Слайд 1Логопедическая
работа над
всеми сторонами речи
Что должны
дать ребенку!
Слайд 2Работа над звуком
Включает в себя 5 этапов:
Подготовительный этап
Постановка звука
Автоматизация звука
Дифференциация
звука
Введения звука в самостоятельную речь
Слайд 3Подготовительный этап
Цель: подготовка слухового и рече-двигательного анализаторов к постановке звуков
Проводится
упражнения направленные на развитие:
артикуляционной моторики;
речевого дыхания;
голосоведения;
Фонематических процессов.
Слайд 4Постановка звука
Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного нарушенного звука.
Способы постановки:
От
сохранного звука
Разложением артикуляции
По подражанию
Механический способ
Смешанный
Слайд 5Направления работы:
1. Развитие слухового восприятия.
Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука.
2.
Развитие фонематического анализа.
Цель: выделение отрабатываемого звука на фоне слова, уточнение его
слухопроизносительного образа.
3. Развитие речевой артикуляторной моторики.
Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения; отработка каждого элемента необходимого артикуляторного уклада.
4. Работа по непосредственной постановке звука.
Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.
Слайд 6Автоматизация звука
Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале;
введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.
Слайд 7Направления работы:
1. Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь
(основное направление работы).
2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и
синтеза).
3. Работа над просодической стороной речи: над ударением в процессе автоматизации звука в словах и слогах (используются серии слоговых цепочек с перемещающимся ударным слогом); над темпом, ритмом, логическим ударением и интонацией в словосочетании, предложении и связной речи).
4. Словарная работа (обогащение, уточнение, активизация и систематизация словаря).
5. Совершенствование грамматического строя речи.
Слайд 8Дифференциация звука
Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического
анализа и синтеза.
Выделяются подэтапы:
Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых
Этап
слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Слайд 9Упражнения первого подэтапа.
а). Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное,
слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения (упражнения при постановке звука).
б). Игры
и упражнения на уточнение слухового образа звука (картинка-символ, игры на звукоподражание).
в). Выделение звука на фоне слога (“Красный – зелёный”).
г). Выделение звука на фоне слова (исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемые в произношении). “Подними цветной кружок на заданный звук”, “Назови картинки (придумай слова), где есть заданный звук”.
д). Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.
е). Выделение слова с данным звуком из предложения.
Слайд 10Упражнения второго подэтапа (речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками).
а).
Дифференциация звуков в слогах (повторение слогов со звуками, выделение звуков
из слогов с поднятием кружка-символа, придумывание слогов со звуками, преобразование слогов).
б). Дифференциация звуков в словах (определение звука в словах, места звука, работа с картинками –квазиомонимами и др. упр.).
в). Дифференциация звуков в предложениях (аналогично упражнениям первого подэтапа, но включаются оба смешиваемых звука).
г). Дифференциация звуков в связной речи (работа с картинками, стихами, короткими текстами).
Слайд 11Введение звука в свободную речь
Развитие умения использовать автоматизированные и отдиференцированные
на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях.
2. Формирование
способности контролировать своё умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи.
Слайд 12Фонематические процессы:
Фонематический слух
Фонематическое восприятие
Звуковой анализ и синтез
Работа над фонематическим процессами
включает 5 этапов
Слайд 13Первый этап – различение неречевых звуков
Различение на слух неречевых звуков
является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Можно предложить следующие игры:
Игра
"Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Слайд 14Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите
ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать
вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Слайд 15Второй этап – различение звуков речи по тембру, силе и
высоте
Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей
и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
"Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.
Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Слайд 16Третий этап – различение сходных по звучанию слов
Игра "Слушай и
выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком,
сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота – ворота, ведведь – медведь,).
Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения
Слайд 17Четвертый этап – различение слогов
Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что
есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги.
Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Слайд 18Пятый этап – различение звуков
Объяснить ребенку, что слова состоят из
звуков.
Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует
- сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Слайд 19Внимание!
Наблюдая за деятельностью детей следует обращать внимание на следующие показатели:
умение
детей слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять их;
умение
различать звуки в словах, слогах и в рядах звуков;
отработать навык различение на слух фонем по акустическим особенностям( в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких и т.п.);
формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, воспроизведения слоговой структуры)
Слайд 20Лексико-грамматическая сторона речи
Логопедическая работа по коррекции лексической стороны включает следующие
направления:
Расширение объема словаря
Уточнение значения слова
Развитие структуры значения слова
Формирование семантических
полей и лексической системности
Расширение связей между словами в лексиконе.
Слайд 21Игра: «Холодно – Горячо»
Цель: Обогащение словарного запаса существительными Взрослый
просит детей закрыть глаза, затем прячет предмет и задает вопрос:
«Где мишка?» Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.
Игра: «Опиши предмет»
Цели: Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.
Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, яблоко, оно желтое, напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».
Слайд 22Игра «Посылка»
Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках
предметов, развитие связной речи.
Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом
внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
Игра «Аналогии»
Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик.
Слайд 23Игра «Я знаю пять…»
Цели: Активизация слов с обобщающим значением,
развитие понимания родовидовых отношений между словами.
Дети встают в круг. Первый
игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» — и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.
Игра с мячом «Ассоциации»
Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.
Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.
Слайд 24Игра «Я собрал в огороде…»
Цели. Расширение объема словаря, развитие
слуховой памяти. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на
огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.
Слайд 25Игра «Назови другим словом»
Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря
синонимов.
Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как
это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.
Слайд 26Грамматический строй речи включает два процесса:
Словоизменение
Словообразование
Слайд 27Словоизменение
«Назови ласково и сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов). У меня есть волшебная палочка. К чему бы
она не прикоснулась, все становится маленьким: был стол – стал столик… Кровать – кроватка; стул – стульчик; ведро - …, воробей -… и т.п.
«Из чего сделано?» Образование относительных прилагательных: Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха…Стол из дерева… Рыбка из стекла … Снегурочка из ваты … Хлопушка из бумаги … Лошадка из картона … Звёзды из пластмассы … Машина из металла… Снежинка из полиэтилена … Баба из снега …
Слайд 28«Назови детенышей» «Назови птенцов» (в единственном и множественном числе).
«Измени по образцу»: У мамы с
папой родился ребенок. У животных рождаются детеныши, у птиц вылупляются птенцы. А
кто родился у коровы? А если не один? (телята) У собаки - …, у козы - …, у волка - …, кто вылупился у грача -…(грачата, грачонок).
У котят мама - кошка, а папа - кот. У щенят мама…, а папа …, у телят мама …, а папа … и т.д.
«Доскажи словечко». Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит).Шофёр к машине … (подходит).Девочка с горы … (съезжает).Старушка через улицу … (переходит).Девочка через лужу … (перепрыгивает).Птичка из клетки … (вылетает).
Образование сложных слов Пыль сосет – пылесос, сам летает -.,, сам катится -…, сам варит -.., везде ходит -…, по луне ходит -.., сено косит -…, землю пашет -…, мясо рубит -…, кофе варит -
Слайд 29Словообразование
«О чем ты мечтаешь?» (употребление существительных в предложном падеже)
Платье – я
мечтаю о платье. Туфли – я мечтаю о…
«Один – много». Стул
– стулья, кровать……яблоко…..
«Много – один». Столы - стол… помидоры…..деревья…магазины…..
«Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…». У меня есть свежая капуста. – А у меня нет свежей капусты.
Слайд 30«А у меня нет…» (существительные единственного числа в родительном падеже) Взрослый: У
меня есть яблоко. Ребенок: А у меня нет… У животных
есть хвосты. А у тебя нет (чего?)? У тебя есть брови, а у птиц нет (чего?)…
«Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными) Считай до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров
«Скажи правильно» Мама моет руки мыло (мылом)….
Слайд 31Связная речь
Связная речь включает:
Диалог (вопросно-ответная форма общения)
Монолог (высказывание одного лица)
Сначала
у ребенка формируется диалог, и только на его основе развивается
монолог.
Слайд 32Подготовительный этап
Цель: формирование психофизиологических предпосылок для обучения.
Большое внимание уделяется расширению,
активизации словаря, в особенности глагольного.
Используются приемы по развитию мнестических процессов
Слайд 33Основной этап
Цели:
1. - формирование навыка осмысления общего содержания картины;
2. -
развитие практического навыка построения связного высказывания.
Значительное место в работе над
развитием связной речи занимают задания:
- конструирование предложений из набора слов;
- окончание начатого предложения;
- установление логической связи между двумя – тремя предложениями.
Слайд 34Заключительный этап
Цель: закрепление приобретенных навыков правильного употребления связного высказывания, и
навыков самоконтроля за правильностью установления связного высказывания.
Используемые упражнения строятся по
принципу от простого к сложному:
Закончить рассказ методом добавления одного предложения с опорой на предметные картинки;
Составить рассказ по картинкам на определенную тему;
Самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок или по заданной теме;
Редактирование текста;
Составление рассказа на определенную тему с данными словами;
Рассказать о маме;
Инсценировки; Драматизации
Слайд 35Просодическая сторона речи
Вербальные тренинги
Невербальные тренинги
Логоритмические минутки.
Медленные стихи.
Подбор рифмы.
Работа
над паузой, насыщенной речевым содержанием.
Работа по развитию высоты голоса и
речевого дыхания.
Работа над интонацией.
работа по формированию мелкой моторики,
работа над ритмом,
работа над развитием мимики.
Слайд 36Логоритмические минутки
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как
бежишь? – Вот так.
Как ты спишь? – Вот так.
Ждешь обед?
– Вот так.
В даль глядишь? – Вот так.
Машешь в след? – Вот так.
Слайд 37Работа над ритмом
/-//-/-//
/-//-///
//-///
/-//-/-/
///-/-//
ТА
– та
та - ТА
па – ПА – па
ПА –
па – па
па – па - ПА
Слайд 38Работа над развитием мимики
"Удивилки" - поднять брови.
"Поразилки" - поднять брови,
открыть рот.
"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.
"Хмурилки"
- нахмурить брови.
"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки.
"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.
Слайд 39Работа над рифмой
Я залез на коня
И держусь руками,
Посмотрите на меня.
Я
поехал к...
Маленький бычок,
Рыженький бочок.
Ножками ступает.
Головой ...
Я сегодня утром
рано
Умывался ...
У меня в кармашке
Маки и ...
Слайд 40Развитие речевого дыхания и голоса
Упражнения:
«Эхо»,
«Дует ветер»,
«Лесенка».
Слайд 41Развитие темпа
Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп)
Завертелись карусели. - -
-(медленный темп)
А потом, потом, потом - - -(средний темп)
Все бегом,
бегом, бегом! - - -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите - - -(средний темп)
Карусель остановите. - - -(средний темп)
Раз, два, раз, два - - -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп)
произносить с убыстрением или замедлением темпа названия времен года, месяцев (зимних, весенних ...), дней недели, чисел от 1 до 10 и обратно т.п.
Слайд 42Работа над интонационной выразительностью
Волк:
- Лизавета, здравствуй!
Ничего идут дела,
голова пока цела.
На рынке.
Свининки.
Шерсти клок — ободрали правый
бок, хвост отгрызли в драке.
Собаки.
Лиса:
Как дела, зубастый?
Где ты был?
- Что купил?
- Сколько взяли?
- Кто отгрыз?