Слайд 1Мастер класс для педагогов на тему:
«Использование кругов Эйлера
для развития связной
речи дошкольников,
имеющих тяжёлые нарушения речи».
ПОДГОТОВИЛА
ПЕДАГОГ
А.А.КОНОНОВА
Слайд 2 Круги Эйлера - это геометрическая
схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями
или множествами объектов
Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях.
Слайд 3 Круги Эйлера можно использовать как
в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи и
по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей.
Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:
> анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
> синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
> выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
> подведение под понятие, выведение следствий;
> установление причинно-следственных связей;
>построение логической цепи рассуждений
Слайд 4 С помощью кругов Эйлера ребенок
учится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, овладевает
действием наглядного моделирования.
Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением. Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста.
Слайд 51. Для начала вы им объясняете, что означает «положить в
круг», и что такое «положить предмет вне круга».
Слайд 62. Затем можно приступать к распределению
предметов на 2 круга.
Слайд 7Пусть два круга определяют два множества объектов, где каждое из
множеств сформировано по какому-либо признаку. Рассмотрим возможное взаимное расположение этих
кругов. Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися. Такая ситуация возникнет, например, если в первом круге будут находиться живые объекты, а во втором – неживые
Слайд 83. Когда какие-либо объекты входят и в первое множество, и
во второе – круги будут пересекаться, и упомянутые объекты будут
лежать в пересечении кругов. Это возможно, например, если в первое множество входят все желтые предметы, а во второе – фрукты. Тогда в пересечении будут находиться бананы, желтые яблоки,… - все фрукты желтого цвета.
Слайд 94. Когда все объекты первого множества входят и во второе
множество, то модель будет представлять собой вложенные круги. Такая ситуация
возможна, если, например, большой круг представляет собой всех животных, а маленький – домашних животных.
Слайд 10Круги Эйлера могут хорошо использоваться в процессе обучения связной описательной
речи.
Моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации
закономерных свойств и отношений объекта или явления. Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. При этом символы описания (пиктограммы) выкладываются каждой подгруппой в свой круг. Затем в пересечении кругов(кругов Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
ДЛЯ
ПРИМЕРА Я ПЕДЛАГАЮ :
Сравнительное описании кошки и собаки.
для начала мы выделяем сходные признаки:
Кошка и собака – это домашние животные. О них заботится человек. Он их
кормит, ухаживает за ними. Тело кошки и собаки покрыто шерстью. У этих животных есть голова, туловище, уши, хвост, лапы
а затем выделяем различия
У кошки – кошачий, а у собаки – собачий хвост. Кошка бело-черного
цвета, а собака – рыжего. Кошка мяукает, а собака – лает. Кошка любит пить молоко и есть рыбу, а собака грызть кости. Кошка и собака приносят пользу человеку. Собака охраняет дом, а кошка ловит мышей.
Слайд 12Используя круги Эйлера ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в
целях запоминания.
Например: классификация "Животный мир"
1.На большой круг (из ватмана, картона)
кладут
картинки представителей животного мира: зверей, птиц,
насекомых, рыб (вперемешку).
2. Дети берут в руки все картинки и раскладывают в
круги меньших размеров, которые располагаются в
большом круге: (цвет кругов определяете сами) в
коричневый – насекомых, зеленый - зверей, голубой –
птиц, синий - рыб и определяете кого в какой круг класть схематичным
изображением.
3. Вы определили группы животных. Зверей можно разделить на: животных леса, животных севера, животных жарких стран. А значит в круг, где находятся звери кладете 3 круга и размещаете животных.
4. Птиц можно разделить на зимующих и перелетных. А значит в круг, где расположены птицы кладете 2 круга и помещаете туда птиц.
5. Насекомых можно разделить на ползающих и летающих.
Слайд 13Эту игру можно предложить детям даже 2-ой младшей группы, чтобы
классифицировать домашних и диких животных, овощи и фрукты.
Также можно классифицировать
растительный мир, предметный мир, геометрические фигуры, и даже звуки.
Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения.
Слайд 14ВЫВОД: Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем
развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков,
осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать, которые необходимы ребенку при подготовке к обучению в школе.
"Учите ребенка каким - нибудь неизвестным ему 5 словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите 12 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К.Д.Ушинский