Слайд 1
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
План:
1. Понятие
"теория и методика профессионального обучения". Цель и задачи курса.
2. Основные
вопросы методики профессионального обучения.
3. Структура методической деятельности педагога профессионального обучения.
Слайд 2Методика профессионального обучения – это наука о методах, техниках и
технологиях организации и проведения учебно-воспитательного процесса по конкретному предмету, дисциплине,
предметной области.
Слайд 3
Объект познания - процесс обучения отдельной дисциплине в образовательной организации
профессионального и дополнительного образования.
Предметом познания - педагогические знания и
навыки проектирования, конструирования и организации процесса обучения отдельной дисциплине.
Слайд 4
Цель общей методики - изучение закономерностей обучения и установлении на
их основе нормативных требований к деятельности преподавателя и познавательной деятельности
учащихся.
Цель частной методики – оказание методической помощи преподавателям в выборе (проектировании) наиболее оптимального варианта изучения учебного материала, предусмотренного учебной программой.
Слайд 5
Цели изучения курса теории и методики профессионального обучения:
получение профессиональных методических
знаний;
получение навыков педагогического проектирования содержания учебного процесса;
приобретение навыков
методики осуществления учебного процесса по предметам профессионального цикла;
приобретение навыков осуществления учебного процесса в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных специалистов.
Слайд 6Задачи изучения курса теории и методики обучения:
изучение общих вопросов
технологии обучения и применение дидактических закономерностей и нормативов при подготовке
квалифицированных специалистов среднего звена;
изучение вопросов проектирования содержания обучения и педагогических средств осуществления учебного процесса;
выработка умений выполнения педагогических проектов по методике обучения конкретным предметам;
получение навыков проведения учебных занятий по предметам профессионально-технического цикла, приобретение опыта внедрения педагогических проектов в учебный процесс.
Слайд 7
Методика профессионального обучения отвечает на ряд вопросов:
1. Кого учить?
2. Где учить?
3. Чему учить?
4. Зачем учить?
5. Как учить?
6. Какой результат процесса обучения?
Слайд 8
Содержание обучения по профессии (специальности) закладывается в ряде нормативных документов:
Профессиональный
стандарт
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Учебные планы.
Учебные программы.
Календарно-тематический план.
Планы-конспекты уроков (занятий).
Слайд 9 Зачем учить?(целеполагание).
Глобальные цели - это цели всего процесса обучения.
Цели
образовательной программы – это цели, заложенные требованиями профессиональных и образовательных
стандартов.
Цели предмета – формирование «знаний, умений, навыков», практического опыта по предмету.
Цели занятия – обучающая, воспитательная, развивающая.
Слайд 10
Принципы обучения:
принципы наглядности,
доступности, научности,
посильности, прочности,
связи теории
с практикой и современным состоянием науки и техники,
учета индивидуальных
особенностей.
Слайд 11 Формы обучения:
По количеству обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
По классификации
учебных занятий: уроки теоретического обучения (изучение нового материала, повторения и
систематизации знаний, закрепления знаний и др.) и занятия производственного обучения (формирование первоначальных умений, формирование комплексных умений и др.).
Внеурочные формы: экскурсии, игры, классные часы, соревнования, конкурсы.
Слайд 12Методы обучения:
По источнику информации: словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядные
(показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий), практические (упражнение, практическая работа,
лабораторная работа, решение задач), комбинированные (инструктаж).
По уровню деятельности (объяснительно-иллюстрированные, репродуктивные, частично-поисковые, творческие).
Слайд 13Средства обучения
Технические (ТСО): компьютер, проектор, интерактивная доска.
Изобразительные (плакаты, схемы).
Комбинированные
(модели, макеты).
Электронные (цифровые): презентации, учебные фильмы.
Печатные (учебники, пособия, ИКТ).
Слайд 14Какой результат? (контроль).
Формы контроля: текущий, тематический, промежуточный, итоговый.
Виды контроля: фронтальный,
групповой, индивидуальный.
Методы контроля:
Контроль знаний (опрос, контрольная работа, тест, самостоятельная
работа).
Контроль умений (практическая работа, наблюдение).
Контроль компетенций (комбинирование методы, конкурсы, соревнования, олимпиады).
Слайд 15Методическая деятельность - самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию,
разработке и конструированию, а также исследованию форм, методов и средств
обучения, позволяющих осуществлять обучение по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
Слайд 17Функции методической деятельности педагога :
нормативная;
аналитическая;
проектировочная;
конструктивная;
исследовательская.