Разделы презентаций


Лекция по теме Возникновение и становление психологии как науки

Содержание

План лекцииОпределение психологии как науки и ее предмет.Системы явлений, изучаемых современной психологией.Основные психологические школы и направления.Связь психологии с другими науками и ее разделы.Методы психологических исследований.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция по теме «Возникновение и становление психологии как науки»
Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования
"Курский государственный университет"

Выполнили: студентки кафедры «Социальная работа»
группы

СРБ-1
Лунина Анна Алексеевна, Свеженцева Елизавета Николаевна
Преподаватель: Агронина Наталья Иосифовна

Курск - 2020

Лекция по теме «Возникновение и становление психологии как науки»Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Слайд 2План лекции
Определение психологии как науки и ее предмет.
Системы явлений, изучаемых

современной психологией.
Основные психологические школы и направления.
Связь психологии с другими науками

и ее разделы.
Методы психологических исследований.
План лекцииОпределение психологии как науки и ее предмет.Системы явлений, изучаемых современной психологией.Основные психологические школы и направления.Связь психологии

Слайд 3Определение психологии как науки и ее предмет
Психология (перев.с греч.) –

учение о душе.
Первые сведения об изучении внутреннего мира человека можно

найти в трудах древнегреческих философов.
Предмет исследования в это время – душа.
Наличием души объясняли все непонятные явления в жизни человека.
Основной вопрос, который решали философы, – что первично – душа или тело? (материализм и идеализм)
Определение психологии как науки и ее предмет Психология (перев.с греч.) – учение о душе.Первые сведения об изучении

Слайд 4Этапы развития психологии
Научные психологические взгляды впервые

были представлены Аристотелем в трактате «О душе». В нем показана

взаимосвязь души и тела, высказаны идеи о природе и механизмах, психических процессах и состояний.
Этапы развития психологии    Научные психологические взгляды впервые были представлены Аристотелем в трактате «О душе».

Слайд 5Проявления человеческой души изучали Платон, Гераклит и другие.

Проявления человеческой души изучали Платон, Гераклит и другие.

Слайд 6Этапы развития психологии
Следующий этап начинается с XVII

века. Развитие психологических знаний связаны с развитием естественных наук и

механики (Рене Декарт). Предметом психологических исследований становится сознание, под ним понималась способность души думать и чувствовать.
Этапы развития психологии   Следующий этап начинается с XVII века. Развитие психологических знаний связаны с развитием

Слайд 7Этапы развития психологии
Конец XIX – начало

XX вв., предметом изучения является поведение, зарождается психологическое направление –

бихевиоризм. Представитель – Торндайк Э. и Уотсон Дж. Они считали, что сознание исследовать невозможно, а причины, их побуждающие, не учитывались. Основным методом исследования становится эксперимент.

Эдвард Ли Торндайк

Уотсон Джон

Этапы развития психологии    Конец XIX – начало XX вв., предметом изучения является поведение, зарождается

Слайд 8Этапы развития психологии
В 1879 г. В.Вундт открывает

в Лейпциге первую экспериментальную лабораторию. В 1885 г. подобную открывают

в России – В.М. Бехтерев.

В.Вундт

В.М. Бехтерев

Лаборатория в России

Этапы развития психологии   В 1879 г. В.Вундт открывает в Лейпциге первую экспериментальную лабораторию. В 1885

Слайд 9Этапы развития психологии
Начало XX в. – наст.

время предметом психологии являются факты, закономерности и механизмы психической жизни.

Этапы развития психологии   Начало XX в. – наст. время предметом психологии являются факты, закономерности и

Слайд 10Особенности психологического факта
Объективная наблюдаемость.
Психологический факт проявляется в разнообразных формах и

видах.
Может проявляться по-разному у одних и тех же людей.
Психологический факт

находит свое внешнее проявление в словах, интонациях, жестах и мимике.
Особенности психологического фактаОбъективная наблюдаемость.Психологический факт проявляется в разнообразных формах и видах.Может проявляться по-разному у одних и тех

Слайд 11Современная психология изучает
познавательные (когнитивные) процессы – ощущения, восприятие, внимание, память,

воображение, мышление и речь;
эмоционально-волевые процессы (эмоции, чувства, воля);
психические свойства и

состояния личности: потребности, мотивы, интересы, способности, сознание и бессознание;
Современная психология изучаетпознавательные (когнитивные) процессы – ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь;эмоционально-волевые процессы (эмоции, чувства,

Слайд 12Современная психология изучает
4) личность;
5) общение и деятельность;
6) индивидуально-психологические особенности человека:

темперамент, характер, загадки и склонности.

Современная психология изучает4) личность;5) общение и деятельность;6) индивидуально-психологические особенности человека: темперамент, характер, загадки и склонности.

Слайд 13Основные психологические школы и направления
В психологии можно выделить большое количество

школ и направлений.
Основными из них являются:
бихевиоризм
классический
Представляет собой следующую схему:

S R

стимул

реакция

необихевиоризм

S R P

стимул

реакция

подкрепление

Основные психологические школы и направленияВ психологии можно выделить большое количество школ и направлений.Основными из них являются:бихевиоризмклассическийПредставляет собой

Слайд 14Основные психологические школы и направления
Психоанализ

Зигмунд Фрейд
Неофрейдизм
Карл Густав Юнг
Эрик

Фромм
Анна Фрейд
Карен Хорни
Эрик Эриксон

Основные психологические школы и направленияПсихоанализ Зигмунд Фрейд НеофрейдизмКарл Густав ЮнгЭрик ФроммАнна ФрейдКарен ХорниЭрик Эриксон

Слайд 15Основные психологические школы и направления
Они развивали учения Фрейда,

но движущей силой развития личности называли не инстинкты, а другие

факторы.
Фрейд рассматривал личность как состоящую из трёх позиций:
1) оно (ид - это сфера инстинктов)
2) я (эго - это сфера сознания)
3) сверх-я (супер-эго – это нормы, правила, которые существуют в обществе)
Неофрейдисты разработали механизмы психологической защиты
Основные психологические школы и направления  Они развивали учения Фрейда, но движущей силой развития личности называли не

Слайд 16Основные психологические школы и направления
Гуманистическая психология возникла в 60-х годах

20 века в русле американской психологии.
Представители:
Абрахам Маслоу
Карл Рэнсом Роджерс

Основные психологические школы и направленияГуманистическая психология возникла в 60-х годах 20 века в русле американской психологии. Представители:Абрахам

Слайд 17Основные психологические школы и направления
Карл Рэнсом Роджерс

и Абрахам Маслоу провозглашали новый взгляд на развитие человека. Он

основан на том, что каждая личность уникальна и неповторима.
Основные психологические школы и направления   Карл Рэнсом Роджерс и Абрахам Маслоу провозглашали новый взгляд на

Слайд 18Основные психологические школы и направления
В отечественной психологии выделяют

следующие направления:
Культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский)
Теория единства сознания и деятельности (С.

Л. Рубенштейн)
Психология индивидуальных различий (Б. М. Теплов, В.Д. Небылицын, Я. С. Медлин)
Психология отношений ( В. Н. Мясищев)
Человекознание ( Б. Г. Ананьев)
Основные психологические школы и направления  В отечественной психологии выделяют следующие направления:Культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский)Теория единства сознания

Слайд 19Связь психологии с другими науками и её разделами
Бонифатий Михайлович Кедров

Ψ(пси)
Психология
Философия
Социальные науки
Естественные науки
«Треугольник наук» Б.М.Кедрова

Связь психологии с другими науками и её разделамиБонифатий Михайлович Кедров Ψ(пси)ПсихологияФилософияСоциальные наукиЕстественные науки«Треугольник наук» Б.М.Кедрова

Слайд 20Связь психологии с другими науками и её разделами
Ψ(пси)
Психология

Социальные науки
Философия
Естественные науки
Технические

науки
Авторы прямоугольника: В.А. Сластенин , В.П. Каширин

Связь психологии с другими науками и её разделамиΨ(пси)ПсихологияСоциальные наукиФилософияЕстественные наукиТехнические наукиАвторы прямоугольника: В.А. Сластенин , В.П. Каширин

Слайд 21Разделы психологии
Принцип конкретной деятельности:
психология труда;
педагогическая психология;
медицинская психология
психология спорта;
психология творчества

Принцип развития:
возрастная

психология;
специальная психология: (олигофренопсихология – психология умственно-отсталых; сурдопсихология – психология глухих;

тифлопсихология – психология слепых)

Принцип отношения к обществу:
социальная психология

Разделы психологииПринцип конкретной деятельности:психология труда;педагогическая психология;медицинская психологияпсихология спорта;психология творчестваПринцип развития:возрастная психология;специальная психология: (олигофренопсихология – психология умственно-отсталых; сурдопсихология

Слайд 22Что изучает психология?
Общие закономерности развития психики, анализ

познавательной сферы и основные закономерности развития личности изучает психология.

Что изучает психология?   Общие закономерности развития психики, анализ познавательной сферы и основные закономерности развития личности

Слайд 23Методы психологических исследований
Метод – пусть или способ

познания какой-либо реальности, совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь

при изучении какого-либо объекта или явления.
Методы бывают:
Основные методы
Вспомогательные методы
Методы психологических исследований   Метод – пусть или способ познания какой-либо реальности, совокупность приемов или операций,

Слайд 24Методы психологических исследований
К основным методам относится наблюдение

– преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с

целью его последующего анализа и объяснения.
Методы психологических исследований   К основным методам относится наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего

Слайд 25Виды наблюдения
внешнее;
интроспекция или самонаблюдение;
свободное наблюдение;
стандартизированное наблюдение;
включенное наблюдение;
стороннее наблюдение

Виды наблюдениявнешнее;интроспекция или самонаблюдение;свободное наблюдение;стандартизированное наблюдение;включенное наблюдение;стороннее наблюдение

Слайд 26Наблюдение должно быть
избирательным;
плановым и систематическим;
полным

Наблюдение должно бытьизбирательным;плановым и систематическим;полным

Слайд 27Методы психологических исследований
Эксперимент – основная задача как метода состоит в

том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего восприятия, существенные особенности

внутреннего психического процесса.
Методы психологических исследованийЭксперимент – основная задача как метода состоит в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего

Слайд 28Основные особенности эксперимента
исследователь сам вызывает изучаемое им явление;
может изменять условия

и проявление изучаемого процесса;
возможно попеременное исключение отдельных условий с целью

установления закономерных связей, определяющих изучаемый процесс;
допускает математическую обработку персональных данных.
Основные особенности экспериментаисследователь сам вызывает изучаемое им явление;может изменять условия и проявление изучаемого процесса;возможно попеременное исключение отдельных

Слайд 29Виды эксперимента:
лабораторный (протекает в специально созданных условиях с применением специальной

аппаратуры);
естественный (основное отличие в том, что экспериментальность исследования сочетается с

естественной средой обитания);
-констатирующий;
-формирующий;
-контролирующий.

Виды эксперимента:лабораторный (протекает в специально созданных условиях с применением специальной аппаратуры);естественный (основное отличие в том, что экспериментальность

Слайд 30Вспомогательные методы
Опрос – источником информации являются письменные или устные суждения

индивида.
К видам опроса относятся:
анкетирование;
беседа (интервьюирование);
устные и письменные;
свободные и стандартизированные.

Вспомогательные методыОпрос – источником информации являются письменные или устные суждения индивида.К видам опроса относятся:анкетирование;беседа (интервьюирование);устные и письменные;свободные

Слайд 31Вспомогательные методы
Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и

задания (тесты), имеющие определенную шкалу значений, позволяет количественно и/или качественно

охарактеризовать то или иное психическое свойство или состояние, отличается четкой процедурой сбора или обработки данных, с последующей интерпретацией.
Вспомогательные методыТестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задания (тесты), имеющие определенную шкалу значений, позволяет

Слайд 32Виды тестов:
тесты-опросники;
тесты-задания;
проектированные тесты;
тесты достижений, проф. пригодности, способностей.

Виды тестов:тесты-опросники;тесты-задания;проектированные тесты;тесты достижений, проф. пригодности, способностей.

Слайд 33Вспомогательные методы
Анализ продуктов деятельности- этот метод основывается на предпосылке о

связях внутренних психических процессов и внешних форм поведения деятельности (рисунки,

подделки, тетрадь и т.д.)
Методы математической и статистической обработки данных

Вспомогательные методыАнализ продуктов деятельности- этот метод основывается на предпосылке о связях внутренних психических процессов и внешних форм

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика