шторками (жалюзи), установленными перед радиатором. Шторки поворачивают вручную системой

тяг и рычагов, выведенных в кабину водителя. Такой способ применяется одновременно с регулированием циркуляции воды термостатом.
Некоторые двигатели имеют устройство для автоматического поворачивания шторок радиатора. В этом случае термостат связан системой рычагов с поворачивающимися, шторками. По мере изменения температуры охлаждающей воды термостат или приоткрывает шторки или закрывает их полностью.
Шторки радиатора. Регулирование интенсивности воздушного потока, проходящего через радиатор, осуществляется поворачивающимися шторками (жалюзи), установленными перед радиатором. Шторки

Слайд 19Контроль температуры ОЖ осуществляется по указателю температуры и при помощи

сигнальной лампы перегрева двигателя на щитке приборов. Управление сигнальной лампой

и указателем осуществляют датчики, ввернутые в верхний бачок радиатора и в рубашку охлаждения головки цилиндров.
Контроль температуры ОЖ осуществляется по указателю температуры и при помощи сигнальной лампы перегрева двигателя на щитке приборов.

Слайд 20Основные неисправности системы охлаждения
Внешними признаками неисправностей системы охлаждения является перегрев

или переохлаждение двигателя. Перегрев двигателя возможен в результате следующих причин:

недостаточное количество ОЖ, слабое натяжение или обрыв ремня насоса ОЖ, невключение муфты или электродвигателя вентилятора, заедание термостата в закрытом положении, отложение большого количества накипи, сильное загрязнение наружной поверхности радиатора, неисправность выпускного (парового) клапана пробки радиатора или расширительного бачка, неисправность насоса ОЖ.
Заедание термостата в закрытом положении прекращает циркуляцию жидкости через радиатор. В этом случае двигатель перегревается, а радиатор остается холодным. Недостаточное количество ОЖ возможно в случае ее утечки или выкипания. Если уровень ОЖ понизился в результате выкипания – следует долить дистиллированной воды, если жидкость вытекла – доливается антифриз. Открывать пробку радиатора или расширительного бачка можно только когда ОЖ достаточно остынет (10-15 минут после остановки двигателя). В противном случае находящаяся под давлением ОЖ может выплеснуться и причинить ожоги. Вытекание жидкости происходит через неплотности в соединениях патрубков, трещин в радиаторе, расширительном бачке и рубашке охлаждения, при повреждении сальника насоса ОЖ, пробки радиатора или повреждении прокладки головки блока цилиндров. При эксплуатации автомобиля необходимо следить не только за уровнем, но и за состоянием антифриза. Если его цвет становится рыже-бурым, значит, детали системы уже коррозируют. Такой антифриз подлежит немедленной замене.
Основные неисправности системы охлажденияВнешними признаками неисправностей системы охлаждения является перегрев или переохлаждение двигателя. Перегрев двигателя возможен в

Слайд 21Основные неисправности системы охлаждения
Переохлаждение двигателя может происходить из-за заедания термостата

в открытом положении, а также при отсутствии утеплительных чехлов в

зимнее время. Если закрытая система охлаждения негерметична, то повышенное давление в ней не создается и двигатель не прогревается до рабочей температуры. А раз двигатель не прогревается, ЭБУ постоянно обогащает смесь. Таким образом, негерметичная система охлаждения увеличивает расход топлива. Систематическая работа двигателя на обогащенной смеси приводит к разжижению масла, увеличению нагарообразования, быстрому выходу из строя каталитического нейтрализатора.
Основные неисправности системы охлажденияПереохлаждение двигателя может происходить из-за заедания термостата в открытом положении, а также при отсутствии

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика