Слайд 1ЛОГИСТИКА
Литература
Гаджинский А.М. Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных
заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИВЦ
«Маркетинг», 2000. – 375 с.
Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 208 с.
Гаджинский А.М. Практикум по логистике. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001.
Логистика в примерах и задачах / под. ред. В. Лукинского – М.: Финансы и статистика, 2009
Слайд 25. Логистика: Учебное пособие / Под ред. И.И. Полещук.
- Мн.: БГЭУ, 2007. – 431 с.
6. Линдерс М.Р., Фирон
Х.Е. Управление снабжением и запасами: Логистика / Пер. с англ. – СПб.: ООО «Издательство Полигон», 1999. – 768 с.
7. Логистика. Программа, методические указания к выполнению практических занятий и написанию курсовой работы для студентов спец. Э.02.02.00, состав. Борушко Н.В.,Крачковский А.П., Мн.: БГТУ,2001.
Слайд 3Вопросы лекции: Логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия (фирмы)
1. Определение
дисциплины, основные понятия
2. Факторы и уровни развития логистики
3. Эффективность применения
логистики, связь с маркетингом
Слайд 41. Определение дисциплины, основные понятия
Логистика происходит от греческого слова «logistike»,
что означает «искусство вычислять, рассуждать». История возникновения и развития практической
логистики уходит далеко в прошлое. В период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты» или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания.
Слайд 5В армии Наполеона логистики занимались решением вопросов планирования, управления и
снабжения, определения места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог
и т.д.
С середины 1980-х годов логистика наиболее успешно используется в индустриально развитых государствах для повышения экономической эффективности деятельности предприятий (фирм), для того чтобы доставить продукцию конечному потребителю в нужное место, время, нужного качества, в нужном количестве с наименьшими затратами.
Слайд 6Мы рассматриваем логистику как теорию и практику управления материальными и
связанными с ними информационными, финансовыми потоками.
Управление материальным потоком складывается из
двух частей:
принятие решения;
реализация принятого решения.
Слайд 7Определение дисциплины (курса)
Логистика – это наука о планировании, контроле и
управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми
в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации».
Слайд 8Основные понятия логистики
1. Материальные потоки (МП) образуются в результате транспортировки,
складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и
готовыми изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя в определенный промежуток времени. МП (грузы) протекают между различными предприятиями или внутри одного предприятия. МП имеет размерность: т/мес., м3/кв. шт./дн. и др.
Слайд 92. Информационный поток (ИП) – совокупность циркулирующих на предприятии, между
предприятием и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля
логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов. Размерность ИП зависит от носителя данных: док./сутки, кб./сек. и др. Наличие логистического ИП, включающего в себя сбор данных о МП, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации обязательно.
МП и ИП имеют направления, которые могут не совпадать.
Слайд 103. Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленная на
преобразование материального и/или информационного потока (складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка,
внутреннее перемещение: сбор, хранение и обработка данных и т.д.). Логистические операции можно разделить на две группы: с МП и ИП.
Слайд 114. Логистическая цепь. В логистической цепи выделяют следующие главные звенья:
поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство
товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции.
Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, охватывает кадры, т.е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.
Слайд 12Логистическая система – адаптивная система с обратной связью, выполняющая те
или иные логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем
и имеющая развитые связи с внешней средой (инфраструктура экономики отдельной страны или группы стран, промышленное или торговое предприятие, комплекс и т.д.). Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.
Слайд 13Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия
и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных
регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
Слайд 14Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят
различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой
класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.
Слайд 152. Факторы и уровни развития логистики
Факторы развития логистики. Развитие логистики
помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных
с движением грузов, определили следующие два фактора:
усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения (переход от рынка продавца к рынку покупателей) ;
создание гибких производственных систем.
использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;
Слайд 16ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм
ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;
унификацию правил и
норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизацию технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.
Слайд 17Важную роль в создании объективных возможностей для развития логистики сыграл
технический прогресс в средствах связи и информатики. Он позволил на
более высоком уровне проводить контроль всех основных и вспомогательных процессов товародвижения.
Уровни развития логистики. Анализ ведущих промышленных стран позволил выявить в их рамках четыре последовательные стадии развития логистики.
Слайд 181. Для первой стадии развития логистики характерен ряд следующих моментов.
Компании работают на основе выполнения сменносуточных плановых заданий, форма управления
логистикой наименее совершенна. Область действий логистической системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции, отправляемой с предприятия, и ее транспортировку. Работу системы логистики на данной стадии ее развития в компании обычно оценивают величиной доли затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в общей сумме выручки от продажи.
Слайд 192. Для систем логистики второго уровня развития, характерно управление потоком
производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного
потребителя. Контроль системы логистики распространяется на следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы логистики. Работа логистической системы оценивается исходя из сопоставления данных сметы расходов и реальных затрат.
Слайд 203. Системы логистики третьего уровня контролируют логистические операции от закупки
сырья до обслуживания конечного потребителя продукции. К дополнительным функциям таких
систем относятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча или закупка сырья, управление запасами сырья или незавершенного производства, проектирование систем логистики. Единственная сфера, которая не контролируется менеджером по логистике, — это повседневное управление предприятием. Работа системы оценивается не путем сравнения затрат прошлого года или сметы расходов, а сравнивается со стандартом качества обслуживания.
Слайд 214. Число предприятий, использующих логистические системы четвертого уровня развития, пока
еще невелико. Область действий логистических функций здесь в основном аналогична
той, что характерна для систем логистики третьей стадии развития, но с одним важным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов.
Слайд 22III. Эффективность применения логистики, связь с маркетингом
По данным Европейской
логистической ассоциации применение логистики позволяет сократить время производства товаров на
25%, снизить себестоимость производства продукции до 30%, сократить объемы материально-технических запасов от 30 до 70%.
Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Наиболее тесное взаимодействие логистики происходит с маркетингом.
Маркетинг и логистика представляют собой самостоятельные направления производственно- хозяйственной деятельности, тесно интегрированные между собой. Наилучший результат можно получить при умелом использовании обеих концепций одновременно.
Слайд 23Одной из важнейших функций логистики является организация материально-технического обеспечения потребителей. Требования
потребителей заключаются не только в удовлетворении потребности производства в сырье, материалах и изделиях высокого
качества, но и в обеспечении точно в срок, по выгодным ценам на услуги логистического характера при минимальном уровне совокупных затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования и удовлетворить мотивации потребителей, необходима активная маркетинговая деятельность.
Сущность маркетинга заключается в управлении производством, продвижением на рынок и выгодной реализации продукции, ориентированном на существующий спрос.