Слайд 1ЛОГИКА
Теория и практика аргументации
СМИРНОВА О.М.
Кандидат философских наук,
доцент кафедры философии
РГУ нефти
и газа
им. И.М.Губкина
Слайд 2КОМПЛИМЕНТАРНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ
Комплимент
не должен слишком преувеличивать достоинств объекта, но и
не должен быть простой констатацией факта
Слайд 3ФОРМУЛЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛИМЕНТОВ
К = Х + 1,
где К
- комплимент,
Х - реальное нейтральное свойство объекта,
1
- добавление экспрессии к факту.
К=Х не комплимент!
КОМПЛИМЕНТЫ СЛЕДЕТ ДЕЛАТЬ НЕ ТОЛЬКО ЖЕНЩИНАМ, НО И МУЖЧИНАМ
Слайд 4УСИЛЕННЫЙ КОМПЛИМЕНТ:
УК = (Х + 1) - Z,
где
УК – усиленный
комплимент,
Х - реальное нейтральное свойство объекта, +
1 - добавление экспрессии к факту,
Z - указание на отсутствие этого свойства У вас, или у других объектов.
Слайд 5ОСТОРОЖНО
!!!!!
НЕЛОЯЛЬНЫЕ
ПРИЕМЫ СПОРА
Слайд 6Струны, на которых можно сыграть
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ:
это наши ожидания
по поводу того, чего другие ожидают от нас,
наши ожидания по
поводу того, какими должны быть другие люди и мир в целом.
Ожидания, в которые мы твердо верим, и, если они не оправдываются, это вызывает у нас всплеск эмоций — как правило, отрицательных.
Эолова арфа — древний музыкальный инструмент; струны приводятся в колебание движением воздуха.
Слайд 7Виды иррациональных суждений
Альберт Эллис
Суждения «долженствования». Суждения, оказывающие на то. что кто-то (или что-то) должен быть не таким, каков он есть.
«Ужасающие» суждения. Суждения о том. что все ужасно, жутко и кошмарно, потому что все не так, как следовало бы быть.
Суждения «надлежит» и «следует». Суждения, отражающие неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему «надлежит» или «следует» быть.
«Порицающие» суждения. Суждения, принижающие личность — собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей «надлежит» или «следует» быть.
Слайд 8Российские иррациональные идеи
1. Я должен (должна)...
Я должен брать ответственность на
себя.
Я должен дать то, о чем меня просят.
Я должен сочувствовать
и понимать, опекать и защищать.
За услугу я должна быть благодарна.
Отказываться нехорошо.
Я никогда не должен терять самообладания.
Я все должна делать быстро.
Я не должна быть одна.
Я должен вести себя правильно.
Если я вижу несправедливость, я должна ее устранить.
Я должен быть мужчиной.
Слайд 92. Другие должны...
Меня должны любить и не должны критиковать.
Люди не
должны просить у меня денег взаймы.
Люди должны создавать вокруг меня
атмосферу честности.
Люди должны быть справедливыми.
Все должны считать меня порядочным.
3. Все должны помнить...
Русское «авось пронесет».
Если я долго работал, я больше заслужил.
Будущее важнее настоящего.
Идеи важнее человека.
Если у нас что-то плохо, то это все равно хорошо, потому что это наше.
Надо подчиниться мнению большинства.
Доброе дело не должно остаться безнаказанным.
Слайд 10Допустима ли манипуляция с этической точки зрения?
Является ли любое
поведение, в котором мы заранее не объявляем своей цели, манипуляцией?
Манипуляция
все же предпочтительнее, чем
физическая расправа или прямое
принуждение.
Всякое действие, с помощью которого мы
скрытно пытаемся подвести партнера к
нужной нам цели, является манипулятивным.
Слайд 11Критерии манипуляции
Осознанность манипулятором своих целей и средств.
Скрытость целей манипулятора.
Скрытость средств
манипулятора.
Принятие адресатом на себя ответственности за происходящее.
Слайд 12Корни манипуляции
Слабость
Парадокс нетранзитивности (влияния)
Неверие в действенность просьбы
Неверие в действенность убеждения
Стремление
к одностороннему выигрышу
Привычка
Слайд 13Р. Д. Льюис
МОНОАКТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ –
делают в данный промежуток
времени,
полностью сосредоточившись,
только одно дело.
ПОЛИАКТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ - не
любят расписания и пунктуальность. Делают вид, что соблюдают расписания, особенно если на этом настаивают моноактивные партнеры. Конфликт МА-ПА.
РЕАКТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ - слушают собеседника, прежде чем взяться за какое-либо дело.
Монолог—пауза—размышление—монолог
Слайд 15ДРУГОЙ - СРЕДСТВО
ДРУГОЙ - ЦЕННОСТЬ
Доминирование
Манипуляция
Соперничество
Партнерство
Сотрудничество
Слайд 16«ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ»
Цель — наслаждение изменением состояния адресата.
Средство — щипок.
1.
Щипок.
2. Наслаждение реакцией адресата («Щелк! Зажужжало»).
3. Извлечение новой информации.
Слайд 17ПРИМЕР
— Я и не знала, что вы так импульсивно принимаете
решения! (щипок снизу).
— Как это? Я...
— Ни с кем не
посоветовались... (универсальный щипок).
— Да я...
— Ну, теперь пеняйте на себя! (щипок снизу).
— Да что случилось-то?
— Ну что, напугались? Ха-ха-ха!
Слайд 18«ПРАГМАТИЧЕСКАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ»
ЦЕЛЬ — ДОБИТЬСЯ ВЫИГРЫША.
СРЕДСТВА — НАСТРОЙКА, ЩИПОК И
ЭТЮД.
1. Настройка.
2. Щипок.
3. Регуляция реакции адресата.
Получение выигрыша:
заставить адресата что-либо принять;
от чего-либо отказаться;
дать информацию;
получить «лишнюю» информацию;
попросить совета;
последовать совету и т. п.
Слайд 19ПРИМЕР
— Ты мне можешь дать денег?! Надеюсь, у тебя они
есть?! (резкое убыстрение темпа беседы, универсальный щипок).
— А...
— Ну, ты
странно реагируешь! Так реагируют либо очень бедные, либо очень богатые (резкое убыстрение темпа беседы, второй универсальный щипок).
— Ну...
— А ладно, я у себя уже нашел. Мне всего нужно-то было 100 рублей. (большое облегчение и некоторое чувство вины. Готовность к соглашению и уступке.)
Слайд 20Паралингвистические и невербальные приемы манипуляции:
1. РЕЗКОЕ УБЫСТРЕНИЕ ТЕМПА (беседы, движений,
сборов и т.п.).
2. ВНЕЗАПНОЕ СОКРАЩЕНИЕ ИЛИ УВЕЛИЧЕНИЕ ДИСТАНЦИИ.
3. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА.
4.
НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ.
Слайд 21Если уж вы решились прибегнуть к недозволенному приему, решились пустить
в ход софистическую уловку, сознавая всю ее недопустимость, то
БЕЙТЕ
НАПОВАЛ.
ВАШ УДАР ДОЛЖЕН НАСТОЛЬКО СОКРУШИТЬ ПРОТИВНИКА, ЧТОБЫ СПОР ПРЕКРАТИЛСЯ.
Если вы пустили в ход софизмы, но противник устоял и продолжает спорить, разговор превращается в ругань и заканчивается …… дракой.
Слайд 22ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ
Нестандартный поступок.
Резкий неожиданный крик и т.п.
Неожиданная реакция.
Создать
- разорвать шаблон.
Изменение привычных двигательных паттернов.
Слайд 23«МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ВЕРБАЛИЗАЦИЯ»
«Почему вы постоянно опаздываете на лекции и семинары?»
«Я чувствую себя как бабочка, которую протыкают иголкой, назначив ей
место на планшете... А она еще хочет летать...»
Слайд 24ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ:
сдача экзамена на право вождения автомобиля;
скандал в общественном месте;
разговор
с милиционером.
Слайд 25Что делать?
Так ли уж много в нашей жизни вещей, относительно
которых стоит вступать с полемику? Тратить на их защиту или
ниспровержение силы души?
Обыденная жизнь на 99% состоит из таких ничтожных пустяков, что жалко тратить на
их обсуждение время и силы.
Слайд 27Тест
Проверьте свою способность слушать и анализировать
Торговец только что выключил свет
в магазине, когда появился какой-то человек и потребовал денег. Владелец
открыл кассу. Содержимое кассы было собрано, и грабитель поспешно скрылся. Полицейский был извещен незамедлительно.
Слайд 28Оцените утверждения как истинные или ложные
1. Человек появился сразу после
того, как владелец выключил свет в магазине.
2. Грабитель не требовал
денег.
3. Владелец магазина собрал содержимое кассы.
4. В кассе были деньги, но не сказано, сколько.
5. В событиях принимал участие полицейский.
5. Ложно, так как полицейский был извещен только после грабежа
5. Ложно, так как полицейский был извещен только после грабежа
1. Ложно, так как «торговец» не обязательно «владелец магазина».
2. Истинно, так как не сказано, что «человек, который потребовал денег», и «грабитель, который поспешно скрылся», — одно и то же лицо
3. Ложно, так как не сказано, кто именно собрал содержимое
4. Ложно, так как «содержимое» — не обязательно деньги
5. Ложно, так как полицейский был извещен только после грабежа
Слайд 29ЗОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ИНТИМНАЯ ЗОНА
(15-45 СМ). «Личная собственность» человека.
ЛИЧНАЯ ЗОНА
(46-1,22 М).
СОЦИАЛЬНАЯ
ЗОНА
(1,22- 3,6 М).
ПУБЛИЧНАЯ
ЗОНА
(СВЫШЕ 3,6 М).
Американский
антрополог Эдвард Т. Холл
Слайд 30Подготовка к выступлению
с чего начать
Тема Выделить сверхзадачу
Мотивация аудитории
Мотив должен быть аудитории, а не оратора.
-
это важно для вас, потому что...
- что это для вас значит? -почему я рассказываю вам все это?
- это прямо касается вас, потому что...
Слайд 31«Крючок» - эмоциональный вход в контакт
Основные приемы :
Вопрос к аудитории
(«А вам известно, что…»)
Бытовой сюжет («Я вот туг видел/а, как...»
).
Пословицы, поговорки.
Афоризмы, притчи, истории.
Метафоры, сравнения («Это подобно…»).
Загадки.
Слайд 32Композиция
5 «смертных грехов» композиции.
нет четкой идеи — «И в чем
тут суть?»
нет пользы для слушателей — «И что?»
нелогичное, запутанное изложение
— «Постой-ка, а как он к этому пришел?»
Излишняя детальность - теряется главная идея в подробностях.
слишком затянуто — «Скоро конец?»
Слайд 33«Смешение серьезного с шуткой, комического с трогательным…»
«Все жанры хороши,
кроме скучного»
Вольтер
Слайд 34Основная часть
3- 5 пунктов с выходом на основной
тезис
«КАРКАС ПОВЕСТВОВАНИЯ»:
1. Хронологический
2. Проблема/ решение
3. Возможность/ средства
4. Особенность/преимущества
5. Аргумент/заблуждения
6. Сравнение/контраст
Слайд 35Заключение
Повтор основного тезиса.
Итоги.
Выводы.
Эмоциональный
(комплиментарный) выход.
Слайд 36Элементы ораторского мастерства
Внимание.
3 круга внимания (образы)
— свет настольной
лампы - текст (доминанта)
— свет абажура - общение
с аудиторией
— освещенное пространство всей комнаты - оценивать и контролировать происходящее
Снять излишнее волнение перед выступлением, мышечная свобода.
Умение «приводить себя» в то или иное эмоциональное состояние.
от внутреннего к внешнему (личные ассоциации)
от внешнего к внутреннему — (Обстановка, жесты, мимика. Память мышц вызовет нужное состояние)
Слайд 37Невербальная коммуникация
язык тела,
паралингвистические средства,
одежда,
украшения.
Слайд 38ЯЗЫК ТЕЛА
Типичные позы могут носить культурный оттенок:
Можно учиться, переучиваться и
переучивать других (создавать образ другого человека, заниматься имиджмейкерством).
Слайд 39Жесты
Использование жестов для человека
становится необходимым, когда другие
средства недоступны
или мало
выразительны.
Слайд 40Мимика
Способ использования выражения лица:
Глаза
Губы
В мимике существуют два слоя:
естественный и культурный
Слайд 41Положение тела
Семиотика тела
=
природные инстинкты
+
влияние культуры.
Американцы предпочитают стоять боком
друг к другу во время обычного разговора
Слайд 42Проксемика
Способ использования пространства.
Расстояние между собеседниками зависит:
от возраста,
от пола,
от
степени знакомства
между ними
и от много другого.
Необходимо, одновременно с иностранным
языком изучать и неявную культуру народа.
Слайд 43Тактильная коммуникация
Использование тактильных элементов
коммуникации говорит о
взаимных отношениях,
статусе,
степени дружбы
между коммуникантами.
Слайд 60Паралингвистические элементы
Сопровождают речь, дополняют
Эмоциональную стороны коммуникации:
междометия,
интонация,
тональный уровень голоса,
громкость и
др.
Паралингвистические средства говорят о
сиюминутном состоянии собеседника
(спокойствие, взволнованность, уверенность,
усталость и т.п.).
Слайд 61Вам целесообразно заняться вашим голосом, если:
- люди часто просят вас
повторить только что сказанные вами слова;
- люди замечают у вас
идиосинкразию к публичным выступлениям;
- у вас устает горло после десятиминутного разговора;
- у слушающих вас людей через некоторое время начинает блуждать взгляд;
- вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения;
- вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь руководителем или занимаете иную высокую должность, потому что по вашей речи они этого не чувствуют;
- вам не нравится собственный голос.
Слайд 62Характеристики голоса, способствующего вашей самореализации
- приятный;
- вибрирующий;
- спокойный;
- хорошо модулированный;
-
низкого тембра;
- доверительный;
- мелодичный;
- заботливый;
- уверенный;
- властный;
- дружеский;
- хорошо интонированный;
-
выразительный;
- естественный;
- звучный.
Слайд 63Техника подготовки выступления
Физическая и голосовая разминка
I. Мышечная свобода
Упражнения перед
любым публичным выступлением. Минутная разминка:
Растягивание позвоночника.
Осанка.
Мышечная
свобода.
«Поза кучера».
«Струна».
Разогрев рук, лица.
Слайд 64II. Голос
Упражнения:
Счет до 15 с опорой на диафрагму.
«Сирень».
Тембры «ж», «з»,
«нь» с выходом на «у».
Три парохода «у».
Звучание в маске «м»
с выходом на гласные.
Чтение стихов по диапазону с растяжением гласных.
Слайд 65Произнесите одну и ту же фразу с разными интонациями:
Произнесите одну
и ту же фразу с разными интонациями:
Исполнитель пишет цифры в
своей последовательности и исполняет фразу 6 раз с жестами и мимикой.
Задача слушающих угадать эмоцию и записать 6 угаданных эмоций в виде ряда цифр по каждому выступающему.
Слайд 66Ритмика речи
Ритмика речи включает
ритм и паузацию.
Количество битов информации,
произнесенное между паузами,
регулируется формулой
7 + - 2
Слайд 67«Свободная пятерка»
Ощущение владения речью у слушающего и говорящего.
После единицы,
двойки, тройки и четверки читаются через «горку».
Единица — субъективный абсолют.
Двойка
— лозунг, кредо.
Тройка — прорыв, призыв к соучастию.
Четверка — баланс, «установленная истина».
Слайд 68Тезис и его выделение в речи
Тезис —ключевое предложение, которое является
пунктом плана и «обрастает» предложениями-аргументами и «упаковывают» главную мысль. Тезис
обычно располагается в конце абзаца.
Абзац - единство может воздействовать на левое и правое полушарие.
Тезис имеет звуковые характеристики:
паузу в три единицы до и после;
замедление темпа речи в два раза.
Слайд 69Одежда и внешний вид
Говорят о стабильных характеристиках личности коммуниканта:
социальный статус,
роль,
работа и др..
Слайд 70Речевые стереотипы
РОДИТЕЛЬ - требует, оценивает
ВЗРОСЛЫЙ - работает с информацией,
рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму,
логике и т. п.
ДИТЯ (Ребенок) - проявляет чувства (обиды, страха, и т. п.), подчиняется, проявляет беспомощность, извиняется в ответ на замечания и т. п.
ПРИСТРОЙКА СВЕРХУ осуществляется при проявлении своего превосходства (начальник, старший);
ПРИСТРОЙКА СНИЗУ – подчинения (подчиненный, младший),
ПРИСТРОЙКА РЯДОМ – равного партнерства (у коллег одного возраста и положения).
Слайд 91В 1876 году
Грэхем Белл сделал
уникальное открытие.
Голосовая почта
Мобильные телефоны
IP-телефония
Другие средства коммуникации.
Почему они не вытеснили
из нашей жизни телефон.?
Слайд 93Характерные черты телефонного общения:
отсутствие зрительного контакта
краткость и
лаконичность обращения
внезапность контакта
Слайд 95ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
Преимущества и недостатки практически уравновешивают друг друга.
На телефонный звонок
обязательно
отреагируют, тогда как в личной
встрече могут и отказать.
В
вашем распоряжении от трех до пяти минут.
3 – 5 минут
Слайд 96Телефонные контакты
по инициативе (инициатор разговора по телефону);
по
целям звонка;
по степени знакомства и установленного контакта.
ЗВОНКИ ТРАДИЦИОННО ПОДРАЗДЕЛЯЮТ
на входящие (те, которые делают вам)
и исходящие (те, которые делаете вы),
внешние
и внутренние (например, среди сотрудников одной компании),
первичные
и повторные.
Первичные исходящие звонки иногда называются «холодными звонками» («cold calls»).
Слайд 97Структура разговора
- установление контакта;
- предложение (обмен информацией);
- фиксирование результатов.
Слайд 98Установление контакта
обращение (нейтральные, акцентированные;
самопрезентация (личность, социальный статус);
идентификация (личность и полномочия собеседника).
Слайд 99САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
Разговор с кадровым агентством
Разговор с секретарем
работодателя
Разговор
с работодателем
03.04.1973. Мартин Купер
Слайд 100Планирование
подготовьте перечень вопросов, адресованных конкретному лицу;
«прокрутите» вероятный сценарий
ведения переговоров;
попробуйте предусмотреть тактику собеседника с тем, чтобы удовлетворить
собственные интересы;
перед началом переговоров убедитесь в наличии информации, которая может потребоваться;
делайте пометки по ходу беседы.
Слайд 101"Слышать"
не перебивайте говорящего,
слушайте вслух - задавайте короткие наводящие вопросы,
повторяйте последние
слова в виде вопроса.
Слайд 102ЗАГОВОРИ, ЧТОБЫ Я ТЕБЯ УВИДЕЛ!
«В звуке голоса, как и во
всем облике говорящего, заключено не меньше красноречия, чем в выборе
слов»
(Ф. де Ларошфуко).
Какая информация о собеседнике в его голосе?
Потенциально эффективность коммуникации снижается до уровня
45 %,
если вы не сумеете компенсировать их отсутствие.
Слайд 103ЧТО СЛЫШНО?
Интенсивность (громкость голоса) традиционно отождествляют с компетентностью и уверенностью
человека в себе.
Тембр играет ведущую роль в формировании образа
собеседника – можно предположить его возраст, эмоциональное состояние, соответственно, уместность обращения.
Тон голоса. Варьируя тональностью голоса, избегайте монотонности и формируйте нужный вам образ.
Темп речи и паузы говорят о темпераменте человека, помогают донести смысл сказанного им.
