Слайд 1Лингвострановедческий аспект учебника
Слайд 2Формирование образа страны в учебниках
Учебники родного языка для иностранцев –
важное средство создания положительного ИМИДЖА СВОЕЙ СТРАНЫ
Учебники иностранного языка –
важное средство формирования
ОБРАЗА ИНОЙ/ЧУЖОЙ СТРАНЫ
Слайд 3Когда вы начали изучать этот иностранный язык?
Каким был ваш первый
учебник иностранного?
Какой образ страны сложился у вас в результате работы
с этим учебником?
Что создавало этот образ?
Слайд 4Гетерообраз страны в учебниках иностранного языка
Слайд 5Создание имиджа своей страны через преподавание языка и культуры
Гетеростереотипы (в
иллюстрациях, текстах…)
Национальный стиль жизни, национальная система вежливости (в диалогах и
упражнениях разговорной практики….)
Тексты, создающие позитивный настрой, говорящие об эмпатии партнеров по коммуникации
Увлекательные тексты со страноведческой информацией, информацией по меж- и транскультурной коммуникации
Отрывки из художественной литературы
?
Слайд 6Где в учебнике представлен страноведческий и культурологический материал?
Тексты (тематика, авторы,
комментарий)
Ситуации (аутентичность, современность, актуальность)
Выбор лексических единиц
Визуальный ряд (картинки, фотографии, цвета,
формы)
Аудиоматериалы (аутентичность, нормативность)
Грамматика (выбор примеров, комментирование)
Комментарии, ссылки, словарь
Слайд 7Образ «чужого/иного» в учебниках русского языка
Слайд 8Из учебника РКИ, изданного в Америке
В парке культуры и отдыха
В парке культуры и отдыха написано:
Товарищи, лежать на
траве в парке культуры и отдыха некультурно.
(Директор парка)
Владимир лежит на траве в парке культуры и отдыха. Почему он лежит на траве? Не знает ли он, что лежать на траве некультурно? Он знает, но ему все равно. Он любит лежать на траве и думать о жизни.
Директор парка: Мальчик, почему ты лежишь на траве? Ты ведь знаешь, что тут есть скамьи. Товарищ Бородин сидит на скамье. Я сижу на скамье. Все, кроме тебя, сидят на скамьях.
Владимир: (пауза, пока Владимир думает) Мне все равно. Я не могу сидеть.
Д: Почему ты не можешь сидеть?
В: Я слаб, товарищ директор, слаб от недоедания.
Слайд 9Из учебника РКИ, изданного в Америке
Д: Знает ли твой отец,
что ты слаб от недоедания?
В: Отец знает, но ему все
равно. Весь день он лежит на диване и пьет алкогольные напитки.
Д: (с отвращением) Какой жестокий человек!
В: (с грустью) Товарищ директор, никто не любит меня. Никто не понимает меня. Я один. Я один.
(Директор плачет).
Слайд 12Учебник как средство формирования образа Другого/Иного
В учебнике дается системное,
глубокое, всестороннее представление о ЯЗЫКЕ народа и страны. Речь –
важнейший элемент оппозиции «свой-чужой». (вспомните о вашем отношении к речевым, произносительным ошибкам людей)
ВАРВАРЫ, НЕМЦЫ, *ЛАТЫШИ
Какое значение для вас имеет звучание иностранного языка?
Важна ли для вас графика письменности иностранного языка?
Слайд 13Учебник как средство формирования образа Другого/Иного
Текстовая информация о языке
формирует определенное к нему отношение
Создание письменности, создание структурированной грамматики языка,
описание истории его развития – важнейший элемент ИМИДЖА народа, страны, культуры
Слайд 14Учебник как средство формирования образа Другого/Иного
Методика обучения сильно влияет
на отношение к языку и культуре изучаемого языка
В методике должны
реализоваться принципы логичности, постепенного движения от простого к сложному, сравнение с родным или знакомым языком учащегося, развлекательность, информативность, интересные познавательные комментарии, актуальность и коммуникативность.
Слайд 15Учебник как средство формирования образа Другого/Иного
В учебнике информация о
стране систематизирована и спланирована, постоянно контролируется ее усвоение (притекстовые вопросы,
тесты).
В результате учебный курс иностранного языка корректирует стереотипное представление о другой стране, заменяет более полным, многогранным, интересным….
Слайд 16Учебник как средство формирования образа Другого/Иного
Освоение иностранного языка меняет
(расширяет) мировоззрение. Вместе с языком осваивается его ЯКМ
Раскрытие лексического фона
слов (крыша), изучение фразеологии (работа не волк…), прецедентных феноменов (болотное дело), изучение культурем – важных лингвокультурных концептов (воля, простор, авось), позволяет проникать в когнитивную базу носителя.
Слайд 17Учебник как средство формирования образа Другого/Иного
Тексты разных форматов (традиционные
графические, аудио, видео)
Текстовая информация должна заставлять рефлексировать, быть интересной, увлекательной
Лингвострановедческий,
культурологический комментарий способствует формированию адекватного образа страны
Слайд 18Комментирование
Чтение аутентичных текстов, тем более классической литературы, невозможно без комментария.
Социокультурный
комментарий призван обеспечить наиболее полное понимание текста, восполнить недостаток фоновых
знаний у читателя, разрешить конфликт культур.
Социокультурный комментарий – это вид комментария реалий, который можно назвать творческим и исследовательским. Он должен иметь лингвострановедческий и контекстно-ориентированный характер.
Слайд 19Примеры комментария:
А.С. Пушкин «Метель»:
«запечатав оба письма тульской* печаткой…»
*печатка сделана в
городе Тула, знаменитом изделиями из металла (железа и серебра)
А.С. Пушкин
«Гробовщик»:
«последние пожитки гробовщика Адриана Прохорова были взвалены на похоронные дроги, и тощая пара в четвертый раз потащилась с Басманной* на Никитскую*»
* Улицы Москвы, расстояние между которыми равно 3 милям в те времена были крайними точками Москвы – одна на северо-востоке, другая а юго-западе.
Слайд 20Система анализа образа страны в учебниках иностранного языка
С.К.Милославская в работе
«Русский язык как иностранный в истории становления европейского образа России»
предлагает схему анализа образа страны в учебниках и делит информацию на три «макроимаготемы»:
страна (физическая характеристика, экономическая, историческая, гос-политическая, худоественно-культурная…)
Люди (внешность, поведение, обычаи)
Язык (происхождение, распространенность, цели изучения, …)