Разделы презентаций


ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ

Содержание

Митридат VI Евпатор (132-63) - 22 языкаИонадав Альханар (16 в.) - 28 языковДжованни Пико делла Мирандола (1463-1494) - 22 языкаДжеймс Крайтон (1560-1582)- 12 языковИов Лудольф (1624-1704)- 25 языковБартольд Георг Нибур (1776-1831) -20

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ.
Язык как предмет языкознания. Разделы языкознания.

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ.Язык как предмет языкознания. Разделы языкознания.

Слайд 2Митридат VI Евпатор (132-63) - 22 языка
Ионадав Альханар (16 в.)

- 28 языков
Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) - 22 языка
Джеймс Крайтон

(1560-1582)- 12 языков
Иов Лудольф (1624-1704)- 25 языков
Бартольд Георг Нибур (1776-1831) -20 языков
Расмус Кристиан Раск (1787-1832) -25 языков
Пауль Антон де Лагард (1827-1891)-20 языков
Сэр Уильям Джоунз (1746-1794) - 28 языков
Митридат VI Евпатор (132-63) - 22 языкаИонадав Альханар (16 в.) -	28 языковДжованни Пико делла Мирандола (1463-1494) -

Слайд 3ЯЗЫКОЗНАНИЕ (ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ, ЛИНГВИСТИКА)
- наука о естественном человеческом языке вообще

и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.
ЯЗЫКОВОЙ ОРГАНИЗМ

– ИДИОЛЕКТ
ЯЗЫК СООБЩЕСТВА – СОЦИОЛЕКТ
ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ (ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ, ЛИНГВИСТИКА) - наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных

Слайд 4Задача лингвистики как науки
Исследовать нормальность и многообразие языков, опираясь на:
языковое

знание (систематическое описание звуков, элементов слова, комбинаций слов, значений и

коммуникативных процессов)
процессы переработки языка (использование языка в коммуникации, производство и понимание высказываний)
процессы усвоения языка (изучение первого, литературного или иностранного языков как предмет систематического описания)
Задача лингвистики как наукиИсследовать нормальность и многообразие языков, опираясь на:языковое знание (систематическое описание звуков, элементов слова, комбинаций

Слайд 5Сущностные характеристики языковедения
эксплицитность введения терминов
непротиворечивость высказываний
системность: не субъективная интуиция или

фантазия, а объективное наблюдение, точное моделирование, точно указываемая вероятность
объективность: лингвистические

описания должны соответствовать действительности, быть доказательными, опираться на методы научного исследования
Сущностные характеристики языковеденияэксплицитность введения терминовнепротиворечивость высказыванийсистемность: не субъективная интуиция или фантазия, а объективное наблюдение, точное моделирование, точно

Слайд 6Классификация языковедения
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ –
ЧАСТНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ – МЕТАТЕОРИЯ
-- изучение одного

языка (русистика)
-- изучение группы родственных языков (славистика)
-- изучение языков одной

области (балканистика)

СИНХРОНИЧЕСКАЯ – ДИАХРОНИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА
Классификация языковеденияОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ – ЧАСТНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ – МЕТАТЕОРИЯ-- изучение одного языка (русистика)-- изучение группы родственных языков (славистика)--

Слайд 7ВНУТРЕННЯЯ ЛИНГВИСТИКА:
фонетика
фонология
морфонология
грамматика (нормативная = морфология+синтаксис+теория частей

речи)
дериватология
лексикология (семасиология, ономасиология, фразеология, лексикография, этимология, лингвистическая палеонтология,

паремиология, ономастика = топонимика + антропонимика)
стилистика
типология
контрастивная лингвистика
лингвистическая транслятология
лингвистическая прагматика
лингвистика текста / дискурсивная лингвистика
анализ устной речи
корпусная лингвистика
логический анализ языка
когнитивная лингвистика
компаративистика
история языка
ВНУТРЕННЯЯ ЛИНГВИСТИКА: фонетика фонология морфонология грамматика (нормативная = морфология+синтаксис+теория частей речи) дериватология лексикология (семасиология, ономасиология, фразеология, лексикография,

Слайд 8психолингвистика
социолингвистика (ареальная лингвистика, диалектология, изучение социолектов и жаргонов)
гендерная лингвистика
Нейролингвистика
онтолингвистика
философия языка
лингвистическая

историография

психолингвистикасоциолингвистика (ареальная лингвистика, диалектология, изучение социолектов и жаргонов)гендерная лингвистикаНейролингвистикаонтолингвистикафилософия языкалингвистическая историография

