Слайд 2определение
Ме́бель (фр. meuble, от лат. mobile) — совокупность передвижных или
встроенных изделий для обстановки жилых и общественных помещений и различных
зон пребывания человека.
Предназначается для сидения, лежания, приготовления пищи, выполнения письменных и других работ, разделения помещения на отдельные зоны. К мебели относятся столы, стулья и табуреты, комоды, кровати, кресла и диваны, шкафы различных типов и назначений, полки и некоторые другие виды.
Мебель может выпускаться как отдельным мебельным изделием, так и в составе набора или гарнитура (мебельный гарнитур).
Слайд 3К древнейшим образцам, дошедшим до нашего времени, относится мебель Древнего
Египта. Египетскую мебель отличают простота формы, изогнутые линии (ножек, спинок,
кресел и т. д.), декоративные вставки из золота, цветной эмали и слоновой кости большей частью с изображениями растений. Основными мебельными изделиями в Египте были табуреты — складные и на четырех вертикальных ножках, кресла и парные сиденья на ножках в виде львиных лап и бычьих ног. Особыми украшениями и роскошью отличались троны фараонов. Спинки тронов покрывались сквозной символической резьбой со слабым рельефом. Широко применялись прокладки из драгоценных металлов с цветной эмалью. Особенностью египетских кроватей были специальные подставки, позволяющие сохранять сложную прическу. Домашнюю утварь и одежду хранили в ярко раскрашенных и инкрустированных сундучках и ларях.
Мебель древнего египта
Слайд 4Мебель древнего египта
Коробка из гробницы Тутанхамона с выпуклой крышкой над
прямоугольным ящиком. Вся поверхность декорирована изысканными изображениями Тутанхамона в героических
деяниях. Около 1347 — 1337 до н.э. Живопись. Мчащийся на колеснице Тутанхамон, поражающий нубийскую армию.
Слайд 5Мебель древнего египта
Кровать из гробницы Тутанхамона, имеет прямоугольную деревянную раму,
покрытую золотым листом, и сетку из витых веревок. Кровать снабжена
изголовьем, ножки вместе со своими завершениями оформлены как лапы животного. Около 1567 — 1320 до н.э.
Слайд 6Трон из гробницы Тутанхамона имеет деревянный остов, обернутый золотыми и
серебряными листами с инкрустацией, полудрагоценными камнями и декором в виде
лап и голов льва.
Мебель древнего египта
Слайд 7Мебель древнего египта
Табурет на ножках в виде звериных лап и
орнаментами в виде лотосов и папируса.
Слайд 8Мебель древнего египта
Расписной сундук с выпуклой крышкой времен Древнего Египта
Слайд 9Мебель древнего египта
В Древнем Египте вместо набитых пухом подушек для
поддержания головы в удобном положении использовались жесткие подголовники.
Слайд 10Мебель, употреблявшаяся в Древней Греции в повседневной жизни, отличалась простотой
и удобством. Она свидетельствует об умении сочетать утилитарные начала с
подлинно художественной формой, проявлявшемся древнегреческими мастерами не только в архитектуре, но и в художественном ремесле. Греческие стулья обычно имели прогнутые, широко расставленные ножки и изогнутую спинку с широкой вогнутой перемычкой в верхней части. Для хранения одежды и другого имущества грекам служили сундуки и лари, очень простые по очертаниям. Драгоценные уборы и мелкие вещи они держали в небольших шкатулках. Особенно характерной мебелью греков было клинэ — довольно высокое ложе на четырех массивных ножках, обычно профилированных и богато украшенных инкрустацией.
Мебель древней греции
Слайд 11Мебель древней греции
клисмос — стул с серповидными ножками, изогнутые задние
ножки держали спинку.
Слайд 12Мебель древней греции
у греков появился обычай есть лежа; для этих
целей они применяли ложе (клинэ) — что-то среднее между кроватью
и софой.
