Слайд 1Локк
все устроенное в природе таким образом, что оно способно воздействием
на наши чувства породить в душе какое-нибудь восприятие, вызывает этим
в разуме простую идею
Слайд 2идеи и тепла и холода, света и мрака, белого и
черного, движения и покоя - одинаково ясные и положительные идеи
в уме. Хотя, быть может, производящей причиною их иногда является только отсутствие чего-нибудь в предметах, от которых наши чувства получают эти идеи
Слайд 3 теория знака: Локк
Большинство находящихся в уме идей ощущения так
же мало похожи на нечто находящееся вне нас, как мало
похожи на наши идеи обозначающие их названия, хотя они и способны, как только их услышат, вызывать их в нас
Слайд 4Бенедикт Спиноза
Бенедикт Спиноза(1632-1677) родился в Амстердаме в еврейской семье, которая
бежала из Португалии от инквизиции. В юности Спиноза изучал иудаистскую
философию и теологию и рассматривался как подающий надежды будущий служитель иудаистского культа. Но Спиноза рано проявил наклонности к независимости мышления, подкрепляемые изучением естественных наук и философии Декарта.
Слайд 5в возрасте 24 лет он был проклят и отлучен от
общины.
После отлучения Спиноза вел размеренную, скромную жизнь. Источником заработка была
шлифовка линз для оптических инструментов. Это давало ему возможность быть свободным и независимым. Он отклонил предложение занять пост профессора в университете, полностью и целиком посвятив себя философским занятиям
Слайд 6Causa sui, субстанция как причина самое себя, не может быть
мыслима одновременно с иной причиной и иными субстанциями.
Субстанция и необходимость
Субстанция
есть Бог и природа
Слайд 7Если субстанцию нельзя вообразить в человеческих понятиях, то отсюда следует,
что мы не можем приписать Богу те атрибуты, которые мы
можем вообразить.
Слайд 8Однако можем ли мы думать о субстанции, иметь понятие о
ней? В определенном смысле, да. Субстанция появляется перед нами двумя
способами, а именно как протяжение и как мышление. Это два из бесконечно многих способов, которыми субстанция обнаруживает себя и раскрывается перед нами
Слайд 9Дуализм и монизм
Геометрический метод
Слайд 10Лейбниц
Человек не есть атом по аналогии с простейшим элементом природы.
Такая аналогия «хромает», поскольку человек прежде всего есть дух
Простота и
самотождественность духа – иного свойства, чем у неделимого
Слайд 11Учение о сообществе с духовной точки зрения: монадология
Монада есть не
что иное, как простая субстанция… простая, значит, не имеющая частей
все,
что зависит от души, необъяснимо причинами механическими, т. е. с помощью фигур и движений
Слайд 12Если мы вообразим себе машину, устройство которой производит мысль, чувство
и восприятия, то можно будет представить ее себе в увеличенном
виде с сохранением тех же отношений, так что можно будет входить в нее, как в мельницу.
Слайд 13Предположив это, мы при осмотре ее не найдем ничего внутри
ее, кроме частей, толкающих одна другую, и никогда не найдем
ничего такого, чем бы можно было объяснить восприятие. Итак, именно в простой субстанции, а не в сложной и не в машине нужно искать восприятия
Слайд 14Единая не значит неизменная
Преходящее состояние, которое обнимает и представляет собой
множество в едином или в простой субстанции, есть не что
иное, как то, что называется восприятием (перцепцией) (изменение монады есть смена восприятий, то есть внутренних состояний при сохранении самотождества монады)
Слайд 15Деятельность внутреннего принципа, которая производит изменение или переходит от одного
восприятия к другому, может быть названа стремлением (более сложно устроенное
изменение, целеполагание). Поэтому более сложно устроенные монады есть энтелехии.
Слайд 16Всем простым субстанциям, или сотворенным монадам, можно бы дать название
энтелехии, ибо они имеют в себе известное совершенство и в
них есть самодовление, которое делает их источником их внутренних действий и, так сказать, бестелесными автоматами
Слайд 17Зло есть незнание действительных причин
Итак, когда нас что-либо не удовлетворяет
в ходе вещей, то возникает это из недостатка нашего понимания.
Ибо невозможно, чтобы всякий ум все понимал отчетливо, и для наблюдающего только некоторые части целого (преимущественно перед остальными) не может быть видна гармония этого целого
Слайд 18Из этого следует, что в мировом целом (in Universe) наблюдается
и справедливость, ибо справедливость — это не что иное, как
порядок, т. е. совершенство в отношении к духовности
Слайд 19Этот порядок должен исходить от некоего Реального Существа или причины.
Ибо причина, представляющая собой реальное основание (realis ratio) и истинность
возможностей и необходимостей (или отрицания противоположных возможностей),
Слайд 20не могла бы ничего произвести, если бы возможности не основывались
на вещи действительно существующей
Слайд 21Люди, поскольку последовательность их восприятии определяется только памятью, действуют как
неразумные животные, уподобляясь врачам-эмпирикам, обладающим только практическими сведениями, без теоретических;
и в трех четвертях наших поступков мы бываем только эмпириками; например, мы поступаем чисто эмпирически, когда ожидаем, что завтра наступит день, потому что до сих пор так происходило всегда. И только астроном судит в этом случае при помощи разума.
Слайд 22Главная наука – рациональная наука
а мысля о себе, мы мыслим
также и о бытии, о субстанции, о простом и сложном,
о невещественном и о самом Боге, постигая, что то, что в нас ограничено, в нем беспредельно. И эти-то рефлексивные акты доставляют нам главные предметы для наших рассуждений.
Слайд 23Первая производная рациональной науки – рациональная теология
А так как эта
субстанция есть достаточное основание для всего этого разнообразия, которое притом
всюду находится во взаимной связи, то существует только один Бог, и этого Бога достаточно.
Слайд 24Вторая производная – философия природы
Отсюда вытекает также, что творения имеют
свои совершенства от воздействия Бога, но что несовершенства свои они
имеют от своей собственной природы, которая не способна быть без границ. Ибо именно этим они и отличаются от Бога. Это первоначальное несовершенство творений заметно в естественной инерции тел .
Слайд 25Третья производная – историческая наука
существуют случайные существа, которые могут иметь
свое последнее, или достаточное, основание только в необходимом существе, имеющем
в себе самом основание своего существования.
Слайд 26Так как в идеях Бога есть бесконечное множество возможных универсумов,
из которых осуществиться может лишь один, то необходимо достаточное основание
для выбора, которое определяет Бог скорее к одному, чем к другому.
Слайд 27Эта причина может лежать только в соответственности или в степенях
совершенства, какое содержат в себе эти миры (Mundes), ибо каждый
возможный мир имеет право требовать для себя существования по мере совершенства, которое он заключает в себе. В этом и заключается причина существования наилучшего: мудрость в Боге познает его, благость избирает и могущество производит
Слайд 28Таким образом, во вселенной нет ничего невозделанного, или бесплодного: нет
смерти, нет хаоса, нет беспорядочного смешения, разве только по видимости;
почти то же кажется нам в пруду на некотором расстоянии, с которого мы видим перепутанное движение рыб и, так сказать, кишение их, не различая при этом самих рыб .
Слайд 29«Предустановленная гармония»
Души действуют согласно законам конечных причин, посредством стремлений, целей
и средств. Тела действуют по законам причин действующих (производящих), или
движений. И оба царства - причин действующих и причин конечных - гармонируют между собой.
Слайд 30Согласно одному из них человек рожден преимущественно для деятельности и
в своих поступках руководствуется вкусом и чувством, стремясь к одному
объекту и избегая другого в зависимости от той ценности, которую он приписывает этим объектам
Слайд 31Философы другого рода рассматривают человека с точки зрения не столько
деятельности, сколько разумности и стремятся скорее развить его ум, чем
усовершенствовать его нравы.
Слайд 32операции нашего духа (mind), наиболее непосредственно сознаваемые нами, как бы
окутываются мраком, едва лишь становятся объектами размышления, и глазу нелегко
найти те линии и границы, которые разделяют и размежевывают их.
Слайд 33Эти объекты слишком мимолетны, чтобы долго оставаться в одном и
том же виде или положении; их надо схватывать мгновенно при
помощи высшего дара проникновения, полученного от природы и усовершенствованного благодаря привычке и размышлению.
Слайд 34В силу этого довольно значительную часть науки составляет простое распознавание
различных операций духа, отделение их друг от друга, подведение под
соответствующие рубрики и устранение того кажущегося беспорядка и запутанности, которые мы в них обнаруживаем, когда делаем их предметом размышления и исследования
Слайд 35На первый взгляд ничто не кажется более свободным от ограничений,
нежели человеческая мысль, которая не только не подчиняется власти и
авторитету людей, но даже не может быть удержана в пределах природы и действительности. Создавать чудовища и соединять самые несовместимые формы и образы воображению не труднее, чем представлять самые естественные и знакомые объекты
Слайд 36при более близком рассмотрении мы обнаружим, что она в действительности
ограничена очень тесными пределами и что вся творческая сила ума
сводится лишь к способности соединять, перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый нам чувствами и опытом. Думая о золотой горе, мы только соединяем две совместимые друг с другом идеи - золота и горы, которые и раньше были нам известны
Слайд 37Идея Бога как бесконечно разумного, мудрого и благого Существа порождается
размышлением над операциями нашего собственного ума (mind) и безграничным усилением
качеств благости и мудрости. Мы можем довести наше исследование до каких угодно пределов и при этом всегда обнаружим, что каждая рассматриваемая нами идея скопирована с какого-то впечатления, на которое она похожа
Слайд 38Очевидно, что существует принцип соединения различных мыслей, или идей, нашего
ума и что, появляясь в памяти или воображении, они вызывают
друг друга до известной степени методично и регулярно Мне представляется, что существуют только три принципа связи между идеями, а именно: сходство, смежность во времени или пространстве и причинность (cause or effect)
Слайд 39Я решаюсь выдвинуть в качестве общего положения, не допускающего исключений,
то, что знание отношения причинности отнюдь не приобретается путем априорных
заключений, но возникает всецело из опыта, когда мы замечаем, что отдельные объекты постоянно соединяются друг с другом
Слайд 40Наш ум никоим образом не может найти действия в предполагаемой
причине, даже посредством самого тщательного рассмотрения и исследования, - ведь
действие совершенно отлично от причины и поэтому никогда не может быть открыто в ней
Слайд 41Нужно сознаться, что природа держит нас на почтительном расстоянии от
своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств
объектов, скрывая от нас те силы и начала, от которых всецело зависят действия этих объектов.
Слайд 42Хлеб, который я ел раньше, насыщал меня; другими словами, тело,
обладающее известными чувственными качествами, обладало в то время и некоторыми
скрытыми силами, - но следует ли отсюда, что другой хлеб точно так же должен насыщать меня в другое время и что сходные чувственные качества должны быть всегда связаны со сходными скрытыми силами
Слайд 43Разве я не могу ясно и отчетливо представить себе, что
тело, падающее с облаков и во всех других отношениях похожее
на снег, однако же, имеет вкус соли или обладает жгучестью огня
Слайд 44Конвенциональная природа ценностей
Избирают не то, что нравится, а, избирая без
всякого повода, сами уже делают избранное нравящимся (при таком решении
не бывает никакого основания, предшествующего решении, ни в избрании, ни в предмете)
Слайд 45Математические идеи он интерпретирует как такие, которые касаются только отношений
между понятиями, а не реальности. Таким образом, математические идеи являются
"аналитическими", потому что речь идет не об их возможном соответствии с внутренними или внешними импрессиями, а лишь о логических отношениях между понятиями.
Слайд 46Метафизические идеи характеризуются именно претензией на то, что они говорят
нечто о реальности. Однако они не могут быть прослежены до
уровня внутренних и внешних импрессий. Поэтому эти идеи подвергаются эмпирицистской критике познания. Юм трактует идеи материальной и духовной субстанций как примеры таких метафизических иллюзий
Слайд 47Б. Спиноза (1632-1677);
Г.В. Лейбниц (1646-1716).
Дж. Беркли (1685-1753);
Д. Юм
(1711-1776).