Слайд 1Триполье
Архитектура неолитической Европы
Слайд 2Трипольская культура
Энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс.
до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся
на период между 5500 и 2750 гг. до н. э
Слайд 3 Это неотрывная часть культуры кукутень или кукутени, та часть, которая расположена
на территории прежней Российской империи, ныне Украины и Молдавии. Культура
же кукутени, названная по селу Кукутень в Румынии, где в 1884 г. археолог Теодор Бурада нашел ее следы, занимает огромную территорию от Южных Карпат до Среднего Днепра. Сюда входят земли Румынии, Молдавии, Украины и небольшие кусочки Польши и Венгрии.
Слайд 4Трипольская культура известна прежде всего по поселениям (их известно уже более
полутора тысяч). Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия
пологих склонах, возле водоемов. Их площадь — обычно несколько десятков гектаров, иногда и сотен. Наземные глинобитные жилища с круглыми окнами иногда разделёны внутренними перегородками, бывают и двухэтажные. Все трипольские посёлки как правило сожжены и жилища предстают как глинобитные площадки. Сначала археологи относили это за счет вражеских нападений, но со временем пришли к заключению, что посёлок использовался около полувека, до истощения окружающей его земли, а потом непременно сжигался, а жители переселялись на новое место.
Слайд 5Жилье трипольцев
Жилые постройки были прямоугольной формы.
Стены делали из дерева
или лозы, а потом обмазывали глиной.
Древние мазанки имели углубление
в полу — оно обжигалось
и предположительно использовалось для хранения зерна.
Отапливали эти дома глинобитные печки на деревянном каркасе.
Слайд 6 Женские культовые фигурки
Трипольские глиняные статуэтки
женского божества связаны
культом плодородия . Статуэтки
обобщенно передают фигуру
обнаженной женщины с
подчеркнутыми признаками пола.
При этом не имели существенного
значения голова и лицо, которые
обычно показаны на фигурах
схематично, и руки, которые, как
правило, обозначены совсем
небольшими выступами. Статуэтки,
возможно, дополненные еще
одеждами, были своеобразными
женскими божествами плодородия.
Очевидно, не без основания в глину, из
которой они сделаны, примешивали
зерна пшеницы и муку
Слайд 7Трипольская керамика Вся керамика была сделана из ярко-желтой или оранжевой хорошо отмученной
и обожженной глины. Белой, черной или красной краской наносился орнамент:
параллельные полосы, двойные спирали и др., имеющие разнообразное смысловое значение.
Слайд 8Трипольский алфавит
Ученые ведут споры на счет существования алфавита. Однако
большинство из них все же придерживаются мнения, что духовная культура
достигла у трипольцев высокого уровня и письменность всё же существовала. Об этом свидетельствует множество найденных наскальных надписей и других находок
Слайд 9Вывод
Трипольцы были одним из самых цивилизованных этносов неолитической эпохи:
основное занятие - горное земледелие.
Трипольцы впервые на территории Украины
начали изготавливать изделия из меди; на чрезвычайно высоком уровне развития находились гончарство. Трипольцы производили замечательную глиняную посуду белого, черного, красного и желтого цветов, с орнаментом и плоским дном. Орнамент глиняных изделий содержит богатую информацию о духовном мире трипольцев; строили двухэтажные дома. высокого уровня достигла духовная культура: существовала письменность - буквенно-звуковой алфавит, который является одним из древнейших в мире.
Слайд 10Библиография
http://генофонд.рф/?page_id=3366
https://www.sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/tripolskaa-civilizacia
https://archeonews.ru/istoriya-tripolskoj-kultury/
https://nowifi.ru/katastrofy/arheologiya/194-tripolskaya-kultura.html