Слайд 2Понятие переменной
Переменная - эта поименованная ячейка памяти, хранящая какое-либо одно значение(одно число,
один фрагмент текста).
Переменная имеет имя и значение.
Переменные служат для хранения исходных данных, используемых
в программе, а также результатов вычислений.
Примечание: свойства объектов по сути также являются переменными, т.к. тоже хранят определенные числовые или текстовые значения. ?
Слайд 3Имя переменной
Имя переменной - это строка символов, которая отличает ее от
других переменных и объектов программы (элементов управления).
Имена переменных должны быть уникальны.
Правила
написания имен переменных:
Имя переменной должно начинаться с буквы.
Остальными символами могут быть буквы (строчные или прописные), цифры исимвол подчеркивания. Пробел, точка, запятая и другие специальные знаки -недопустимы.
Длина имени не должна превышать 255 символов.
Слайд 4Имя переменной
Имя переменной не должно совпадать с ключевыми символами языка Visual Basic
(например: If, Then, For, To, Next, Print и другими).
Правильные имена: a,
a1, a_1, СуммаИтогоПоГрафе, if2
Неправильные имена: 1, 1a, a 1, Сумма: итого по графе, if.
Слайд 5 Значение переменной
Имя переменной - это строка символов, которая отличает ее от
других переменных и объектов программы (элементов управления).
Тип данных (тип переменной) обуславливает
то, как хранятся и обрабатываютсяданные.
Например:
2 + 3 = 5 - числа,
“2" + "3" = "23" - текст
Слайд 6Типы переменных
Переменная типа Variant может принимать любой тип в зависимости от хранящегося
в ней значения, однако, занимает больше памяти.
Если переменная не была объявлена,
то она имеет тип Variant.
Слайд 7 Присвоение значения переменной
Оператор - это слово или знак, выполняющий одно предписание
(одну операцию).
Для присвоения значения служит оператор присваивания, которым является знак равно
(=).
Слева от знака "равно" указывается имя переменной, в которую будет помещено значение, а справа - значение переменной (числовое или текстовое), либо математическое или строковое выражение или другая переменная, из которой берется значение.
Куда (переменная) = что или откуда
Например:
2 + 3 = 5 - числа,
“2" + "3" = "23" - текст
Слайд 8 Присвоение значения переменной
знаки арифметических операций:
Арифметические операции выполняются в такой последовательности:
1.
возведение в степень
2. умножение и деление
3. сложение и вычитание.
Если
в выражении несколько операций, то они выполняются слева на право.
Слайд 9 Для изменения порядка операций используются только круглые скобки ( ).
Математическое выражение
сначала обрабатывается и вычисляется результат, который затем присваивается переменной (помещается
в переменную).
Пи написании чисел в коде программы целая и дробная часть числа отделяются точкой.
Например:
1. Переменной присваивается конкретное значение:
a = 5
b = "Мир"
2. Переменной присваивается результат выражения:
a = 2 * 3 + 10/2
b = "Миру" + "" + "Мир!"
3. Переменной присваивается значение выражения, в котором используются другие переменные:
a = (i + 5) * 2.5
b = c + d + "май"
c = b
Примечание: С помощью оператора присваивания можно увеличить (уменьшить) значение переменной, например:
x = x + 1
Слайд 10Изменение значений свойств объектов
Объект.Свойство = Значение
Например:
Command1.Caption = «Кнопка1"
Эта строка изменяет надпись
на кнопке с именем Command1 на Кнопка1.
Command1.Caption = Form1.Caption
Слайд 11 Объявление типа переменной
Visual Basic может сам определить тип переменной по ее значению (Variant)
Однако, объявление переменных является
правилом хорошего тона программирования а так же позволяет избежать некоторых
ошибок
Переменную объявляют в начале окна кода или в начале процедуры с помощью оператора Dim такой записью:
Dim Имя_переменной As Тип_переменной
Например:
Dim a As Byte
Dim b As String
Dim a As Byte, b As String
Слайд 12 Пример преобразования типов данных
Dim a As double
Dim b As String
a=24
b=”Текст”
z1 = 2323
z2 =
“Текст2” 'по умоляанию VB использует тип Variant, т.к. не был
указан тип этих переменных
Msgbox(“переменная a = ” + a) ‘При запуске программы будет ошибка ”type mismatch”
Msgbox(“переменная a = ” + Str(a)) ‘верно
Msgbox(“переменная b = ” + b) ‘верно, т.к. переменная b имеет тип String
Msgbox(b + z1) ‘При запуске программы будет ошибка ”type mismatch”
Msgbox(b + z2) 'Ошибки не будет, т.к. z2 является типом Variant и содержит строковое значение
Слайд 13 Оператор условия
Для реализации алгоритма с ветвлением необходим оператор условия.
Его конструкция
может иметь одну или несколько строк.
Одна строка:
1) If условие Then группа операторов 1
2) If условие Then группа операторов
1 Else гр. операторов 2
Слайд 14 Оператор условия в несколько строк
Слайд 15 Оператор условия
в несколько строк с ElseIf
Слайд 16
В качестве условия может быть использовано любое логическое выражение со
знаком
>(больше), < (меньше), = (равно),
> = (больше либо
равно),
< = (меньше либо равно).
Например:
If x>0 Then
MsgBox "Число положительное"
Else
MsgBox "Число отрицательное"
End If
Примеры условий:
x > y
a > = 5 + b
8 + 13 * y < 15 + x
Слайд 17 Логические операции
Логические операции применяются к величинам логического типа (тип
Boolean), результат операции - тоже логического типа.
Например:
Dim a,b as
boolean
A = true
B = false
If A and B then msgbox(“A and B true”)
If A orB then msgbox(“A orB true”)
Слайд 18Выполните логические операции.
В методичке имеются задания для 26 вариантов
Пример: результат
выражения ( false and true ) or ture будет true
Практическое
задание №1
Слайд 19Практическое задание №2
Текст задания см. методичку
Слайд 20Практическое задание №3
Текст задания см. методичку
Слайд 21Понятие оператора цикла
Общий вид оператора:
For Счетчик = Начальное значение To конечное значение [Step Шаг]
Операторы
тела цикла (выполняются несколько раз)
…
Next Счетчик
Счетчик - это переменная, которая содержит текущее
значение цикла. При каждом обороте цикла Счетчик увеличивается на Шаг.
Начальное значение, Конечное значение, Шаг - это могут быть числа, выражения, переменные или свойства объектов, содержащие соответствующие числовые значения.
Счетчик начинает отсчет от Начального значения, но не может превысить Конечного значения.
Шаг можно опустить, тогда он будет равен 1.
Слайд 22
Пример1:
For i=1 To 10
Msgbox(i)
Next i
Пример 2:
For i=1 To 10 Step 2
Msgbox(i)
Next i
Пример3:
For i=1 To 5
For j=1 To 5
If i=j then Cells(i,j)=1 else Cells(i,j)=0
Next j
Next i
Такой цикл повторится 5 раз. Переменная i будет принимать значения от 1 до 10 с шагом 2, то есть 1, 3, 5, 7, 9. Эти числа будут выведены пользователю в диалоговых окнах.
По умолчанию шаг равен 1.
Такая конструкция в вложенным циклом предназначена для заполнения ячеек Excel в виде матрицы 5 на 5 у которой на главной диагонали стоят 1 (единицы).
Слайд 23Массивы
VarName - любое имя массива, использующее допустимый идентификатор имени;
Subscripts -
измерение массива.
синтаксис оператора Subscripts:
[lower To] upper [,[lower To] upper].
lower - определяет нижний диапазон допустимых
индексов для массива (необязательный аргумент);
upper - определяет верхний предел для индексов массива (обязательный аргумент).
Объявление массива:
Dim VarName([Subscripts]) As Тип_Переменных_Массива
Примеры правильного объявления массивов: