Слайд 1Машины постоянного тока
Методические указания к самостоятельной работе студентов
АГТУ, 2009г.
Слайд 2Содержание
1. Основные теоретические сведения.
2. Практическое задание: расчет и построение
естественной и искусственной механических характеристик двигателя постоянного тока.
3. Задачи для
самостоятельного решения.
Продолжить
Слайд 3МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Устройство и принцип действия машин постоянного тока
(МПТ)
Генераторы постоянного тока (ГПТ): классификация, схемы возбуждения, характеристики
Двигатели постоянного тока
(ДПТ): классификация, схемы возбуждения, характеристики
Слайд 41. Устройство и принцип действия МПТ
Основными частями МПТ (рис. 9.1)
являются статор и якорь, отдалённые друг от друга воздушным зазором
(0,3…0,5 мм).
Машины постоянного тока (МПТ) являются обратимыми, т. е. они могут работать в качестве генератора (ГПТ) или двигателя (ДПТ) без изменения схемы.
Часть машины, в которой индуктируется ЭДС, принято называть якорем, а часть машины, создающей основное магнитное поле (магнитный поток) – индуктором. В машинах постоянного тока якорем является ротор, а индуктором – статор.
Слайд 6Статор - это стальной цилиндр 1, внутри которого крепятся главные
полюса 2 с полюсными наконечниками 3, образуя вместе с корпусом
магнитопровод машины.
Полюсные наконечники служат для равномерного распределения магнитной индукции в зазоре между полюсами статора-индуктора и якоря.
На главных полюсах расположены последовательно соединённые катушки обмотки возбуждения 4, предназначенные для создания неподвижного магнитного потока Фв машины.
Концы Ш1 и Ш2 обмотки возбуждения (ОВ) выводят на клеммный щиток, расположенный на корпусе машины
Помимо основных полюсов внутри статора располагают дополнительные полюса 9 с обмотками 10, которые служат для уменьшения искрения в скользящих контактах (между щётками и коллектором).
Слайд 7 Якорь (подвижная часть машины) - цилиндр 5, набранный из листов
электротехнической стали, снаружи которого имеются пазы, в которые уложена якорная
обмотка 11. Отводы обмотки якоря (ОЯ) припаивают к пластинам коллектора 6, расположенного на валу 7.
Коллектор представляет собой цилиндр из медных пластин, изолированных друг от друга и от вала. К коллектору с помощью пружин прижимаются неподвижные медно-графитовые щётки 8, соединённые с клеммами Я1 и Я2 щитка.
Слайд 8 В зависимости от того, как обмотка возбуждения включена относительно сети
и якоря, различают МПТ независимого возбуждения (ОВ к якорю не
подключена) и МПТ с самовозбуждением, которое подразделяется на параллельное, последовательное и смешанное.
Слайд 92. Принцип работы генератора постоянного тока
Генератор преобразует механическую энергию
первичного двигателя в электрическую энергию.
Принцип работы ГПТ основан на
явлении электромагнитной индукции.
Если посредством первичного двигателя привести якорь машины во вращение с постоянной угловой частотой w и подать постоянное напряжение в обмотку возбуждения статора, то в каждом стержне обмотки якоря будет наводиться ЭДС
e1 = Bcplv
Слайд 10После преобразования получим выражение ЭДС якоря
Eя= CЕnФв,
Как видно,
ЭДС якоря прямо пропорциональна произведению магнитного потока статора Фв на
частоту вращения n якоря. Если к зажимам якорной обмотки подключить приёмник R, то ЭДС якоря вызовет в цепи ток Iя = I. Напряжение на зажимах обмотки якоря
U = Eя - RяIя = СeФвn - RяIя,
где Rя и Iя - сопротивление цепи и ток якоря.
Rя = 0,5…5 Ом.
Слайд 11Свойства и характеристики генератора независимого возбуждения
Свойства ГПТ определяются их основными
характеристиками: холостого хода,
внешней и
регулировочной.
Слайд 12Работа ГПТ независимого возбуждения
Обмотка возбуждения ОВ подключается к источнику
постоянного тока, а к выводам обмотки приведенного во вращение якоря
присоединяется нагрузка R.
Под действием ЭДС якоря в цепи нагрузки возникает ток I. Проводники с током обмотки якоря находятся в магнитном поле, созданном МДС обмотки возбуждения, поэтому в соответствии с законом Ампера возникают электромагнитные силы и электромагнитный момент Mэм, направленный противоположно моменту приводного двигателя.
Таким образом, при работе машины в режиме генератора создаётся противодействующий электромагнитный момент Mэм, который должен быть преодолен первичным двигателем.
Недостатком ГПТ независимого возбуждения - потребность в постороннем источнике постоянного напряжения для создания магнитного потока Фв машины.
Слайд 14Внешняя характеристика
Внешняя характеристика U = f(I) - зависимость напряжения
U на выводах генератора от тока нагрузки I при n
= const и Iв = const (U = Eя + RяIя).
Внешняя характеристика такого генератора жёсткая, т.к. напряжение U незначительно (на 6…10% от Eя при I = Iн) уменьшается с ростом тока нагрузки I из-за падения напряжения в цепи якоря и реакции якоря - воздействия магнитного поля якоря Фя, создаваемого МДС ОЯ Fя = wяIя, на основной магнитный поток Фв машины, которое вызывает искажение магнитного потока Фв статора и, в конечном итоге, уменьшение ЭДС Ея якорной обмотки.
Слайд 15Регулировочная характеристика
Регулировочной характеристикой называют характеристику Iв = f(I) при
n = const и U = const.
Она показывает, как
следует изменять ток возбуждения, чтобы поддерживать постоянным напряжение U генератора при изменении нагрузки (тока I).
Для стабилизации напряжения U необходимо соответствующим образом изменять ЭДС Ея якоря путём изменения тока Iв. Поскольку напряжение генератора снижается при увеличении нагрузки, ток возбуждения необходимо увеличивать.
Слайд 17В этом режиме ток внешней цепи I = 0, а
в обмотках возбуждения и якоря протекает ток, обусловленный остаточной ЭДС
якоря Еяо (рис. 9.4, б). Если ОВ подключена к цепи якоря таким образом, что создаваемый её МДС магнитный поток совпадает по направлению с остаточным магнитным потоком, то ЭДС якоря (соответственно магнитный поток Фв и ток Iв обмотки возбуждения) будет возрастать. Процесс самовозбуждения ГПТ заканчивается, когда падение напряжения в ОВ становится равным ЭДС якоря, т. е. Ея = RвIв (точка А ,рис. 9.4, б). Если увеличивать сопротивление цепи ОВ (посредством реостата Rр, см. рис. 9.4, a), то точка А пересечения прямой RвIв с характеристикой Eя = f(Iв) сместиться влево (рис. 9.4, б). При достижении значения сопротивления Rвкр цепи возбуждения, называемого критическим, напряжение U на зажимах генератора будет неустойчивым, практически не превышающим ЭДС Еяо. Поэтому сопротивление цепи возбуждения Rв генератора должно быть меньше критического значения Rвкр
Характеристика холостого хода ГПТ параллельного возбуждения
Слайд 18 У генераторов параллельного возбуждения при уменьшении сопротивления R нагрузки ток
I увеличивается до определённого предела, называемого критическим, Iкр = (1,5…2,5)Iн.
При дальнейшем уменьшении сопротивления R ток I уменьшается вследствие размагничивания машины (уменьшения тока возбуждения). При коротком замыкании машина будет полностью размагничена, поэтому ток короткого замыкания Iк обычно невелик (определяется небольшой остаточной ЭДС (Iк = Еяо/Rя)). Однако при внезапном коротком замыкании вследствие медленного изменения магнитного потока и ЭДС якоря ток I в переходном режиме может превысить номинальное значение в несколько раз, что может вызвать перегрев щеточно-коллекторного узла. Поэтому в цепь управления этих генераторов включают реле, которое отключает цепь якоря в случае, если ток якоря превысит установленное значение.
Слайд 19Внешняя характеристика генератора параллельного возбуждения
Внешняя характеристика ГПТ параллельного возбуждения
U = f(I), т. е. U = Ея - RяIя,
где Iя = I + Iв - ток якорной обмотки, отличается более резким падением напряжения (рис. 9.4, в) при увеличении тока I нагрузки (на 10…20% от Ея при номинальном токе Iн) по сравнению с внешней характеристикой ГПТ независимого возбуждения.
Причины падения напряжения U :
• увеличение активного падения напряжения RяIя в цепи якоря;
• реакция якоря;
• уменьшение тока возбуждения Iв = U/Rв, вызванное первыми двумя причинами, приведшими к снижению напряжения U на зажимах ОВ.
Слайд 20Регулировочная характеристика ГПТ параллельного возбуждения
Регулировочная характеристика Iв =
f(I) при n = const и U = const имеет
тот же вид (рис. 9.4, г), что и для ГПТ независимого возбуждения, однако проходит круче, т. к. чтобы скомпенсировать большие снижения напряжения, необходимо увеличить ток возбуждения в большей степени.
Слайд 21Генераторы смешанного возбуждения
У генератора смешанного возбуждения (рис. 9.5, а)
при согласном включении последовательной и параллельной обмоток их магнитные потоки
складываются, и дополнительная ЭДС, обусловленная магнитным полем последовательной обмотки, компенсирует падение напряжение в обмотке якоря и уменьшение ЭДС Ея от снижения тока возбуждения. В этом случае при изменении тока нагрузки I напряжение U остаётся практически постоянным (кривая 1, рис. 9.5, б).
Слайд 23
При встречном включении обмоток возбуждения при увеличении тока нагрузки напряжение
на выходе генератора резко падает (кривая 2, рис. 9.5, б).
Такую вольт-амперную
характеристику, называемую крутопадающей, имеют генераторы для дуговой сварки (типа ПСО-300 и ПСГ-500), обеспечивающие постоянство тока при колебаниях сопротивления цепи вследствие изменения длины дуги.
Слайд 24ГПТ последовательного возбуждения
не нашли широкого применения из-за непостоянства выходного
напряжения.
Слайд 253. Принцип работы двигателей постоянного тока
Основа работы ДПТ -
закон Ампера. Для создания вращающего момента постоянное напряжение U подводится
одновременно к обмотке возбуждения ОВ (создающей магнитный поток Фв машины), и (посредством неподвижных щёток) к коллектору.
Щёточно-коллекторный узел выполняет роль механического переключателя тока, обеспечивая неизменность направления токов в проводниках ОЯ, проходящих под соответствующим магнитным полюсом (N или S) индуктора, и изменение направления токов в этих проводниках при пересечении ими геометрической нейтрали машины.
Слайд 27Вращающий электромагнитный момент двигателей постоянного тока
В результате взаимодействия тока
якоря Iя с магнитным потоком Фв возникает электромагнитный момент
M
= F1Nd/2,
F1 = BcplI1
После преобразования получим
M = (pN/2a)IяФв = CMIяФв,
Вращающий электромагнитный момент прямо пропорционален произведению магнитного потока Фв на ток якоря Iя.
Слайд 28ПротивоЭДС
Если вращающий момент М больше момента сопротивления Mс механизма
на валу, т. е. M > Mс, то якорь начинает
вращаться.
При вращении якоря его проводники пересекают магнитный поток Фв и согласно закону электромагнитной индукции в них индуктируется ЭДС. Суммарную ЭДС всех проводников якорной обмотки называют противоЭДС, т. к. направление ЭДС противоположно направлению тока якоря Iя. Уравнение электрического равновесия для якорной обмотки:
U = Eя + UяIя
Слайд 29Классификация двигателей по способу возбуждения
Двигатели постоянного тока классифицируют по
способу возбуждения:
независимое,
параллельное (шунтовое),
последовательное (сериесное) и
смешанное (сериесно-шунтовое
или компаундное).
Слайд 30Двигатели параллельного возбуждения
Обмотка возбуждения ОВ подключена параллельно с обмоткой
якоря к сети. В цепь обмотки возбуждения включен регулировочный реостат
Rр, а в цепь якоря - пусковой реостат Rп.
Слайд 31 Iв = U/(Rв + Rp),
В ДПТ параллельного возбуждения ток
возбуждения не зависит от тока якоря Iя.
Ток якоря
Iя
= (U - Eя)/Rя = (U - CEФвн)/Rя,
В начальный момент пуска ДПТ частота вращения якоря n = 0, поэтому противоЭДС Ея = 0.
Слайд 32Чтобы ограничить недопустимо большой пусковой ток в обмотке якоря и,
как следствие, возникающий рывок или удар на валу и искрение
в контактах щётки -коллектор, последовательно с якорем включают пусковой реостат Rп.
Сопротивление Rп рассчитывают из условия, чтобы пусковой ток
Iяп = U/(Rя + Rп) < (2...2,5)Iян,
При этом двигатель развивает достаточно большой пусковой момент
Мп = (2…4)Мн
Это обеспечивает быстрый разгон ДПТ. По мере разгона двигателя ЭДС якоря Ея увеличивается и сопротивление пускового реостата необходимо уменьшить до нуля, т. е. при n = nн, Rn = 0.
Слайд 33Скоростная характеристика двигателя параллельного возбуждения
Электромеханические свойства ДПТ определяются его
скоростной n(Iя) или механической n(M) характеристиками.
Скоростная характеристика представляет зависимость
частоты вращения n от тока якоря Iя при U = const и Iв = const.
Уравнение естественной скоростной характеристики
n = (U - RяIя)/(CЕФв) = (U/CЕФв) - (Rя/CЕФв)Iя
Слайд 34Механические характеристика двигателя параллельного возбуждения
Механическая характеристика n(M) представляет зависимость частоты
вращения якоря n от развиваемого ДПТ момента М = Мс
при условии постоянства напряжения U сети и сопротивлений в цепи якоря и в цепи возбуждения.
n = (U/CЕФв) - (Rя/СЕСМФв2)M = n0 - Dn,
n0 = U/CEФв - частота вращения якоря при "идеальном" холостом ходе (Мс = 0); сопротивления Rп = 0 и Rр = 0; напряжение на якоре U = Uн и магнитный поток двигателя Фв = Фвн.
Если сопротивление пускового реостата Rп > 0
(Rр = 0), получают искусственные, т. н. реостатные механические характеристики 2…4
Слайд 35Пуск двигателя параллельного возбуждения
Прямой пуск двигателя (Rп = 0)
применяют только для двигателей малой мощности (до 1 кВт), у
которых сопротивление якорной цепи относительно велико и обмотка якоря не успевает нагреться.
Слайд 36Пуск двигателя с использованием пускового реостата называют реостатным.
Перед пуском
для получения максимального пускового момента при допустимом пусковом токе регулировочный
реостат в обмотке возбуждения полностью выводят (Rр = 0) (при этом магнитный поток Фв имеет максимальное значение), а рукоятку переключателя пускового реостата устанавливают в положение, при котором сопротивление Rп имеет максимальное значение. В начальный период пуск осуществляется по реостатной характеристике 4 при этом двигатель развивает максимальный пусковой момент.
Слайд 37По мере разгона сопротивление пускового реостата Rп ступенчато уменьшают; разгон
двигателя осуществляется по отдельным отрезкам реостатных характеристик 4, 3 и
2.
При полностью выведенном сопротивлении Rп и достижении значения М = Мн частота вращения n якоря устанавливается на естественной мехaнической характеристике 1 (точка А).
Слайд 38При пуске двигателей большой мощности использование пускового реостата (громоздкость и
значительные потерь энергии) становится неэффективным. В этом случае применяют безреостатный
пуск при пониженном напряжении, подводимом к цепи якоря. Получаемые (при условии, что Rп = 0 и Rр = 0) искусственные механические характеристики имеют вид 2 и 3 (рис. 9.6, г) и проходят параллельно естественной 1 и тем ниже, чем меньше величина напряжения U.
Слайд 39Регулировочный реостат Rр позволяет изменять ток возбуждения Iв двигателя и
его магнитный поток Фв. При этом будет изменяться и частота
вращения n. При номинальном напряжении на якоре (Rп = 0) и уменьшении магнитного потока (Rр > 0) механические характеристики имеют вид 4 и 5 (рис. 9.6, г) и проходят тем выше естественной 1 и круче её, чем меньше магнитный поток.
Слайд 40Регулирования частоты вращения и реверсирование двигателя параллельного возбуждения
Частоту вращения
якоря
n = U/(CEФв) - ((Rя + Rn)/(CECMФв2))M = n0
- Δn
можно регулировать тремя способами:
• реостатным - изменением сопротивления цепи якоря (Rя+ Rп = var);
• полюсным - изменением магнитного потока полюсов (Rв + Rр = var);
• якорным - изменением напряжения, подводимого к якорю (U = var).
Слайд 41Реверсирование двигателей можно обеспечить изменением направления тока
или в обмотке
якоря,
или в обмотке возбуждения.
Слайд 42Рабочие характеристики двигателя параллельного возбуждения
Рабочие характеристики двигателя представляют собой
зависимости потребляемой мощности P1, тока Iя, частоты вращения n, мoмента
M и КПД h от отдаваемой мощности P2 на валу двигателя при U = const и Iв = const.
Слайд 43Характеристики n = f(P2) и M = f(P2) являются практически
линейными, а зависимости P1 = f(P2), Iя = f(P2) и
η= f(P2) имеют характер , общий для всех электрических машин.
Механические и рабочие характеристики двигателей независимого возбуждения аналогичны характеристикам ДПТ параллельного возбуждения, т. к. у них ток возбуждения Iв также не зависит от тока якоря Iя.
Слайд 44Свойства и характеристики двигателей последовательного возбуждения
В этих двигателях (рис.
9.8, a) ток возбуждения Iв = Iя = I, поэтому
магнитный поток Фв является функцией тока якоря Iя.
Слайд 45Характер этой зависимости изменяется в зависимости от нагрузки двигателя. При
токе якоря Iя < (0,8…0,9)Iян, когда магнитная система машины не
насыщена, Фв = kфIя. При дальнейшем возрастании тока якоря поток Фв растёт медленнее, чем ток Iя, и при больших нагрузках (Iя > Iян) можно считать, что Фв » const. В соответствии с этим изменяются зависимости
n = f(Iя) и M = f(Iя). При токе якоря Iя < (0,8…0,9)Iян частота вращения
Слайд 46Поэтому частота вращения n будет снижаться с ростом магнитного потока
в бoльшей степени по сравнению с частотой вращения ДПТ параллельного
возбуждения (см. участок аb кривой 1, рис. 9.8, б), т. е. ДПТ последовательного возбуждения имеет более мягкую механическую характеристику. Зависимость M = f(Iя) на участке аb (рис. 9,8, в) параболического типа, что создаёт большой пусковой момент при разгоне механизма.
Слайд 47При небольших нагрузках (М < Мн /4) частота вращения резко
возрастает, как говорят - двигатель идёт в "разнос", что опасно
с точки зрения механической прочности якоря. В виду этого нельзя допускать работу ДПТ последовательного возбуждения при ХХ и при малых нагрузках.
При пуске с реостатом Rп, ограничивающим пусковой ток и момент до допустимых значений Iп и Mп, характеристика n = f(М) проходит ниже характеристики 1 (см. кривую 2, рис. 9.8, б).
Слайд 48Несмотря на указанные недостатки, ДПТ последовательного возбуждения широко применяются в
различных электрических приводах, особенно там, где имеет место изменение нагрузочного
момента Мс в широких пределах и тяжелые условия пуска (грузоподъёмные и поворотные механизмы, тяговый привод и др.).
Слайд 49Свойства и характеристики двигателей смешанного возбуждения
В двигателях смешаного возбуждения
магнитный поток создаётся в результате совместного действия МДС двух
обмоток
- параллельной и последовательной
Слайд 50Поэтому механическая характеристика 1 (рис. 9.9, б) ДПТ смешанного возбуждения
располагается между характеристиками ДПТ последовательного (кривая 2) и параллельного (кривая
3) возбуждения. В зависимости от соотношения МДС последовательной и параллельной обмоток возбуждения характеристики n = f(М) и M = f(Iя) ДПТ смешанного возбуждения при номинальном режиме можно приблизить к характеристике 2 (при малой МДС параллельной обмотки) или к характеристике 3 (при малой МДС последовательной обмотки).
Одним из достоинств ДПТ смешанного возбуждения является то, что он, обладая мягкой механической характеристикой при небольших нагрузках на валу, может работать при холостом ходе, т. к. его частота вращения n0 при ХХ имеет
Слайд 51Практическое задание
Паспортные данные электродвигателя постоянного тока параллельного возбуждения:
тип двигателя 2ПФ315L
Рном=2,4
кВт
Uном=220В
nном=1500 об/мин
ηном=80,8%
Rя=0,83 Ом
Rв=440 Ом
Электродвигатель работает с номинальным током возбуждения.
Слайд 521. Рассчитать и построить естественную механическую характеристику двигателя. Определить частоту
вращения его при моменте на валу, равном 0,5Мном.
2. Определить пусковой
ток якоря при прямом включении двигателя на номинальное напряжение.
3. Рассчитать величину добавочного сопротивления в цепи якоря, обеспечивающую пуск двигателя при токе якоря 2,5 Iя ном.
4. Построить искусственную механическую характеристику при включении последовательно с обмоткой якоря добавочного сопротивления Rр=2Rя.
5. Определить по искусственной механической характеристике частоту вращения ротора при моменте на валу, равном 0,5Мном.
Механическими потерями в двигателе пренебречь.
Слайд 531. Расчет и построение естественной механической характеристики
Номинальная мощность, потребляемая из
сети
Р1ном=Рном/ƞном=2400/0,808=2970 Вт
Номинальный момент
Номинальный ток, потребляемый из сети
Iном=Р1ном/Uном=2970/220=13,5 А
Номинальный ток возбуждения
Iв
ном=Uном/Rв=220/440=0,5 А
Номинальный ток якоря
Iя ном=Iном-Iв ном=13,5-0,5=13 А
Номинальная противо-ЭДС
Еном=Uном-RяIя ном=220-0,83·13=209,2 В
Слайд 54Механическая характеристика n(M) – прямая линия, ее можно построить по
двум точкам:
точке, характеризующей режим идеального холостого хода, с координатами nх,
М=0
и точке номинального режима с координатами
nном=1500 об/мин, Мном=15,29 Н·м.
Из четырех точек неизвестна nх.
Слайд 55Частота вращения ротора при моменте на валу, равном 0,5Мном
n(0,5 Мном)=(nх+nном)/2=(1573,4+1500)/2=1536,7
об/мин
Слайд 562. При прямом пуске двигателя без пускового реостата
в первый
момент n=0, Епр=СЕnФ=о
Пусковой ток якоря
Iя п=Uном/Rя=220/0,83=265,1 А
3. При пуске с
пусковым реостатом
Iя п=Uном/(Rя+Rп)
По условию Iя п=2,5 Iя ном=2,5·13=32,5 А
Слайд 574. Расчет и построение искусственной механической характеристики
По условию Rр=2Rя ном,
следовательно
Rя=Rя ном+Rр=3Rя ном=3·0,83=2,49 Ом.
Значения режима холостого хода nх=1573,4 об/мин,
М=0.
При номинальном режиме работы Мном=15,29 Н·м
Слайд 585. Частота вращения ротора при моменте на валу, равном 0,5Мном
n(0,5
Мном)=(nх+nном)/2=(1573,4+1345,3)/2=1459,35 об/мин
Слайд 59Задачи для самостоятельного решения
1. Рассчитать и построить естественную механическую характеристику
двигателя. Определить частоту вращения его при моменте на валу, равном
0,5Мном.
2. Определить пусковой ток якоря при прямом включении двигателя на номинальное напряжение.
3. Рассчитать величину добавочного сопротивления в цепи якоря, обеспечивающую пуск двигателя при токе якоря 2,5 Iя ном.
4. Построить искусственную механическую характеристику при включении последовательно с обмоткой якоря добавочного сопротивления Rд=2Rя.
5. Определить по искусственной механической характеристике частоту вращения ротора при моменте на валу, равном 0,5Мном.
Механическими потерями в двигателе пренебречь.
Слайд 60Двигатели постоянного тока серий 2ПН и 2ПФ.