Слайд 9Прикладная лингвистика: изучение языка в междисциплинарном аспекте
Лингвистика текста / дискурсивная

лингвистика
Психолингвистика
Нейролингвистика (нейронные основы языка и влияния на язык)
Онтолингвистика (исследование детской

речи)
Патолингвистика (языковые патологии и нарушения языкового развития)
Клиническая лингвистика (диагностика и терапия языковых, речевых и глотательных нарушений)
Когнитивная лингвистика (связь языка с когнитивными структурами и процессами)
Социолингвистика
Этнолингвистика (культурная специфика использования языка)
Юрислингвистика (исследование взаимосвязи юридических проблем и языка)
Судебная лингвистика (криминологический анализ языковых фактов)
Языковая статистика (статистические данные по разным аспектам языка)
Компьютерная лингвистика (использование естественного языка в компьютере)
Квантитативная лингвистика (выведение языковых закономерностей из статистических данных)
Политолингвистика (изучение политических процессов, связанных с языком)
Лингводидактика
Биолингвистика и зоосемиотика
Интерлингвистика

Прикладная лингвистика: изучение языка в междисциплинарном аспекте Лингвистика текста / дискурсивная лингвистикаПсихолингвистикаНейролингвистика (нейронные основы языка и влияния

Слайд 10СВЯЗЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
социология социолингвистика
этнография изучение табу и эвфемизмов
теория коммуникации коммуникативная лингвистика
семиотика лингвистическая

семиология
филология лингвистика текста
герменевтика лингвопоэтика
грамматология изучение феномена письма
кинесика паралингвистика
история история языка, история языкознания
психология психолингвистика, онтолингвистика
философия философия языка
дидактика лингводидактика
математика математическая лингвистика,

прикладная лингвистика, компьютерная лингвистика
биология изучение языка и расы, биолингвистика, эколингвистика
физика прикладная лингвистика
медицина психолингвистика, нейролингвистика
юриспруденция юрислингвистика, судебная лингвистика
криминалистика криптолингвистика
теология миссионерская лингвистика
СВЯЗЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИсоциология			социолингвистикаэтнография			изучение табу и эвфемизмовтеория коммуникации		коммуникативная лингвистикасемиотика			лингвистическая семиологияфилология			лингвистика текстагерменевтика			лингвопоэтикаграмматология			изучение феномена письмакинесика				паралингвистикаистория				история языка, история языкознанияпсихология			психолингвистика,

Слайд 11Научные парадигмы Томаса Сэмюэля Куна (1922-1996)
Развитие науки обусловлено не только

когнитивными, но также и социально-психологическими факторами;
Наука может быть описана

как деятельность научных сообществ;
На каждом этапе развития науки в ней доминирует одна из конкурирующих между собой парадигм – совокупность ценностей, убеждений и технических средств, принятых научным сообществом в некоторый момент времени;
смена парадигмы происходит в ходе научной революции, которая является механизмом преодоления идейных кризисов в нормальной науке.

Американский историк и философ науки

Научные парадигмы  Томаса Сэмюэля Куна (1922-1996)Развитие науки обусловлено не только когнитивными, но также и социально-психологическими факторами;

Слайд 12Томас Сэмюэл Кун
Наиболее известная работа — «Структура научных революций» («The Structure

of Scientific Revolutions»), 1962
Научная революция — это смена научным сообществом психологических

парадигм.

Томас Сэмюэл КунНаиболее известная работа — «Структура научных революций» («The Structure of Scientific Revolutions»), 1962Научная революция — это смена

Слайд 13Томас Сэмюэл Кун
придал более широкое значение слову «парадигма», использовавшемуся влингвистике,


ввёл термин «нормальная наука» для определения рутинной ежедневной работы учёных,
повлиял

на использование термина «научные революции» как периодических событий в науке.

Томас Сэмюэл Кунпридал более широкое значение слову «парадигма», использовавшемуся влингвистике, ввёл термин «нормальная наука» для определения рутинной

Слайд 14Томас Сэмюэл Кун
В статье «Смена парадигм» представлен ход научной революции

по Куну.
Нормальная наука – каждое новое открытие поддаётся объяснению с

позиций господствующей теории
Экстраординарная наука.
Кризис в науке.
Появление аномалий — необъяснимых фактов.
Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий.
В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ


Томас Сэмюэл КунВ статье «Смена парадигм» представлен ход научной революции по Куну.Нормальная наука – каждое новое открытие

Слайд 15Три научные парадигмы
В истории языкознания выделяется три научные парадигмы -

сравнительно-историческая, системно-структурная и антропоцентрическая. 1. Сравнительно-историческая парадигма связана с господством

