Разделы презентаций


Лекция по философии Тема: Философские концепции общественного развития А.Е

Содержание

Вопросы:Позитивистское направление социальной философии;Марксистская концепция развития общества; Понимающая социология М. ВебераСтруктурно-функциональный анализ общества

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция по философии Тема: Философские концепции общественного развития

А.Е. Михайлов

Лекция по философии Тема:  Философские концепции общественного развития

Слайд 2Вопросы:
Позитивистское направление социальной философии;
Марксистская концепция развития общества;
Понимающая социология М.

Вебера
Структурно-функциональный анализ общества

Вопросы:Позитивистское направление социальной философии;Марксистская концепция развития общества; Понимающая социология М. ВебераСтруктурно-функциональный анализ общества

Слайд 3
Вопрос 1
Позитивистская социология

Вопрос 1Позитивистская социология

Слайд 4Огюст Конт (1798 - 1857)
«Курс позитивной философии» («Cours de

philosophie positive», vol. 1-6, 1830-1842 годы);
«Система позитивной политики» («Système de

politique positive…», vol. 1-4, 1851-1854 годы).
Огюст Конт (1798 - 1857) «Курс позитивной философии» («Cours de philosophie positive», vol. 1-6, 1830-1842 годы);«Система позитивной

Слайд 5
Огюст Конт ввёл в научный оборот понятие «социология».
Социология как наука

о человеческом обществе является самой молодой отдельной наукой в составленной

Огюстом Контом энциклопедии наук.
С ее помощью можно не только объяснять закономерности общественного устройства и развития, но и поставить политику на научную основу для содействия прогрессу человека и общества.
Огюст Конт ввёл в научный оборот понятие «социология».Социология как наука о человеческом обществе является самой молодой отдельной

Слайд 6Социология как позитивная наука в будущем должна обеспечить познание, которое

облегчит политические действия, способствующие развитию государства в направлении “позитивного состояния”.
Позитивное

состояние является не только средством, но и целью духовно-морального развития, достижения согласия общественных отношений с помощью “естественных законов”.
Социология как позитивная наука в будущем должна обеспечить познание, которое облегчит политические действия, способствующие развитию государства в

Слайд 7В социологии используется исторический метод, заключающийся в сравнении предшествующего и

последующего состояний и выведении на этой основе законов развития.

В социологии используется исторический метод, заключающийся в сравнении предшествующего и последующего состояний и выведении на этой основе

Слайд 8Математика представляется Конту главной основополагающей наукой. Наукой, получившей самое раннее

развитие, следует считать астрономию, за ней следует физика, затем химия

и биология.
Чтобы заниматься социологией, нужно усвоить все эти науки (за исключением психологии, которую Конт отвергает).
Математика представляется Конту главной основополагающей наукой. Наукой, получившей самое раннее развитие, следует считать астрономию, за ней следует

Слайд 9С помощью социологии Конт пытается преодолеть социальные катаклизмы своего времени

и объединить оба полюса – порядок и прогресс. Прогресс без

порядка – это анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию.
В позитивной политике порядок и прогресс – это две неразрывные стороны одного и того же принципа.
Конт воспринимает порядок и прогресс прежде всего как два вида общественных закономерностей, которые фиксируют две части социологии – социальную статику и социальную динамику.
С помощью социологии Конт пытается преодолеть социальные катаклизмы своего времени и объединить оба полюса – порядок и

Слайд 10Социальная статика
- общественный порядок, который понимается как гармония элементов,

основывающихся на отношениях общности, и акцентирует внимание на “структуре коллективного

существа” (общества), исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи и общества.
Семейные отношения и разделение труда – это основные отношения общественного порядка. Семья – живое воплощение социальной статики, которая в сущности сводится к изучению общественного консенсуса. Она предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества в данный момент времени, а с другой – анализ элемента (или элементов), определяющих консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семей в коллектив.
Консенсус – основная идея социальной статики Конта.
Социальная статика - общественный порядок, который понимается как гармония элементов, основывающихся на отношениях общности, и акцентирует внимание

Слайд 11Социальная динамика (по Конту)
Этапам интеллектуальной эволюции общества соответствуют

три стадии политико-социальных форм его организации:
теологическая стадия – военное господство;
метафизическая

стадия – феодальное господство;
позитивная стадия – промышленная цивилизация.
Социальная динамика (по Конту) Этапам интеллектуальной эволюции общества соответствуют три стадии политико-социальных форм его организации:теологическая стадия –

Слайд 12Эти стадии закономерно следуют друг за другом; поэтому неравенство между

социальными группами связано с определенным уровнем развития.
Уровень развития общества

определяется не материальными изменениями, а духовно-нравственными отношениями между людьми.
Основной закон социальной динамики (“закон прогресса”) заключается в том, что каждый подъем духа в силу всеобщего консенсуса вызывает соответствующий отклик во всех без исключения общественных областях – искусстве, политике, промышленности.
Дух везде играет руководящую роль, образуя силовой центр социальной эволюции.
Эти стадии закономерно следуют друг за другом; поэтому неравенство между социальными группами связано с определенным уровнем развития.

Слайд 13Огюст Конт по праву может считаться основателем социологии, и не

только потому, что он первым начал заниматься обществом и социальными

процессами (социологические идеи имеют давнюю историю), но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей академического статуса как отдельной науки.
Огюст Конт по праву может считаться основателем социологии, и не только потому, что он первым начал заниматься

Слайд 14Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдающихся социологов, особенно

на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.

Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдающихся социологов, особенно на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.

Слайд 15Герберт Спенсер (1820-1903)
«Принципы социологии» (The Principles of Sociology, 3 vol.,

1876—1896),
«Социальная статика» (Social Statics, 1851) и «Социологические исследования» (The Study

of Sociology, 1872)
«Описательная социология» (Descriptive Sociology, 1873—1881) в 8 тт.
Герберт Спенсер (1820-1903)«Принципы социологии» (The Principles of Sociology, 3 vol., 1876—1896),«Социальная статика» (Social Statics, 1851) и «Социологические

Слайд 16Общество сходно с биологическим организмом, как система, состоящее из взаимосвязанных

и взаимозависимых частей. Точно так же, как человеческое тело состоит

из органов, например почек, легких и сердца, общество состоит из различных социальных институтов – семьи, религии, системы образования, государства и экономики. Подобно биологам, описывающим организм в виде его структур и функций, которые обеспечивают выживание организма, Спенсер так же описывал общество. Такое представление об обществе соотносится с тем, что современные социологи называют структурно-функциональной теорией
Общество сходно с биологическим организмом, как система, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Точно так же, как

Слайд 17Он выдвинул эволюционную теорию исторического развития, согласно которой в мире

происходит прогрессивное развитие. Заинтересовавшись теорией естественного отбора Ч. Дарвина, Спенсер

применил концепцию выживания сильнейших к социальному миру. Этот подход был определен как социальный дарвинизм. Спенсер пытался доказать, что правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди “приспособленные” будут выживать, а “неприспособленные” – вымирать. По мнению Спенсера, если бы этот принцип свободно функционировал, то люди и их социальные институты, подобно растениям и животным, смогли бы постепенно приспособиться к существующим условиям и достигать все более высоких уровней исторического развития.
Он выдвинул эволюционную теорию исторического развития, согласно которой в мире происходит прогрессивное развитие. Заинтересовавшись теорией естественного отбора

Слайд 18Большинство главнейших трудов Спенсера было создано в эпоху расцвета капиталистической

свободной конкуренции.
Спенсер придерживался доктрины, согласно которой вульгарный индивидуализм, неограниченная конкуренция

и невмешательство государства способны привести к достижению самых положительных результатов.
Большинство главнейших трудов Спенсера было создано в эпоху расцвета капиталистической свободной конкуренции.Спенсер придерживался доктрины, согласно которой вульгарный

Слайд 19Концепция социального дарвинизма Спенсера получила широкое распространение в Англии и

США как теоретическая база, оправдывающая существование “дикого” капитализма.

Концепция социального дарвинизма Спенсера получила широкое распространение в Англии и США как теоретическая база, оправдывающая существование “дикого”

Слайд 20Вопрос 2
Марксистская социология

Вопрос 2Марксистская социология

Слайд 21Карл Маркс (1818-1883)
К критике гегелевской философии права (1844)
Святое семейство (1844-1845)
Немецкая

идеология (1845-1846)
Манифест Коммунистической партии (1848)
Классовая борьба во Франции (1850)
18 Брюмера

Луи Бонапарта (1852)
Капитал (1 т. опубл. в 1867; 2 т. – в 1885; 3 т. – в 1894)
Гражданская война во Франции (1871)

Карл Маркс (1818-1883)К критике гегелевской философии права (1844)Святое семейство (1844-1845)Немецкая идеология (1845-1846)Манифест Коммунистической партии (1848)Классовая борьба во

Слайд 22Сущность и основные черты революционного переворота, совершённого Марксом и Энгельсом

в философии, заключаются в распространении материализма на понимание истории общества,

в обосновании роли общественной практики в развитии людей, их сознания, в органическом соединении и творческой разработке материализма и диалектики.

Сущность и основные черты революционного переворота, совершённого Марксом и Энгельсом в философии, заключаются в распространении материализма на

Слайд 23Маркс стремился выявить базовые принципы исторического развития в рамках материалистического

понимания истории.
Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно

на развитии технологии и методах организации производства (например, сельского хозяйства или промышленности).
На каждом историческом этапе эти факторы определяют разделение на господствующие и угнетенные классы. Маркс был убежден в том, что общество делится на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и это обусловливает классовые конфликты.
Маркс стремился выявить базовые принципы исторического развития в рамках материалистического понимания истории.Он акцентировал внимание на экономических условиях

Слайд 24“...Всякая историческая борьба... в действительности является только более или менее

ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и

вместе с тем и их столкновение между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства определяемого им обмена”.
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 259.)
“...Всякая историческая борьба... в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование

Слайд 25В современных (Марксу) западноевропейских обществах в антагонизме друг к другу

находятся буржуазия и пролетариат. Первые получают свой доход за счет

владения средствами производства (фабриками и заводами), что позволяет им эксплуатировать рабочих. Вторые не имеют ничего и для того, чтобы выжить, вынуждены продавать свой труд.
В современных (Марксу) западноевропейских обществах в антагонизме друг к другу находятся буржуазия и пролетариат. Первые получают свой

Слайд 26По Марксу, каждый экономический строй развивается до достижения им состояния

максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия

или слабые места, подтачивающие его изнутри. Основы нового строя начинают формироваться в недрах существующего строя. Ни одна общественно-экономическая формация (определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии) не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения (совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движение общественного продукта от производства до потребления) никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования.
(См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 8.)
Маркс приводит такую последовательность: на смену рабовладению приходит феодализм, который сменяется капитализмом, капитализм – социализмом и наконец социализм – коммунизмом (высшей стадией развития общества).
По Марксу, каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем

Слайд 27Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование

и правительство составляют надстройку общества.
Экономический базис общества, т.е. способ

производства материальных благ и классовая структура общества, оказывает воздействие на формирование всех общественных институтов (надстройку).
Однако экономическая система воздействует на надстройку не в одностороннем порядке. Надстройка в свою очередь оказывает влияние на экономический базис и изменяет его.
Маркс полагал, что рабочий класс, вооруженный революционной идеологией, свергнет существующий общественный порядок и установит новый подлинно гуманистический строй – коммунизм.
Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис

Слайд 28Вопрос 3
Понимающая социология
М. Вебера

Вопрос 3Понимающая социология М. Вебера

Слайд 29Макс Вебер (1864-1920) немецкий социолог и экономист
Наиболее известная работа: «Протестантская этика

и дух капитализма» (1905)

Макс Вебер (1864-1920) немецкий социолог и экономистНаиболее известная работа: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905)

Слайд 30Понимающая социология М. Вебера
Социология, отличие от психологии, интересуется человеческим поведением

лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл.

Поэтому социология должна изучать намерения, ценности, убеждения и мнения, определяющие человеческое поведение. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией “понимание” (Verstehen).
Понимающая социология  М. ВебераСоциология, отличие от психологии, интересуется человеческим поведением лишь постольку, поскольку личность вкладывает в

Слайд 31В концепции понимания социологическое объяснение возможно только тогда, когда социологи

мысленно стараются стать на место других людей и идентифицировать их

мысли и чувства.

В концепции понимания социологическое объяснение возможно только тогда, когда социологи мысленно стараются стать на место других людей

Слайд 32В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи в качестве

субъектов действия должны исследовать не формы коллективности, а мотивы отдельных

индивидов, определяющие модели их поведения.

В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи в качестве субъектов действия должны исследовать не формы коллективности,

Слайд 33Типы социального действия по М. Веберу:
Целерациональное (основано на знании и

рациональном использовании средств для достижения поставленной цели).
Ценностно-рациональное (проявляется в сборе

сокровищ, коллекционировании).
Аффективное (основано на эмоциях).
Традиционное (основано на долгих привычках).

Типы социального действия по М. Веберу: Целерациональное (основано на знании и рациональном использовании средств для достижения поставленной

Слайд 34Целерациональное (основано на знании и рациональном использовании средств для достижения

поставленной цели).

Целерациональное (основано на знании и рациональном использовании средств для достижения поставленной цели).

Слайд 35Ценностно-рациональное (проявляется в сборе сокровищ, коллекционировании).

Ценностно-рациональное (проявляется в сборе сокровищ, коллекционировании).

Слайд 36Аффективное (основано на эмоциях).

Аффективное (основано на эмоциях).

Слайд 37Традиционное (основано на долгих привычках).

Традиционное (основано на долгих привычках).

Слайд 38В своих трудах Вебер подчеркивал важность социологии, свободной от оценочных

суждений.
Социологи не должны позволять своим личным пристрастиям влиять на проведение

научных исследований. Они должны культивировать строгий подход к изучаемым явлениям, чтобы видеть факты такими, какие они есть, а не такими, какими бы им хотелось их видеть.

В своих трудах Вебер подчеркивал важность социологии, свободной от оценочных суждений.Социологи не должны позволять своим личным пристрастиям

Слайд 39Понимание в социологии М. Вебера тесно связано с категорией «идеального

типа».
Идеальный тип - это проявление своеобразного "интереса эпохи", мыслительная

конструкция, своеобразная теоретическая схема, которая не извлекается в готовом виде из эмпирической реальности.

Понимание в социологии М. Вебера тесно связано с категорией «идеального типа». Идеальный тип - это проявление своеобразного

Слайд 40Вебер называет идеальный тип утопией. Он указывает: "По своему содержанию

данная конструкция носит характер утопии, полученной посредством мысленного усиления определенных

элементов действительности".
Идеальный тип является конструктом, который не сводится только к эмпирии и не является продуктом произвольной фантазии.

Например: ремесло, капитализм, христианство, бюрократия…
Вебер называет идеальный тип утопией. Он указывает:

Слайд 41Признавая в Марксе выдающегося ученого, Вебер не приемлет предложенный им

путь революционного преобразования капиталистического общества.

Признавая в Марксе выдающегося ученого, Вебер не приемлет предложенный им путь революционного преобразования капиталистического общества.

Слайд 42
Вопрос 4
Структурно-функциональный анализ общества

Вопрос 4Структурно-функциональный анализ общества

Слайд 44В 1950-е – в начале 1960-х гг. функциональные теории Т.

Парсонса и Р. Мертона заняли центральное место в американской социологии.

Более того, некоторые сторонники этого подхода утверждали, что он практически синонимичен социологии.
В 1950-е – в начале 1960-х гг. функциональные теории Т. Парсонса и Р. Мертона заняли центральное место

Слайд 45Основные положения структурного функционализма:
Общество – система взаимодействующих частей, обеспечивающих его

функционирование как единого целого;
Устойчивость общественных систем обеспечивается внутренним механизмом контроля

(суд, правоохранительные органы);
Дисфункции (нарушения) преодолеваются сами по себе либо устраняются обществом;
Изменения носят постепенный (не революционный) характер;
Социальная интеграция основана на признании большинством общества единой системы ценностей.



Основные положения структурного функционализма:Общество – система взаимодействующих частей, обеспечивающих его функционирование как единого целого;Устойчивость общественных систем обеспечивается

Слайд 46Функционалисты акцентируют внимание на частях общества (отдельных подсистемах), особенно на

его важнейших институтах – семье, религии, экономике, государстве, образовании.
Они

идентифицируют структурные характеристики институтов подобно тому, как биологи описывают основные свойства организма, а затем определяют функции институтов.
Функционалисты акцентируют внимание на частях общества (отдельных подсистемах), особенно на его важнейших институтах – семье, религии, экономике,

Слайд 47Равновесие является ключевым понятием концепции
Любая социальная система должна соответствовать четырем

функциональным требованиям:
Адаптация (приспособление к среде).
Целеполагание (формулирование целей и мобилизация ресурсов

для их достижения).
Интеграция (поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений).
Латентность (поддержание образца) – обеспечение внутренней стабильности, сохраняя основные ценности общества посредством институтов семьи, школы, церкви.

Равновесие  является ключевым понятием концепцииЛюбая социальная система должна соответствовать четырем функциональным требованиям:Адаптация (приспособление к среде).Целеполагание (формулирование

Слайд 48Одна из особенностей социальной системы состоит в стремлении к равновесию

ее компонентов и воздействующих на нее сил.
Таким образом, изменение в

одном институте имеет последствия для других институтов, а также для общества в целом.
Например, понижение жизненного уровня населения отрицательно сказывается на рождаемости. Это ведет к сокращению в школах набора учащихся, а далее – к закрытию школ. Некоторые институты могут меняться быстрее, чем другие, вызывая дисбаланс в социальной системе.
Одна из особенностей социальной системы состоит в стремлении к равновесию ее компонентов и воздействующих на нее сил.Таким

Слайд 49Существование общества связано с выполнением некоторых функциональных требований.
Институты являются

основными структурами, с помощью которых осуществляются организация, управление и удовлетворение

потребностей социальной жизни.
Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем.
Существование общества связано с выполнением некоторых функциональных требований. Институты являются основными структурами, с помощью которых осуществляются организация,

Слайд 50Наблюдаемые последствия, уменьшающие адаптацию или приспособление системы, называются дисфункциями (Р. Мертон).
Например,

функция бедных - выполнение “черной работы” (грязной, опасной, временной, бесперспективной,

низкооплачиваемой, лакейской).
Но наличие бедности создает рабочие места для людей, которые обслуживают бедных или “защищают” от них остальное население (правоохранительные органы, работники социального обеспечения, религиозные организации, квартирные спекулянты, торговцы наркотиками).
Большое количество бедняков в конкретный период времени может нарушить функции общества. Бедность обостряет множество социальных проблем, в том числе проблемы, связанные со здравоохранением, образованием, преступностью и наркоманией. Жертвы бедности часто ощущают свою отчужденность от общества и проявляют нелояльность системе.
Наблюдаемые последствия, уменьшающие адаптацию или приспособление системы, называются дисфункциями (Р. Мертон).Например, функция бедных - выполнение “черной работы”

Слайд 51Явные и скрытые функции (по Р. Мертону)
Явные функции –

это те последствия, которые планируются и осознаются участниками системы, т.е.

сознательные субъективные намерения и объективные последствия совпадают;
Скрытые функции – это последствия, которые и не планируются, и не осознаются, т.е. эти последствия не предполагались или вызваны ненамеренно.
Такое разграничение проясняет социальные модели поведения, кажущиеся порой иррациональными.

Явные и скрытые функции  (по Р. Мертону) Явные функции – это те последствия, которые планируются и

Слайд 52Пример:
Обряды индейцев хопи, предназначенные для вызова дождя, могут казаться иррациональными,

поскольку наука отрицает возможность через них управлять природными явлениями.
Однако

понятие скрытых функций позволяет изучать последствия ритуалов не для богов дождя, а для самих хопи. Ритуалы объединяют отдельных членов общества для совместной деятельности, обеспечивая социальную солидарность.
То, что сторонним наблюдателям может показаться иррациональным поведением, для самой группы является действием функциональным.
Пример:Обряды индейцев хопи, предназначенные для вызова дождя, могут казаться иррациональными, поскольку наука отрицает возможность через них управлять

Слайд 53Функционалисты исходят из предпосылки:
Большинство членов общества имеют единое мнение относительно

того, что им представляется желательным, целесообразным и моральным, а что

нежелательным, нецелесообразным и неэтичным.
Другими словами, у них существует высокий консенсус в отношении основных ценностей и убеждений, что служит фундаментом социальной интеграции и стабильности.
Функционалисты исходят из предпосылки:Большинство членов общества имеют единое мнение относительно того, что им представляется желательным, целесообразным и

Слайд 54Функциональный подход является полезным инструментом для описания общества и определения

его структурных элементов и их функций.
Он дает развернутую картину

социальной жизни в целом, которая находит свое выражение в упорядоченном и повторяющемся поведении и устойчивых моделях институтов.
Функциональный подход является полезным инструментом для описания общества и определения его структурных элементов и их функций. Он

Слайд 55С помощью функционализма трудно получить представление о процессах изменений в

обществе, особенно когда требуются его кардинальные преобразования.
Функционалисты, преувеличивая консенсус, интеграцию

и стабильность, часто игнорируют конфликты, расхождения и нестабильность.
Этот метод консервативен, поскольку ориентирован на поддержание существующего социального устройства.

С помощью функционализма трудно получить представление о процессах изменений в обществе, особенно когда требуются его кардинальные преобразования.Функционалисты,

Слайд 56

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Слайд 57Уважаемы студенты! После просмотра презентации к лекции дайте краткие ответы

на задания. Ваши ответы должны демонстрировать знание лекционного материала. Общий

объём текста не более 2 стр. Структура и форматирование текста: Тема лекции; пишете задание, затем ответ на него; Word, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1.5, все поля 2 см. В названии файла указывайте № группы.


 
Задания к лекции «Философские концепции общественного развития»
Кто ввёл в научный оборот понятие социология»?
В чём суть социальной динамики О. Конта?
В чём проявляется социал-дарвинистский характер концепции развития общества Г. Спенсера?
В чём суть материалистического понимания истории Марксом?
Какие общественно-экономические формации в развитии общества выделял К. Маркс?
Какой класс, по Марксу, может построить общество на гуманистических ценностях?
В чём специфика понимающей социологии М. Вебера?
Перечислите типы социального действия по М. Веберу.
Какое понятие Вебер предложил в качестве средства понимания?
Каковы основные положения концепции структурно-функционального анализа общества?
В чём ограниченность концепции структурно-функционального анализа общества?

Уважаемы студенты! После просмотра презентации к лекции дайте краткие ответы на задания. Ваши ответы должны демонстрировать знание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика