Слайд 1Лекция по теме
«Развитие психики и сознания»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Курский государственный университет»
Выполнили: студентки кафедры
«Социальная работа»
группы СРБ-1
Рудакова
Екатерина Николаевна,
Хомутова Виктория Сергеевна
Преподаватель: Агронина Наталья Иосифовна
Курск-2020
Слайд 2План лекции
1. Общее представление о психике;
2. Психика животных;
3. Структура
в сознании человека. Условия возникновения сознания.
Слайд 3Общие представления о сознании
Психика – свойство высокоорганизованной материи активно
отражать окружающую действительность и на основе индивидуального образа объективного мира
регулировать свое поведение и деятельность (свойство мозга отражать окружающий мир, субъективная картина объективного мира»
Возникла и сформировалась, как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром и адаптироваться к окружающей среде
Слайд 4Общие представления о сознании
Психическое отражение характеризуется следующим свойствами:
Активное живое
отражение;
Субъективное отражение (строение мозга у каждого – своеобразное). Отражение зависит
от возраста, пола, профессии, кругозора, состояния здоровья и т.д.;
Психика носит рефлекторный характер
Слайд 5Общие представления о сознании
Основные функции:
Отражение;
Регуляция;
Приспособление;
Слайд 6Общие представления о сознании
В процессе эволюции его развитие шло
по следующим направлениям:
Увеличение коры головного мозга;
Увеличение лобной доли. Происходила дифференциация
мозговой ткани, усложнение строения нервной системы, нервной клетки.
Нервная система человека включает центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (сеть проводящих нервных путей).
Основной элемент НС – нервная клетка
Слайд 7Общие представления о сознании
Психику можно рассматривать как свойство мозга.
Мозг – орган психики.
А.Р.Лурия
Слайд 8Общие представления о сознании
В полушариях мозга протекают следующие процессы:
Слайд 9Психика животных
Одним из общих свойств органической и не органической материи
является свойство отражения – способность отвечать за воздействия.
Живой природе
присуща биологическая форма отражения, в частности раздражимость
Раздражимость – свойство организмов реагировать на воздействия, входящие в процесс обмена веществ (растения реагируют на свет, воду и т.д.)
Слайд 10Психика животных
У животных появляется особая форма отражения – чувствительность.
Они
реагируют не только на жизненно важные раздражители, но и на
нейтральные, если они сигнализируют о наличии этих воздействий.
Чувствительность – способность живых организмов отвечать на биологически значимые раздражители.
Элементарная чувствительность наблюдается уже у простейших живых организмов
Слайд 11Психика животных
С появлением чувствительности ввозникает психика.
Обладая чувствительностью, организм начинает
лучше ориентироваться в окружающей среде, реагировать на изменения, вырабатываются индивидуальные
формы поведения.
Слайд 12Психика животных
Развитие зависит от двух факторов:
Степень развития нервной системы;
Содержание среды,
в которой обитает организм
Слайд 13Психика животных
Все формы поведения животных делятся на: враждённые и приобретённые.
Инстинкт
– это врождённый наследственно-закрепленный акт поведения, который направлен на удовлетворение
биологических потребностей.
Слайд 14Психика животных
Основными инстинктами являются:
Пищевой;
Сексуальный;
Инстинкт самосохранения;
Материнский.
Слайд 15Психика животных
Инстинктивное поведение обеспечивает возможность выживания с первых моментов жизни
до приобретения собственного опыта, но в условиях изменяющейся окружающей среды,
такое поведение становится неадекватным. Поэтому особое значение для жизни живых существ приобретают формы поведения, возникающие при жизни (паук, опыт Ликурга со щенками в доказательство спартанской системы воспитания, оса-сфекс, муравьи, пчелы, К.Лоренц и гусята с сорокопутами)
К.Лоренц
Ликург
Слайд 16 Психика животных
Навыки-это способы поведения , возникающие в результате научения,
закрепленные путем повторения и упражнений.
Они осуществляются автоматически , без сознательной регуляции и контроля. Чем сложнее условия жизни и нервная система , тем быстрее образуются навыки, и тем более сложными они являются. Она формируется при жизни, дает возможность лучше приспосабливаться к окружающей среде. С изменением условий животное не погибает. Навыки не передаются животными( у человека через речь, орудия и продукты труда). Щуки и караси, крыса и рычаг, дрессировка.
животных
Животным присуща еще одна форма поведения- интеллектуальная( или практическое
мышление). Интеллектуальное поведение животных заключается в том, что животное способно решить новую задачу с помощью ранее усвоенного способа. Интеллектуальное поведение животных направленно главным образом на решение задач, связанных с биологическими потребностями. Оно всегда носит конкретный характер, предусматривает способность решать задачи и имеет место у животных, обладающих относительно хорошо развитой корой головного мозга( дельфины, обезьяны). Шимпанзе и бананы, Рафаэль и плот, крыса в лабиринте.
Слайд 19Структура в сознании человека. Условия возникновения сознания
Сознание- это способность
человека познавать окружающий мир, активно в нем действовать, выражать свое
отношение к тому, что он познает и делает, на основе наблюдений делать заключения и выводы.
Высший уровень сознания- это самосознание.
Самосознание- это особая форма сознания, которая позволяет отделить себя от своего окружения, думать о себе, о своих качествах, способностях, переживать по поводу себя.
Слайд 20Структура в сознании человека. Условия возникновения сознания
Условия возникновения сознания:
1.Религиозная
(сознание и душа являются божественным даром человеку)
2.Естественно-научная (сознание возникло как
результат длительной эволюции психики. Условиями возникновения сознания являются: язык, труд, общественная жизнь людей).
Слайд 21Структура в сознании человека. Условия возникновения сознания
В структуре сознания
отечественные психологи (Леонтьев), выделяют три составляющие:
1.Чувственная ткань сознания (это переживание
чувства реальности);
2. Значение (это общее содержание слов, схем, чертежей, которое понятно всем людям, говорящим на одном языке и принадлежащие к одной культуре);
3.Личностный смысл(это субъективная значимость предметов, событий, явлений для каждого конкретного человека и отношение этих явлений к его интересам и потребностям).
А.Н. Леонтьев
Слайд 22Структура в сознании человека. Условия возникновения сознания
В структуре сознания
выделяют так же сознание и бессознательное(Зигмунд Фрейд). Бессознательными мы называем
переживания, отношения и действия, которые нами не осознаются или осознаются неправильно, однако, эти отношения и действия влияют на наше поведение и деятельность. Существуют так же явления, которые называются предсознательными, они реально не сознаются, но могут быть осознаны в любой момент. Между сознанием и бессознательным нет непреодолимого конфликта, поэтому многие ученые считают, что бессознательное следует рассматривать как часть сознания.
Зигмунд Фрейд