сравнительно-исторического метода в исследовании языка. Наука занималась вопросами происхождения языков, реконструкцией праязыка, установлением соотношения между родственными языками и описанием их эволюции, создавались сравнительно-исторические грамматики и словари. 2. Системно-структурная парадигма характеризуется познанием структуры языка, его организации. Определяющим явился тезис Ф. де Соссюра, согласно которому объектом лингвистики должен быть язык «в себе и для себя». Парадигма продолжает свое существование, в ее рамках проводятся исследования, вносящие существенный вклад в развитие лингвистики.
3. Антропоцентрическая парадигма возникает в результате осознания того, что «язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем» (Кравченко 1996: 6). Истоки парадигмы восходят к идеям В. фон Гумбольдта и Э. Бенвениста. Именно В. фон Гумбольдт отметил, что «человек становится человеком только через язык, в котором действуют творческие первосилы человека, его глубинные возможности. Язык есть единая духовная энергия народа» (Гумбольдт 1984: 314).

Три научные парадигмыВ истории языкознания выделяется три научные парадигмы - сравнительно-историческая, системно-структурная и антропоцентрическая.  1. Сравнительно-историческая

Слайд 16Теория, модель, гипотеза, метод
Теория – система высказываний, связанных друг с

другом отношениями выводимости. Должна быть логичной, опровержимой, охватывающей возможно большее

количество феноменов.
Модель – формализованная теория.
Гипотеза – извлеченное из теории высказывание, содержащее ожидания относительно события, которое предстоит наблюдать.
Метод – способ действия для достижения научной задачи.
Теория, модель, гипотеза, методТеория – система высказываний, связанных друг с другом отношениями выводимости. Должна быть логичной, опровержимой,

Слайд 17методы
Формальные: заимствованы из логики, математики и информатики для изображения предполагаемых

или наблюдаемых взаимосвязей
Эмпирические: для целенаправленного наблюдения за событиями, связанными с

чувственным восприятием.
Симулятивные: позволяют при помощи компьютера воспроизводить пофрагментно функционирование сложных систем.
Статистические: для подсчета результатов наблюдения или симуляции.
методыФормальные: заимствованы из логики, математики и информатики для изображения предполагаемых или наблюдаемых взаимосвязейЭмпирические: для целенаправленного наблюдения за

Слайд 18Система научного поиска

Система научного поиска

Слайд 19Типы методов
Дескриптивные – Сопоставительные - Прескриптивные / нормативные
Диахронические – синхронические
Комплексные

с привлечением методов пограничных дисциплин, например: в психолингвистике – естественнонаучные

и медицинские методы, в социолингвистике – методы эмпирической социологии (формирование гипотез, сбор данных, исследование языковых и социальных переменных в их взаимосвязи)
Типы методовДескриптивные – Сопоставительные - Прескриптивные / нормативныеДиахронические – синхроническиеКомплексные с привлечением методов пограничных дисциплин, например: в

Слайд 20Пример 1: Метод переменных в социолингвистике (Уильям Лабов)
Переменная – изменчивая,

измеримая величина (напр. Произношение звука r, возраст человека, физический пол)
Независимая

переменная (explanans): данность, условие (социальный слой, возраст, физический пол)
Зависимая переменная (explanandum): результат, эффект (произношение звуков)
Корреляция: взаимосвязь между статистическими данными (переменными)
- позитивная – если увеличение одной переменной приводит к увеличению другой
- негативная – если при увеличении одной переменной другая уменьшается
Пример 1: Метод переменных в социолингвистике (Уильям Лабов)Переменная – изменчивая, измеримая величина (напр. Произношение звука r, возраст

Слайд 21Пример 2: структурные методы в лингвистике
Лингвистика исследует язык с точки

зрения структуры. Множество М обладает структурой, если между элементами и

частями М существуют отношения R.
Для выявления этих отношений лингвист сегментирует отдельные высказывания и описывает связи между ними. Различные принципы сегментации: текст фонемы,
текст слоги.
Типы отношений: синтагматические и парадигматические.
Пример 2: структурные методы в лингвистикеЛингвистика исследует язык с точки зрения структуры. Множество М обладает структурой, если

Слайд 22Типы отношений
Синтагматические: А больше Б
Синтагма: «А

больше Б»
Парадигмы: Карл, Солнце, Америка

Густав, Луна, Европа

Парадигматические отношения: Карл Солнце
Америка


Типы отношенийСинтагматические: А   больше   БСинтагма: «А больше Б»Парадигмы:  Карл, Солнце, Америка

Слайд 23Определения множества фонем
Экстенсиональное: М={ a,e,i,o,u}
Интенсиональное: М = {x: Р(x)}

(множество всех х, для которых справедливо Р)
Операциональное: указание на точный

метод, при помощи которого в результате можно получить те же элементы определяемого множества (эвристические приемы)
Определения множества фонемЭкстенсиональное: М={ a,e,i,o,u} Интенсиональное: М = {x: Р(x)} (множество всех х, для которых справедливо Р)Операциональное:

Слайд 24Эвристические приемы
Пермутация (проба на перестановку): место элемента влияет на смысл

всего сообщения
Это сообщение потрясло меня.
А Б

В Г

Это сообщение меня потрясло. Потрясло меня сообщение это.
Это потрясло меня сообщение. . Потрясло меня это сообщение.
Это потрясло сообщение меня. Меня сообщение это потрясло.
Это меня потрясло сообщение. Меня сообщение потрясло это.
Это меня сообщение потрясло. Меня это сообщение потрясло.
Сообщение это потрясло меня. Меня это потрясло сообщение.
Сообщение это меня потрясло. Меня потрясло это сообщение.
Сообщение потрясло это меня. Меня потрясло сообщение это.
Сообщение потрясло меня это.
Сообщение меня потрясло это.
Сообщение меня это потрясло.
Потрясло сообщение это меня.
Потрясло сообщение меня это.
Потрясло это сообщение меня.
Потрясло это меня сообщение.

Эвристические приемыПермутация (проба на перестановку): место элемента влияет на смысл всего сообщенияЭто сообщение потрясло меня. А

Слайд 25Пермутация (продолжение)
(Это сообщение) + (потрясло) + (меня)
6 комбинаций:
Это сообщение потрясло

меня.
Это сообщение меня потрясло.
Меня потрясло это сообщение.
Меня это сообщение потрясло.
Потрясло

меня это сообщение.
Потрясло это сообщение меня.
Пермутация (продолжение)(Это сообщение) + (потрясло) + (меня)6 комбинаций:Это сообщение потрясло меня.Это сообщение меня потрясло.Меня потрясло это сообщение.Меня

Слайд 26Коммутация – проба замены
Проверка парадигматических отношений между элементами множества
А Б В Г
Над желтый дом великан
Эти Густав во время

спать
Моя шляпа такая зеленая
Твоя попугай был новая
Её машина казалось прочь

Коммутация – проба заменыПроверка парадигматических отношений между элементами множестваА		Б			В		ГНад		желтый		дом		великанЭти		Густав			во время 	спатьМоя		шляпа			такая		зеленаяТвоя		попугай		был		новаяЕё		машина		казалось	прочь

Слайд 27Эксклюзия (элиминация) – проба на исключение
Вычеркивание – определение иерархических отношений

в синтагме
Этот весьма спорный случай
Этот весьма … случай
Этот весьма спорный


Этот … спорный случай
… весьма спорный случай


Эксклюзия (элиминация) – проба на исключениеВычеркивание – определение иерархических отношений в синтагмеЭтот весьма спорный случайЭтот весьма …

Слайд 28Нексия – проба на связывание
Использование элементов и / или
(Они) (поехали)

(кататься) (на свадьбу) (давно)
Они поехали кататься и / или на

свадьбу.
Они поехали кататься или давно.
Нексия – проба на связываниеИспользование элементов и / или(Они) (поехали) (кататься) (на свадьбу) (давно)Они поехали кататься и

Слайд 29Tрансформация
Определение смысловых отношений между разными грамматическими синтагмами
Lydia ist leicht zu

lieben. – Es ist leicht, Lydia zu lieben.
Lydia ist bereit

zu lieben. – Es ist bereit, Lydia zu lieben.
TрансформацияОпределение смысловых отношений между разными грамматическими синтагмамиLydia ist leicht zu lieben. – Es ist leicht, Lydia zu

Слайд 30Пример 3: методы лингвогенетических исследований
Сумма конкретных приемов изучения истории отдельного

языка или родственных групп языков
Генетическое отождествление фактов
Реконструкция праформ
Хронологизация
Локализация явлений
Типологическое сопоставление

Результаты лингвогенетических исследований: исторические грамматики отдельных языков, сравнительно-исторические грамматики языковых семей (Вяч. Вс. Иванов)
Пример 3: методы лингвогенетических исследованийСумма конкретных приемов изучения истории отдельного языка или родственных групп языковГенетическое отождествление фактовРеконструкция

Слайд 31Учебники и пособия по курсу

Учебники и пособия по курсу

Слайд 36Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика