Слайд 1МЧС РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
ТЕМА:
«ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА»
Слайд 3Учебные вопросы
1.Предмет, объект и методы психологии.
2.Место психологии в
системе наук.
3.История развития психологического знания и основные направления психологии.
Слайд 4Список рекомендуемой литературы
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. -
СПб.: Питер (Серия «Учебник Нового века»), 2008.
Петровский А. В.,
Ярошевский М. Г. Психология : учебник для вузов . -7-е изд., стер., М.: ACADEMIA, 2007. - 512 с.
Психология и педагогика: учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 636 с.
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика – СПб: Питер, 2008. – 432 с.: ил.
Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов: учебное пособие / Л. Д. Столяренко, М. А. Гулиев, Р. Х. Ганиева. - 3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 510 с.
Слайд 5ВВЕДЕНИЕ
Психология (по древнегреч. psyche — «душа», logos — «понятие»,
«учение») — это наука о психике и психических явлениях. Человек
— существо социальное, почти все его психические явления социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.
Слайд 6 Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский
смысл.
Различия между житейской и научной психологией:
Житейские психологические знаний конкретны
и привязаны к определенным ситуациям, а научная психология стремится к обобщению.
Житейские психологические знания получены из случайного опыта и субъективного анализа на бессознательном уровне, а научные основаны на эксперименте.
Житейские знания психологии передаются с трудом, а научные – значительно проще.
Научная психология располагает обширным, разнообразным фактическим материалом, недоступном во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.
Слайд 7УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1
ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Слайд 8 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном
отражении субъектом объективного мира, в построении картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Слайд 9 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Предметом изучения психологии являются закономерности и механизмы психики и
психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
Слайд 10 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Объектом психологии является исследование психических явлений.
Психические явления разделяются
на три основных класса:
психические процессы;
психические состояния;
психические свойства.
Слайд 11 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Психические процессы – это первичные регуляторы поведения человека,
обладающие динамическими характеристиками, определяющими длительность и устойчивость психического процесса, пластичность, изменчивость и непрерывность психической деятельности.
На основе психических процессов формируются психические состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. Психические процессы делятся на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.
Слайд 12 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Таблица 1. Структура психических явлений
Слайд 13 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
К познавательным психическим процессом относятся процессы, связанные с восприятием и
переработкой информации: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.
Слайд 14УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Эмоциональные психические
процессы: чувства и эмоции отражают переживание человеком своего отношения к
явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события.
Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Но бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий.
Слайд 15УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Волевые психические
процессы проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей,
управлением своим поведением и др. Воля обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.
Неосознаваемые процессы - процессы, которые осуществляются вне контроля со стороны сознания.
Слайд 16 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ
ПСИХОЛОГИИ
Психические состояния характеризуют состояние психики в целом и характеризуются
длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Они влияют на течение и результат психических процессов, могут способствовать или тормозить деятельность.
Слайд 17 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ
ПСИХОЛОГИИ
Активность обеспечивает поведение человека — его взаимодействие с окружающей
средой, обусловливаемое внешними и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Важнейшей формой человеческой активности является деятельность.
Слайд 18 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Деятельность — сознательно регулируемая активность, направленная на познание
и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека- игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности.
Слайд 19УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Вывод
по первому вопросу:
Таким образом,
психология — это наука о психике и психических явлениях.
Психические явления разделяются на три основных класса: психические процессы; психические состояния; психические свойства.
Слайд 20УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2
МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
Слайд 21УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2: МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
Человек изучается
с точки зрения:
Представителя биологического вида;
Члена общества;
Предметной деятельности человека;
Закономерностей развития конкретного
человека.
Слайд 22 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2: МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
Начало
целенаправленного изучения человека, как биологического вида, положено Карлом Линнеем, выделившего
вид Homo sapiens
Антропология - наука о человеке как особом биологическом виде. В структуру современной антропологии включают три основных раздела:
1. морфология человека
2. учение об антропогенезе
3. расоведение
Слайд 23 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2: МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
Морфологию человека,
помимо антропологии изучают:
анатомия и физиология человека,
биофизика и биохимия,
психофизиология,
нейропсихология.
Особое место в этом ряду занимает медицина, которая включает многочисленные разделы.
Слайд 24 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2: МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
Учение об
антропогенезе связано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку
природу человека невозможно понять вне процесса эволюции животного мира. К данной группе наук относятся:
палеонтология,
эмбриология,
сравнительная физиология,
сравнительная биохимия.
В развитии учения об антропогенезе сыграло важную роль учение о физиологии высшей нервной деятельности антропоидов
И. П. Павлова.
Слайд 25УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2: МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
Существуют науки, которые
не соприкасаются непосредственно с учением об антропогенезе, но играют значимую
роль в его развитии. К ним относятся:
генетика
археология
палеолингвистика,
палеосоциология,
история первобытной культуры.
Огромную роль в понимании развития человека как биологического вида играет сравнительная психология, объединяющая в себе зоопсихологию и общую психологию человека.
Слайд 26Рис. 1. Науки, изучающие человека как биологический объект (по Б.
Г. Ананьеву)
Слайд 27УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2: МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
Особо выделяют науки, изучающие взаимодействие человека с природой и человечества
с природной средой.
В. И. Вернадский — биогеохимическое учение;
Науки об онтогенезе ( о процессе индивидуального развития организма);
Науки о личности и ее жизненном пути изучают мотивы деятельности человека, его мировоззрение и ценностные ориентации, отношения с окружающим миром;
Б.Г. Ананьева (1907—1972) – человекознание.
Слайд 28УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2: МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
Вывод по второму
вопросу:
Таким образом, в системе наук, изучающих человека, является сам
человек, и изучать его необходимо во всем многообразии проявлений и связей с внешнем миром, так как только в этом случае можно получить полное представление о человеке и закономерностях его социального и биологического развития.
Слайд 29УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Слайд 30 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Официальную
историю научной психологии принято отсчитывать с 70-х годов ХIХ века.
Первоначально возникло представление о том, что в теле человека существует нечто, позволяющее ему думать и чувствовать, добиваться намеченной цели, владеть собой.
Слайд 31УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Древнегреческие философы –
Гераклит (ок. 544—483 до н.э.), Демокрит (ок. 460 — ок.
371 до н.э.), Платон (428—348 до н.э.), Аристотель (384—322 до н.э.) и др. – представляли душу отдельного человека как пламя или движение воздуха, и как слабый отпечаток мировой души — Космоса.
Слайд 32 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Французский
философ Р. Декарт (1596—1650) считал, что душа и тело имеют
разную природу и действуют по разным законам. Тело материально и действует по законам механики. Душа - нематериальна, она способность мыслить, помнить и чувствовать.
Слайд 33
Историю научной психологии считают с 1879 году - года
открытия немецким физиологом В. Вундтом (1832— 1920) в Лейпциге первой
в мире экспериментальной психологической лаборатории. Психология стала экспериментальной наукой.
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Слайд 34
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Основные направления западной
психологии
Бихевиоризм и необихевиоризм ( от англ. behavior –
поведение). Бихевиоризм разрабатывали американские психологи Э.Л. Торндайк (1874— 1949), Дж. Уотсон (1878—1958) и др. На развитие бихевиоризма громадное влияние оказало учение И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов. Основные представители необихевиоризма - Э. Толчен (1886 —1959), К. Халл (1884—1953), Б. Скиннер (1904—1990), А. Бандура (1925 – 1988).
Sпознавательные процессыR
Слайд 35УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Психоанализ и
психодинамическая теория. Основателем этого направления стал австрийский психиатр и психолог
З. Фрейд (1856—1939) и первоначально психоанализ возник как метод лечения неврозов. Особое внимание Фрейд придавал проблемам раннего детства, в котором человек получает опыт физического и психологического благополучия, опыт общения с первым окружением – родители, братья, сестры и т.д.
Основные представители направления: А. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон.
Ид
Слайд 36УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Гештальтпсихология возникла в
начале XX века в Германии. Название происходит от слова «гештальт»
(нем. «форма, образ, структура»). Ее основателями являлись М. Вертгеймер (1880—1943),К. Коффка (1886—1967), В. Келер (1887—1967).
Генетическая психология. Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896—1960) разработал теорию развития интеллекта. Он рассматривал развитие в процессе адаптации ребенка к окружающему миру.
Слайд 37 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Когнитивная психология
( от лат. соgnitо — знание, познание). Ее возникновение и
развитие связаны с бурным становлением компьютерной техники, кибернетики как науки об общих закономерностях процесса управления и передачи информации.
Гуманистическая психология возникла в 60-е годы нашего столетия в американской психологии. Это направление основано на оптимистическом подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности, творческие силы каждого человека, в то, что он способен сознательно выбирать свою судьбу и строить свою жизнь. Наиболее известными представителями этого направления являются К. Роджерс (1902—1987), А. Маслоу (1908—1970) и В. Франкл (1905-1997).
Слайд 38
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Развитие отечественной психологии
Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально
осуществлялось в русле двух основных направлений — философско-религиозного и естественно- научного.
Философско-религиозное направление: В. Соловьев (1853—1900), Н.Я. Грот (1852—1899), Г.И. Челпанов (1862—1936), Л.М. Лопатин (1855—1920), и др. — считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.
Естественно-научное направление: И.М. Сеченов (1829—1905), В.М. Бехтерев (1857—1927), И.П. Павлов (1849—1936), А.А. Ухтомский (1875—1942). Их идеи легли в основу рефлексологии — научного направления, основоположником которого был В.М. Бехтерев. В качестве предмета психологии стали рассматриваться рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга и запускаемые внешними раздражителями.
Слайд 39УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
После Октябрьской революции,
в З0—50-е годы, отечественная психология, оказывается под идеологическим давлением. В
качестве единой философско-методологической базы психологии выдвигается марксизм. Максимально усиливается значение физиологических объяснений. Однако психология продолжала развиваться вопреки идеологическому диктату.
Культурно-историческая концепция. Основателем этой концепции был Л.С. Выготский (1896—1934). Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечество выработало средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром и самим собой. Психическое развитие человека - это процесс его культурного развития, в результате чего формируется личность.
Теория деятельности А.Н. Леонтьева (1903—1979). Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека составляет процесс развития его деятельности.
Слайд 40УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Психология индивидуальных различий.
Это направление связано с именами: Б.М. Теплов (1896—1965), ВД. Небылицын
(1930—1972), В.С. Мерлин (1892—1982). В этом направлении получила психологическую разработку теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. На ее основе была разработана дифференциальная психология, теория типов темперамента и теория способностей.
Психология отношений. Основателем этой теории был отечественный психоневролог и психотерапевт В.Н. Мясищев (1892-1973). Он исходил из представления о том, что всякий человек с самого рождения включен в систему общественных отношений. Эти отношения формируют его субъективные отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе. Эта внутренняя система отношений составляет ядро личности человека, а не характер, способности или темперамент.
Слайд 41УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Вывод по третьему
вопросу:
Таким образом, официальную историю научной психологии принято отсчитывать с
70-х годов ХIХ века. В начале ХХ в. возникли два направления, совершившие переворот в психологической науке. Одно из этих направлений — бихевиоризм — обратилось к изучению поведения, психоанализ — к изучению бессознательных процессов. Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений — философско-религиозного и естественнонаучного.
Слайд 42Заключение по лекции №1
Психология — наука, которая изучает психику. Психика
человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в его поведении
и деятельности. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности. Но, несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они все, тем не менее, относятся к единой области знания. Их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений – психических. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин – это человек, его психические процессы, состояния и свойства.
Таким образом, человек как социальное существо не менее интересен для науки, поскольку современное развитие человека как вида Homo sapiens осуществляется уже не по законам биологического выживания, а по законам социального развития.
Слайд 43
Задание на самостоятельную подготовку
1. История психологии.
2. Основные направления западной и
отечественной психологии. При рассмотрении данных вопросов уделить внимание материалу, изложенному
в главах и разделах рекомендуемой литературы, и остановиться на:
психологических воззрениях в античную эпоху, средневекового периода и эпохи возрождения;
развитии психологии в XVII-XIX веках;
месте психологии в системе наук;
основных направления в психологии;
основных отраслях психологии;
методах психологических исследований.
При рассмотрении основных направлений западной и отечественной психологии ХХ в. иметь представление о следующих научных подходах в психологии: бихевиористском, биологическом, когнитивном, психоаналитическом, гуманистическом, социально-психологическом, о западных и отечественных ученых-психологах.