Слайд 1Моделирование технических систем (ТС)
Слайд 2Определения
Объект - некий, оказавшийся в фокусе нашего внимания элемент
материального мира.
Продукт - объект с определенным свойством.
+ Свойство
Продукт
Объект
+{СВОЙСТВО}=
Слайд 3Свойство. Дополнительные замечания
Примеры неудачного указания продукта: просверленная деталь, вбитый гвоздь,
сжатый воздух.
Примеры более четкого определения продукта: деталь с отверстием (с
пустотой), стена с гвоздем, воздух с такой-то плотностью.
<ОБЪЕКТ>1+<ОБЪЕКТ>2 = <ПРОДУКТ>
Слайд 4Техническая система - совокупность элементов, обеспечивающих появление продукта.
+ Свойство
Продукт
Объект
Техническая система
Функция
технической системы заключается в придании объекту желаемого свойства.
Слайд 5Определения
Техническая система (ТС) – созданное человеком (автоматом) устройство, предназначенное для
удовлетворения определенной потребности.
Любая ТС является носителем какой либо главной полезной
функции (ГПФ).
Реальным носителем ГПФ является инструмент (рабочий орган (РО)). Для его функционирования к нему подстраиваются другие элементы, образующие ТС (двигатель, трансмиссия, источник энергии, орган управления).
Каждая ТС кроме ГПФ, ради которой она существует, может выполнять дополнительные функции. Среди дополнительных функций выделяют вспомогательные функции (ВФ), облегчающие выполнение ГПФ, и сопутствующие функции (СФ), которые ТС может выполнять кроме основной. Таким образом функциональность ТС можно представить:
Функциональность ТС = ГПФ+ВФ+СФ
Слайд 6Определения
Структура ТС – неизменная в период функционирования совокупность элементов и
связей между ними, которые определяются физическим принципом действия, выбранным для
осуществления ГПФ.
Элемент структуры – относительно минимальная единица структуры, способная к выполнению элементарной функции и остающаяся неизменной во время функционирования.
Основные типы структур ТС:
1. Корпускулярная. Состоит из слабосвязанных элементов. Примеры: газ, рыболовная артель.
2. Плотная упаковка. Состоит из однотипных жестко связанных элементов. Пример: кирпичная стена, пчелиные соты.
3. Цепная. Состоит из одинаковых шарнирно связанных элементов. Пример: поезд.
4. Сетевая. Состоит из разнотипных элементов, связанных между собой или непосредственно, или транзитом через другие элементы, или через центральный узловой элемент. Пример: телефонная сеть, система теплоснабжения.
5. Многосвязная. Элементы системы связаны множественными связями друг с другом. Пример: Интернет.
6. Иерархическая. Состоит из разнородных элементов, каждый из которых входит в структуру более высокого уровня иерархии и имеет горизонтальные и вертикальные связи. Пример: автомобиль, структура управления.
Слайд 7Части технической системы
Инструмент (рабочий орган) - часть технической системы, непосредственно
действующая на объект.
Примеры: Срезаем ножом ветку; книга лежит
на столе; печь отапливает комнату и согревает людей.
Выделите инструмент?!
Слайд 8Орган
управления
Источник
энергии
Объект
Двигатель
Трансмиссия
Инстр.
Источник энергии - то, откуда
система черпает энергию для производства работы.
Двигатель - то, где происходит
конечное преобразование энергии в вид, используемый инструментом.
Трансмиссия - то, что передает энергию от двигателя к инструменту.
Система управления - то, что обеспечивает совместную работу частей технической системы для появления продукта.
Слайд 9Подсистема и надсистема
Систему, использующую продукт данной технической системы, называют надсистемой.
Подсистема - такая система, продукт которой используется
данной технической системой.
Слайд 10Моделировать некоторый процесс по ТРИЗ - значит определить, что есть
продукт, что есть объект, что является обрабатывающим объект инструментом и
что обеспечивает взаимодействие объекта и инструмента. В случае совершения технической системой работы, необходимо выделить также источник энергии, двигатель, трансмиссию и систему управления.
Слайд 11Каждая часть технической системы может быть рассмотрена как продукт некоторой
(вспомогательной) системы.
Пример
Слайд 12 Моделирование
Моделировать некоторый процесс по ТРИЗ - значит определить, что
есть продукт, что есть объект, что является обрабатывающим объект инструментом
и что обеспечивает взаимодействие объекта и инструмента. В случае совершения технической системой работы, необходимо выделить также источник энергии, двигатель, трансмиссию и систему управления.
Слайд 13 Моделирование
1-ая задача с тестом
тесто
блинчик
Высокая температура
консоль
Поверхность сковороды с высокой Т
Газ
Спичка
и коробок
Человек
Слайд 14Моделирование
2-ая задача с гвоздиком
гвоздь
Гвоздь в доске
доска
Совокупность человеческих способностей
Та часть молотка,
которая соприкасается с шляпкой гвоздя
Организм человека
Силы человека
Руки человека
Слайд 15 Моделирование
3-ая задача с дверью
дверь
Дверь в закрытом состоянии
закрытая
человек
крепление пружины к
двери
Сила сжатия пружины
Кольца пружины
Субъект открывающий дверь
Слайд 16 Моделирование
4-ая задача с феном
Волосы с влагой
Волосы
без влаги
Температура воздуха 36
гр.
Человек, пуль управления
Воздух с
темп. 36 гр
электричество
Нагревающие элементы фена
Двигатель фена
Слайд 17 Моделирование
5-ая задача с шампурами
мясо
Мясо обработанное высокой Т
Температура воздуха 75
гр.
Человек
Воздух с
темп. 75 гр
Энергия выделяемая углями
Мангал, шампура и малекулы
кислорода
Сгораемый кислород
Слайд 18Моделирование
картофель
Картофель в земле
Какое то кол-во земли и какая-то глубина ямки
Человек
Земля
Энергия
тела
человека
лопата
Человеческий организм
Ситуация: сажаем картофель
Слайд 19 Моделирование
Комната без освещения
Комната с каким-то количеством света
Свет
выключатель
Энергия выделяемая лампой
Электричество
Вакуум,
колба
Нить накаливания
Ситуация: включаем свет в темной комнате
Слайд 20 Моделирование
Ковер с мусором
Ковер без мусора
Уничтожение мусора
Выключатель, пуль управления
Щетинки щетки
и всасывающий поток воздуха
Электричество
Трубка, щетка и др. элементы
Двигатель пылесоса
Ситуация: пылесосим
ковер, очищаем от мусора
Слайд 21 Моделирование
Самолет с V=0
Самолет с V=150 км/ч
V = 150 км/ч
Самолет
и его составные части, человек
Воздух выделяемый из турбин, внешняя среда
Двигатель
самолета
Турбины и механизмы обеспечивающие выработку воздуха
Реактивные двигатели турбины
Ситуация: взлет самолета
Слайд 22Описания ТС
Потребность или техническая функция (ТФ).
Функциональная структура (ФС).
Физический принцип действия.
Техническое
решение.
Проект.
Слайд 23Потребность, техническая функция
Слайд 27Техническое решение (ТР)
ТР – конструктивное оформление ФС.
При описании ТР используют
следующие группы признаков:
- перечень основных элементов, их взаимное расположение, способы
и средства соединения;
- последовательность взаимодействия элементов во времени;
- особенности конструктивного исполнения элементов;
- принципиально важное соотношение параметров для ТС в целом или отдельных элементов.
Слайд 28Проект
Проект включает значения параметров ТС и всех элементов до деталей.
Он содержит всю необходимую информацию для изготовления и эксплуатации ТС
(чертежи и конструкторская документация).
Слайд 29Изобретательская ситуация
В топливных баках самолета находится не только керосин, но
и атмосферный воздух, который содержит влагу. На больших высотах при
отрицательной температуре за бортом эта влага конденсируется на стенках баков и стекает в керосин. Так как вода тяжелее керосина, она опускается в низ и постепенно накапливается.
Сама по себе вода большой опасности для полетов не представляет, но опасна отрицательная температура при полете на больших высотах. Проходя по охлажденным трубопроводам, вода замерзает и, в виде кристаллов льда, попадает в топливные фильтры. Фильтры, забитые Льдом, перестают пропускать керосин. Двигатели останавливаются.
Накопившуюся в топливных баках воду нужно периодически сливать. Если это делать часто – обслуживание самолетов удлинится и станет дороже (с водой сливается и керосин). А если слив производить редко, то это может привести к остановке двигателей в полете.
Слайд 30Изобретательская ситуация сводится к решению изобретательских задач.
Максимальная (макси-) задача предполагает
разработку принципиально новой технической системы (ТС) для определенной цели.
В минимальной
(мини-) задаче необходимо сохранить существующую систему, но обеспечить недостающее полезное действие или убрать имеющееся вредное свойство.
Слайд 31Понятия и определения
Конфликтующая пара – это два элемента, между которыми
происходит конфликт – нежелательный эффект. Конфликтующая пара образует модель задачи.
Модель
задачи – это условная схема задачи, отражающая структуру конфликта в системе. Один из элементов конфликтующей пары является объектом рассмотрения (Изделие), а второй элемент – Инструментом.
Изделие – элемент ТС, который по условиям задачи надо обработать (изготовить, изменить, переместить и др.).
Инструмент - элемент, с которым непосредственно взаимодействует изделие (режущая кромка и др.)
Оперативная зона – пространство в котором происходит конфликт.
Оперативное время – время, в которое совершается конфликтное действие. Для разрешения конфликта может быть использовано время до конфликта или время после совершения конфликта.
Слайд 32Задача
Имеется установка для испытания дли тельного действия кислот на поверхность
образцов сплавов. Установка представляет собой герметично закрытую металлическую камеру. На
дно камеры устанавливают образцы. Камеру заполняют кислотой, создают необходимое давление и температуру. Кислота действует не только на образцы, но и на стенки камеры,
вызывая их коррозию и быстрое разрушение. Как быть?
Слайд 33Изделие – образец
Желаемый результат – испытание образца
Нежелательный эффект – порча
камеры
Взаимосвязи элементов
«+» – наличие конфликта
Слайд 34Конфликтующая пара
Правило 1. Пара должна состоять из изделия и инструмента.
Правило
2. Должна рассматриваться пара, в которой рассматриваются элементы, выполняющие полезную
функцию (желаемый результат).
В данной задаче конфликтующая пара -