Слайд 1Модель исследовательской деятельности учащихся
Александр В. Леонтович
к. психол. н.
Слайд 2Понятие модели
под социально-педагогическим моделированием понимается отражение ведущих характеристик преобразуемой системы
(оригинала) в специально сконструированном объекте-аналоге (модели), который в чем-то проще
оригинала и позволяет выявить то, что в оригинале скрыто, неочевидно в силу его сложности и завуалированности сущности многообразием явлений
(В.И.Загвязинский).
Слайд 3Модель реализации исследовательской деятельности учащихся
Теоретические источники
Основные понятия
Содержание
Средства и формы реализации
Результат
Слайд 4Л.С.Выготский: культурно-историческая теория и понятие зоны ближайшего развития
С.Т.Шацкий: представления о
развивающей образовательной среде
В.В.Давыдов: понятие о теоретическом мышлении
И.Я.Лернер: концепция проблемного
обучения
Н.Г.Алексеев: теория рефлексивного мышления
М.Г.Ярошевский: теория научных школ
В.И.Вернадский: мысль как планетарное явление
Теоретические источники
Слайд 5Современные разработчики
В.И.Слободчиков: представления о субъектной позиции и со-бытийной общности;
А.Н.Поддъяков: концепция
исследовательского поведения
А.И.Савенков: концепция исследовательского обучения
А.С.Обухов: исследовательская позиция личности
А.В.Леонтович: модель реализации
исследовательской деятельности
Л.Ю.Ляшко: молодежное движение
Слайд 6Учебное исследование -
образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.
Выделение в учебном материале проблемных точек;
Развитие навыка формирования или выделения
нескольких версий, гипотез;
Развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников;
Работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;
Развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Слайд 7Метод проектов -
способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности.
Это метод,
позволяющий эффективно спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д.
с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом.
Слайд 8Исследовательское поведение –
одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с
реальным миром, направленная на его познание, сущностную характеристику деятельности человека
(А.Н.Поддьяков)
Слайд 9Исследовательские способности –
особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской
деятельности
(А.И.Савенков)
Слайд 10Исследовательская позиция –
значимое личностное основание, исходя из которого человек не
просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но ему
потребностно искать и находить ранее им неизведанное.
Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности
(А.С.Обухов)
Слайд 11Содержание исследовательской деятельности
Знания, позволяющие ориентироваться в информационных потоках
Опыт проведения предметной
исследовательской деятельности
Практика выстраивания личностного отношения к деятельности и ее результатам
Способность
строить эффективные коммуникации для достижения целей
Слайд 12Формы организации исследовательской деятельности учащихся
Элементы исследования в рамках учебных предметов
Предметы
в рамках базисного компонента
Элективные курсы – школьный компонент
Группы дополнительного образования
Экскурсия
Общешкольный
проект
Поход или экспедиция
Конференция или конкурс
Клуб или молодежное объединение
Слайд 13Образовательный результат
Формальный:
Выполненное исследование (работа, проект, вывод)
Неформальный:
Становление исследовательской позиции учащихся, развитие
исследовательских способностей
Слайд 14Функции исследовательской деятельности на разных ступенях
в дошкольном образовании и начальной
школе – сохранение и развитие исследовательского поведения учащихся как средства
развития способностей и навыков к учебной деятельности;
в основной школе – развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности;
в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения;
Слайд 15Система развития исследовательской деятельности
Сообщество разработчиков
Банк методик по исследовательским задачам
Информационно-содержательные
издания
Система интернет-ресурсов
Система повышения квалификации, дистанционного консультирования
Сеть опорных учреждений
Конференции и конкурсы
Экспедиции,
профильные смены
Субъекты сети
Слайд 16Исследовательский проект
Исследование – процесс открытия или создания новых знаний о
мире, в котором мы живем.
Исследовательские задачи решаются с помощью
научного метода.
Предполагают получение в процессе экспериментирования количественных данных, которые потом можно проанализировать и практически применить. Этапы:
выбор конкретного объекта, определение проблемы;
изучение литературы (background)
выработка гипотезы (предположения)
разработка эксперимента
сравнение гипотезы с результатами эксперимента
формулировка выводов, основанных на экспериментальных данных
подготовка доклада и презентации
обсуждение результатов с профессиональными учеными
постановка новых задач, которые могут появиться в результате дискуссии
Слайд 17Не во всех областях научный метод является лучшим для решения
проблем.
В них существуют свои пути и методы. Например -
инженерные проекты (Engineering projects).
Слайд 18Инженерный проект
Инженеры создают прежде несуществовавшие вещи, ставят конструкторские цели, проектируют
процесс, оценивают результат.
Этапы:
определение необходимости «Как я могу сделать это
лучше?»
определение критериев результативности
предварительные исследования и поиск литературы: что по этой проблеме сделано, какие продукты уже существуют, в чем их преимущества и недостатки?
Разработка предварительного плана и необходимых ресурсов, определение стоимости, необходимых требований реализации
Реализация и оценка реального прототипа вашей первоначальной идеи. Оценка реальности, пригодности, применимости
Корректировка, в случае необходимости. Окончательная проверка
Презентация результатов
Слайд 19Подписка на новости исследовательской деятельности учащихся
www.news.redu.ru
Слайд 20Портал исследовательской деятельности учащихся
www.researcher.ru
Слайд 21Сайт Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, www.vernadsky.info
Слайд 22Подписной индекс журнала «Исследовательская работа школьников» в каталоге Роспечати
81415