Слайд 14Столам в греческом доме не придавалось большого значения, они являлись
второстепенными предметами обихода. Наряду с простыми рабочими столами имелись более
легкие обеденные столы; обеденные столы, так как ели лежа, были очень низкими, трапециевидными, на трех ножках, ножки книзу сужались, изгибались или заканчивались в виде звериной лапы. Материалом часто служила дорогая древесина или бронза. Кроме того пользовались столами с четырьмя ножками и столами на одной опоре.
Мебель древней греции
Слайд 15На стиль мебели Древнего Рима сильно повлияла культура Греции, стран
Востока и Египта. Для древнеримской мебели характерно большое число украшений,
обильная орнаментика. В орнаменте изображались растения, люди и животные. Особенностью орнамента являлись военные атрибуты.
Древнеримскую мебель подразделяют на два основных типа: деревянную, украшенную резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева, эмали, фаянса, золота и серебра; декоративную неподвижную из белого или цветного мрамора с мозаичными досками на столах. Кроме того, мебель изготовляли из бронзы, а также плели из ивовых прутьев.
Мебель древнего рима
Слайд 16Основными изделиями древнеримской мебели были стулья четырех типов. Для должностных
лиц Римской империи — консулов и преторов предназначались курульные кресла
с квадратным сиденьем и ножками Х-образной формы. Сначала курульные кресла делали складными, затем их стали снабжать спинками. Для высших должностных лиц и граждан, имевших особые заслуги, предназначалась скамья с двойным сиденьем— бицеллиум. Кресло с высокой спинкой для главы семьи называлось солиум. Для женщин изготовлялись особые стулья с удобной полукруглой спинкой — катедрой.
Столы делали круглой и прямоугольной формы. Круглые столы укреплялись на трех ножках в виде звериных лап, изящно изогнутых и богато украшенных. Прямоугольные столы имели сплошные боковины с глубокой рельефной резьбой, изображавшей двойные фигуры грифонов, львов, орлов. Крышки столов были гладкие, украшались мозаикой или каменной инкрустацией.
Мебель древнего рима
Слайд 17Мебель древнего рима
Ложе для приёма пищи
Мраморный стол с мозаичной столешницей
из Национального археологического музея Неаполя.
Слайд 18Мебель древнего рима
Мраморное подстолье из Помпей
Мраморный стол
Слайд 19Мебель древнего рима
Складной металлический стол из Помпей
Слайд 20Мебель древнего рима
Курульное кресло
Бизеллиум – особая скамья для почетных гостей
в Древнем Риме. Этот предмет мебели представлял собой двухместную скамью
без спинки. Уважение к почетному гостю оказывалось уже тем, что на 2-хместную скамью усаживали 1 человека. Выглядела скамья бизеллиум примерно так:
Слайд 21Романский стиль господствовал в Европе до начала XIII века. Мебель,
которой пользовалась основная часть населения в эту эпоху, была проста
и даже примитивна. Основное распространение получили грубые столы, табуреты на трех и четырех ножках, скамьи. Первое место среди предметов обихода принадлежало сундуку, который использовался как стол, стул, кровать, а в основном как шкаф. Сундук сохранил свое назначение вплоть до XVIII века. Мебель для сидения (кресла, скамьи) делали из наборов точеных стержней.
Материалом для изготовления мебели служили ель, кедр и дуб. Мебель романского стиля встречалась в домах крестьян вплоть до XVIII века и даже в XX веке частично сохранила его основные черты. С течением времени народная мебель несколько облегчает пропорции, освобождаясь от излишнего запаса материала.
Мебель романского стиля
Слайд 22Мебель романского стиля
Ранняя форма сундука с тяжелыми коваными накладками
Сундук романского
периода
Слайд 23Мебель романского стиля
Дубовый шкаф из аббатства. Франция, 1175 г.
Слайд 24В церквях, монастырях и замках сохранилось крайне мало предметов мебели
этого периода. Мебель была «мобильной», так как её часто перевозили
с места на место. В основном это были сундуки, табуреты, скамьи, грубые кровати со столбиками.
Самым распространённым материалом был дуб, самой распространённой формой-квадрат. В те времена не существовало рубанков и пил, не было профессии мебельщика. Плотники не знали деревянных соединений, поэтому внешний вид мебели вполне соответствовал тогдашнему уровню развития мебельного дела. Дости и бруски вырубались из цельных стволов, обтёсывались топорами, соединялись встык и скреплялись железными скобами.
Мебель романского стиля
Слайд 27С XIII века сначала в архитектуре, а затем в мебели
распространяется готический стиль. Формы мебели повторяют формы архитектуры в виде
тонких колон и орнамента. Появляется филенчатая мебель с обильной резьбой. Особое развитие мебельное дело получает в XV веке на севере Франции, в городах Фландрии. Сиденья стульев приобретают разнообразные формы — круглую, прямоугольную, многогранную.
Мебель Готического стиля
Слайд 28Характерной разновидностью готического кресла становится сундук, к которому была приделана
очень высокая глухая спинка с глухими локотниками. Сиденье устраивалось обычно
подъемным. Отдельные части кресел, особенно угловые элементы, являющиеся основой конструкции, богато украшались. В обиход входят поставцы, шкафы и буфеты. Прототипом поставца-шкафа на столбах являлся сундук с четырьмя ножками, соединенными внизу горизонтальной рамой. Впоследствии нижняя рама зашивалась наглухо и задние ножки соединялись досками. Дверцы верхнего отделения делали обычными, распашными или откидными’. Верхнюю часть добавляли уступообразной горкой с навесом и балдахином, обработанным в виде стрельчатых сводов. Такие поставцы служили для хранения серебряной посуды. На нижней цокольной открытой части поставца размещали блестящую медную посуду. В XV веке появляются большие закрытые шкафы с двумя или четырьмя дверцами. Начинают распространяться кровати под балдахином с задергивающейся занавесью. Вся мебель, как правило, изготовлялась из древесины дуба. Для поздней готики характерно сочетание резьбы с росписью и позолотой. Готический стиль в мебели характеризуется значительными местными различиями. Наибольшим изяществом пропорций, украшений, а также соразмерностью частей отличалась французская мебель.
Мебель Готического стиля
Слайд 29Мебель Готического стиля
Готическая скамья для клироса. 1483 г. Чехия
Буфет «лесенкой»
с небольшим балдахином украшенный резьбой. Германия.
Слайд 30Мебель Готического стиля
Двухъярусный шкаф. XV в. Нюрнберг.
Кресло с ларем под
сиденьем. XV в.
Слайд 31Мебель Готического стиля
Навесной шкафчик для посуды. Германия, 1450-1480 г.г.
Слайд 32Мебель Готического стиля
Готический стол. Франция, 1475 г.
Слайд 33Возникший во второй половине XV века в Италии стиль Возрождения
проникает во Францию и Испанию, а затем Фландрию. В развитие
мебели и декоративного искусства Возрождения Италии выделяют два основных периода: раннее Возрождение (XIV—XV века) и Высокое (позднее) Возрождение (XVI век).
В эпоху раннего Возрождения в борьбе с готическими формами на классической основе создаются новые каноны. Новое искусство возникает во Флоренции. В эпоху раннего Возрождения центрами мебельного искусства также являлись Болонья, а затем Сиена.
Мебель раннего возрождения
Слайд 34Мебель этого периода отличается простотой форм и деталей. В стульях
и креслах господствует прямая линия. Большое значение придается профилировке изделий,
возрождаются классический акант и другой растительный орнамент, а также изображения животных. Самым распространенным материалом является древесина ореха. Широко применяется резьба, деревянная инкрустация, а также позолота и роспись, которая часто выполняется выдающимися мастерами. Наряду со свадебными сундуками использовались сундук-скамейка со спинкой и массивными подлокотниками и креденца — низкий буфет с дверцами и ящиками, а также стулья с Х-об-разными ножками. Столы делают в основном прямоугольными на массивных опорах, соединенных бруском. Помимо ларей, сундуков-скамей, стульев, кресел применяются низкие кровати без балдахинов, аналои для чтения книг. В конце XV века, когда господствующее положение в украшении мебели занимают архитектурные шаблоны, появляются шкафы. Они представляют собой два поставленных друг на друга сундука с двухпольными дверцами, консолями, пилястрами, богатым цоколем и карнизом.
Мебель раннего возрождения
Слайд 35Мебель раннего возрождения
Сундук-кассоне служил для хранения и перевозки вещей, а
также как скамья и свадебный сундук. Кассоне богато украшались резьбой,
инкрустацией и росписью.
Слайд 36Мебель раннего возрождения
Касса-панка, ларь скамья со спинкой и подлокотниками (предок
дивана). Спинка касса-панки делалась высокой, а ящик под подъемным сидением
использовался для хранения денег и драгоценностей.
Слайд 37Мебель раннего возрождения
Поставец-бюро (письменный стол).
Слайд 38Мебель раннего возрождения
Резной стол из ореха для столовой, Италия
Слайд 39Мебель раннего возрождения
Большой сундук (кассоне) из кедра, Италия
Слайд 40Мебель Высокого Возрождения становится богаче украшенной. Классические формы мебели приобретают
большее разнообразие. Распространяются детали в виде львиных лап, масок, фигур
человека и животных. В XVI веке для украшения мебели применяют разноцветную мозаику из древесины различных пород, которой покрывают не только лицевую, но и внутреннюю сторону шкафов.
Спинки стульев и кресел обивают коврами, тисненой кожей, бархатом и парчой. Сиденья отделывают бахромой. Появляются шкафы-кабинеты, представляющие собой поставленный на подставку шкаф из маленьких ящиков трех или пяти родов, наружная сторона которых богато отделывалась инкрустацией. Набор ящиков закрывался небольшими дверцами, украшенными деревянными наборными картинами с перспективными видами архитектурных построек.
Мебель высокого возрождения
Слайд 43Центр мебельного производства в эпоху позднего Возрождения из Флоренции перемещается
в Рим, где изготовляется богато украшенная мебель.
В более поздний период
резьба становится богаче, с сильным рельефом. Характерно использование вместо колонок сложных резных балясин и кариатид. Значительное распространение, находит пришедший из Италии разгибной табурет с массивными дугами. Последняя четверть XV! века дает новые образцы мебели, в которых обильная резьба сочетается с инкрустацией и сложными фигурными филенками.
Мебель высокого возрождения
Слайд 46Мебель обивается темным бархатом с крупными узорами. Кресла снабжаются вертикальными
ножками, изогнутыми или пирамидальной формы с кувшинообразным расширением в верхней
части. Ножки табуретов часто размещают по диагонали. Изгибающиеся формы ножек оканчиваются расходящимися в разные стороны завитками. Крышки столов делают шести- или восьмиугольной формы, а края обрабатывают. разнообразными профилями, ложками и другими украшениями. Лари, сундуки и поставцы выходят из употребления и заменяются шкафами и бюро-кабинетами с резьбой, вставками из цветной каменной мозаики, шлифованного окрашенного стекла.
Мебель высокого возрождения
Слайд 47Кресла, стулья и диваны в эту эпоху делают с высокими
спинками, заканчивающимися полукруглым верхом выше головы сидящего. Мебель для сидения
обивают тканью, прикрепленной гвоздями, и украшают бахромой по нижней кайме сиденья. Ножки стульев и кресел изготовляют двух видов: пирамидальные с профилировкой и в форме буквы S, концы которых украшают кантом из листьев. Диваны решают в форме трех соединенных друг с другом кресел. Обивка таких диванов выполняется из богатой декоративной ткани гобеленового типа, исполненной в ярких тонах, в орнаменте которой используются помимо широких орнаментальных разводов с крупными цветами изображения птиц и мелких животных. Основным материалом для мебели служили дуб, орех и черное дерево.
Мебель высокого возрождения
Слайд 48Мебель высокого возрождения
Эпоха Людовика XIV. Комод эбенового дерева с инкрустациями.
Андре-Шарль Буль, 1708–1709. Изготовлен на королевских Гобеленовских мануфактурах.
Эпоха Людовика XV,
стиль рококо. Бержер (обитое изнутри глубокое кресло). Жан-Батист Тийар-Старший, ок. 1764.
Слайд 49Мебель высокого возрождения
Ножка-кабриоль: характерная деталь мебели барокко – S-образная ножка в виде лапы
животного с когтями или копытом внизу и накладками из позолоченной бронзы. На фото: фрагмент
консольного столика, который принадлежал Людовику XIV. Музей Wallace Collection.
Слайд 50Мебель высокого возрождения
Мотив “Солнце”: простую по форме барочную мебель богато
декорировали металлическими накладками. Основной мотив – символика Короля-Солнца. На фото:
резная дверь салона Венеры в версальском Трианоне с изображением солнца и “руки правосудия”.
Слайд 51Мебель высокого возрождения
Французский столик-бюро в стиле барокко эпохи Людовика XIV.
Слайд 52Мебель высокого возрождения
Шкаф в стиле позднего барокко эпохи Людовика XIV.
Слайд 53Мебель классицизма
Господствовавший почти в течение века стиль рококо сменился в
последней четверти XVIII века новым стилем — классицизмом, отличавшимся четкостью
и строгостью линий и форм. Во Франции мебель эпохи классицизма получила название стиля Людовика XVI. Характерным признаком классицизма в мебели является ясно выраженная конструкция. Вертикальные опоры и горизонтальные элементы ясно видны, тогда как в мебели стиля рококо места соединений частей всегда были замаскированы резьбой, бронзовыми накладками создававшими впечатление цельного пластичного объема. На формирование стиля классицизма большое влияние оказали открытия в Помпее, а также изучение античного искусства.
Слайд 54Мебель классицизма
Комоды, письменные столы, бюро, секретеры снабжаются ровными прямолинейными карнизами
и тягами. Для украшения центральных филенок или панно вставляют небольшие
барельефы из золоченой бронзы в виде медальонов, подвешенных на широких лентах. Для облицовывания применяют в основном красное дерево, украшенное маркетри. Употребляют также привозную древесину, атласное, тюльпанное, розовое, гиацинтовое и лимонное дерево.
Слайд 55Мебель классицизма
Кресло (бержер, Франция)
Кресло, обитое гобеленом
Секретер с бронзовыми медальонами
Письменный дамский
стол
Столик (геридон)
Бюро-цилиндр работы Давида Рентгена (Франция)
Секретер-горка с фарфоровыми вставками
Слайд 59Мебель классицизма
Комод, 1780 г. Париж.
Слайд 60заключение
В 20-е годы XIX века в связи с увлечением романтикой
в украшении мебели появляются готические элементы, а в 30-е годы
распространяется мебель, имитирующая восточные стили.
После победы буржуазии во французской революции 1848 г. вкусы меняются. Разбогатевшие банкиры, промышленники и торговцы, стремящиеся к роскоши, увлекаются эклектикой— смешением современного стиля с возрождаемыми старыми формами. Появляются всевозможные украшения, чувствуется сильное тяготение к стилю рококо, вместо ситца и репса употребляют бархатную и плюшевую обивку с бахромой. Эклектика была чуждой истинному духу того стиля, которому подражала, и потребностям современности. Эстетическая неразборчивость и вычурность особенно характерны для мебели второй империи Наполеона III.
Даже краткое рассмотрение многовековой истории мебели позволяет отметить, что формообразование мебельных изделий происходит под воздействием ряда факторов, к которым относятся: социально-экономический строй; образ жизни того или иного слоя или класса общества; особенности архитектуры и уровень жилищного строительства; характер изготовления мебели и применяемые материалы; местные особенности и традиции; ведущие художественные течения.