Слайд 1Материалы для дистанционной поддержки учащихся по дополнительной программе «Юный экскурсовод»
Педагог
дополнительного образования
Степанов Игорь Николаевич
Год обучения:2
Группа: 2
Тема занятия:
«Структура музейного
сайта.
Группы музейных сайтов в Интернете, реально существующих музеев
и виртуальных музеев.»
Слайд 2Материалы по теме занятия
08.06.2020 14.50-16.30
Структура музейного сайта. Группы
музейных сайтов в Интернете, реально существующих музеев и виртуальных музеев.
Слайд 3На данном занятии мы рассмотрим историю разработки музейного сайта Выборгского
музея-заповедника, которую рассказывает компания-разработчик «Собака Павлова» (https://sobakapav.ru/).
Слайд 5Выборгский замок — единственный сохранившийся средневековый замок в России, главная
достопримечательность Выборга. Не просто музей, скорее — сердце города, центр
культурной и всякой вообще жизни. Тут все время что-то происходит — не средневековый фестиваль, так музыкальный, не рыцарский турнир, так регата, не что-то театральное, так что-нибудь спортивное. И хотя в Выборге и другого интересного немало, туристы приезжают в город в первую очередь ради замка.
В конце 2015 года музей «Выборгский замок» реорганизовали. Раньше он подчинялся комитету по культуре Ленинградской области, а сейчас вошел в состав «Выборгского объединенного музея-заповедника». Новый музей объединил замок, средневековые памятники в Выборге (ратуша, средневековые дома и т.д.), а также заповедник Ялкала в Ильичево. И новому музею нужен новый сайт.
А еще замок — и другие исторические здания «объединенного музея» — наконец начинают восстанавливать. И про реставрацию обязательно надо рассказывать, потому что это больной вопрос для жителей Выборга и главное дело для новой дирекции.
Слайд 7Что важно посетителям сайта музея?
Ответ более-менее очевиден. Часы работы, анонсы
выставок, описание достопримечательностей. Что важнее? Тут уже сложнее. Мы посмотрели
зарубежные исследования и увидели, например, следующее. Каждый второй посетитель музейных сайтов хочет «спланировать поездку», а каждый пятый пришел без внятной цели.
Слайд 9Что важно посетителям Выборгского замка?
Про это нам рассказал заказчик. Посетители
звонят и задают конкретные вопросы, а общими впечатлениями и пожеланиями
делятся в группе музея во «ВКонтакте». Да, у музея образцово-показательное представительство в этой соцсети, что, конечно, упростило нам жизнь.
Кстати, если вы надеетесь, что публикация какой бы то ни было информации избавит от одинаковых вопросов, — спешим разочаровать. Спрашивать все равно будут, всегда есть люди, которые предпочитают личное общение.
Слайд 11Как никого не забыть?
В информационных проектах вместо описательных портретов пользователей
удобно использовать матрицу. У нас получилось двенадцать пользователей.
Слайд 13Какая информация у нас уже есть?
Параллельно с изучением пользователей собираем
информацию от заказчика: описание программ, стоимость билетов, историческая справка, фото
достопримечательностей.
Слайд 15Как собрать из всего этого сайт?
Прикидываем информационную структуру.
Слайд 18Детализируем в объектно-информационной модели
Слайд 21Конечно, никому не придет в голову публиковать такую простыню в
надежде, что пользователь будет вчитываться.
Это полуфабрикат для проектировщика или верстальщика
— информационно насыщенный структурированный документ, по которому создают страницы сайта. Один абзац верстальщик трансформирует в карту, другой сократит до трех пунктов с пиктограммами, а третий — где кратко сформулировано самое важное — скопирует целиком.
Параллельно с текстами мы работали уже непосредственно над сайтом — выбрали тему Vestige Museum, установили, допилили под наши нужды.
Слайд 24Что получилось
Главная страница сразу отвечает на самые важные вопросы: что,
где, когда и сколько денег приготовить. Главное меню — на
все остальные.
Слайд 26Если можно упростить жизнь пользователей с помощью стороннего сервиса —
нужно это сделать. А иногда просто необходимо. Так, мы вставили
на сайт расписание автобусов и электричек.
Слайд 29Важный момент: не стоит размещать на сайте готовое расписание или
список гостиниц в надежде, что кто-то будет своевременно обновлять данные.
Чаще всего такие сведения вначале просто устаревают, потом мумифицируются…
Мы находили потрясающие артефакты былых времен на действующих сайтах: «актуальное» расписание автобуса, который лет пять как отменен, настоятельный совет посетить кафе, закрывшееся в прошлом веке. Еще поискать — так и новейшее расписание драккаров на Wiborgs slott найдется.
В общем, не делайте так. Пользователи спасибо не скажут.
Слайд 30Рассказали, чем можно заняться в музее. Вот тут, кстати, было
просто необходимо съездить, посмотреть, послушать и руками потрогать. Потому что
вводные вводными, но с чужих слов писать всегда сложнее, чем по личным впечатлениям. Да и поговорить с мастерами или продавцами музейной лавки — бесценно, даже если в финальный текст почти ничего не попадет.
Плиточная верстка страницы — стандартная возможность выбранного нами шаблона.
Слайд 32Основная информация на страницах активностей вынесена в правый блок.
Слайд 34Реставрация — первая и главная задача новой дирекции музея. Так
что отчитываться просто необходимо — и о намеченном, и о
сделанном.
Слайд 36Результат
Сайт запущен. Планировать поездки с его помощью теперь легко и
удобно, но возможностей развиваться еще сколько угодно: создавать более подробные
описания экспозиций, выкладывать фото, запускать спецпроекты… Стоп, что-то мы увлеклись.
Результат получился неплохим, и дирекция может переключиться на другие дела. А дел у сотрудников музея, поверьте, хватает. Впрочем, про сайт они тоже не забывают, там уже понемногу появляются новые материалы.
«Работалось с вами очень комфортно. Мы понимали состав работ и ответственность сторон за результат. Общаться было вполне комфортно. Даже когда сменился менеджер проекта, мы не почувствовали проблем.
Вашу компанию описывали нам как тех людей, которые хорошо пишут технические задания, и мы убедились в этом на собственном опыте. Мы вполне довольны процессом и результатом.
Совершенно уверенно можем рекомендовать “Собаку Павлову” в тех случаях, когда заказчик не работает в сфере IT, не имел опыта работы по созданию сайтов».
Владимир Цой, директор музея
Слайд 37Смысл
Смысл раз, банальный. Работать с тем, что любишь, — как
мы любим Выборгский замок — нелегко, но очень приятно.
Смысл два,
товарно-денежный. Скромный бюджет — не повод для рыданий. Да, иногда хочется сделать все «как в лучших домах Парижа», чтоб и онлайн-экспозиция, и прогулки интерактивные… Но и минимум миниморум можно сделать хорошо, внятно и для людей.
Смысл три, человековедческий. Если нельзя сделать все и сразу, нужно найти главные вопросы и ответить на них. Туристам рассказать, как доехать, как пройти и чем заняться. Горожанам — когда отремонтируют Олафа, когда Цехгаузы и спасут ли Часовую башню.
Смысл четыре, зловещий. Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от готовых расписаний автобусов.
Слайд 38Задание
До 21:00 08.06.2020 выполните тест:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScpqyVm8gmLi0EhtzX8lGUStmAau5_zyCaj382jhc119QIClg/viewform