Слайд 1
МБОУ«Серебропольская средняя общеобразовательная школа»
Табунского района. Алтайского края.
Серия уроков по
теме: Дыхание.
( Биология. Человек: учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений
/Д. В. Колесов , Р. Д. Маш, И.Н.Беляев.)
Учитель биологии и химии: Бригаденко Н.А.
Слайд 2Дыхательная система
Зачем нашему организму кислород?
Слайд 3Урок:1.Тема:
Значение дыхания . Органы дыхательной системы;
Дыхательные пути , голосообразование
.
Заболевания дыхательных путей.
Слайд 4
План:
1. Значение дыхания.
2. Строение и функция органов дыхания у человека.
3.
Носовая полость.
4. Гортань – орган голосообразования.
5. Трахея и бронхи.
6. Заболевание
органов дыхания.
Слайд 5Дыхание - это
Совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и
окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода
Значение
дыхания:
1.Обеспечивает газообмен.
2.Участвует в теплорегуляции.
3.В голосообразовании.
Слайд 6
Органы дыхания
С- носовая полость
D-ротовая полость
Е-трахея
В- бронхиальное дерево
А-легкие
F-диафрагма
Слайд 7Органы дыхания
Верхние дыхательные пути:
Носовая полость , ротовая полость,
носоглотка, глотка.
Нижние дыхательные
пути:
Гортань ,трахея , бронхи , легкие.
Слайд 8Дыхательные пути:
Носовая полость
Носоглотка
Гортань
Трахея
Бронхи
Легкие
Слайд 9Носовая полость:
1.Разделена на две половины.
2.Выстлана слизистой оболочкой, которая снабжена ресничками
.
(слизистая богата кровеносными сосудами и железами)
3.На верхней стенке носовой полости
много фагоцитов, лимфоцитов, антител.
Функции:
1.Согревают, увлажняют, очищают воздух.
2.Защищают организм от вредных воздействий через воздух.
Слайд 10В носовой полости :
Воздух увлажняется и обезвреживается с помощью слизи
Согревается
из-за обильного кровоснабжения
Слайд 11Почему не рекомендуется дышать ртом и кричать на морозе?
Слайд 13Гортань:
Имеет вид воронки, стенки которой образованы хрящами
Между хрящами натянуты голосовые
связки
Слайд 16Голос человека:
Звук возникает в результате колебаний голосовых связок при выдохе
Высота
голоса зависит от длины голосовых связок: чем короче связки, тем
больше частота их колебаний и тем выше голос
В окончательном формировании звуков речи принимают участие ротовая и носовая полости, язык, губы, челюсти
Работа перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией.
Слайд 17Значение гортани:
Проведение воздуха
Голосообразование
Слайд 18Трахея.
Подпишите
(используя рис.59 стр.135)
Слайд 19Трахея:
Трубка длиной 10-15 см
Передняя стенка образована хрящевыми полукольцами (для чего?)
Благодаря
такому строению трахея не спадается при дыхании, а её задняя
мягкая стенка, прилегающая к пищеводу, не мешает прохождению пищи.
Слайд 20Бронхи:
Входят в лёгкие, образуют там бронхиальное дерево
Самые мелкие бронхи заканчиваются
лёгочными пузырьками - альвеолами
Слайд 225.Заболевание органов дыхания
(самостоятельно)
ПЛАН:
Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей . Околоносовые
пазухи.
Миндалины.
Аденоиды.
Дифтерия.
Слайд 23
1.Подведение итогов.
2.Д/з.п.26.стр.138-слова. Стр.139-140 –лаб.раб.
Слайд 24Урок 2.Тема:
Легкие.
Легочное и тканевое дыхание.
Слайд 25Строение лёгких:
Расположены в грудной полости, которая выстлана соединительнотканной оболочкой –
пристеночной плеврой
Снаружи каждое лёгкое покрыто лёгочной плеврой
Лёгочная ткань представляет собой
губчатую массу, образованную лёгочными пузырьками
В каждом лёгком содержится 300-350 млн лёгочных пузырьков, их общая поверхность – 100 м2
Лёгочные пузырьки густо оплетены капиллярами.
Слайд 29Этапы дыхания:
Внешнее дыхание
Транспорт газов
Внутреннее дыхание
Слайд 30Внешнее дыхание:
Вентиляция лёгких.
Газообмен в лёгких.
( Обмен газов в легких происходит
благодаря диффузии)
Тканевое дыхание - происходит в капиллярах большого круга
кровообращения , где кровь отдает кислород и получает углекислый газ.
Слайд 311.Итог урока.
2.Д/з. п.27.(Раб. в печ. тетрадях.)
Слайд 32Урок:3.
Тема :
Механизм вдоха и выдоха . Регуляция дыхания. Охрана
воздушной среды.
Слайд 33
План:
1.Механизм вдоха и выдоха.
2.Нервная регуляция дыхания.
3.Чихание и кашель.
4.Гуморальная регуляция дыхания.
5.Действие никотина на органы дыхания.
6.Воздушная среда
и ее охрана.
7.Борьба с пылью.
8.Источники загрязнения атмосферного воздуха.
( самост . изуч. Приготовить сообщения , презентации.)
Слайд 34Вентиляция лёгких
(Дыхательные движения)
Структуры: органы дыхания, межрёберные мышцы, диафрагма.
Слайд 35Процессы вдоха и выдоха
Вдох
Выдох
Слайд 36Механизм вдоха
межрёберные мышцы и диафрагма сокращаются
рёбра поднимаются, диафрагма опускается
объём грудной полости увеличивается
объём лёгких увеличивается
воздух засасывается в лёгкие
происходит вдох
Слайд 37Механизм выдоха
Межрёберные мышцы и диафрагма расслабляются
Рёбра опускаются вниз, диафрагма поднимается
Объём
грудной полости уменьшается
Лёгкие сжимаются
Воздух выдавливается из них
Происходит выдох
Слайд 381. Объяснить в чем заключается механизм вдоха и выдоха?
2.Где находится
дыхательный центр?
Слайд 40Газообмен в лёгких:
За счёт разницы концентраций через стенки капилляров и
альвеол идёт диффузия газов.
Кровь насыщается кислородом и становится артериальной.
Одновременно
углекислый газ проникает в альвеолы и мы его выдыхаем.
Слайд 41Транспорт газов:
Кислород соединяется с гемоглобином и разносится по всему организму.
Углекислый
газ из клеток поступает в кровь; 15% соединяется с гемоглобином,
75% переносится плазмой крови в виде раствора.
Слайд 43Внутреннее дыхание
Газообмен в тканях
Клеточное дыхание
Слайд 44Газообмен в тканях
Из капилляров большого круга кислород поступает в ткани
В
артериальной крови кислорода больше, чем в клетках, поэтому он легко
поступает в них
Углекислый газ, которого в тканях больше, из клеток поступает в кровь
Таким образом, в тканях всех органов происходит превращение артериальной крови в венозную
Слайд 45Клетки ткани
Кровеносный сосуд
О2
О2
СО2
СО2
Слайд 46Клеточное дыхание
В клетках организма кислород участвует в реакциях окисления питательных
веществ
В результате этих реакций вырабатывается энергия, необходимая для жизни
С6Н12О6 +
6О2 6СО2 + 6Н2О + Е
глюкоза
кислород
углекислый
газ
вода
энергия
Слайд 47Так вот для чего нашему организму кислород!
Слайд 484.Чихание –защитная реакция организма через нос.
Кашель-защитная реакция организма через рот.
Слайд 49Регуляция дыхания
Нервная
Гуморальная
Слайд 50Нервная
Непроизвольная
регуляция частоты
и глубины дыхания
Произвольная
регуляция частоты
и глубины дыхания
Осуществляется
Дыхательным центром
продолговатого
мозга
Корой больших
полушарий
Воздействие на холодовые,
болевые и другие рецепторы
может приостановить
дыхание
Мы можем
произвольно
ускорить или
остановить дыхание
Слайд 51Гуморальная регуляция
Частоту и глубину
дыхания
Ускоряет
Избыток СО2
Замедляет
Недостаток СО2
Слайд 52(вопросы 5-8)
Просмотр презентаций , прослушивание сообщений.
Слайд 53
1.Итог урока.
2.Д.з. п.28. с.146 –вопросы, работа в печ. тетрадях.
Слайд 54Урок 4.Тема:
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и
травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации.
Слайд 55
ПЛАН:
1.Изменение обхвата грудной
клетки.
2.Лабораторная работа:с.147.
3.Жизненная емкость легких.
4.Болезни дыхательной системы.
5.Оказание первой
помощи при нарушении дыхания. Гигиена дыхания.(4-5 в. приготовить презентации ,
сообщения)
Слайд 56
(1-2 вопросы)Лабораторная работа: «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха
и выдоха» (см.стр.147.)
Слайд 573.Жизненная ёмкость лёгких
Это наибольшее количество, которое человек может выдохнуть после
самого глубокого вдоха
ЖЁЛ (л) мужчин = 2,5 * рост
(м)
ЖЁЛ (л) женщин = 1,9 * рост (м)
ЖЁЛ измеряется с помощью
спирометра
Слайд 584.Болезни дыхательной системы.
(с.149-153)
5.Первая помощь при нарушении органов дыхания.
Слайд 595.Гигиена дыхания
Лёгкие некурящего
Лёгкие курильщика
Слайд 60
1.Итог урока.
2.Д.з. п.29.
(слова, вопросы с.153.,с.154. )
.