Слайд 1МАОУ «Начальная школа – детский сад № 152
для слабовидящих
обучающихся»
Воспитатель: Теплякова
Татьяна Геннадьевна
Пермь, 2019 г.
Слайд 2«Обучение, воспитание и коррекция как единый педагогический процесс в ДОУ
для детей с нарушением зрения»
«Педагогический процесс в ДОУ для детей
с нарушением зрения основан на взаимосвязи коррекционно‑воспитательной и лечебно‑восстановительной деятельности по развитию и активизации зрения, его охране, укреплению общего состояния здоровья».
Л.И. Плаксина
Слайд 3Реализуемые программы:
АООП ДО для слабовидящих обучающихся, составленная на основе ПООП
ДО «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). /Под ред. Л.И. Плаксиной.
Слайд 4Контингент детей младшей группы
(2019-2020 уч.г.):
Количество детей в группе - 13
человек:
5 девочек и 8 мальчиков.
6 детей–инвалидов по
зрению
(5 слабовидящие + 1 тотально слепой)
3 ребёнка – ТМНР
Слайд 5Особые образовательные потребности
детей с нарушениями зрения:
развитие навыков самообслуживания;
формирование навыков
социально-адаптивного поведения;
развитие сохранных анализаторов, развитие осязания и мелкой моторики, предметной
деятельности;
ознакомление с окружающим;
развитие речи и навыков общения;
развитие общей моторики;
развитие пространственной ориентировки;
помощь в преодолении имеющихся отклонений в развитии и предотвращение появления новых
Слайд 6Воспитатель, работающий с детьми
с нарушениями зрения:
владеет информацией о
состоянии зрения и здоровья каждого воспитанника;
знает особенности физического и
психического развития детей дошкольного возраста с НЗ;
следит, чтобы дети носили очки согласно назначению врача-офтальмолога, а стекла очков были чистыми;
определяет место для каждого ребенка на фронтальных занятиях согласно рекомендациям офтальмолога;
следит, чтобы освещение рабочих мест детей было достаточным.
Слайд 7на занятии чередует зрительную нагрузку с отдыхом;
подбирает пособия в соответствии
с требованиями (крупный размер, четкое изображение, основные цвета и оттенки);
разрешает
слабовидящим детям во время занятия подходить ближе к демонстрационному материалу для его лучшего рассмотрения;
Воспитатель, работающий с детьми
с нарушениями зрения:
Слайд 8Воспитатель, работающий с детьми
с нарушениями зрения:
во время занятия обязательно
проводит зрительную гимнастику;
использует физминутку, как обязательную часть любого занятия.
Слайд 9Решение коррекционных задач
на занятиях познавательного цикла
Младший дошкольный возраст:
Накопление знаний
и формирование четких представлений об эталонах (цвет, форма, величина, пространственное
расположение).
Обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной отнесенности слова.
Слайд 10Решение коррекционных задач
на занятиях познавательного цикла
Средняя группа:
Формирование приемов целенаправленного
восприятия (алгоритмизация по плану – схеме).
Научить детей на полисенсорной основе
с использованием ведущих сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначение: по существенным признакам, на основе овладения приема сравнения
Научить приемам группировки по подражанию.
Учить переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в самостоятельную практическую деятельность.
Слайд 11Старший дошкольный возраст:
Формировать приемы целенаправленного восприятия по плану, умение владеть
планом.
Научить детей на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать
и выделять предмет среди других, определять его свойства и назначение на основе овладения приемом сравнения.
Научить приемам группировки и классификации.
Учить обобщать знания о предметах и явлениях окружающего мира с целью формирования понятий.
Решение коррекционных задач
на занятиях познавательного цикла
Слайд 12Требования к наглядности
Удобство использования, безопасность
Отсутствие лишних деталей
Увеличение размеров изображения
Яркая, контрастная
цветовая гамма
Выделенный контур
Желательны пособия, выполненные на бисенсорной основе (для восприятия
не только зрением, но и осязанием)
Использование полужирного шрифта Arial
Слайд 13Наблюдения за осенними явлениями
Наблюдаем за дождём
Наблюдаем за листопадом
Слайд 15Совместная и самостоятельная
деятельность детей
«Моталочки»
Массаж рук шишками
Слайд 16Тренажёры для зрительной гимнастики
на тему «Осень»
Слайд 17Рассматривание сюжетной картины
Фото
Слайд 18Цикл занятий с детьми младшей группы на тему «Осень»
Слайд 19Занятия по изодеятельности
с детьми младшей группы
на тему «Осень»
Взаимосвязь
занятий познавательного цикла с занятиями по изобразительной деятельности;
Взаимосвязь всех видов
занятий по изодеятельности в рамках одной темы:
1. Лепка/конструирование
2. Аппликация
3. Рисование
Использование натуральных предметов для обследования;
Использование разнообразных материалов для изображения предметов и явлений;
Использование шаблонов, трафаретов для обводки при рисовании и аппликации;
Использование алгоритмов, планов-схем последовательности работы.
Слайд 20Занятия по изодеятельности
с детьми младшей группы
на тему «Осень»
Пластилинография
«Осеннее дерево»
Слайд 21Занятия по изодеятельности
с детьми младшей группы
на тему «Осень»
Аппликация
«Осеннее дерево»
Слайд 22
Взаимосвязь НОД с совместной
и самостоятельной деятельностью детей по теме
«Осень»
С/р игры: «Путешествие в осенний лес», «Семья» («Прогулка в осенний
парк»);
П/игры: «Солнышко и дождик», «Соберём шишки в обруч», «Листики осенние кружатся, летят…»
Д/игры: «Картинки-половинки», «Один-много» (листики, грибочки, овощи, фрукты), «Угадай, что это?», «Угадай, какого цвета», «Подбери по цвету», «Найди пару», «Угадай на вкус» (овощи – фрукты);
Слайд 23Совместная деятельность с детьми:
Дидактические игры с шишками
Слайд 24Взаимосвязь НОД с совместной
и самостоятельной деятельностью детей по теме
«Осень»
Настольно-печатные игры: Лото «Времена года», игра-лото «Найди пару», Мозаика, Сухие
мини-бассейны;
Слушание аудиозаписи: «Звуки природы: ветер, дождь, шум деревьев», А.Вивальди из цикла «Времена года. Осень», П.И.Чайковский из цикла «Времена года. Осень»;
Пальчиковые игры: «Дождик», «Осенние листья», «Засолка капусты», «Варим компот»;
Зрительная гимнастика: «Осень», «Листики летят», «Овощи».
Слайд 25Работа с семьёй по теме
«Осень»
Рекомендации родителям «10 интересных идей для
осенних прогулок с ребенком»;
Папка-передвижка «Осень, осень, в гости просим»;
Консультация «Способы
взаимодействия детей с объектами природы»;
«Осенние находилки»;
Слайд 26Выставка поделок
«Что нам Осень подарила?»
Слайд 27Вывод:
Педагогический процесс в ДОУ для детей с нарушением зрения
основан:
на взаимосвязи коррекционной и учебно-воспитательной работы;
на взаимосвязи между
занятиями познавательного цикла и занятиями по изодеятельности;
на тесном взаимодействии воспитателей группы с учителем-дефектологом.
Слайд 28Литература:
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.
Жохов В.П., Плаксина Л.И. и
др. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. — М.,
1989.
Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. — М., 1973.
Зинченко В.П., Рузская А.Г. Взаимоотношение осязания и зрения у детей дошкольного возраста: Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. — М., 1966.
Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением. / Под Ред. Л.И.Плаксиной. — М., 1998.
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Образование, 1995.
Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. — Калуга, 1998.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. —М.: Экзамен, 2003.
Слайд 29 СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
Наш адрес: ул.Закамская, 52а, г.
Пермь, 614113;
тел. (342) 282 87 06
факс 282 87
06
E-mail: school.cad152@gmail.com