Слайд 1Людмила Гурченко
и актрисы
30 – 50-х годов ХХ века
(на материале мемуарной книги «Моё взрослое детство»)
Слайд 2«Гурченко спела одну из песен модной в те годы аргентинской
актрисы Лолиты Торрес … и была непередаваемо похожа на оригинал,
который она то ли бессознательно, то ли с умыслом копировала. Было ясно, что Лолита Торрес являлась её тогдашним кумиром».
(Э.А. Рязанов в книге «Неподведённые итоги»
о кинопробах к «Карнавальной ночи»)
Слайд 3Читая «Моё взрослое детство», понимаешь, что
Лолита Торрес далеко не
единственный кумир актрисы.
В книге мы встречаем
имена и других
киноактрис
30 – 50-х годов ХХ века,
на чьих ролях росла
маленькая Люся.
Это и Марика Рёкк, и Жанетт Мак-Доналд, и Любовь Орлова.
Упоминая главную героиню фильма «Большой вальс» - Карлу Доннер, Людмила Марковна имеет в виду актрису Милицу Корьюс, которая исполняла эту роль.
Слайд 4Как Людмила Марковна
характеризует любимых актрис?
Какие из этих характеристик могли
оказать влияние
на формирование
Гурченко как личности
и как актрисы?
Слайд 5
Описывая актрис, Людмила Марковна указывает различные их характеристики:
1) род занятий
: «Когда я училась в институте кинематографии, я узнала, что
Жанетт Мак-Доналд – опереточная актриса, успешно снимавшаяся в тридцатые годы, очень хорошая, но не выдающаяся и не глубокая» («Моё взрослое детство», с. 181);
2) национальность: «Потом я влюбилась в американскую актрису Жанетт Мак-Доналд» («Моё взрослое детство», с. 176);
Слайд 63) эпоха, с которой данное имя соотносится: «Я вспоминаю, что
кумиром Таи мы с режиссёром решили сделать звезду пятидесятых годов
Лолиту Торрес» («Моё взрослое детство», с. 193);
Слайд 7 4) названия фильмов, в которых эти актрисы снимались: «Девушка
моей мечты», «Возраст любви», «Спринг Тайм», «Весёлые ребята» и др.;
Слайд 85) статус актрисы в мире кино: «У меня даже выработался
собственный сюжет оригинального фильма. В нём играли тётя Валя, мама,
папа и я. Когда совсем уж не обойтись, появлялась сама звезда – Марика Рёкк» («Моё взрослое детство»,
с. 52);
Слайд 96) способности актрис в области кино, пения и танца: «Я
исполнила песню из кинофильма «Девушка моей мечты»… Дома продумала движения,
напоминающие танец Марики Рёкк, и разложила их на каждую строчку текста песни» («Моё взрослое детство», с. 52).
Этот признак раскрывает сущность очень важного для Людмилы Марковны понятия - «актриса» (исполнительница ролей в спектаклях и фильмах, обязательно обладающая вокальными и хореографическими способностями);
Слайд 10
7) внешние черты: «Наутро у тёти Вали была причёска, как
у Марики Рёкк. Впереди маленькие колечки, а сзади плыли волны
по плечам» («Моё взрослое детство», с. 51);
8) элементы туалета актрис: «Я переносилась в атмосферу вальса, оркестра, скрипок, я была влюблена в «красивого чернявого орла» Штрауса, танцевала с ним в белой шляпе и пела высоким голосом Карлы Доннер» («Моё взрослое детство», с. 103).
Эти характеристики указывают на особенности жанра (вспоминая о детстве, актриса обращает внимание на наиболее отчётливо запомнившиеся детали – внешние черты и элементы туалета своих кумиров).
Слайд 11
Не случайно Людмила Гурченко часто сравнивает себя со своими любимыми
актрисами: «Накину на себя, как Любовь Орлова в «Весёлых ребятах»,
кружевное покрывало…» («Моё взрослое детство», с. 182); «Я шла подпрыгивающей походкой по коридору студии «Мосфильма» в огромной широченной юбке, затянутая в талии так, что Лолите Торрес и не снилось» («Моё взрослое детство», с. 207).
Именно некоторые внешние характеристики иногда напоминают нам саму Людмилу Марковну (подчёркнутая широкой юбкой талия, кружевная накидка, шляпка).
Слайд 12В детстве пытаясь
подражать актрисам
той эпохи,
в зрелом возрасте
Людмила Гурченко сумела,
используя отдельные
элементы их образов,
создать свой,
неповторимый, стиль.
Всю жизнь помня об артистках,
увиденных в кинотеатрах военного
и послевоенного Харькова,
Людмила Марковна
наполнила понятие «актриса» собственным смыслом
и стала абсолютно неподражаемой звездой советского и российского киноэкрана.
Слайд 13Литература
Гурченко Л.М. Аплодисменты. – М.: Центрполиграф; Кинокомпания Сергея Сенина, 1994.
Рязанов
Э.А. Неподведённые итоги. – Л., 1991.
В презентации использованы фотографии, найденные
на просторах Интернета.