Слайд 1Лекция№9. Глобальные проблемы современности и пути их решения
Слайд 2СУЩНОСТЬ
Глобальные проблемы - совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во
второй половине XX века и от решения которых зависит дальнейшее
существование цивилизации.
Причины возникновения глобальных проблем:
- Целостность современного мира, всемирная общность людей, которая проявляется в тесных связях стран в различных сферах общества.
- Возросшая экономическая мощь человечества, развитие технологий, что, к сожалению, имеет и отрицательную сторону: нерациональное использование открытий человеческого разума, негативное влияние на природу.
- Неравномерность развития стран, которая приводит к конфликтам между ними (между развитыми и развивающимися странами)
Слайд 3Признаки глобальных проблем
Масштаб проявления. Они выходят за рамки отельного государства
и даже региона планеты.
Острота проявления, необходимость решать их как можно
скорее.
Комплексный характер, то есть все проблемы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг на друга, одна проблема тянет за собой ряд других.
Возможность решения проблем только совместными усилиями всех стран и народов.
Влияние на ход развития человеческой цивилизации.
Слайд 4ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Суть проблемы: загрязнение окружающей среды, сокращение ресурсов земли, опустынивание,
уничтожение редких видов, недостаток питьевой воды, увеличение потребления природных ресурсов,
загрязнение Мирового океана,глоб.потепление.
Масштабы экологической проблемы
-ежегодно истощается около 20 млрд гектаров почвы;
-происходит расширение площадей пустынь (Сахара за год захватывает 50 км земли)
-ежегодная вырубка лесов губит 11 млн га;
-в воды Мирового океана за год попадает 30 млрд тонн продуктов переработки нефти, 50 000 тонн пестицидов и 5000 тонн ртути;
- только на территории РФ выхлопы автотранспорта составляют 30 % из общего количества загрязняющих атмосферу веществ.
Слайд 5ПУТИ РЕШЕНИЯ
- Оптимизация использования природных ресурсов в производстве (энергосберегающих технологий);
-
Сознание безотходных производств, переработка вторсырья, обязательное наличие очистных сооружений.
Законодательное
определение норм природопользования.
Применение централизованных мер защиты окружающей среды, например, единые международные нормы и правила защиты Мирового океана, охраны атмосферы, климата, лесов и т. д.
Слайд 6ПРОБЛЕМЫ СОХРАНИЯ МИРА НА ПЛАНЕТЕ
1) Угроза третьей мировой войны -
растущее количество накопленных запасов оружия массового уничтожения и расширение числа
ядерных держав;
«Ядерный клуб» – условное обозначение стран, владеющих ядерным оружием. По официальным данным таких стран 9.
Пути выхода:
- Создание международной организации ( ООН), цель которой — сотрудничество стран в деле предотвращения конфликтов между странами.
- Оказание конфликтующим странам помощи в мирном урегулировании проблем.
-Подписание международных договоров о сокращении вооружения, прекращении ядерных испытаний.
-Установление жёсткого международного контроля за ядерным и химическим оружием.
- Широкое привлечение к решению проблемы общественных организаций.
Слайд 7ПРОБЛЕМЫ СОХРАНИЯ МИРА НА ПЛАНЕТЕ
2) Угроза локальных войн, которые могут
перерасти в мировые (индо-пакистанский конфликт, арабо-израильский конфликт)
3)Международный терроризм -
один из вариантов тактики борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.
Виды терроризма:
Националистический (национальный, этнический, сепаратистский), цель которого — решить национальные вопросы.
Религиозный — характеризуется попытками вооружённых группировок вести борьбу за распространение своей религии.
Криминальный – формируется на основе какого- либо бизнеса, чаще всего это наркобизнес, контрабанда, незаконная продажа оружия.
Политический терроризм имеет целью заставить страну или мировое сообщество выполнить их политические требования.
Слайд 8ТЕРРОР
Терроризм имеет ряд специфических признаков:
- Проблема терроризма связана со всеми
основными сферами жизнедеятельности людей.
- Большое влияние на проблему оказывают криминальные
структуры, что делает её ещё более острой.
Важной чертой терроризма является его непредсказуемость, что значительно осложняет борьбу с ним. Часто в проведении террористических акций привлекаются люди с неуравновешенной психикой.
-Проблема терроризма всегда связана со страшными последствиями- гибелью людей(ведь именно террористические акции приводят к страху, к панике людей, чего и добиваются террористы).
Слайд 9ПУТИ РЕШЕНИЯ
- Повышение контроля за деятельностью зарубежных организаций, с целью
максимального снижения возможности экспорта терроризма в страны.
- Активизирование предупредительной деятельности,
устранение предпосылок возникновения террористических организаций, нейтрализация существующих.
- Осуществление мер, способных снизить напряжённость в странах: проведение активной молодёжной политики, сокращение безработицы, решение социально-экономических проблем.
Стабилизация политической обстановки, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни
-Создание благоприятных условий для развития различных этносов с целью предотвращения конфликтов на религиозной и национальной почве.
Слайд 10ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ
крайне высокие темпы прироста населения в некоторых странах и регионах
планеты (Китай, индия, южная Америка),общее количество населения земного шара стремительно
возрастает.
Демографические процессы современности:
• демографический взрыв;
• разнонаправленность демографических процессов разных регионов мира;
• угроза депопуляции некоторых народов (уменьшение общей численности населения в результате превышения смертности над рождаемостью);
• старение населения некоторых стран;
• увеличивающаяся доля бедного населения.
Слайд 11ПУТИ РЕШЕНИЯ
Пути решения демографической проблемы
1. Сбор, обработка и сохранение
демографической информации.
2.Разработка рекомендаций государствам по проведению демографической политики.
3.Исследование демографических проблем
(анализ взаимодействия демографических, экономических, социальных процессов).
4.Проведение международных конференций по проблеме народонаселения на международном уровне.
Слайд 12Проблема «Север — Юг»
- глобальное противоречие между развитыми и развивающимися странами.
Теория «Золотого миллиарда»
-дисбаланс в уровне жизни и потребления между населением развитых и развивающихся стран мира. Для комфортного проживания
на земле природных ресурсов хватит только на 1 миллиард человек.
Пути решения:
- Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам: безвозмездная экономическая и финансовая помощь, строительство больниц, школ, промышленных предприятий.
- Для решения топливно-сырьевой проблемы в развивающихся странах – широкое использование в них нетрадиционных источников энергии и тепла ( ветровой, приливной, солнечной и др.), развитие в них атомной энергетики.
- Увеличивать сельскохозяйственную продукцию за счёт химизации, механизации, автоматизации производства, использования высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.
Слайд 13МОЛОДЫЕ ПРОБЛЕМЫ
1) Духовные. Деградация «массовой культуры», размывание устоявшихся моральных, нравственных
ориентиров, последствия НТР — массовая компьютеризация, непредсказуемость влияния на жизнь
общества.
2) Проблема сохранения и укрепления здоровья людей (борьба с наркоманией, СПИДом, эпидемиями, профилактическая работа)
3) Проблема образования (соответствие его требованиям времени, борьба с неграмотностью в развивающихся странах)
Слайд 14ДВА ВЗГЛЯДА НА РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Неомальтузианцы (последователи ученого XIX века
Мальтуса) уверены в том, что, если современные тенденции сохранятся, мир
станет еще более перенаселенным и более загрязненным, а многие виды ресурсов истощатся. Они уверены в том, что такая ситуация приведет к серьезным политическим и экономическим коллизиям и увеличит угрозу войны с применением ядерных и обычных вооружений по мере того, как богатые будут богатеть, а бедные беднеть.
Корнукопианцы. Они уверены, что при сохранении современных тенденций экономический рост и технологические достижения обеспечат создание менее перенаселенного, менее загрязненного и более богатого ресурсами мирового сообщества.
Слайд 15ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Многие глобальные проблемы между собой взаимосвязаны:
Например, угроза третьей
мировой войны связана практически со всеми проблемами: и экологической, и
сохранения здоровья, и с проблемой защиты Мирового океана.
Например, низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.
Слайд 16Основные направления разрешения глобальных проблем
- Формирование нового планетарного сознания. Воспитание
человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
-
Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем
Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем.
Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.
Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете.
Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.
Слайд 17Духовная жизнь
- это сфера деятельности человека и общества,
которая объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое
созидание новых.
Слайд 18Духовная жизнь
Н
Общества
Личности
-Нравственность
-Религия
-Философия
-Искусство
-Учреждения науки,
культуры
-Религиозные органы
-Наука, т.е . Духовная деятельность людей
Духовный мир:
-знания
-вера
-эмоции ,переживания
-потребности
-способности
-стремления
-мировоззрение…
Слайд 19Духовная деятельность людей
Духовно-теоретическая
Духовно-практическая
Производство духовных благ и ценностей: мысли , идеи
, теории, идеалы, худ. образцы
Сохранение, воспроизведение , распределение, распространение, потребление
созданных благ и ценностей
Конечный итог-изменение сознания людей
Слайд 20Функции культуры
1. Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения.
2. Функция трансляции (передачи) социального
опыта - выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения
к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
3. Функция познавательная (гносеологическая) - формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
4.Оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.
5.Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности.
6. Информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
7. Социализация — усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Слайд 21Многообразие культур
Диалог культур
Взаимообмен и взаимодействие культур:
Преодоление границ
Сохранение самобытности
Аккультурация- процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа.
Слайд 22Формы культуры.Народная.
Культура конкретного народа, основанная на традициях, обычаях, и ценностях;
Создают
анонимные творцы, не имеющие профессиональной подготовки;
Преимущественно в устной форме существует;
Может
быть индивидуальной (легенды) и массовой (карнавал)
Слайд 23Формы культуры.Элитарная
Создаётся профессиональными творцами;
Создается привилегированной частью общества или по её
заказу;
Стремится к новаторству и свободе;
Трудна для восприятия обычного человека;
«Искусство для
искусства»
Не преследует коммерческой выгоды
Слайд 24Формы культуры
Проста и доступна в усвоении (не требует специальных знаний
и навыков);
Коммерческий характер;
Появляется в индустриальном обществе;
Занимательна и тиражируема;
Образцы массовой культуры
быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Слайд 26Новая форма культуры
Экранная – связана с компьютерной революцией. Выражается в
форме компьютерных игр и других развлечений через сеть Интернет.
Субкультура -часть
общей культуры, система ценностей, присущих определённой группе (детская, молодёжная, женская, этнические, криминальная и т.д.)
Слайд 27Разновидности культуры
Контркультура-оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе
культуре. Неприятие ценностей окружающего мира. (Хиппи в 60-70гг.,Антиглобалисты)
Доминирующая культура — это
совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества.