Слайд 1Лекция по теме
«Возникновение и становление психологии как науки»
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
"Курский государственный университет"
Выполнили: студентки кафедры «Социальная работа»
группы
СРБ-1
Лунина Анна Алексеевна, Свеженцева Елизавета Николаевна
Преподаватель: Агронина Наталья Иосифовна
Курск - 2020
Слайд 2План лекции
Определение психологии как науки и ее предмет.
Системы явлений, изучаемых
современной психологией.
Основные психологические школы и направления.
Связь психологии с другими науками
и ее разделы.
Методы психологических исследований.
Слайд 3Определение психологии как науки и ее предмет
Психология (перев.с греч.) –
учение о душе.
Первые сведения об изучении внутреннего мира человека можно
найти в трудах древнегреческих философов.
Предмет исследования в это время – душа.
Наличием души объясняли все непонятные явления в жизни человека.
Основной вопрос, который решали философы, – что первично – душа или тело? (материализм и идеализм)
Слайд 4Этапы развития психологии
Научные психологические взгляды впервые
были представлены Аристотелем в трактате «О душе». В нем показана
взаимосвязь души и тела, высказаны идеи о природе и механизмах, психических процессах и состояний.
Слайд 5Проявления человеческой души изучали Платон, Гераклит и другие.
Слайд 6Этапы развития психологии
Следующий этап начинается с XVII
века. Развитие психологических знаний связаны с развитием естественных наук и
механики (Рене Декарт). Предметом психологических исследований становится сознание, под ним понималась способность души думать и чувствовать.
Слайд 7Этапы развития психологии
Конец XIX – начало
XX вв., предметом изучения является поведение, зарождается психологическое направление –
бихевиоризм. Представитель – Торндайк Э. и Уотсон Дж. Они считали, что сознание исследовать невозможно, а причины, их побуждающие, не учитывались. Основным методом исследования становится эксперимент.
Эдвард Ли Торндайк
Уотсон Джон
Слайд 8Этапы развития психологии
В 1879 г. В.Вундт открывает
в Лейпциге первую экспериментальную лабораторию. В 1885 г. подобную открывают
в России – В.М. Бехтерев.
В.Вундт
В.М. Бехтерев
Лаборатория в России
Слайд 9Этапы развития психологии
Начало XX в. – наст.
время предметом психологии являются факты, закономерности и механизмы психической жизни.
Слайд 10Особенности психологического факта
Объективная наблюдаемость.
Психологический факт проявляется в разнообразных формах и
видах.
Может проявляться по-разному у одних и тех же людей.
Психологический факт
находит свое внешнее проявление в словах, интонациях, жестах и мимике.
Слайд 11Современная психология изучает
познавательные (когнитивные) процессы – ощущения, восприятие, внимание, память,
воображение, мышление и речь;
эмоционально-волевые процессы (эмоции, чувства, воля);
психические свойства и
состояния личности: потребности, мотивы, интересы, способности, сознание и бессознание;
Слайд 12Современная психология изучает
4) личность;
5) общение и деятельность;
6) индивидуально-психологические особенности человека:
темперамент, характер, загадки и склонности.
Слайд 13Основные психологические школы и направления
В психологии можно выделить большое количество
школ и направлений.
Основными из них являются:
бихевиоризм
классический
Представляет собой следующую схему:
S R
стимул
реакция
необихевиоризм
S R P
стимул
реакция
подкрепление
Слайд 14Основные психологические школы и направления
Психоанализ
Зигмунд Фрейд
Неофрейдизм
Карл Густав Юнг
Эрик
Фромм
Анна Фрейд
Карен Хорни
Эрик Эриксон
Слайд 15Основные психологические школы и направления
Они развивали учения Фрейда,
но движущей силой развития личности называли не инстинкты, а другие
факторы.
Фрейд рассматривал личность как состоящую из трёх позиций:
1) оно (ид - это сфера инстинктов)
2) я (эго - это сфера сознания)
3) сверх-я (супер-эго – это нормы, правила, которые существуют в обществе)
Неофрейдисты разработали механизмы психологической защиты
Слайд 16Основные психологические школы и направления
Гуманистическая психология возникла в 60-х годах
20 века в русле американской психологии.
Представители:
Абрахам Маслоу
Карл Рэнсом Роджерс
Слайд 17Основные психологические школы и направления
Карл Рэнсом Роджерс
и Абрахам Маслоу провозглашали новый взгляд на развитие человека. Он
основан на том, что каждая личность уникальна и неповторима.
Слайд 18Основные психологические школы и направления
В отечественной психологии выделяют
следующие направления:
Культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский)
Теория единства сознания и деятельности (С.
Л. Рубенштейн)
Психология индивидуальных различий (Б. М. Теплов, В.Д. Небылицын, Я. С. Медлин)
Психология отношений ( В. Н. Мясищев)
Человекознание ( Б. Г. Ананьев)
Слайд 19Связь психологии с другими науками и её разделами
Бонифатий Михайлович Кедров
Ψ(пси)
Психология
Философия
Социальные науки
Естественные науки
«Треугольник наук» Б.М.Кедрова
Слайд 20Связь психологии с другими науками и её разделами
Ψ(пси)
Психология
Социальные науки
Философия
Естественные науки
Технические
науки
Авторы прямоугольника: В.А. Сластенин , В.П. Каширин
Слайд 21Разделы психологии
Принцип конкретной деятельности:
психология труда;
педагогическая психология;
медицинская психология
психология спорта;
психология творчества
Принцип развития:
возрастная
психология;
специальная психология: (олигофренопсихология – психология умственно-отсталых; сурдопсихология – психология глухих;
тифлопсихология – психология слепых)
Принцип отношения к обществу:
социальная психология
Слайд 22Что изучает психология?
Общие закономерности развития психики, анализ
познавательной сферы и основные закономерности развития личности изучает психология.
Слайд 23Методы психологических исследований
Метод – пусть или способ
познания какой-либо реальности, совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь
при изучении какого-либо объекта или явления.
Методы бывают:
Основные методы
Вспомогательные методы
Слайд 24Методы психологических исследований
К основным методам относится наблюдение
– преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с
целью его последующего анализа и объяснения.
Слайд 25Виды наблюдения
внешнее;
интроспекция или самонаблюдение;
свободное наблюдение;
стандартизированное наблюдение;
включенное наблюдение;
стороннее наблюдение
Слайд 26Наблюдение должно быть
избирательным;
плановым и систематическим;
полным
Слайд 27Методы психологических исследований
Эксперимент – основная задача как метода состоит в
том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего восприятия, существенные особенности
внутреннего психического процесса.
Слайд 28Основные особенности эксперимента
исследователь сам вызывает изучаемое им явление;
может изменять условия
и проявление изучаемого процесса;
возможно попеременное исключение отдельных условий с целью
установления закономерных связей, определяющих изучаемый процесс;
допускает математическую обработку персональных данных.
Слайд 29Виды эксперимента:
лабораторный (протекает в специально созданных условиях с применением специальной
аппаратуры);
естественный (основное отличие в том, что экспериментальность исследования сочетается с
естественной средой обитания);
-констатирующий;
-формирующий;
-контролирующий.
Слайд 30Вспомогательные методы
Опрос – источником информации являются письменные или устные суждения
индивида.
К видам опроса относятся:
анкетирование;
беседа (интервьюирование);
устные и письменные;
свободные и стандартизированные.
Слайд 31Вспомогательные методы
Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и
задания (тесты), имеющие определенную шкалу значений, позволяет количественно и/или качественно
охарактеризовать то или иное психическое свойство или состояние, отличается четкой процедурой сбора или обработки данных, с последующей интерпретацией.
Слайд 32Виды тестов:
тесты-опросники;
тесты-задания;
проектированные тесты;
тесты достижений, проф. пригодности, способностей.
Слайд 33Вспомогательные методы
Анализ продуктов деятельности- этот метод основывается на предпосылке о
связях внутренних психических процессов и внешних форм поведения деятельности (рисунки,
подделки, тетрадь и т.д.)
Методы математической и статистической обработки данных