Дикция, особенности произношения, «активная» лексика…
Слайд 105ЭКСПРОМТ ПО ТЕЛЕФОНУ
Наиболее типичная ошибка
– отклонение от цели.
Необходимо позвонить
- оставьте хотя бы
10 секунд на размышления:
- Представьте, что
вы собираетесь сказать;
- Уточните для себя, с кем именно хотите переговорить;
- Сформулируйте основные вопросы и варианты ответов собеседника;
- Предусмотрите различные варианты развития разговора;
- Предположите, какая информация вам может потребоваться в ходе беседы.
Слайд 107НЕСВОЕВРЕМЕННО!
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЗВОНИТЬ:
- в первую половину дня понедельника;
- во вторую
половину дня пятницы;
- в первый и последний час рабочего времени;
-
в обеденный перерыв, если таковой существует.
Обязательно уточните, удобно ли
собеседнику разговаривать с вами.
Слайд 108КАК УЙТИ ОТ НЕПРИЯТНОГО РАЗГОВОРА?
либо вступить с собеседником в разговор
и сразу «дать отпор»,
либо уклониться от разговора.
Слайд 109КАК ЗАВЛАДЕТЬ ВНИМАНИЕМ?
- как можно чаще употребляйте местоимение «ВЫ»
- называйте
собеседника по имени, если вы знаете, как его зовут;
- говорите
предельно ясно и определенно, короткими «телеграфными» фразами;
Слайд 110- в самом начале разговора объясните цель звонка;
- слушайте внимательно;
-
повторяйте ключевые фразы, которые произнес ваш собеседник.
«Кто говорит сам, тот
не узнает ничего!»
Слайд 111КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ РАЗГОВОР?
Пересказ
Реакция
Завершение
Слайд 112ПРЕВРАЩАТЬ ПРЕТЕНЗИИ В НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
- не обращайтесь к разуму рассерженного
человека;
- не относите жалобы в адрес фирмы на свой счет;
-
сохраняйте спокойствие и выдержку;
- попробуйте встать на место «потерпевшего» и только потом начинайте отвечать;
- предоставьте возможность выговориться рассерженному человеку;
- выясните суть проблемы с помощью открытых вопросов;
- слушайте активно;
- старайтесь найти решение, информируйте человека, но не обещайте невыполнимого.
Слайд 113КАК ДЕЛИКАТНО ЗАВЕРШАТЬ РАЗГОВОР?
- задавайте вопросы («А что, если вы
направите информацию письменно? Вам удобнее по факсу или электронной почте?»)
-
попросите перезвонить позже («в запасе лишь 30 секунд»)
- выслушайте и попросите оставить координаты, чтобы передать их компетентному сотруднику.
Слайд 114РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЬ
ИЗ ЯЗЫКА ОБЩЕНИЯ
«Я не знаю». Лучше, если вы сразу
переадресуете звонок компетентному сотруднику.
«Мы не сможем этого сделать». Рекомендуется акцентировать
внимание на том, что вы можете сделать для решения его проблемы, а не на обратном.
«Вы должны…». Выбирайте более деликатные формулировки, например, «имеет смысл…», «лучше всего, если…»
Разговорному жанру не место в служебном звонке!
Слайд 115ПРОВАЛ ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА
МИНОРНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ
ВЫ - НЕ ЦЕЗАРЬ!
ПОСТОРОННИЕ ШУМЫ
НЕ КЛАДИТЕ ТРУБКУ…
НЕПРИСТОЙНАЯ
ЗАБЫВЧИВОСТЬ
Слайд 116КАК ЗАКОНЧИТЬ РАЗГОВОР?
- подтвердите достигнутые договоренности самым подробным образом;
- поблагодарите
за звонок;
- согласуйте время и дату следующего контакта;
- попрощайтесь;
-
положите трубку.
Слайд 117В конце разговора обязательно его резюме.
«спасибо, что уделили время.
Зная вашу занятость, не могу вас больше задерживать»;
«было приятно
выяснить с вами вопрос. Будем на связи»;
«в подтверждение разговора обязательно вышлю факс. Спасибо за звонок».