Разделы презентаций


Литературные места России Веркола-родина Ф.А. Абрамова

Содержание

историяПервые упоминания о Веркола упоминается в сотной записи из писцовых книг в 1552 году. В XVI веке Веркольская волость была частью Кеврольского уезда. Согласно самому раннему полному документу, в котором упоминается

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Литературные места России Веркола-родина Ф.А. Абрамова.
Журавлева Анастасия
Попова Наталья

Литературные места России  Веркола-родина Ф.А. Абрамова.  Журавлева Анастасия Попова Наталья

Слайд 2история
Первые упоминания о Веркола упоминается в сотной записи из писцовых

книг в 1552 году. В XVI веке Веркольская волость была

частью Кеврольского уезда. Согласно самому раннему полному документу, в котором упоминается селение Веркола, относящемуся к 1623 году — Писцовая книга Кеврольского уезда — Веркольское поселение в начале XVII века представляло собой Веркольскую волость, которая охватывала 34 деревни. В 1639 году в Верколе сгорела Веркольская Никольская церковь. В 2007 году в Верколе был создан комитет ТОС.
историяПервые упоминания о Веркола упоминается в сотной записи из писцовых книг в 1552 году. В XVI веке

Слайд 3география
Веркола находится в среднем течении реки Пинеги, на правом берегу,

на 50 километров выше по течению, чем районный центр Карпогоры

и растянулась почти на 3 км. Напротив Верколы, на левом берегу Пинеги, располагается деревня Новый Путь. Рельеф местности разнообразен — сама деревня располагается на крутом угоре, имеются холмы, низменности. Вдоль реки Пинеги между деревней и рекой по всей протяженности села тянутся травяные луга, которые придают пейзажу деревни особый колорит. С Абрамовского угора открывается хороший обзор на луга и Артемиево-Веркольский мужской монастырь. Веркола по исторически сложившемуся укладу делится жителями на «око́лы»: Прокшино, Нижний конец, Околок (центр деревни), Верхний конец (Го́ра), Хярга и Грязнуха.
географияВеркола находится в среднем течении реки Пинеги, на правом берегу, на 50 километров выше по течению, чем

Слайд 4население

Численность населения
2002[2] 2010[3] 2012[1]
466 ↘370 ↗446
Согласно Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года

селение объединяло 25 деревень и околов, в которых проживало 1140

человек, из них 562 мужчины и 578 женщин. В монастыре, так же относящемуся к поселению, проживало 169 человек. На территории села располагались Веркольское сельское училище, усадьба лесничего — единственного в то время человека с высшим образованием, где он проживал со своей семьей. Численность населения деревни, по данным на 1 января 2012 года, составляла 446 человек, из них 65 детей (от 0 до 18 лет) и 167 пенсионеров.
населениеЧисленность населения2002[2]	2010[3]	2012[1]466	↘370	↗446Согласно Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года селение объединяло 25 деревень и околов, в

Слайд 5Этимология
Этимология[править | править вики-текст]
Известно, что до прихода на Пинегу древних

новгородцев этот район был заселен финно-угорскими племенами. От этих племен,

названных новгородцами «чудью белоглазой», по Пинеге, как и всему Северу, сохранились старинные названия рек, озёр, деревень, урочищ. Из книг доцента Ленинградского университета Г. Я. Симиной, которая в течение 20 лет (в 1950—1970 годах) бывала на Пинежье в экспедициях: «Наличие дославянских топонимов — названий урочищ — можно объяснить тем, что в этих местах до прихода русских, очевидно, не было никакого оседлого земледельческого населения, хотя какие-то неславянские предшественники кочевали по своим становищам, охотничьим угодьям. Несомненно, что эти становища-урочища имели уже названия на языке этих кочующих племен (названия неславянские). Русские насельники (земледельцы), заселяющие близлежацие территории оседло, в ходе охотничьих промыслов сталкивались с охотниками-неславянами, как-то общались с ними. В этих столкновениях на путях мирного освоения необжитых территорий русские люди усваивали их названия местностей (становищ-урочищ)»
ЭтимологияЭтимология[править | править вики-текст]Известно, что до прихода на Пинегу древних новгородцев этот район был заселен финно-угорскими племенами.

Слайд 6Неславянские названия местностей храктеризуются своеобразной структурой: обычно это одночлены, заканчивающиеся

на -ла, -ола: (Летопала, Веркола); -ма: (Едома); -ва, -ова: Пашева,

Ретова, Котова; -са: (Хорса, Пилеса), -ай, -ей, -уй: (Комбай, Лывлей, Воргой); -га, -ньга: (Явроньга, Сямженьга, Хярга, Карга)

Название Веркола в переводе с финно-угорского означет «место (высокий угор) для сушки рыболовных сетей». Это вполне объяснимо, так как в этой местности по обеим сторонам реки Пинеги тянутся высокие берега, хорошо обдуваемые ветрами.
Неславянские названия местностей храктеризуются своеобразной структурой: обычно это одночлены, заканчивающиеся на -ла, -ола: (Летопала, Веркола); -ма: (Едома);

Слайд 7музей
Литературно-мемориальный музей Ф. М. Абрамова создан по инициативе его вдовы

Людмилы Владимировной Крутиковой-Абрамовой в 1985 году. Музей располагается в здании

бывшей школы в Верколе, где учился писатель Федор Абрамов.«Родная, ни с чем не сравнимая земля отчич и дедич. Край невероятных просторов, раздолья и воли…, край редкого богатства и редкой красоты, которая и поныне еще не утратила очарования первобытной дикости, — вдохновенно пишет о своей родине Федор Абрамов в статье «В краю родникового слова».
Именно на Пинежье родилось слово Федора Абрамова, сохранившее в себе все лучшие традиции русской народной культуры. В Верколе находится Литературно-мемориальный музей писателя, где собраны и хранятся реликвии, связанные с его жизнью и творчеством. История музея связана с историей самой Верколы – одного из старинных сел Пинежья. До заселения новгородцев на берегах Пинеги жили племена чуди. В начале 90-х годов XX века в окрестностях монастыря проводились археологические раскопки, в результате которых были обнаружены захоронения XI – середины XII веков. Само название «Веркола» имеет финно-угорское происхождение («верк» в переводе с финно-угорского означает «сеть». «Веркола» – место, где раскидывали сети). Позднее название переосмыслено в связи с заселением этих мест новгородцами
музейЛитературно-мемориальный музей Ф. М. Абрамова создан по инициативе его вдовы Людмилы Владимировной Крутиковой-Абрамовой в 1985 году. Музей

Слайд 8Верь колу» – так объясняют местные жители название своей деревни.

Первые упоминания о Верколе встречаются в новгородских грамотах XV века.

В XVI веке ее история оказалась связанной с именем святого отрока Артемия Праведного, жившего в Верколе с 1532 по 1544 годы. Гибель отрока от молнии, чудесное обретение его нетленных мощей, многочисленные исцеления от гроба – эта цепь событий привела к возникновению в 1649 году мужского монастыря. На протяжении нескольких столетий обитель переживала различные периоды. В 60-80-х годах XIX века ее настоятелем был игумен Феодосий /Орехов/ – в это время монастырь стал духовным центром Пинежья. Его благотворительная деятельность распространялась на все пинежские селения, прежде всего на Верколу, где были построены храм в честь святителя Николая Чудотворца и церковно-приходская школа, ставшая впоследствии министерским училищем. Здание сохранилось благодаря пребыванию в нем начальной школы. В 20-30-х годах 20 века там находилась Единая трудовая школа 1 ступени, где учился будущий писатель Федор Абрамов. В 1985 году оно было передано музею, созданному на основе решения Архангельского облисполкома «Об увековечивании памяти писателя Ф.А.Абрамова» от 13 сентября 1984 года. Приказ Управления культуры по Архангельской области о создании мемориального литературного музея на правах филиала Архангельского областного краеведческого музея был подписан 1 апреля 1985 года.
Верь колу» – так объясняют местные жители название своей деревни. Первые упоминания о Верколе встречаются в новгородских

Слайд 9Очень важную роль в создании музея сыграл первый директор Иван

Никандрович Просвирнин. Была проведена реставрация школы, построено административное здание, в

котором разместились кабинеты сотрудников, фонды и гостиница. При его активном содействии начались работы по исследованию мемориальных, литературоведческих и историко-архитектурных объектов с целью создания заповедной зоны в Верколе. Реальным их результатом стало создание в 1987 природного заказника вокруг Верколы с целью сохранения историко-культурных и природных памятников, связанных с жизнью и творчеством Ф.А.Абрамова, который существует и по сей день. Просвирнин Иван Никандрович был инициатором и организатором первых Абрамовских чтений 28 февраля 1986 года, Дня встречи одноклассников в декабре 1986 года, читательской конференции «Чем живем-кормимся» 28 февраля 1987 года. Директор был также активным пропагандистом идей Федора Абрамова в самых разных аудиториях как на родине писателя, так и за ее пределами – в Нарьян-Маре, Жданове, Архангельске, Северодвинске, Ленинграде, Москве, Краснодарском крае.
Очень важную роль в создании музея сыграл первый директор Иван Никандрович Просвирнин. Была проведена реставрация школы, построено

Слайд 10Второй директор – Виктор Алексеевич Шелег – занимался изучением истории

Пинежья конца XIX – начала XX вв. В основу исторической

концепции первой экспозиции музея легли его исследования. Привезенные им из музея этнографии фотографии северных деревень начала XX века из фонда К.Романова, а также предметы крестьянского быта XIX – начала XXлегли в основу исторических разделов первой экспозиции музея. Большую работу проделал В.А. Шелег для установки нового надгробного памятника на могиле писателя /автор – Ф.Ф.Мельников/, торжественно открытого в 1990 году
Второй директор – Виктор Алексеевич Шелег – занимался изучением истории Пинежья конца XIX – начала XX вв.

Слайд 11Каждые 4 года в день рождения писателя в Верколе проходят

Абрамовские чтения. На VI Абрамовских чтениях в Верколе 29 февраля

2004 года – «Духовно-нравственные идеалы писателей «деревенской прозы» в свете христианских идеалов» – выступили московские исследователи архангельские журналисты и друзья Федора Абрамова. Председатель Архангельской писательской организации Яшина И. П. вручила Всероссийскую литературную премию имени Ф.А.Абрамова писателю Роскову А. А.
Каждые 4 года в день рождения писателя в Верколе проходят Абрамовские чтения. На VI Абрамовских чтениях в

Слайд 1229 февраля-2 марта 2008 года в Верколе состоялись VII Абрамовские

чтения «Чистота спасет мир: проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения», на

которых выступили преподаватели и аспиранты архангельских и московских университетов, учителя и учащиеся средних школ Архангельской области
2005 год был юбилейным в истории музея. Федору Александровичу исполнилось бы 85 лет, музею – 20. В музее открылась новая выставка «Дом Федора Абрамова», состоялся литературный вечер «Главный-то дом человек в душе у себя строит». Истории музея был посвящен фильм А.Алина «В начале было Слово». Писателю Кокоулину Л.Л. и сотрудникам музея Галочкиной С.Ю., Абрамовой А.Ф., Алину А.Е. была вручена Всероссийская литературная премия им. Ф.А.Абрамова.
29 февраля-2 марта 2008 года в Верколе состоялись VII Абрамовские чтения «Чистота спасет мир: проблемы духовно-нравственного воспитания

Слайд 13Развитие музея в 2006-2008 осуществлялось благодаря целевой программе Архангельской области

«Культура Русского Севера на 2006-2009 годы», в рамках которой была

разработана концепция развития музея «Заповедное слово». В 2008 году комитет по культуре Архангельской области утвердил концепцию комплексного развития музейной сферы Архангельской области (2009 –2018 гг.). Гостями музея, добираясь в Верколу несмотря на все дорожные трудности, становятся люди из самых разных уголков России и зарубежья.
Развитие музея в 2006-2008 осуществлялось благодаря целевой программе Архангельской области «Культура Русского Севера на 2006-2009 годы», в

Слайд 14Сказ о Пинеге
Здравствуй, речка Пинега,
с детства сердцу милая,
расскажи, откуда прибыла.
Расскажи,

пожалуйста,
где берёшь начало ты,
кто твои родители, кто друзья.
Отвечала Пинега: «Не

озёра синие,
не ручьи глубокие дали мне исток.
В дебрях верхнетоемских
из болот объёмистых
родников подземных начинаю ход.
Сказ о ПинегеЗдравствуй, речка Пинега,с детства сердцу милая,расскажи, откуда прибыла.Расскажи, пожалуйста,где берёшь начало ты,кто твои родители, кто

Слайд 15Выя стала матерью,
Нюхча, Сура старшею,
Явзора и Юла среднею сестрой.
Покшеньга и

Ёжуга.
Столько вместе прожито,
вместе называют нас
все – одной семьёй.

Шла лесами выйскими
Мимо

Сульцы, Верколы,
к северу от Карповой
продолжая путь.
В Пинеге на пристани
сделали напутствие:
не с Мезенью родниться –
на Двину свернуть.
Выя стала матерью,Нюхча, Сура старшею,Явзора и Юла среднею сестрой.Покшеньга и Ёжуга.Столько вместе прожито,вместе называют насвсе – одной

Слайд 16Верные подруги были мы с Мезенью,
вместе целовали студёный океан.
Ссора получилась

во пору весеннюю,
ревность непонятная
помешала нам.

Резко повернула я
к западу от Кулоя,
Сояльскому

озеру руку подала.
Вышла на Усть-Пинегу
И с Двиною Северной обнялась.
Верные подруги были мы с Мезенью,вместе целовали студёный океан.Ссора получилась во пору весеннюю,ревность непонятнаяпомешала нам.Резко повернула як

Слайд 17Правильно ли сделала,
до сих пор не ведаю.
Всё бывает в жизни:
радость

и беда.
Дружим – ненавидим,
любим и ревнуем,
а когда расстанемся,
плачем и тоскуем

мы всегда.
(Аквилон Булыгин, п.Пинега)
Правильно ли сделала,до сих пор не ведаю.Всё бывает в жизни:радость и беда.Дружим – ненавидим,любим и ревнуем,а когда

Слайд 18 Литературно-мемориальный музей Ф.А. Абрамова

Литературно-мемориальный музей Ф.А. Абрамова

Слайд 19Пинега

Пинега

Слайд 21СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика