Слайд 1Лев абрамович кассиль
10.07.1905-21.06.1970
Слайд 2Русский писатель Лев Абрамович Кассиль родился в Покровской слободе (Саратовская
область) 10 июля 1905 года. Отец мальчика был врачом, а
мама преподавала музыку.
Сначала Лев учился в гимназии, которую окончил в 1923 году и перебрался в Москву. Там юноша поступил на физико-математический факультет МГУ, но почувствовав в себе тягу к литературному труду, уже через три года оставил это заведение.
Тогда Кассиль стал писать домой родителям длинные письма. В них он рассказывал о своей московской жизни. Перепечатав эти рукописи, его младший брат публиковал их в одной из местных газет. Так и появились знаменитые «Письма из Москвы».
Слайд 3
Серьезно заниматься литературой Кассиль начал с 1925 года. Сначала он
писал очерки и фельетоны для московских газет, сотрудничая с изданием
«Известия» (1928—1937).
В 1931 году было напечатано самое известное из произведений Кассиля — «Кондуит и Швамбрания», которое принесло автору славу детского писателя. Шестью годами позже свет увидел роман под названием «Вратарь Республики», ставший первым советским произведением о спорте.
В военное время писатель был редактором журнала «Мурзилка», часто принимал участие в радиопередачах, выступал перед школьниками, рабочими и солдатами. После войны Кассиль долго работал в Институте имени А. М. Горького. В эти годы были изданы такие Кассиля произведения, как «Улица младшего сына» (1949), «Ход белой королевы» (1956), «Чаша гладиатора» (1961) и другие, посвященные самым разным темам.
Большую часть своей жизни Лев Кассиль провел в Москве. Умер писатель также в этом городе от инфаркта 21 июня 1970 года.
Слайд 4Большинство его книг написаны о детях и для детей. Во
время войны писатель работал в редакции детского журнала «Мурзилка» и
много писал о детях. В годы войны издал сборник рассказов. В них повествуется о повседневном героизме не только взрослых, но и детей. Мне хочется для младших школьников представить книгу Л. Кассиля «Рассказы о войне».
Слайд 5Рассказы, собранные в этой книге, Лев Абрамович Кассиль написал в
годы Великой Отечественной войны. Он был корреспондентом на Северном флоте,
на Первом западном фронте и на Первом Украинском. Его рассказы звучали по радио, печатались в газетах и журналах. В самое тяжёлое военное время, в 1942 году, вышли сборники «Линия связи», «Твои защитники», в 1943 – м – «Есть такие люди», «Всем сердцем». Страниц в них немного, чтобы прочесть быстро и крепко запомнить. За каждым из них стоит реальная история - о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу.
Среди героев рассказа «Федя из подплава» вы встретите подводника Фальковского и лётчика Свистнева. Знайте: речь идёт о Герое Советского Союза командире подводной лодки Израиле Ильиче Фисановиче (1914 -1944) и о Герое Советского Союза военном лётчике Петре Георгиевиче Сгибневе (1920 – 1943).
Слайд 6
Главный герой рассказа Льва Кассиля «Федя из подплава» – мальчик
по имени Федя. Он жил с родителями на базе флота
подводного плавания, или, как говорили моряки, подплава. Когда началась война, Федину семью эвакуировали, но корабль, на котором они плыли, попал под бомбежку. Все родные у Феди погибли, но сам он сумел выжить, и остался жить на базе подводных лодок. Моряки Федю любили и много ему позволяли. Они часто катали его на торпедах, которые загружали в подводные лодки, а потом Федя стал писать на этих торпедах послания врагам.
Слайд 7В школе он еще не учился, и знал только десять
букв, поэтому его послания были корявыми и не всегда грамотными.
Моряки стали задумываться о том, чтобы отправить Федю, которому уже исполнилось восемь лет, в интернат, чтобы мальчик мог учиться.
Моряки убедили мальчика, что ему надо учиться, и Федя уплыл на катере. В путь его провожали всей базой, и надавали в дорогу кучу всяких вкусностей.
Но через какое-то время Федя вернулся. В интернате он скучал по морякам, и пару раз даже сбегал оттуда, но его возвращали обратно.Но через какое-то время Федя вернулся. В интернате он скучал по морякам, и пару раз даже сбегал оттуда, но его возвращали обратно. Но моряки не очень обрадовались возвращению Феди. Они думали, что мальчик будет учиться, а тот просто сбежал из интерната. Отношение к Феде поменялось. Его неохотно пускали на базу, не разрешали подписывать торпеды, а потом стали называть дезертиром. Федя понял, что не имел права оставлять интернат и учебу, и согласился вернуться обратно. Вернувшись в интернат, он стал старательно учиться, и уже через два месяца сам написал морякам письмо.
Слайд 8И за другими рассказами стоят реальные истории. Например, сообщение о
подвиге сержанта Новикова («Линия связи»). Лишь несколько кратких информационных строк
было
напечатано в газетах об этом. Нам неизвестны подробности, мы не знаем, как жил человек, совершивший этот подвиг. Мы знаем только, как кончилась его жизнь. Он восстанавливает связь, зажав зубами концы кабеля. Немцы, осмелев, с криком набегают на него. Но опять он наскреб в себе остатки жизни, достаточные, чтобы приподняться в последний раз и выпустить в близко сунувшихся врагов всю обойму…
Слайд 9После поездки на Западный фронт вышел рассказ «Зелёная веточка»
Что помогает человеку
выжить, не пасть духом в трудных обстоятельствах? Об этом заставляет
задуматься писатель Лев Абрамович Кассиль.
В тексте повествуется о встрече рассказчика на дорогах войны с одним интересным человеком — техником-интендантом оперативной части штаба гвардейской бригады Тарасниковым. Неся исправно свою военную службу, он успевал заботиться о маленьком зеленом побеге, проросшем из толстого кругляша вяза в потолке землянки: подвязал тесёмочками, не топил лишний раз печки, чтобы исходящий от нее угар не навредил растеньицу, все время думал о нём, замечал в его развитии и самочувствии малейшие изменения. Такое нежное, трепетное отношение к ростку посреди ужасов войны поразило рассказчика и навело на философские мысли.
Лев Абрамович считает: «Есть у каждого из нас своя заветная зелёная веточка… Ради нее готовы мы перенести все мытарства и невзгоды военной поры…».
Слайд 10«Рассказ об отсутствующем» основан на письме, присланном в Радиокомитет. Писатель рассказывает
о мальчике-подростке, который отдал свою жизнь ради спасения разведчика, чем
помог вырваться из окружения целому отряду солдат, попавших в немецкое окружение. Мальчик предстаёт перед нами совсем ребёнком: растрёпанный, босоногий, с веснушками и наивными глазами. Но он знает, что идёт на верную смерть.
Слайд 11Рассказ "Огнеопасный груз" - одно из первых произведений литературы, запечатлевших подвиг юного героя
Великой Отечественной
войны, отдавшего жизнь для спасения жизни других. Рассказ
написан на основе настоящего события. Опубликован в 1943 г.
Главный герой произведения - Афанасий Гурыч. Ему вместе с Алексеем Клоковым нужно сопроводить ценный груз из Москвы, но никто не дает подробной информации о содержимом, только начальство настораживает, что груз является очень ценным и важным. Когда их вагон обстреливают враги, то выясняется, что в ящиках находятся учебники для ребят.
Слайд 12Алексей Клоков умирает, когда их настигает еще один обстрел. Гурыч
видит, как погибает боевой товарищ, его
хоронят около станции Старые
Дубы.
А на доске написали так:
«Клоков Алексей Петрович. Год рождения 1912.Боец железнодорожного транспорта. Пал смертью храбрых при доставке особого груза в освобождённые районы. Дети, школьники, не забывайте его. Он вёз вам книжки из Москвы».
Слайд 13Рассказ «Держись, капитан!» Л. Кассиль записал после посещения больницы, где лежали раненые дети.
Речь в рассказе идет о раненом мальчике по имени Гриша,
лежащем в московском госпитале, специально предназначенном для пострадавших
на войне детей и подростков. До войны Гриша был капитаном юношеской футбольной команды. Навестить его приехали ребята из его команды. Друзья были шокированы, когда увидели, что у Гриши нет одной ноги. Они лишились дара речи. Разговор получился вялый. Гриша был грустный, а они не знали, как себя вести и где найти нужные слова, чтобы утешить друга. Эти слова нашла Варя, которая, оставшись с ним наедине, подарила ему книгу из серии «Жизнь замечательных людей» об английском поэте Байроне, который, несмотря на хромоту, стал незаурядным спортсменом. Эта книга и разговор с Варей, которая увидела в Грише не калеку, а дорогого ей человека, вернули мальчика к жизни, и он стал мечтать.
Слайд 14В рассказе «У классной доски» говорится о том , как немцы
хотели расстрелять учительницу и учеников за то, что дети и
Ксения Андреевна не хотели им показать на карте и на плане
местности где находятся партизаны. И тогда Костя Рожков вызвался им показать, но вместо этого ударил немца, который к нему подошёл вертящейся классной доской и сбежал в окно. Немцы начали стрелять в мальчика. Заслышав стрельбу, партизаны поспешили в село и тогда уж не учительнице с ребятами, а немцам пришлось отвечать на вопросы. Благодаря отваге Кости, решительности и умению быстро принимать важные решения ребята и любимая учительница были спасены, а немцы оказались в плену.