Слайд 1Маркетинг в социально-культурной сфере
Использование инструментария маркетинговых коммуникаций в социально-культурной сфере:
В
                                                            
                                    
настоящее время одним из наиболее актуальных и эффективных подходов в
                                    современном маркетинге является концепция ИНТЕГРИРОВАННЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (integrated marketing communications, IMC).
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2ИНТЕГРИРОВАННЫе МАРКЕТИНГОВЫе КОММУНИКАЦИи
 (integrated marketing communications, IMC).
Развитие и распространение системы
                                                            
                                    
IMC напрямую связано с развитием новых информационно-коммуникационных технологий, а также
                                    «стремительной глобализацией и дерегуляцией рынков и индивидуализацией схем потребления».
Начиная с 1990-х годов концепцию IMC разрабатывали многие специалисты в области маркетинга, PR и стратегического менеджмента: Ч.Алленбау, К.Блут, П.Вален, А.Гронштедт, Д.Дробис, Ф.Китчен, Р.Лаутерборн, К.Ниланд, С.Оливер, А.Пулфорд, П.Смит, С.Танненбаум, О.Хольм, Д.Шульц и др.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3ИНТЕГРИРОВАННЫе МАРКЕТИНГОВЫе КОММУНИКАЦИи
 (integrated marketing communications, IMC).
парадигма IMC – это
                                                            
                                    
"новый способ анализа целого там, где раньше мы видели только
                                    отдельные, разрозненные составляющие…. Такой подход позволяет скоординировать все виды коммуникаций, чтобы взглянуть на них глазами потребителя – как на поток информации из недифференцируемых источников.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4ИНТЕГРИРОВАННЫе МАРКЕТИНГОВЫе КОММУНИКАЦИи
 (integrated marketing communications, IMC).
В основе данного подхода
                                                            
                                    
лежит концепция стратегического планирования, разработки и оценки "скоординированных, измеряемых, убедительных
                                    программ продолжительных бренд-коммуникаций с потребителями, имеющимися и потенциальными пользователями и другими целевыми релевантными внешними и внутренними аудиториями.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5IMC
Ф.И.Шарков определяет IMC как «взаимодействие форм комплекса коммуникаций, при котором
                                                            
                                    
каждая из них должна быть интегрирована с другими инструментами маркетинга
                                    и подкреплена ими для достижения максимальной эффективности».
Г.Е.Чернобаева выделяет следующие принципы, лежащие в основе концепции IMC:
установление долгосрочного контакта с потребителем;
проведение коммуникационного аудита всего маркетингового набора предприятия;
согласованность внутренних и внешних коммуникаций;
индивидуализация коммуникаций;
использование альтернативных видов движения информации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6IMC
А.Гронштедт выделил три основных аспекта интегрированных коммуникаций:
внешняя интеграция – создание
                                                            
                                    
отношений и связей между организацией и социальной средой;
вертикальная интеграция –
                                    интеграция коммуникаций внутри организации в направлении от рядовых работников к высшему руководству;
горизонтальная интеграция – коммуникация между отделами и сотрудниками организации на всех уровнях (высшего руководства, среднего звена, рядовых сотрудников).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7IMC
	К основным компонентам IMC принято относить рекламу (advertising), связи с
                                                            
                                    
общественностью (public relations), стимулирование сбыта (sales promotion) и прямой маркетинг
                                    (direct marketing). Классификация П.Смита, К.Берри и А.Пулфорда также включает личные продажи, спонсорство, выставки, фирменный стиль, упаковку, рекламу в месте продаж, WOM (устные сообщения, word of mouth), Интернет и новые медиа. В настоящее время к названным элементам системы IMC добавились новые инструменты воздействия на потребителя, относящиеся к т.н. "партизанскому маркетингу", – blogging (скрытое продвижение в онлайновых дневниках – блогах), viral games, viral videos ("вирусные" флеш-игры и видеоматериалы в Интернете) и т.д.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8IMC
	Новой тенденцией в IMC является концепция интерактивных маркетинговых коммуникаций. Интерактивный
                                                            
                                    
маркетинг включает в себя WOM, Интернет-маркетинг, игровые акции, "мобильный маркетинг"
                                    – коммуникации с потребителями посредством SMS, MMS, bluetooth, java-приложений и т.п. С данным подходом связана концепция т.н. "вирусного" маркетинга – создания, "посева" и использования различных информационных поводов (слухов, промо-игр, роликов и т.п.), привлекающих внимание, интригующих и провоцирующих потребителей на обсуждение.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9IMC
Одним из наиболее важных элементов системы IMC являются связи с
                                                            
                                    
общественностью (public relations, PR). 
Современные public relations опираются на достаточно
                                    серьёзную теоретико-методологическую базу и располагают весьма богатым практическим инструментарием, который включает в себя как традиционные каналы передачи информации, так и новые интерактивные медиа (интернет-форумы, блоги, мобильные блоги и т.п.). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10IMC
 	По мнению А.Попова, данный подход имеет ряд преимуществ:
возможность настройки
                                                            
                                    
сообщения под конкретного потребителя;
быстрая и эффективная обратная связь с целевой
                                    аудиторией;
точные статистические данные об участниках акции;
возможность внесения изменений в сценарий в любой момент (даже после запуска акции);
удержание потребителя в зоне маркетингового воздействия с момента первого контакта. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11IMC
	в PR-практике широко используются:
психотехники НЛП, 
DHE (deep human engineering)
нейрогипнотическое реструктурирование
                                                            
                                    
(neuro-hypnotic repatterning, NHR),
новые маркетинговые технологии (т.н. "вирусный" и "партизанский" маркетинг)
                                     и т.д.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12IMC
Различные аспекты теории и практики связей с общественностью исследовались в
                                                            
                                    
работах С.Блэка, С.Грейзера, Э.Грина, Дж.Грюнига, С.Катлипа, Д.Крукеберга, Г.Лассуэла, У.Липпмана, Дж.
                                    Маркони, Д.Ньюсома, С.Оливер, Э.Райса, Е.Н.Богданова, А.Б.Зверинцева, Е.Ф.Коханова, И.В.Крылова, М.А.Кузьменковой, Г.Г.Почепцова, И.Н.Соколова, Е.В.Тихоновой, А.Н.Чумикова, Ф.И.Шаркова, М.А.Шишкиной и др.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13IMC
Характер и содержание связей с общественностью определяется следующими параметрами:
PR как
                                                            
                                    
управленческая деятельность;
PR как социально-практическая деятельность;
PR как коммуникативная деятельность;
PR как рыночная
                                    деятельность;
PR как технологическая деятельность.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14IMC
Согласно определению М.А.Шишкиной, PR – это "управленческая коммуникативная деятельность (совокупность
                                                            
                                    
социальных практик), направленная на формирование эффективной системы публичных дискурсов социального
                                    субъекта, обеспечивающей оптимизацию его взаимодействий со значимыми сегментами социальной среды" .
Таким образом, связи с общественностью представляют собой систему эффективного управления коммуникациями, которая включает следующие аспекты:
управление источником сообщения;
управление исходным сообщением;
управление каналом передачи информации;
управление получателем.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15IMC
Технологически связи с общественностью представляют собой определённый набор социально-коммуникационных технологий,
                                                            
                                    
в основе которых лежат референтные модели информационного и поведенческого взаимодействия.
Понятие
                                    "референтная модель", или "эталонная модель", применяется в теории и практике организационного управления. Референтными называют модели, обобщающие наилучшие варианты действий или решений для различных ситуаций. Это формализованные и уже апробированные эталонные схемы коммуникационных процессов, учитывающие специфику конкретной целевой общественности. Их использование не только позволяет передавать и воспроизводить опыт продуктивной деятельности, но и гарантирует устойчивость всего процесса коммуникации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16IMC
Можно выделить четыре основные модели PR-практики: 
манипулятивная (модель агитации/пропаганды);
модель информирования;
двусторонняя
                                                            
                                    
асимметричная модель;
двусторонняя симметричная (трансакционная) модель.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17IMC
1.Манипулятивная модель – PR рассматривается как манипуляция общественным мнением, его
                                                            
                                    
однонаправленная обработка для достижения коммерческих или иных целей. Главными характеристиками
                                    данного подхода являются:
использование любых средств для привлечения внимания общественности и оказания давления на неё;
игнорирование правдивости, объективности, моральных и этических аспектов;
предпочтение СМИ как главного инструмента;
аудитория рассматривается как объект информационной и маркетинговой стратегий;
PR-кампания выглядит как ряд импульсивных спорадических акций "одноразового применения".
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18IMC
	2.Модель "информирования".
 Ее характеристиками являются систематическая работа со СМИ с
                                                            
                                    
целью распространения информации о деятельности фирмы и "фильтрация" информации –
                                    замалчивание негативных фактов и событий.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19IMC
	3. Двусторонняя асимметричная модель.
Для данной модели PR характерен переход от
                                                            
                                    
однонаправленного пропагандистско-рекламного воздействия к информированию общественности с целью разъяснения намерений
                                    и возможностей организации и, соответственно, создания благоприятного образа и его продвижения в социальной среде. Таким образом, основной характеристикой этого подхода является широкое использование изучения общественного мнения с целью выяснения, какая информация вызовет положительную реакцию общественности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20IMC
 4. Двусторонняя симметричная (трансакционная) модель ориентирована преимущественно на изучение,
                                                            
                                    
анализ и осмысление общественного мнения и социальной среды в целом.
                                    Для данной модели характерно следующее:
установка на взаимодействие организации с её социальной средой;
акцент на непрерывную систематическую работу по формированию и продвижению образа и репутации фирмы;
ориентация на профилактику возможных ЧП и конфликтов, на анализ перспектив и выработку соответствующих рекомендаций (как отмечает в связи с этим Г.Г.Почепцов, PR является "не просто коммуникативной, но и кризисной технологией" );
социальная среда рассматривается как основной ориентир выработки стратегии организации;
при оценке эффективности PR-деятельности учитываются не только экономические показатели, но и социальные, "нематериальные активы".